84 года со дня рождения поэта Ю. П. Кузнецова

         К 84 летию со дня рождения Ю.П.Кузнецова



    Юрий Поликарпович Кузнецов родился 11 февраля 1941 г. в ст. Ленинградской Краснодарского края – классик отечествен­ной литературы второй половины XX века, кубанский русский поэт, переводчик и литературный критик, редактор, педагог.
Отец – кадровый военный, мать – школьная учительница.
В том же сорок первом отец ушел на фронт, а семья отправилась на его малую родину – в село Александровское Ставропольского края. Позднее перебралась в кубанский городок Тихорецк. Там, в доме деда и бабушки, прошли детство и ранняя юность будущего поэта. Отец Юрия погиб на Сапун-горе в 1944 году в битве за освобождение Севастополя. В память о нём – одно из знаменитых и хрестоматийных стихотворений «Возвращение»:
Шёл отец, шёл отец невредим
Через минное поле.
Превратился в клубящийся дым —
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернёт…
Не гляди на дорогу.
Столб крутящейся пыли идёт
Через поле к порогу.
Словно машет из пыли рука,
Светят очи живые.
Шевелятся открытки на дне сундука —
Фронтовые.
Всякий раз, когда мать его ждёт, —
Через поле и пашню
Столб клубящейся пыли бредёт,
Одинокий и страшный.

 В своё время (в середине 70-х годов) участники дискуссии в рубрике «круглый стол» («Литературная газета»), посвящённой поэзии молодых, единодушно признали это стихотворение новым словом нового поколения о войне. Из следующего высказывания самого автора (ответ на вопрос корреспондента по поводу обвинений поэта в «безнравственности») видно, насколько оказались важны образы, содержащиеся в этом стихотворении, для всего творческого мироощущения Ю. Кузнецова: «Мир мой неуютный, с космическими какими-то вихрями. Столб взрыва идёт на меня, на мою детскую память. А всё это я освоил душой. Наверное, нравственность должна быть дай бог какой, если я не надорвался, не стал пессимистом…».
 Первая публикация увидела свет в районной газете в 1957 г. Впервые Кузнецов заявил о себе, как о поэте, будучи студентом в Литературном институте им. А. М. Горького, философским стихотворением «Атомная сказка».

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленье полета
По серебристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

 Анализируя это стихотворение, прозаик и поэт М. Полуянова в своей статье пишет, что, по мнению многих историков литературы, именно стихотворение «Атомная сказка» стало знаковым в споре «физиков и лириков» в 1960-х годах. Соединение двух миров дало в итоге впечатляющую картину, несмотря на то, что лирический герой взят поэтом из, казалось бы, далекого прошлого, из фольклора (конкретно, из сказки о царевне-лягушке). Современный, теперешний мир — это не сказка, это суровая реальность. И есть ли здесь место для доброты? Иван познал природу лягушки, — но одновременно он разрушил что-то куда более важное для человечества. Правда, герой стихотворения (в силу своей приземленности) этого не понимает. Он улыбается, думая, что познал природу. Но так ли это?
   Юрий Поликарпович писал: «Сначала мне было досадно, что современники не понимают моих стихов, даже те, которые хвалят. Поглядел я, поглядел на своих современников, да и махнул рукой. Ничего, поймут потомки…»

«Дымок».
«Мир гол и пуст, и я не тот, что прежде,
Вот жизнь прошла, а где ее следы?
Цвели когда-то и мои надежды,
Но я срывал несладкие плоды.
Когда удача жизнь мою ласкала,
То против шерсти гладила грозу,
Не только Божью искру высекала,
Случалось, вышибала и слезу...

 В своей книге «Во мне рядом — даль», вышедшей в Москве в 1974 году, Кузнецов заявил все свои основные темы: Россия, дом, история, судьба, борьба добра со злом, война, любовь, поэт и поэзия, человек и природа, восток и запад.

Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.
Ну как мне тогда не заплакать
На каждый зеленый листок!
Душа, ты рванешься на запад,
А сердце пойдет на восток.

 Жизнь на Кубани оставила неизгладимый след в сердце поэта:

Клубится пыль через долину.
Скачи, скачи, мой верный конь.
Я разгоню тоску-кручину,
Летя из полымя в огонь.
Гроза гремела спозаранку.
А пули били наповал.
Я обронил свою кубанку,
Когда Кубань переплывал.
Не жаль кубанки знаменитой,
Не жаль подкладки голубой,
А жаль молитвы, в ней зашитой
Рукою матери родной...

 В 1998 году Кузнецов переложил стихами на современный язык «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского и всея Руси Илариона. Переложение стихами усилило присущие тексту ритм и одухотворенный лиризм.
Наиболее противоречивую реакцию вызвала последняя по времени поэма Кузнецова «Путь Христа». О своём творческом замысле поэт говорил, что хотел изобразить живого Христа, а не абстракцию. Споры критиков и многих читателей вызвала третья часть поэмы «Сошествие в ад», где в ад опускается сам поэт, сопровождаемый Христом, и где он видит многих персонажей мировой истории, в том числе и некоторых политических деятелей — своих современников.
 
  При жизни поэта вышло в свет свыше двадцати сборников. Его произведения переведены на азербайджанский язык. Он сам – автор многочислен­ных стихотворных переводов, как поэтов из националь­ных республик, так и зарубежных (Дж. Байрона, Дж. Китса, А. Рембо, А. Мицкевича, Ф. Шиллера и др.). В 1998 году перевел на современный русский язык и изложил в стихотворной форме «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона, за что ему была вручена литератур­ная премия.
Творчество Кузнецова было по достоинству оценено: он награжден ор­деном «Знак Почета» (1984) и литературными премиями: Государственной премией РСФСР в области литературы (1990) – за книгу «Душа верна неведомым пределам» (1986); Есенинской (1998); премией имени М. Ю. Лермонтова (2001); премией Д. Кедрина «Зод­чий» (2001). Ю. Кузнецов – лауреат Международного конкурса «Лите­ратурная Россия» (2003).
Поэт поддерживал творческие связи с кубанскими литераторами. Поэзия Ю. П. Кузнецова включена в «Хрестоматию литературы Кубани» и изучается в школах. Проводятся ежегодные литературные Кузнецовские чтения (с 2006).
В память о нем Союз писателей России учредил Литера­турную премию имени Юрия Кузнецова. В Москве на доме, где жил поэт, установ­лена мемориальная доска. Имя Ю. П. Кузнецова носят 2 библиотеки – в Ти­хорецке и Краснодаре.

За несколько дней до своей смерти, 8 ноября 2003 года Юрий Кузнецов написал стихотворение «Молитва», поэтическое переложение истории из сборника о том, как архиерей учил молитве трех старцев-отшельников.
  Пространство Вечности издавна стало домом для Юрия Кузнецова. Он входил в этот дом с каждым порывом вдохновения и огорчался, выходя обратно:

Странно и сладко звучат невечерние звоны.
Солнце садится, и тени ложатся на склоны.
Сладко и больно последние листья ронять.
Я возвращаюсь за письменный стол — умирать.
Отговорила моя золотая поэма.
Всё остальное — и слепо, и глухо, и немо.
Боже, я плачу и смерть отгоняю рукой.
Дай мне смиренную старость и мудрый покой.
(“Сошествие в Ад”).

 17 ноября 2007 года «поэт вошел в свой вечный дом, чтобы уже не возвращаться в поток времени, но, уходя, оставил открытый вход для всех читателей — свою поэзию».
  После смерти Юрия Кузнецова поэт Владимир Костров, вспоминая о нем, говорил: «Когда звучит имя Юрия Кузнецова, мне слышится музыка Вагнера, Скрябина, Прокофьева, Свиридова – это тот звук, который он нам оставил вместе с удивительной поэтикой, былинной поэтикой, вернувшейся к нам, поэтикой построения современного мифа… И в то же время поэтикой библейского масштаба. Он был в масштабе своего исторического времени». Валентин Распутин в газете «День литературы» написал о нем так: «Юрий Поликарпович был, конечно, удивительный человек. Каждый большой поэт — удивительный человек, умеющий находить те точные, глубокие, мудрые и добрые слова, органически составляющие его поэзию, его литературу. Юрий Кузнецов это умел. Он умел забираться в такие глубины, которых, казалось бы, никому не позволительно касаться».


Рецензии