Человек цифровой цивилизации
Красноярск 2009
Сноска
https://coollib.cc/b/447554/read
Краткий пресказ
• Философия должна активнее интегрироваться в современные формы культуры.
• Обоснование общей идеи монографии требует усилий.
• Авторы представляют различные интересы, но объединяющая идея — формирование картины современного мира.
Духовно-смысловая ситуация информационной цивилизации
• История XX века дала новые свойства личности.
• Личность теряет прочные смысловые основания.
• Ощущение смысловой непрочности стало устойчивым.
Проблема анализа духовно-интеллектуальной ситуации
• Карл Ясперс рассматривал проблему в «Духовной ситуации времени».
• Сегодня аналогичная задача актуальна для каждого человека.
• Формируется новая психоконструкция человека как ментальная функция информационного общества.
Семантическая методология исследования ментальности
• Человек является семантическим существом с информационно-семантическим континуумом.
• Ментальные закономерности проявляются в разных сферах жизни.
Духовный итог развития за XX век
• Ясперс определил духовный опыт как анализ смысловой ситуации.
• Юрген Хабермас показал переосмысление реальности и изменение структур философствования.
Переход от модерна к постмодерну
• Переход к исследованию текстуальных структур мышления.
• Письмо и текст как информационные структуры имеют внутреннее соотношение с реальностью.
• Мышление как информационная архитектура.
Конец французского классического постмодернизма
• Настало время прощания с постмодернизмом.
Постмодернизм и его значение
• Постмодернизм не умер, он реализовался и закончился.
• Постмодернизм выполнил свою историческую миссию, переосмыслив классические каноны культуры.
• Постмодернизм предсказал переход к новой социокультурной реальности.
Полифрактальная цивилизация
• Возникает полифрактальная, многокультурная и многосмысловая цивилизация.
• Полифрактальное мышление смешивает смысловые языки.
• Исходные структуры культур продолжают развиваться, порождая новые взаимодействия.
Логика развития философских проблем
• Философская проблема есть центр осознавания взаимосвязей реальности.
• Проблема трансформируется в метапроблему для более широкого понимания.
• Проблема изменяется с изменением содержания реальных событий.
Философия как функция интеллектуально-семантического времени
• Философия соответствует духовно-интеллектуальному пространству культуры.
• Философия изменяется в каждой культурно-ментальной среде.
• Философия создает новую методологию мышления, доказывая свою необходимость.
Философия как сумма рефлексий
• Философия определяет многообразие духовных измерений индивидуальных осмыслений.
• Философия невозможна без развития логического мировоззрения.
• Системно-целостное видение позволяет преобразовывать сумму информационных элементов.
Возникновение философского мышления
• Философия возникает в особой социокультурной системе.
• Философия есть особый тип логики смысла культуры.
• Философская дефиниция лежит в основе построения категориального аппарата.
Постмодернистская парадигма мышления
• Постмодернисты создали прецедент творческого отношения к современному обществу.
Новое понимание социокультурного устройства
• Осознана тенденция перехода к новому социокультурному смысловому устройству.
• Постмодернистский опыт анализа новых логических конструкций важен для понимания сложных духовных явлений.
Философия смысла Ж. Делеза
• Делез акцентирует проблему философии смысла.
• Смысл является базовым атрибутом социальной реальности.
• Современное мышление становится семантически зависимым.
Метасемантическая логика мышления
• Метасемантическая логика мышления необходима для понимания новой смысловой реальности.
• Метапроблемность видится с позиций нового метасемантического мышления.
• Создаваемая система метасемантических смыслов важна для понимания существующего и возможного уровня смысловой реальности.
Авторизация диалогических конструкций
• Внешняя семантическая виртуальность культуры и общества наполняется индивидуальным смыслом.
• Человек воспринимает смысловую реальность как автор этой реальности.
• Возрастание информационного пространства делает его запредельно объемным и неодномерным.
Новые схемы коммуникативной организации
• Новые структурные линии организации общества осознаются, когда становятся очевидными.
• Структурная организация мегасоциума проявляется как глобальная коммуникативность.
• Мир ищет нового синтеза и взаимопонимания.
Нарратив дискурса
• Нарратив есть механизм образования конструкций новой смысловой реальности.
• Линии нарративностей пересекаются в пространстве взаимного видения.
• Нарратив может реализовываться виртуально и в коммуникативном процессе.
Информогенез дискурсивных формаций
• Информогенез дискурсивных формаций — главное содержание ментального процесса развития.
• Каждой культуре присуща своя специфика дискурсивной формации.
• Ментальная глобальная агрессия приводит к активизации социоиммунных процессов.
Генетический тип ментальности информационной эпохи
• Генетический тип ментальности определяется информационными составляющими.
• Феномен информационного общества и «русскости» приобретает новые характеристики.
• Реальные ментальные механизмы социальной организации многообразны и изменчивы.
Ментально-семантический аспект формации
• Любая логическая формация сознания находится в диалогических взаимосвязях с другими семантическими формациями.
• Менталитет отражает важные стороны развития культуры и социума.
• Целерациональность современной эпохи проявляется через глобалистическую рациональность.
Русскость в условиях современной информационной эпохи
• Русскость есть особый семантический мир, сложный и неоднозначный.
• В условиях современной информационной эпохи русскость находит новое проявление.
Изменение понимания русскости
• Традиционные национальные стереотипы изменяются, включая понимание русскости.
• Возникает проблема определения нормы русскости в современной сетевой цивилизации.
Цивилизационные изменения
• Цивилизации возникают, развиваются и исчезают, как и общество.
• Европейская цивилизация достигла важных результатов, но сталкивается с проблемами миграции.
• Мусульманская цивилизация продолжает существовать, несмотря на трудности.
Историческая детерминация
• История определяет смысловое содержание реальности.
• Семантическая историческая детерминация проявляется через последовательные состояния.
• Без этой модели возникает смысловой хаос.
Глобализация и региональность
• Глобальность существует через региональную форму.
• Необходимо учитывать ментальную специфику регионов в процессе глобализации.
• Глобально-социальное проектирование сталкивается с новыми факторами.
Региональные критерии глобализма
• Регион становится частью глобальной системы через включение в структуру взаимосвязей.
• Глобальность обозначает планетарный предел экстенсивной взаимосвязи.
• Глобализация порождает дифференциацию регионов и ментальных культур.
Производство информации и информационная экономика
• Система производства информации становится новым социальным институтом.
• Информация изменяется в соответствии с уровнем информационного развития общества.
Матричная формационность семантиума
• Семантструктуры являются реальными структурами социоментальной организации.
• Человек создает смысловые структуры, но сам оказывается внутри них.
Интернет и искусственный интеллект
• Интернет и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью современной культуры.
• IT порождают новые проблемы, такие как информационная безопасность и потеря информации.
Информационная прозрачность
• Личная жизнь стала прозрачной благодаря IT.
• IP адрес и GPS фактор изменили понимание положения человека в пространстве и времени.
• Информационное воздействие создает как положительные, так и отрицательные функции.
Зависимость поведения от информации
• Информация влияет на поведение людей, формируя их действия.
• Современные средства массовой информации создают унифицированные стереотипы.
Тенденция к сопротивлению
• Возрастание влияния различных факторов на сознание может вызывать сопротивление.
• Антиглобалистическая информационная ментальность может проявляться в различных формах.
Неокатегориальная матрица мышления
• Новая информационная реальность требует новых методов мышления.
• Гегель утверждал, что великие культуры возникают там, где проявляется мировой космический разум.
Разум и информация
• Разум — это логика высшего космического порядка.
• Информация имеет рациональные параметры и характеристики.
Космоинформософия
• Космоинформософия — это системная универсальная логико-семантическая матрица мышления.
• Любая система мышления структурно предопределена логическими средствами.
Космосемантософия
• Рациональности и мудрости присущ смысловой компонент.
• Основные категории семантософии социума: семантический континуум, формация и матрица, топология, связь и формы ее осуществления, семантический резонанс.
Космоинформационная детерминация
• Устойчивость космоса зависит от информационных причинно-следственных связей.
• Информация проявляется как связь и отношение.
Образование и будущее
• Конец XX века изменил картину мира, ускорив процессы глобализации.
• Образование также претерпевает изменения, ориентируясь на инновационное развитие.
• Вопрос о том, как использовать новую возможность, остается открытым.
Образование и будущее
• Образование играет ключевую роль в формировании будущего.
• Образование может как гасить новое, так и превращать его в благо.
• Образование становится гибким трансформером, способным создавать будущее.
Информационные революции и их влияние
• Современная информационная революция — пятая по счету.
• Ключевые инновации: массовый дешевый компьютер, мультимедиа, Интернет.
• Информационная революция создает новые возможности и вызовы для образования.
Вопросы и вызовы
• Вопросы, требующие ответа: суть информационной революции, опасности новых возможностей, гармонизация потребностей и способностей человека.
• Предыдущие информационные революции также требовали новых образовательных систем.
Роль видения
• Видение будущего важно для стратегических решений.
• Видение позволяет достичь баланса между концепцией и перцепцией.
• Видение без действий — мечта, действия без видения — ночные кошмары.
Меняющийся лик общества
• Экономические теории не могут адекватно прогнозировать будущее.
• Экономисты прошлого верили в знание направления развития общества.
• Современные теории должны опираться на социологические модели.
Постиндустриальное и информационное общества
• Постиндустриальное и информационное общества характеризуются увеличением численности работающих в новых секторах.
• Изменение среды и человека требует особого внимания.
• Исторически общества с иной структурой деятельности возникают в развитых странах с прагматизмом.
Понятийные неточности
• Существует множество понятийных неточностей в восприятии и использовании понятий.
• Необходимо учитывать изначальный смысл используемых понятий.
• Информационное общество как передача знаний существовало всегда.
Информациональное общество и экономика
• Информациональное общество и экономика подчеркивают роль информации в производительности труда и производства.
• Инновации стали определяющими для нового общества, но осознание этого заняло почти двадцать лет.
Образование для инновационных обществ
• В 2006 году подписан документ «Образование для инновационных обществ XXI века», завершающий путь осознания нового мира.
• Понятие «инновационное общество» выделяет инновационную активность как ведущий приоритет.
Опережающее образование в России
• В российской образовательной практике ситуация далека от идеала.
• Ориентация на опережающее образование не является согласованной картиной мира.
• Цеховые интересы и отсутствие альянса общественных сил препятствуют развитию.
Исторический контекст и вызовы
• В прошлом образование было мобилизационным, что привело к успешным результатам.
• В постсоветской России не возникло критической массы инноваторов, что тормозит развитие.
• Число людей, способных к инновационной деятельности, невелико.
Роль образования в будущем
• Образование должно стать опережающим, ориентируясь на тенденции развития общества.
• Важно наполнить образование новым объемом знаний и возможностью творить инновации.
Необходимость новых подходов
• Россия по-прежнему страна «догоняющего развития», инновационный сектор экономики мал.
• Ключевой вопрос — конкурентоспособность, основанная на новом качестве образования.
• Приоритетность личностного развития перед узкопрофессиональным образованием.
Проблемы и вызовы
• Отсутствие мобилизующего лозунга для ускоренной «информатизации» и «инноватизации» страны.
• Необходимость системного объединения педагогических и психологических технологий.
• Образ «общества знаний» не ясен для большинства образовательного сообщества.
Необходимость ясного целеполагания
• Без ясного целеполагания невозможно достижение новых целей развития страны и образования.
• Российское образование находится в ожидании новой стратегической цели.
Проблемы нового образования
• Целеполагание не полно и не понятно для большинства.
• Риторика обоснования обновления образования мозаична.
• Картина мира новой модели образования не содержит проекта будущего страны.
• Идеология обновления образования экономически утилитарна.
• Опережающее образование планируется без общенациональной мобилизации.
• Управление переменами базируется на внешнем управлении.
• Не обозначена роль инновационных предпринимателей.
Риски развития России
• Опережающее образование само является инновацией и требует анализа выгод и рисков.
• Необходимы ясные ответы на вопросы о целях и мотивах перемен.
• Риск провала инновационного сценария развития страны высок.
Инновационная деятельность и культура
• Инновационная деятельность требует непривычных навыков и ментальных особенностей.
• Успешные национальные инновационные системы редки и требуют уникальных факторов.
• В России до сих пор неясно количество людей, способных к инновационной деятельности.
Образование как мост в будущее
• Образование должно стать приоритетным и ответственным.
• Необходимо взвешивание выгод, угроз и рисков на весах общественного мнения.
• Настоящее должно определяться проектом будущего, а не прошлым.
• В общественном сознании преобладает линейная картина медленных изменений.
Изменение восприятия изменений
• Нелинейное развитие требует новых методов адаптации и выживания.
• Настоящее определяется будущим, а не прошлым.
Новый социальный заказ
• Необходимость инноваций для функционирования новой цивилизации.
• Критическая масса людей, способных к инновационному творчеству, важна для выживания.
Парадокс образования
• Массовая охранительная позиция не учитывает необходимость изменений.
• Обновление образования не рассматривается как инновация.
Смена вех в образовании
• Природная рента уходит в прошлое, требуется инновационная экономика.
• Россия не готова к новой ситуации, доля на высокотехнологических рынках мала.
Целеполагание для немногих
• Образовательное сообщество медленно осознает изменения.
• Узкопрофессиональная риторика официальных документов не понятна обществу.
Новый язык общенациональных проектов
• Необходим новый язык для описания инновационных процессов.
• Опережающее развитие образования требует широкого спектра мотиваций.
«Большой секрет» нового образования
• Индустриальное образование готовило «частичных» работников.
• Новой экономике нужны иные ресурсы человеческой личности.
Новый социальный заказ на образование
• Компании ценят интеллект, способность творить и уживаться в коллективе.
• Образование должно готовить людей к решению личных и профессиональных проблем через инновации.
Обратные инновации
• Обратные инновации меняют роль людей знания и образования.
• Инновационный процесс начинается с осознания новой потребности, а не с наличия нового знания.
Проблемы развития инновационного общества
• Работники образования не понимают связь между инновациями и образованием.
• Внешнее управление проектами затратно и противоречит психологии инновации.
Необходимость честного диалога
• Честный диалог необходим со всеми, включая власть и бизнес.
• Лозунг опережающего образования: «Всем надо овладеть умением созидать инновации!».
Массовая инновационная культура
• Массовая инновационная культура может стать основой инновационного мышления.
• Овладение новым типом культуры принципиально важно для развития общества.
Цели обновленного образования
• Ускоренная адаптация иного опыта.
• Поощрение создания полезных нововведений.
• Массовое созидание человека нового общества.
Созидательный капитал
• Цель обновленного образования — массовая подготовка универсальных работников.
• Конкурентоспособность страны определяется количеством людей, готовых к конкурентной борьбе.
Глобальная конкуренция и человеческий капитал
• В глобальной конкуренции преуспевает страна, способная быстрее реализовывать проект будущего.
• Опережающее образование должно помочь найти и развить новые востребованные способности.
Компромисс культур и философские основания
• Осмысление процессов глобализации ведется в экономическом и культурном пространстве.
• В России сложился стереотип восприятия изменений в образовании в категориях эволюционного совершенствования.
• Провозглашенный курс на инновационное образование не сопровождается дискуссиями о его философских основаниях.
Методологические проблемы образования
• Отсутствие целостного восприятия инновационного процесса.
• Вопрос: возможно ли в короткое время перейти от установки «Высокая наука ради науки» к установке «Знания ради блага людей».
Различие пространств оценивания
• Инновационное предпринимательство и про-инновационное образование конкурируют за ресурсы.
• Формирование корпуса инновационных предпринимателей требует развития про-инновационного образования.
Создание критической массы творцов и организаторов
• Создание критической массы творцов и организаторов для инновационного общества России важно для её развития.
• Эти люди помогут стране выйти из исторической колеи догоняющего развития.
Инновационное общество и его вызовы
• Высокий уровень угроз в инновационном обществе требует командной работы.
• Инновационная команда должна быть «хирургической командой скорой помощи».
Обновление образования
• Возможны различные варианты обновления образования: мирное сосуществование, конвергенция, доминирование нового типа образования, наращивание человеческого капитала.
• Ускорение обновления образования требует глубокой дискуссии.
Постчеловеческое будущее и его вызовы
• Постчеловеческое будущее связано с новыми тревогами и вызовами.
• Необходима практика «бегущих волн инноваций» для динамической устойчивости обществ.
Роль образования в будущем
• Образование должно помочь человечеству адаптироваться к новым информационным революциям.
• Массовый приход образованных и воспитанных людей может заложить основу новой цивилизации.
Библиографический список
• Включает работы по инновационному развитию, глобализации, постчеловеческому будущему и образованию.
Интеллектуальные ресурсы и их оценка
• Материалы Всероссийской научной конференции
• Оценка и вовлечение интеллектуальных ресурсов в хозяйственный оборот
Мир ценностей человека «общества знания»
• Новый синтез ценностей человека «общества знания»
• Проблемы становления и развития национального самосознания
Образование на пути к новым берегам
• Курс на сотворение человека нового мира
• Психологическая наука и практика образования
Портреты и размышления
• Художественная публицистика Чарлза Перси Сноу
• Предисловие С.И. Бэлзы
Стратегическая психология глобализации
• Психология человеческого капитала
• Учебное пособие под научной редакцией А.И. Юрьева
Ключевые проблемы создания массового про-инновационного образования
• Наука, образование, инновации
• Тезисы выступлений I Всероссийской конференции
Психологическая безопасность человека глобального мира
• Материалы III Всероссийской научно-практической конференции
Образование на пути к новым берегам: взрослые за партами школы универсальных работников будущего
• Современные тенденции развития образования взрослых
Образование как гарант будущего для человека и природы
• А.Н. Комов, Н.В. Комова
• Проблема отношений человека и мира
• Будущее человечества и его ответственность
Человек — венец природы
• Рене Декарт и его идеи
• Римский клуб и глобальные проблемы современности
Возрастание обеспокоенности проблемами окружающей среды
• Движение за охрану окружающей среды
• Влияние научно-технического прогресса на биосферу
Глобальные изменения и их последствия
• Взаимоотношения природы и общества
• Необратимые экологические изменения
Необходимость широты образования
• Объединение гуманитарного и естественнонаучного знания
• Ликвидация пропасти между двумя цивилизациями
Гармония человека и биосферы
• Общие законы биосферы и человека
• Синтетическая теория В.И. Вернадского
Земля как система саморазвития
• Земля как система саморазвития
Заслуга Вернадского
• Вернадский увидел Землю как систему саморазвития и самоорганизации
• Развитие природы подчинено общим законам, что делает эволюцию закономерной
Теория самоорганизации
• Мир упорядочен и продолжает развиваться
• Возникают новые формы организации материи
• Наибольшие шансы на сохранение стабильности имеет форма, утилизирующая внешнюю энергию
Эволюция и отбор
• Переход на новый уровень организации сопровождается новыми принципами отбора
• Естественный отбор отбрасывает наименее приспособленных
• Живые системы стремятся к эффективному использованию внешней энергии
Роль внутривидовой борьбы
• Внутривидовая борьба была основным механизмом эволюции человека
• На определенной стадии развития человечества знания стали гарантом благополучия
Эпоха зрелости цивилизации
• 16 июля 1945 г. — дата вступления цивилизации в новую эпоху
• Чернобыльская катастрофа — сигнал начала старения цивилизации
Экологические и моральные проблемы
• Антропогенная нагрузка на биосферу угрожает существованию людей
• Экологические проблемы взаимосвязаны с моральными
Необходимость радикальных изменений
• Экологические технологии неоптимальны и отфильтровываются экономикой
• Нужны новые механизмы для выживания и развития системы «биосфера — человек»
Учение о ноосфере
• Ноосфера — сфера разума, возникшая с появлением человека
• Человек противопоставлен остальной материи, активно воздействует на природу
Роль образования
• Образование необходимо для предотвращения кризисной ситуации
• Интеграция знаний — глобальная задача для продолжения жизни цивилизации
Новое миропонимание и общество Разума
• Общество, высокообразованное и квалифицированное, может перейти к эпохе Разума.
• Нынешнее образование разрозненно и не имеет общих законов.
• Гуманитарные и естественные науки имеют разные законы и закономерности.
Система знаний и её архаичность
• Существующая система знаний слишком разрозненна и не имеет обобщающих формул.
• Система знаний имеет исторический характер и не учитывает современные потребности.
• Необходимо ускорить разработку единой теории знаний для повышения эффективности образования.
Стремление к единым законам природы и общества
• Единые законы природы и общества необходимы для выживания биосферы и человека.
• Вернадский первым понял принцип коэволюции человека и биосферы.
• Человечество должно изменять свои потребности и направлять действия сообразно требованиям природы.
Русский тип рациональности
• Русский народ имеет территориальную общину, открытую для инородцев.
• Территориальная община не притесняла ассоциированные народы, а способствовала их культурному развитию.
• Россия не уничтожала народы, а сохраняла их территории и культурные памятники.
• В России бережно сохраняли обычаи, религию и культуру всех народов.
Отношение к людям разных культур в Русской армии
• Гайнан, черемис, принимал присягу на верность оригинально, съедая хлеб и соль на острие шашки.
• Это символизировало его верность новому хозяину.
Истоки человеколюбивой рациональности
• Община стала основой русского общества, формируя коллективистское мировоззрение.
• Принцип соборности, основанный на равенстве, стал важным компонентом русской культуры.
Соборность и христианство
• Иларион Киевский утверждал равенство народов перед Богом.
• Христианство утверждает равенство и истину, в отличие от иудаизма.
Соборность и государственность
• Иоанн Высокопреосвященнейший связывал соборность с государственностью и державностью.
• Соборная государственность основана на единстве религиозно-нравственного начала и симфонии властей.
Проблемы управления в информационную эпоху
• Конец XX начало XXI веков — время вступления в информационную эпоху.
• Новые ценности: нестандартномыслящий человек, информация, высокообразованный человек, высокие технологии, глобализация, миграция, удовлетворение потребностей каждого человека.
• Новая парадигма управления требует простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности.
• Современные системы управления должны иметь небольшие подразделения, небольшое количество уровней управления, адаптивные структуры, ориентированные на потребителя.
• Менеджмент рассматривается как институт, обеспечивающий социально-экономическое развитие общества.
Современный менеджмент и его междисциплинарный характер
• Менеджмент рассматривается как точная и гуманитарная наука
• Включает объективные результаты и культуру управления
Эволюция менеджмента и его влияние на общество
• Менеджмент изменил традиционный подход к развитию общества
• Требует целостного мышления и подключения правого полушария мозга
• Предприятие воспринимается как естественный элемент природы
Новая парадигма менеджмента и её принципы
• Приближается к идеям ноосферного развития
• Включает экологичность и синергию
• Наращивает гуманистические подходы в управлении
Социальная ответственность менеджмента
• Забота об окружающей среде
• Развитие личности работников
• Расширение образования и культуры
• Участие в жизни общества
Обучающаяся организация и её особенности
• Работа в командах и непосредственное взаимодействие
• Непрерывное обучение и совершенствование
• Основной упор на команды и системы
Новая модель управления
• Открытый менеджмент и доверие
• Формирование новой модели управления
Динамика менеджмента качества в информационном обществе
• Современная эпоха характеризуется глобальными трансформациями и информационным воздействием.
• Общество дестабилизируют войны, кризисы и революции.
• Э. Ласло описывает современное состояние мира как макросдвиг, который может привести к различным исходам.
Менеджмент качества как современный тип стратегического управления
• Менеджмент ориентирован на внешнюю среду и потребителя.
• Важна сбалансированность краткосрочных и долгосрочных целей.
• Менеджмент должен учитывать социокультурную направленность и влияние на общество.
Вариативность менеджмента
• Менеджмент диверсифицируется, появляются новые системы управления.
• Менеджмент качества является частью общей системы управления.
• Системное управление качеством направлено на удовлетворение потребностей потребителя и общества.
Менеджмент качества и его составляющие
• Менеджмент качества включает эффективную организацию и улучшение качества жизни.
• Менеджмент качества требует философско-методологического осмысления.
• Менеджмент качества получил широкое распространение в разных странах.
История менеджмента качества
• До середины XX века управление качеством сводилось к контролю продукции.
• В дальнейшем менеджмент качества стал социотехническим проектированием.
• Япония стала родоначальником нового подхода благодаря Э. Демингу и его вкладу в «японское экономическое чудо».
Концепция Деминга
• Деминг разработал концепцию организации производства, ориентированную на выпуск качественной продукции.
• Основное внимание уделяется управлению процессами и постоянному их совершенствованию.
• Принципы преобразования менеджмента сформулированы в книге "Выход из кризиса".
Методология операционализма
• Деминг использовал принцип операционализма, предложенный Перти У. Бриджменом.
• Операционализм позволяет облечь понятия в форму, понятную всем.
• Методы статистического контроля качества и математического моделирования стали важными инструментами.
Качество как многомерное понятие
• Деминг не дает четкого определения качества, считая его субъективным.
• Качество определяется через измеряемые характеристики, удовлетворяющие техническим требованиям.
• Операциональный подход способствует выявлению новых аспектов в понимании качества.
Стандартизация и её функции
• Стандарты обеспечивают качественную тождественность продукции/услуг.
• Стандарты выполняют интегративную, стабилизирующую, регулятивную и коммуникативную функции.
• Стандарты имеют конвенциальный характер и разрабатываются на основе исследований.
Экономическая эффективность и её ограничения
• Экономическая эффективность является одной из основных стратегий менеджмента качества.
• Хозяйственный рост не может быть бесконечным, и эффективность не удовлетворяет духовный голод человечества.
• Стандартизация способствовала серийному производству и массовому обществу.
Эффективность производства в массовом обществе
• Производители выпускают дешевые и менее качественные изделия для поддержания сбыта.
• Искусственно недолговечные детали стоят столько же, сколько и нормальные, но производители не заинтересованы в высоком качестве.
• Вещь обречена на организованную непрочность в массовом обществе.
Потребительская оценка качества
• В массовом сознании утверждается потребительская оценка качества продукта.
• Стандарты ориентированы на «средний слой», который обеспечивает массовый спрос.
• Маркетинговые технологии манипулируют потребностями людей.
Потребительство и Homo consumers
• Человек включается в «потребительскую гонку», обладание материальными благами становится самоцелью.
• Количественные параметры потребления берут верх над качественным развитием потребностей.
• Формируется Homo consumers, ориентированный на стандарты вещного мира.
Стандартизация и её последствия
• Стандартизация необходима для поддержания стабильности организованной целостности.
• Стандарты должны быть направлены на улучшение образа жизни и уровня жизни.
• Издержки стандартизации могут привести к стандартизированному миру.
Современные подходы к стандартизации
• Специалисты ищут способы решения «парадокса» стандартизации.
• Метод комбинаторного формообразования позволяет добиться вариативности в стандарте.
• Архитектоника стандарта определяется гармоническим единством утилитарного и эстетического.
Эстетический компонент в стандартизации
• Эстетический компонент должен учитывать восприятие и выражать содержание объекта.
• Метод комбинаторного формообразования позволяет избежать унификации, но не должен приобретать функциональный характер.
Функциональная комбинаторика
• Объект рассматривается в соотнесенности с другими и целым.
• Объект утрачивает свою значимость, разнообразие достигается несущественными отличиями.
• Функциональная комбинаторика ведет к деструктуризации социального и культурного пространства.
Переход к информационному обществу
• Становление новой социальной целостности, утверждение новых норм и ценностей.
• Доминирование знаний и информации, формирование экономики знаний.
• Знание превращается в информационный товар, происходит его меркантилизация.
Тенденции организационной эволюции
• Переход от массового к гибкому производству, от массового к сегментированному обществу.
• Демассификация и дестандартизация, индивидуализация производства и потребления.
• Высокие темпы и уровень развития инновационных технологий позволяют разрабатывать и внедрять стандарты.
Разнообразие и стандартизация
• Разнообразие носит поверхностный характер, фактическое содержание идентично.
• Типовые стандарты вводятся государствами и транснациональными компаниями.
• Технические стандарты способствуют автоматизации и освобождают человека от рутинной работы.
Полистандартизация как альтернатива
• Полистандартизация достигается приверженностью к социальным и культурным нормам и введением международных стандартов.
• Супердинамизм стимулирует формирование «экономики недолговечности».
Потребитель информационной цивилизации
• Потребитель становится homo manager, управляющим самим собой и окружающим миром.
• Интеллектуалы становятся господствующей элитой, их доля в обществе стремительно увеличивается.
Мобильность интеллектуалов
• Интеллектуалы легко меняют корпоративные связи и отношения.
• Они используют свои навыки и творческую энергию для решения проблем в рамках временных объединений.
• Обладание интеллектуальной собственностью позволяет сохранить преданность профессии.
Новые критерии оценки труда
• На смену преданности организации приходят профессионализм, рациональность, мобильность и адаптивность.
• Интеллектуалы действуют строго нормативно, что соответствует требованиям информационного общества.
Ценностные ориентиры интеллектуалов
• Интеллектуалы ценят свои достижения и стремятся к повышению статуса.
• Прежняя ориентация на обладание уступает место ориентации на качество жизни.
Становление «человека управляющего»
• Происходит переход от индустриальной логики к логике управления.
• Имидж товара становится важнее его потребительских качеств.
Управление качеством
• В менеджменте качества качество рассматривается как новая форма бытия, создаваемая в процессе человеческой жизнедеятельности.
• Актуализируется задача постижения аксиологического смысла феномена качества.
Социальные и экзистенциальные проблемы
• Осмысление социальных и экзистенциальных проблем через призму понятий «ценностное качество» и «свободная качественность духа».
• Утверждение менеджмента качества как современной гуманитарной стратегии управления.
Истоки деструктивных идеологий
• Криминальные движения и международные организации
• Навязывание чуждых идей российскому народу
Идеологическая социализация
• Превращение индивида в активного члена общества
• Формирование политической культуры и самоопределения
Преодоление посттоталитарного сознания
• Уменьшение ауто- и гетероагрессии в 90-х годах
• Проблема преодоления посттоталитарного сознания в многонациональном государстве
Культура и идеология
• Отличия современной культуры от советской
• Важность произведений науки, литературы и искусства
Экстремистская деятельность
• Федеральный закон 2002 года определяет понятие экстремизма
• Запрет на создание и распространение экстремистских материалов
Правовые аспекты
• Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ
• Ограничение прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя
Влияние экстремистских произведений
• Губительное влияние на политическое сознание
• Опасность для людей с недостаточными политическими знаниями
Заблуждения и реальность
• Образовательное значение работ лидеров националистических партий
• Защитники нацистской атрибутики и символики
Деструктивные чувства и эмоции
• Нацистская атрибутика и символика вызывают деструктивные чувства и эмоции
Изменение восприятия слова «беда»
• Раньше слово «беда» ассоциировалось с несчастьем, сейчас — с агрессией.
• Молодежь часто воспринимает новый сленг в извращенном виде.
Стигматизация «философских крестов»
• «Философские кресты» стигматизированы германским фашизмом.
• Они воспринимаются как символ фашистской идеологии.
Идеология российского гражданина
• Россия выступает против экстремизма.
• В Чечне Россия боролась с мировым терроризмом.
Экстремизм и его проявления
• Экстремизм проявляется в различных странах, включая США, Ирак, Украину и Грузию.
• Россия против признания Косово, но поддерживает Абхазию.
Двойные стандарты и территориальная целостность
• В системе «Сербия — Косово» нарушение территориальной целостности.
• В системе «Абхазия — Грузия» возможность самоопределения.
Правовое государство и экстремизм
• В России участились случаи разжигания розни и распространения идей фашизма.
• Правовое государство нельзя строить с амбивалентными идеями.
Исторический контекст правового государства
• Идея правового государства развивалась в России с 1905 года.
• После 1917 года идея была отброшена, но вернулась в 1980-х.
Современное состояние правового государства
• В Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством.
• Некоторые педагоги утверждают о низком уровне развития правового государства.
Роль образования в формировании правового государства
• Образ правового государства должен быть в образовательном процессе.
• Правовое государство — это образ мышления и деятельности.
Доказательства существования правового государства
• Принятие Конституции РФ 1993 года.
• Усиленное развитие частного права и институтов.
• Создание Общественной палаты РФ и реформирование местного самоуправления.
Образ правового государства
• Политическая активность граждан
• Рациональное партийное строительство
• Возрождение культуры православного христианства
Религиозная составляющая
• Многообразие религиозных конфессий
• Веротерпимость и нравственные идеалы
• Бог как идеал и руководство к созидательным поступкам
Необходимость консолидации
• Объединение субъектов федерации
• Укрепление системы исполнительной власти
• Снижение роста преступности и терроризма
Формирование государственной идеологии
• Ответственность субъектов федерации
• Понимание идеала правового государства
• Роль Президента и органов власти
Роль политических партий
• Участие в формировании общей идеи
• Политические партии и их идеология
• Партия «Единая Россия» как пример централизованного объединения
Политическая система России
• Переход к системе умеренного партийного плюрализма
• Истинная многопартийность и высокий уровень политической культуры
Уголовный кодекс Российской Федерации
• Принят ГД ФС РФ 24.05.1996
• Редактирован 13.05.2008
• Включает меры по борьбе с проявлениями фашизма и экстремизма
Указ Президента РФ
• Принят 23.03.1995
• Редактирован 03.11.2004
• Регулирует меры по борьбе с фашизмом и экстремизмом
Доказательственность правовой информации
• Заключения экспертов важны в информационной цивилизации
• Экспертизы могут проводиться не только государственными учреждениями
Стереотипы о государственных экспертах
• Государственные эксперты часто дают ложные заключения
• Государственные эксперты не всегда оперативны и объективны
Роль негосударственных экспертных учреждений
• Негосударственные экспертные учреждения могут быть противовесом государственным
• Негосударственные эксперты могут быть более объективными
Внесудебные экспертизы
• Проводятся по инициативе сторон или заинтересованных лиц
• Заключения внесудебных экспертиз являются письменными доказательствами
Различия между судебными и внесудебными экспертизами
• Судебная экспертиза назначается органами и должностными лицами
• Внесудебная экспертиза проводится по инициативе сторон или заинтересованных лиц
Назначение судебной экспертизы
• Судебная экспертиза может быть назначена как органами, так и сторонами по делу.
• Необходимо установить особенности судебных расходов при назначении экспертизы сторонами.
• Требования к порядку назначения и экспертному заключению должны быть одинаковы.
Внесудебные исследования
• Внесудебные исследования должны признаваться как самостоятельные доказательства.
• Такие исследования должны проводиться с применением специальных знаний.
• Суды часто отказывают в признании таких заключений, ссылаясь на нарушение порядка назначения экспертизы.
Почерковедческие исследования
• Почерковедческие исследования могут проводиться по масштабным копиям документов.
• В случае невозможности направить оригинал документа, целесообразно использовать его копию.
• Цифровые копии документов могут быть использованы как доказательства при наличии всех свойств доказательств.
Технико-криминалистические экспертизы
• В случае сомнений в подлинности цифровых копий документов, рекомендуется проводить технико-криминалистическую экспертизу.
• Современные графические редакторы позволяют легко изменять цифровые фотографии, но оставляют следы изменений.
Лицензирование и квалификация экспертов
• Производство криминалистических экспертиз не подлежит лицензированию для негосударственных организаций и экспертов.
• Для производства экспертиз достаточно среднего, высшего и послевузовского образования и ученой степени.
• Ведомственное свидетельство на право производства экспертиз требуется только для государственных экспертов.
Проблемы с экспертизой в Красноярске
• Эксперт Добрынина С.Н. не имеет образования для производства почерковедческой экспертизы.
• У Добрыниной есть ведомственное свидетельство, выданное без специальных познаний.
• Заключение экспертов признано недостоверным и недопустимым.
Требования к образованию экспертов
• Среднее образование по специальности «Правоведение» дает право на производство баллистических и фототехнических экспертиз.
• Высшее образование по специальности «Юриспруденция» дает право на производство почерковедческих, габитоскопических и других экспертиз.
• Высшее образование по специальности «Судебная экспертиза» дает право на производство тех же экспертиз.
Требования к послевузовскому образованию
• Лица с послевузовским юридическим образованием и ученой степенью по специальности 12.00.09 могут производить экспертизы.
• В других государствах СНГ требования аналогичны.
Тенденции в Красноярском крае
• Судьи признают экспертов негосударственных экспертных организаций, отвечающих требованиям.
• Примеры: Арбитражный суд Красноярского края, Третий арбитражный апелляционный суд, Центральный районный суд г. Красноярска.
Нарушения при назначении экспертиз
• Неуказание оснований для назначения экспертизы в постановлении.
• Совмещение нескольких экспертиз в одном постановлении.
• Отсутствие указания на упаковку объектов в перечне материалов.
Права обвиняемых и экспертов
• Обвиняемые и их защитники имеют право заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом учреждении.
• Следователи часто игнорируют эти ходатайства.
• В УПК РФ не предусмотрен механизм объективного экспертного исследования.
Обязанности руководителей экспертных учреждений
• Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения не обязан разъяснять экспертам их процессуальные права и обязанности.
• Это положение не соответствует закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Проблемы с назначением экспертизы
• Следователи не проверяют наличие специальных познаний у экспертов.
• Постановления о назначении экспертизы часто не содержат Ф.И.О. экспертов.
• Эксперты не являются экспертными учреждениями, что нарушает порядок назначения экспертизы.
Отказ в поручении экспертизы негосударственным учреждениям
• Судьи арбитражных судов РФ отказывают в поручении экспертизы негосударственным организациям.
• Государственные учреждения часто перегружены, что приводит к длительной экспертизе.
• Судебная волокита и нарушение прав сторон процесса.
Необходимость привлечения негосударственных экспертов
• Судебная практика показывает, что суды давно привлекают негосударственные организации.
• Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ указал на возможность проведения экспертизы в негосударственных организациях.
• Заключение эксперта негосударственной организации не может быть оспорено.
Роль негосударственных экспертных организаций
• Негосударственные организации помогают становлению гражданского общества.
• В Сибири и Дальнем Востоке таких организаций мало.
• ООО «Межрегиональное бюро экспертиз» является крупным негосударственным экспертным учреждением.
Деятельность ООО «Межрегиональное бюро экспертиз»
• Общество производит широкий спектр экспертиз.
• Эксперты имеют ученые степени и звания.
• Общество сотрудничает с судами и юридическими организациями по всей России и СНГ.
• Заключения Общества признаются в соответствии с международными договорами.
Востребованность заключений Общества
• Заключения востребованы по уголовным, гражданским и арбитражным делам.
• Общество использует экспресс-почту и услуги переводчиков для быстрой доставки заключений.
• Заключения Общества востребованы по вопросам оспаривания подписи, выявления фальсификации документов и признания лица невменяемым.
Экспертная деятельность Общества
• Общество проводит экспертизы по различным вопросам, включая моральный вред, атрибуцию произведений искусства, педагогическую экспертизу и защиту чести и достоинства.
• Сроки проведения экспертиз варьируются от десяти дней до одного месяца.
• Многие экспертизы проводятся по копиям материалов, что ускоряет процесс.
Нейросоциум и его влияние
• Нейросоциум возникает как новый тип информационной организации человека и общества.
• Термин "нейросоциум" предложен М. Эпштейном для обозначения общества, управляемого мозговыми процессами.
• Ментальные порядки нейросоциума образуют особую структуру, аналогичную нейросвязям мозга.
• Осмысление нейросоциума вызывает фобию ментального порядка.
Взаимосвязь информационной системы и искусственного интеллекта
• Нейроинформатика социума объединяет подходы логики, алгебры, философии и психологии.
• Социальная искусственность связана с новыми нейронными социальными сетями на каждом уровне ментального развития общества.
• Человеческий интеллект является информационной системой, но не всякая информационная система является системой искусственного интеллекта.
Техносемантогенизис человека
• Развитие техники и духовности взаимосвязаны, что проявляется в техносемантогенезисе.
• Техника определяет смысловые изменения человеческой природы, но базовые психосемантические параметры остаются неизменными.
• Новая техника раскрывает новые стороны психологической организации человека.
Семантическая информационная революция
• Семантическая информационная революция быстро изменяет смысловые параметры существования человека.
• Культура становится более разнообразной, но новизна информации остается тривиальной.
• Переизбыточность информации при низкой новостной ценности является проблемой информационного общества.
Человек информационной цивилизации
• Человек информационной цивилизации отличается от человека предшествующего техносемантического времени.
• Информационная цивилизация предопределяет социокультурные духовные явления, изменяющие человеческую жизнь.
• Виртуальное общество и новые технологические обстоятельства определяют новые условия существования человека.
Изменение положения человека в современном техносемантическом континууме
• Человек на протяжении истории всегда изменялся, но в современный период это происходит очень быстрыми темпами.
• Изменение содержания и смысла жизни человека предопределено изменением технологических координат.
• Феномен информационного общества приобретает все большее количество конкретизирующих обстоятельств.
Женевская Декларация принципов 2003 года
• Построение информационного общества как главная задача нового тысячелетия
• Стремление к открытому и направленному на развитие обществу
Изменение отношения к технике
• Дети как социокультурный феномен информационной цивилизации
• Изменение оценочного отношения к компьютерам и другим устройствам
Технологические изменения и мировоззрение
• Технологический фактор как мировоззренческий
• Информационная техника как основа современной экономики и образа жизни
Интеллектуальное противоборство человека и машины
• Виртуальное бытие человека в сетевом пространстве
• Переосмысление прошлого, настоящего и будущего
Глобальный социум и сетевое пространство
• Сетевое пространство как новая форма социального разума
• Диалогизм как форма коммуникации и структура смыслового отношения
Дискурс и его изменения
• Дискурс как сложная многомерная когнитивная формация
• Разнотипные дискурсы порождают разные смысловые пространства
Сетевая коммуникационная структура
• Сетевое пространство как модель формаций сетевых образований
• Проблема сетевой коммуникационной структуры информационной организации цивилизации
Типы цивилизаций и сетевая организация
• Различие типов цивилизаций в зависимости от уровня развития сетевой коммуникации
• Сложность сетевой организации и устройства цивилизации взаимосвязаны
Уровень сложности сети и его влияние на общество
• Уровень сложности сети быстро возрастает, что требует от людей готовности к её пониманию.
• Культурология должна определить закономерности создания мира искусственных объектов.
Социокультурная структура и её влияние
• Социальная структура определяет величину и качество культурной определенности общества.
• Принцип культуроопределенности: состояние социального развития зависит от уровня развития интеллектуальной культуры.
Развитие общества и виртуальная социология
• Развитие общества связано с развитием культуры.
• Виртуальная социология сетевого пространства требует новых методов анализа.
Информационно-структурные изменения и их последствия
• Информационность становится сложным уровнем социальной реальности.
• Интернет приводит к увеличению объема бесполезной информации.
Спам и информационное загрязнение
• Спам и нефункциональная информация образуют информационное загрязнение.
• Информация может превращаться в спам, теряя свои качества.
Фантомная реальность и симулякры
• Глобализация создает новые виртуальные матрицы культуры.
• Симулякры трудно прослеживаются в условиях доминирования глобализированных типов ментальной культуры.
Формирование глобального типа новой культуры
• Глобально-ментальная коммуникация нового типа формируется под влиянием информационных технологий.
• Технологическая сторона коммуникативной структуры становится техноформацией новой ментально-глобальной реальности.
Программная реальность и её влияние
• Программная реальность становится важным фактором социальной действительности.
• Учет этой особенности позволяет программировать деятельность человека и общества.
Развитие прикладных программ
• Создание программ для решения повседневных задач
• Появление технологий «умного дома» и «умных игрушек»
• Важность развития механизмов управления обществом
Искусственный интеллект и постчеловеческое общество
• Проблема «Что такое человек» в контексте искусственного интеллекта
• Постчеловеческое общество и прогнозы о сверхчеловеческом интеллекте
• Необходимость контроля над искусственным интеллектом
Киберсистема метакомпьютинга
• Развитие киберсистемы в единстве информационных технологий и общества
• Образ Кибербога как мифологическая черта новой киберсистемы
• Осознание высших сущностей через киберсистематическую организацию реальности
Виртуальная игра и сущность культуры
• Игра как показатель сущности культуры
• Культура как игра по определенным правилам
• Законы культуры как условные нормы относительной свободы поведения
Постмодернизм и знаковая реальность
• Осознание новой формы социального разума
• Подход Бодрияра к системе вещей как системе знаков
• Необходимость новых философских концепций
Советская идеология и новые термины
• Проигрыш советской идеологии из-за отсутствия новизны
• Необходимость новых терминов и смысловых конструкций
Создатели симулякров
• Симулякры как условно-реальные конструкты духовной реальности
• Философы и другие создатели смыслов
• Роль симулякров в функционировании общества
Контент и симулякры
• Контент делится на смыслоопределенную и информационную части.
• Симулякры имеют синтаксис, сигнифику, синтактику и прагматику.
• Закрепощение индивида общественным кодом происходит через симулякры.
Типы ментального рефлексирования
• Современный мир сложный и неоднозначный.
• Изменились стереотипы мышления, но человек продолжает думать по-человечески.
• Философия становится скучной для большинства читателей.
Свидетельство о публикации №225021001650