Человек цифровой цивилизации

Человек цифровой цивилизации


Красноярск 2009

Сноска
https://coollib.cc/b/447554/read
Краткий пресказ

• Философия должна активнее интегрироваться в современные формы культуры.
• Обоснование общей идеи монографии требует усилий.
• Авторы представляют различные интересы, но объединяющая идея — формирование картины современного мира.

Духовно-смысловая ситуация информационной цивилизации

• История XX века дала новые свойства личности.
• Личность теряет прочные смысловые основания.
• Ощущение смысловой непрочности стало устойчивым.

Проблема анализа духовно-интеллектуальной ситуации

• Карл Ясперс рассматривал проблему в «Духовной ситуации времени».
• Сегодня аналогичная задача актуальна для каждого человека.
• Формируется новая психоконструкция человека как ментальная функция информационного общества.

Семантическая методология исследования ментальности

• Человек является семантическим существом с информационно-семантическим континуумом.
• Ментальные закономерности проявляются в разных сферах жизни.

Духовный итог развития за XX век

• Ясперс определил духовный опыт как анализ смысловой ситуации.
• Юрген Хабермас показал переосмысление реальности и изменение структур философствования.

Переход от модерна к постмодерну

• Переход к исследованию текстуальных структур мышления.
• Письмо и текст как информационные структуры имеют внутреннее соотношение с реальностью.
• Мышление как информационная архитектура.

Конец французского классического постмодернизма

• Настало время прощания с постмодернизмом.

Постмодернизм и его значение

• Постмодернизм не умер, он реализовался и закончился.
• Постмодернизм выполнил свою историческую миссию, переосмыслив классические каноны культуры.
• Постмодернизм предсказал переход к новой социокультурной реальности.

Полифрактальная цивилизация

• Возникает полифрактальная, многокультурная и многосмысловая цивилизация.
• Полифрактальное мышление смешивает смысловые языки.
• Исходные структуры культур продолжают развиваться, порождая новые взаимодействия.

Логика развития философских проблем

• Философская проблема есть центр осознавания взаимосвязей реальности.
• Проблема трансформируется в метапроблему для более широкого понимания.
• Проблема изменяется с изменением содержания реальных событий.

Философия как функция интеллектуально-семантического времени

• Философия соответствует духовно-интеллектуальному пространству культуры.
• Философия изменяется в каждой культурно-ментальной среде.
• Философия создает новую методологию мышления, доказывая свою необходимость.

Философия как сумма рефлексий

• Философия определяет многообразие духовных измерений индивидуальных осмыслений.
• Философия невозможна без развития логического мировоззрения.
• Системно-целостное видение позволяет преобразовывать сумму информационных элементов.

Возникновение философского мышления

• Философия возникает в особой социокультурной системе.
• Философия есть особый тип логики смысла культуры.
• Философская дефиниция лежит в основе построения категориального аппарата.

Постмодернистская парадигма мышления

• Постмодернисты создали прецедент творческого отношения к современному обществу.

Новое понимание социокультурного устройства

• Осознана тенденция перехода к новому социокультурному смысловому устройству.
• Постмодернистский опыт анализа новых логических конструкций важен для понимания сложных духовных явлений.

Философия смысла Ж. Делеза

• Делез акцентирует проблему философии смысла.
• Смысл является базовым атрибутом социальной реальности.
• Современное мышление становится семантически зависимым.

Метасемантическая логика мышления

• Метасемантическая логика мышления необходима для понимания новой смысловой реальности.
• Метапроблемность видится с позиций нового метасемантического мышления.
• Создаваемая система метасемантических смыслов важна для понимания существующего и возможного уровня смысловой реальности.

Авторизация диалогических конструкций

• Внешняя семантическая виртуальность культуры и общества наполняется индивидуальным смыслом.
• Человек воспринимает смысловую реальность как автор этой реальности.
• Возрастание информационного пространства делает его запредельно объемным и неодномерным.

Новые схемы коммуникативной организации

• Новые структурные линии организации общества осознаются, когда становятся очевидными.
• Структурная организация мегасоциума проявляется как глобальная коммуникативность.
• Мир ищет нового синтеза и взаимопонимания.

Нарратив дискурса

• Нарратив есть механизм образования конструкций новой смысловой реальности.
• Линии нарративностей пересекаются в пространстве взаимного видения.
• Нарратив может реализовываться виртуально и в коммуникативном процессе.

Информогенез дискурсивных формаций

• Информогенез дискурсивных формаций — главное содержание ментального процесса развития.
• Каждой культуре присуща своя специфика дискурсивной формации.
• Ментальная глобальная агрессия приводит к активизации социоиммунных процессов.

Генетический тип ментальности информационной эпохи

• Генетический тип ментальности определяется информационными составляющими.
• Феномен информационного общества и «русскости» приобретает новые характеристики.
• Реальные ментальные механизмы социальной организации многообразны и изменчивы.

Ментально-семантический аспект формации

• Любая логическая формация сознания находится в диалогических взаимосвязях с другими семантическими формациями.
• Менталитет отражает важные стороны развития культуры и социума.
• Целерациональность современной эпохи проявляется через глобалистическую рациональность.

Русскость в условиях современной информационной эпохи

• Русскость есть особый семантический мир, сложный и неоднозначный.
• В условиях современной информационной эпохи русскость находит новое проявление.

Изменение понимания русскости

• Традиционные национальные стереотипы изменяются, включая понимание русскости.
• Возникает проблема определения нормы русскости в современной сетевой цивилизации.

Цивилизационные изменения

• Цивилизации возникают, развиваются и исчезают, как и общество.
• Европейская цивилизация достигла важных результатов, но сталкивается с проблемами миграции.
• Мусульманская цивилизация продолжает существовать, несмотря на трудности.

Историческая детерминация

• История определяет смысловое содержание реальности.
• Семантическая историческая детерминация проявляется через последовательные состояния.
• Без этой модели возникает смысловой хаос.

Глобализация и региональность

• Глобальность существует через региональную форму.
• Необходимо учитывать ментальную специфику регионов в процессе глобализации.
• Глобально-социальное проектирование сталкивается с новыми факторами.

Региональные критерии глобализма

• Регион становится частью глобальной системы через включение в структуру взаимосвязей.
• Глобальность обозначает планетарный предел экстенсивной взаимосвязи.
• Глобализация порождает дифференциацию регионов и ментальных культур.

Производство информации и информационная экономика

• Система производства информации становится новым социальным институтом.
• Информация изменяется в соответствии с уровнем информационного развития общества.

Матричная формационность семантиума

• Семантструктуры являются реальными структурами социоментальной организации.
• Человек создает смысловые структуры, но сам оказывается внутри них.

Интернет и искусственный интеллект

• Интернет и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью современной культуры.
• IT порождают новые проблемы, такие как информационная безопасность и потеря информации.

Информационная прозрачность

• Личная жизнь стала прозрачной благодаря IT.
• IP адрес и GPS фактор изменили понимание положения человека в пространстве и времени.
• Информационное воздействие создает как положительные, так и отрицательные функции.

Зависимость поведения от информации

• Информация влияет на поведение людей, формируя их действия.
• Современные средства массовой информации создают унифицированные стереотипы.

Тенденция к сопротивлению

• Возрастание влияния различных факторов на сознание может вызывать сопротивление.
• Антиглобалистическая информационная ментальность может проявляться в различных формах.

Неокатегориальная матрица мышления

• Новая информационная реальность требует новых методов мышления.
• Гегель утверждал, что великие культуры возникают там, где проявляется мировой космический разум.

Разум и информация

• Разум — это логика высшего космического порядка.
• Информация имеет рациональные параметры и характеристики.

Космоинформософия

• Космоинформософия — это системная универсальная логико-семантическая матрица мышления.
• Любая система мышления структурно предопределена логическими средствами.

Космосемантософия

• Рациональности и мудрости присущ смысловой компонент.
• Основные категории семантософии социума: семантический континуум, формация и матрица, топология, связь и формы ее осуществления, семантический резонанс.

Космоинформационная детерминация

• Устойчивость космоса зависит от информационных причинно-следственных связей.
• Информация проявляется как связь и отношение.

Образование и будущее

• Конец XX века изменил картину мира, ускорив процессы глобализации.
• Образование также претерпевает изменения, ориентируясь на инновационное развитие.
• Вопрос о том, как использовать новую возможность, остается открытым.

Образование и будущее

• Образование играет ключевую роль в формировании будущего.
• Образование может как гасить новое, так и превращать его в благо.
• Образование становится гибким трансформером, способным создавать будущее.

Информационные революции и их влияние

• Современная информационная революция — пятая по счету.
• Ключевые инновации: массовый дешевый компьютер, мультимедиа, Интернет.
• Информационная революция создает новые возможности и вызовы для образования.

Вопросы и вызовы

• Вопросы, требующие ответа: суть информационной революции, опасности новых возможностей, гармонизация потребностей и способностей человека.
• Предыдущие информационные революции также требовали новых образовательных систем.

Роль видения

• Видение будущего важно для стратегических решений.
• Видение позволяет достичь баланса между концепцией и перцепцией.
• Видение без действий — мечта, действия без видения — ночные кошмары.

Меняющийся лик общества

• Экономические теории не могут адекватно прогнозировать будущее.
• Экономисты прошлого верили в знание направления развития общества.
• Современные теории должны опираться на социологические модели.

Постиндустриальное и информационное общества

• Постиндустриальное и информационное общества характеризуются увеличением численности работающих в новых секторах.
• Изменение среды и человека требует особого внимания.
• Исторически общества с иной структурой деятельности возникают в развитых странах с прагматизмом.

Понятийные неточности

• Существует множество понятийных неточностей в восприятии и использовании понятий.
• Необходимо учитывать изначальный смысл используемых понятий.
• Информационное общество как передача знаний существовало всегда.

Информациональное общество и экономика

• Информациональное общество и экономика подчеркивают роль информации в производительности труда и производства.
• Инновации стали определяющими для нового общества, но осознание этого заняло почти двадцать лет.

Образование для инновационных обществ

• В 2006 году подписан документ «Образование для инновационных обществ XXI века», завершающий путь осознания нового мира.
• Понятие «инновационное общество» выделяет инновационную активность как ведущий приоритет.

Опережающее образование в России

• В российской образовательной практике ситуация далека от идеала.
• Ориентация на опережающее образование не является согласованной картиной мира.
• Цеховые интересы и отсутствие альянса общественных сил препятствуют развитию.

Исторический контекст и вызовы

• В прошлом образование было мобилизационным, что привело к успешным результатам.
• В постсоветской России не возникло критической массы инноваторов, что тормозит развитие.
• Число людей, способных к инновационной деятельности, невелико.

Роль образования в будущем

• Образование должно стать опережающим, ориентируясь на тенденции развития общества.
• Важно наполнить образование новым объемом знаний и возможностью творить инновации.

Необходимость новых подходов

• Россия по-прежнему страна «догоняющего развития», инновационный сектор экономики мал.
• Ключевой вопрос — конкурентоспособность, основанная на новом качестве образования.
• Приоритетность личностного развития перед узкопрофессиональным образованием.

Проблемы и вызовы

• Отсутствие мобилизующего лозунга для ускоренной «информатизации» и «инноватизации» страны.
• Необходимость системного объединения педагогических и психологических технологий.
• Образ «общества знаний» не ясен для большинства образовательного сообщества.

Необходимость ясного целеполагания

• Без ясного целеполагания невозможно достижение новых целей развития страны и образования.
• Российское образование находится в ожидании новой стратегической цели.

Проблемы нового образования

• Целеполагание не полно и не понятно для большинства.
• Риторика обоснования обновления образования мозаична.
• Картина мира новой модели образования не содержит проекта будущего страны.
• Идеология обновления образования экономически утилитарна.
• Опережающее образование планируется без общенациональной мобилизации.
• Управление переменами базируется на внешнем управлении.
• Не обозначена роль инновационных предпринимателей.

Риски развития России

• Опережающее образование само является инновацией и требует анализа выгод и рисков.
• Необходимы ясные ответы на вопросы о целях и мотивах перемен.
• Риск провала инновационного сценария развития страны высок.

Инновационная деятельность и культура

• Инновационная деятельность требует непривычных навыков и ментальных особенностей.
• Успешные национальные инновационные системы редки и требуют уникальных факторов.
• В России до сих пор неясно количество людей, способных к инновационной деятельности.

Образование как мост в будущее

• Образование должно стать приоритетным и ответственным.
• Необходимо взвешивание выгод, угроз и рисков на весах общественного мнения.
• Настоящее должно определяться проектом будущего, а не прошлым.
• В общественном сознании преобладает линейная картина медленных изменений.

Изменение восприятия изменений

• Нелинейное развитие требует новых методов адаптации и выживания.
• Настоящее определяется будущим, а не прошлым.

Новый социальный заказ

• Необходимость инноваций для функционирования новой цивилизации.
• Критическая масса людей, способных к инновационному творчеству, важна для выживания.

Парадокс образования

• Массовая охранительная позиция не учитывает необходимость изменений.
• Обновление образования не рассматривается как инновация.

Смена вех в образовании

• Природная рента уходит в прошлое, требуется инновационная экономика.
• Россия не готова к новой ситуации, доля на высокотехнологических рынках мала.

Целеполагание для немногих

• Образовательное сообщество медленно осознает изменения.
• Узкопрофессиональная риторика официальных документов не понятна обществу.

Новый язык общенациональных проектов

• Необходим новый язык для описания инновационных процессов.
• Опережающее развитие образования требует широкого спектра мотиваций.

«Большой секрет» нового образования

• Индустриальное образование готовило «частичных» работников.
• Новой экономике нужны иные ресурсы человеческой личности.

Новый социальный заказ на образование

• Компании ценят интеллект, способность творить и уживаться в коллективе.
• Образование должно готовить людей к решению личных и профессиональных проблем через инновации.

Обратные инновации

• Обратные инновации меняют роль людей знания и образования.
• Инновационный процесс начинается с осознания новой потребности, а не с наличия нового знания.

Проблемы развития инновационного общества

• Работники образования не понимают связь между инновациями и образованием.
• Внешнее управление проектами затратно и противоречит психологии инновации.

Необходимость честного диалога

• Честный диалог необходим со всеми, включая власть и бизнес.
• Лозунг опережающего образования: «Всем надо овладеть умением созидать инновации!».

Массовая инновационная культура

• Массовая инновационная культура может стать основой инновационного мышления.
• Овладение новым типом культуры принципиально важно для развития общества.

Цели обновленного образования

• Ускоренная адаптация иного опыта.
• Поощрение создания полезных нововведений.
• Массовое созидание человека нового общества.

Созидательный капитал

• Цель обновленного образования — массовая подготовка универсальных работников.
• Конкурентоспособность страны определяется количеством людей, готовых к конкурентной борьбе.

Глобальная конкуренция и человеческий капитал

• В глобальной конкуренции преуспевает страна, способная быстрее реализовывать проект будущего.
• Опережающее образование должно помочь найти и развить новые востребованные способности.

Компромисс культур и философские основания

• Осмысление процессов глобализации ведется в экономическом и культурном пространстве.
• В России сложился стереотип восприятия изменений в образовании в категориях эволюционного совершенствования.
• Провозглашенный курс на инновационное образование не сопровождается дискуссиями о его философских основаниях.

Методологические проблемы образования

• Отсутствие целостного восприятия инновационного процесса.
• Вопрос: возможно ли в короткое время перейти от установки «Высокая наука ради науки» к установке «Знания ради блага людей».

Различие пространств оценивания

• Инновационное предпринимательство и про-инновационное образование конкурируют за ресурсы.
• Формирование корпуса инновационных предпринимателей требует развития про-инновационного образования.

Создание критической массы творцов и организаторов

• Создание критической массы творцов и организаторов для инновационного общества России важно для её развития.
• Эти люди помогут стране выйти из исторической колеи догоняющего развития.

Инновационное общество и его вызовы

• Высокий уровень угроз в инновационном обществе требует командной работы.
• Инновационная команда должна быть «хирургической командой скорой помощи».

Обновление образования

• Возможны различные варианты обновления образования: мирное сосуществование, конвергенция, доминирование нового типа образования, наращивание человеческого капитала.
• Ускорение обновления образования требует глубокой дискуссии.

Постчеловеческое будущее и его вызовы

• Постчеловеческое будущее связано с новыми тревогами и вызовами.
• Необходима практика «бегущих волн инноваций» для динамической устойчивости обществ.

Роль образования в будущем

• Образование должно помочь человечеству адаптироваться к новым информационным революциям.
• Массовый приход образованных и воспитанных людей может заложить основу новой цивилизации.

Библиографический список

• Включает работы по инновационному развитию, глобализации, постчеловеческому будущему и образованию.

Интеллектуальные ресурсы и их оценка

• Материалы Всероссийской научной конференции
• Оценка и вовлечение интеллектуальных ресурсов в хозяйственный оборот

Мир ценностей человека «общества знания»

• Новый синтез ценностей человека «общества знания»
• Проблемы становления и развития национального самосознания

Образование на пути к новым берегам

• Курс на сотворение человека нового мира
• Психологическая наука и практика образования

Портреты и размышления

• Художественная публицистика Чарлза Перси Сноу
• Предисловие С.И. Бэлзы

Стратегическая психология глобализации

• Психология человеческого капитала
• Учебное пособие под научной редакцией А.И. Юрьева

Ключевые проблемы создания массового про-инновационного образования

• Наука, образование, инновации
• Тезисы выступлений I Всероссийской конференции

Психологическая безопасность человека глобального мира

• Материалы III Всероссийской научно-практической конференции

Образование на пути к новым берегам: взрослые за партами школы универсальных работников будущего

• Современные тенденции развития образования взрослых

Образование как гарант будущего для человека и природы

• А.Н. Комов, Н.В. Комова
• Проблема отношений человека и мира
• Будущее человечества и его ответственность

Человек — венец природы

• Рене Декарт и его идеи
• Римский клуб и глобальные проблемы современности

Возрастание обеспокоенности проблемами окружающей среды

• Движение за охрану окружающей среды
• Влияние научно-технического прогресса на биосферу

Глобальные изменения и их последствия

• Взаимоотношения природы и общества
• Необратимые экологические изменения

Необходимость широты образования

• Объединение гуманитарного и естественнонаучного знания
• Ликвидация пропасти между двумя цивилизациями

Гармония человека и биосферы

• Общие законы биосферы и человека
• Синтетическая теория В.И. Вернадского

Земля как система саморазвития

• Земля как система саморазвития

Заслуга Вернадского

• Вернадский увидел Землю как систему саморазвития и самоорганизации
• Развитие природы подчинено общим законам, что делает эволюцию закономерной

Теория самоорганизации

• Мир упорядочен и продолжает развиваться
• Возникают новые формы организации материи
• Наибольшие шансы на сохранение стабильности имеет форма, утилизирующая внешнюю энергию

Эволюция и отбор

• Переход на новый уровень организации сопровождается новыми принципами отбора
• Естественный отбор отбрасывает наименее приспособленных
• Живые системы стремятся к эффективному использованию внешней энергии

Роль внутривидовой борьбы

• Внутривидовая борьба была основным механизмом эволюции человека
• На определенной стадии развития человечества знания стали гарантом благополучия

Эпоха зрелости цивилизации

• 16 июля 1945 г. — дата вступления цивилизации в новую эпоху
• Чернобыльская катастрофа — сигнал начала старения цивилизации

Экологические и моральные проблемы

• Антропогенная нагрузка на биосферу угрожает существованию людей
• Экологические проблемы взаимосвязаны с моральными

Необходимость радикальных изменений

• Экологические технологии неоптимальны и отфильтровываются экономикой
• Нужны новые механизмы для выживания и развития системы «биосфера — человек»

Учение о ноосфере

• Ноосфера — сфера разума, возникшая с появлением человека
• Человек противопоставлен остальной материи, активно воздействует на природу

Роль образования

• Образование необходимо для предотвращения кризисной ситуации
• Интеграция знаний — глобальная задача для продолжения жизни цивилизации

Новое миропонимание и общество Разума

• Общество, высокообразованное и квалифицированное, может перейти к эпохе Разума.
• Нынешнее образование разрозненно и не имеет общих законов.
• Гуманитарные и естественные науки имеют разные законы и закономерности.

Система знаний и её архаичность

• Существующая система знаний слишком разрозненна и не имеет обобщающих формул.
• Система знаний имеет исторический характер и не учитывает современные потребности.
• Необходимо ускорить разработку единой теории знаний для повышения эффективности образования.

Стремление к единым законам природы и общества

• Единые законы природы и общества необходимы для выживания биосферы и человека.
• Вернадский первым понял принцип коэволюции человека и биосферы.
• Человечество должно изменять свои потребности и направлять действия сообразно требованиям природы.

Русский тип рациональности

• Русский народ имеет территориальную общину, открытую для инородцев.
• Территориальная община не притесняла ассоциированные народы, а способствовала их культурному развитию.
• Россия не уничтожала народы, а сохраняла их территории и культурные памятники.
• В России бережно сохраняли обычаи, религию и культуру всех народов.

Отношение к людям разных культур в Русской армии

• Гайнан, черемис, принимал присягу на верность оригинально, съедая хлеб и соль на острие шашки.
• Это символизировало его верность новому хозяину.

Истоки человеколюбивой рациональности

• Община стала основой русского общества, формируя коллективистское мировоззрение.
• Принцип соборности, основанный на равенстве, стал важным компонентом русской культуры.

Соборность и христианство

• Иларион Киевский утверждал равенство народов перед Богом.
• Христианство утверждает равенство и истину, в отличие от иудаизма.

Соборность и государственность

• Иоанн Высокопреосвященнейший связывал соборность с государственностью и державностью.
• Соборная государственность основана на единстве религиозно-нравственного начала и симфонии властей.

Проблемы управления в информационную эпоху

• Конец XX начало XXI веков — время вступления в информационную эпоху.
• Новые ценности: нестандартномыслящий человек, информация, высокообразованный человек, высокие технологии, глобализация, миграция, удовлетворение потребностей каждого человека.
• Новая парадигма управления требует простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности.
• Современные системы управления должны иметь небольшие подразделения, небольшое количество уровней управления, адаптивные структуры, ориентированные на потребителя.
• Менеджмент рассматривается как институт, обеспечивающий социально-экономическое развитие общества.

Современный менеджмент и его междисциплинарный характер

• Менеджмент рассматривается как точная и гуманитарная наука
• Включает объективные результаты и культуру управления

Эволюция менеджмента и его влияние на общество

• Менеджмент изменил традиционный подход к развитию общества
• Требует целостного мышления и подключения правого полушария мозга
• Предприятие воспринимается как естественный элемент природы

Новая парадигма менеджмента и её принципы

• Приближается к идеям ноосферного развития
• Включает экологичность и синергию
• Наращивает гуманистические подходы в управлении

Социальная ответственность менеджмента

• Забота об окружающей среде
• Развитие личности работников
• Расширение образования и культуры
• Участие в жизни общества

Обучающаяся организация и её особенности

• Работа в командах и непосредственное взаимодействие
• Непрерывное обучение и совершенствование
• Основной упор на команды и системы

Новая модель управления

• Открытый менеджмент и доверие
• Формирование новой модели управления

Динамика менеджмента качества в информационном обществе

• Современная эпоха характеризуется глобальными трансформациями и информационным воздействием.
• Общество дестабилизируют войны, кризисы и революции.
• Э. Ласло описывает современное состояние мира как макросдвиг, который может привести к различным исходам.

Менеджмент качества как современный тип стратегического управления

• Менеджмент ориентирован на внешнюю среду и потребителя.
• Важна сбалансированность краткосрочных и долгосрочных целей.
• Менеджмент должен учитывать социокультурную направленность и влияние на общество.

Вариативность менеджмента

• Менеджмент диверсифицируется, появляются новые системы управления.
• Менеджмент качества является частью общей системы управления.
• Системное управление качеством направлено на удовлетворение потребностей потребителя и общества.

Менеджмент качества и его составляющие

• Менеджмент качества включает эффективную организацию и улучшение качества жизни.
• Менеджмент качества требует философско-методологического осмысления.
• Менеджмент качества получил широкое распространение в разных странах.

История менеджмента качества

• До середины XX века управление качеством сводилось к контролю продукции.
• В дальнейшем менеджмент качества стал социотехническим проектированием.
• Япония стала родоначальником нового подхода благодаря Э. Демингу и его вкладу в «японское экономическое чудо».

Концепция Деминга

• Деминг разработал концепцию организации производства, ориентированную на выпуск качественной продукции.
• Основное внимание уделяется управлению процессами и постоянному их совершенствованию.
• Принципы преобразования менеджмента сформулированы в книге "Выход из кризиса".

Методология операционализма

• Деминг использовал принцип операционализма, предложенный Перти У. Бриджменом.
• Операционализм позволяет облечь понятия в форму, понятную всем.
• Методы статистического контроля качества и математического моделирования стали важными инструментами.

Качество как многомерное понятие

• Деминг не дает четкого определения качества, считая его субъективным.
• Качество определяется через измеряемые характеристики, удовлетворяющие техническим требованиям.
• Операциональный подход способствует выявлению новых аспектов в понимании качества.

Стандартизация и её функции

• Стандарты обеспечивают качественную тождественность продукции/услуг.
• Стандарты выполняют интегративную, стабилизирующую, регулятивную и коммуникативную функции.
• Стандарты имеют конвенциальный характер и разрабатываются на основе исследований.

Экономическая эффективность и её ограничения

• Экономическая эффективность является одной из основных стратегий менеджмента качества.
• Хозяйственный рост не может быть бесконечным, и эффективность не удовлетворяет духовный голод человечества.
• Стандартизация способствовала серийному производству и массовому обществу.

Эффективность производства в массовом обществе

• Производители выпускают дешевые и менее качественные изделия для поддержания сбыта.
• Искусственно недолговечные детали стоят столько же, сколько и нормальные, но производители не заинтересованы в высоком качестве.
• Вещь обречена на организованную непрочность в массовом обществе.

Потребительская оценка качества

• В массовом сознании утверждается потребительская оценка качества продукта.
• Стандарты ориентированы на «средний слой», который обеспечивает массовый спрос.
• Маркетинговые технологии манипулируют потребностями людей.

Потребительство и Homo consumers

• Человек включается в «потребительскую гонку», обладание материальными благами становится самоцелью.
• Количественные параметры потребления берут верх над качественным развитием потребностей.
• Формируется Homo consumers, ориентированный на стандарты вещного мира.

Стандартизация и её последствия

• Стандартизация необходима для поддержания стабильности организованной целостности.
• Стандарты должны быть направлены на улучшение образа жизни и уровня жизни.
• Издержки стандартизации могут привести к стандартизированному миру.

Современные подходы к стандартизации

• Специалисты ищут способы решения «парадокса» стандартизации.
• Метод комбинаторного формообразования позволяет добиться вариативности в стандарте.
• Архитектоника стандарта определяется гармоническим единством утилитарного и эстетического.

Эстетический компонент в стандартизации

• Эстетический компонент должен учитывать восприятие и выражать содержание объекта.
• Метод комбинаторного формообразования позволяет избежать унификации, но не должен приобретать функциональный характер.

Функциональная комбинаторика

• Объект рассматривается в соотнесенности с другими и целым.
• Объект утрачивает свою значимость, разнообразие достигается несущественными отличиями.
• Функциональная комбинаторика ведет к деструктуризации социального и культурного пространства.

Переход к информационному обществу

• Становление новой социальной целостности, утверждение новых норм и ценностей.
• Доминирование знаний и информации, формирование экономики знаний.
• Знание превращается в информационный товар, происходит его меркантилизация.

Тенденции организационной эволюции

• Переход от массового к гибкому производству, от массового к сегментированному обществу.
• Демассификация и дестандартизация, индивидуализация производства и потребления.
• Высокие темпы и уровень развития инновационных технологий позволяют разрабатывать и внедрять стандарты.

Разнообразие и стандартизация

• Разнообразие носит поверхностный характер, фактическое содержание идентично.
• Типовые стандарты вводятся государствами и транснациональными компаниями.
• Технические стандарты способствуют автоматизации и освобождают человека от рутинной работы.

Полистандартизация как альтернатива

• Полистандартизация достигается приверженностью к социальным и культурным нормам и введением международных стандартов.
• Супердинамизм стимулирует формирование «экономики недолговечности».

Потребитель информационной цивилизации

• Потребитель становится homo manager, управляющим самим собой и окружающим миром.
• Интеллектуалы становятся господствующей элитой, их доля в обществе стремительно увеличивается.

Мобильность интеллектуалов

• Интеллектуалы легко меняют корпоративные связи и отношения.
• Они используют свои навыки и творческую энергию для решения проблем в рамках временных объединений.
• Обладание интеллектуальной собственностью позволяет сохранить преданность профессии.

Новые критерии оценки труда

• На смену преданности организации приходят профессионализм, рациональность, мобильность и адаптивность.
• Интеллектуалы действуют строго нормативно, что соответствует требованиям информационного общества.

Ценностные ориентиры интеллектуалов

• Интеллектуалы ценят свои достижения и стремятся к повышению статуса.
• Прежняя ориентация на обладание уступает место ориентации на качество жизни.

Становление «человека управляющего»

• Происходит переход от индустриальной логики к логике управления.
• Имидж товара становится важнее его потребительских качеств.

Управление качеством

• В менеджменте качества качество рассматривается как новая форма бытия, создаваемая в процессе человеческой жизнедеятельности.
• Актуализируется задача постижения аксиологического смысла феномена качества.

Социальные и экзистенциальные проблемы

• Осмысление социальных и экзистенциальных проблем через призму понятий «ценностное качество» и «свободная качественность духа».
• Утверждение менеджмента качества как современной гуманитарной стратегии управления.

Истоки деструктивных идеологий

• Криминальные движения и международные организации
• Навязывание чуждых идей российскому народу

Идеологическая социализация

• Превращение индивида в активного члена общества
• Формирование политической культуры и самоопределения

Преодоление посттоталитарного сознания

• Уменьшение ауто- и гетероагрессии в 90-х годах
• Проблема преодоления посттоталитарного сознания в многонациональном государстве

Культура и идеология

• Отличия современной культуры от советской
• Важность произведений науки, литературы и искусства

Экстремистская деятельность

• Федеральный закон 2002 года определяет понятие экстремизма
• Запрет на создание и распространение экстремистских материалов

Правовые аспекты

• Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ
• Ограничение прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя

Влияние экстремистских произведений

• Губительное влияние на политическое сознание
• Опасность для людей с недостаточными политическими знаниями

Заблуждения и реальность

• Образовательное значение работ лидеров националистических партий
• Защитники нацистской атрибутики и символики

Деструктивные чувства и эмоции

• Нацистская атрибутика и символика вызывают деструктивные чувства и эмоции

Изменение восприятия слова «беда»

• Раньше слово «беда» ассоциировалось с несчастьем, сейчас — с агрессией.
• Молодежь часто воспринимает новый сленг в извращенном виде.

Стигматизация «философских крестов»

• «Философские кресты» стигматизированы германским фашизмом.
• Они воспринимаются как символ фашистской идеологии.

Идеология российского гражданина

• Россия выступает против экстремизма.
• В Чечне Россия боролась с мировым терроризмом.

Экстремизм и его проявления

• Экстремизм проявляется в различных странах, включая США, Ирак, Украину и Грузию.
• Россия против признания Косово, но поддерживает Абхазию.

Двойные стандарты и территориальная целостность

• В системе «Сербия — Косово» нарушение территориальной целостности.
• В системе «Абхазия — Грузия» возможность самоопределения.

Правовое государство и экстремизм

• В России участились случаи разжигания розни и распространения идей фашизма.
• Правовое государство нельзя строить с амбивалентными идеями.

Исторический контекст правового государства

• Идея правового государства развивалась в России с 1905 года.
• После 1917 года идея была отброшена, но вернулась в 1980-х.

Современное состояние правового государства

• В Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством.
• Некоторые педагоги утверждают о низком уровне развития правового государства.

Роль образования в формировании правового государства

• Образ правового государства должен быть в образовательном процессе.
• Правовое государство — это образ мышления и деятельности.

Доказательства существования правового государства

• Принятие Конституции РФ 1993 года.
• Усиленное развитие частного права и институтов.
• Создание Общественной палаты РФ и реформирование местного самоуправления.

Образ правового государства

• Политическая активность граждан
• Рациональное партийное строительство
• Возрождение культуры православного христианства

Религиозная составляющая

• Многообразие религиозных конфессий
• Веротерпимость и нравственные идеалы
• Бог как идеал и руководство к созидательным поступкам

Необходимость консолидации

• Объединение субъектов федерации
• Укрепление системы исполнительной власти
• Снижение роста преступности и терроризма

Формирование государственной идеологии

• Ответственность субъектов федерации
• Понимание идеала правового государства
• Роль Президента и органов власти

Роль политических партий

• Участие в формировании общей идеи
• Политические партии и их идеология
• Партия «Единая Россия» как пример централизованного объединения

Политическая система России

• Переход к системе умеренного партийного плюрализма
• Истинная многопартийность и высокий уровень политической культуры

Уголовный кодекс Российской Федерации

• Принят ГД ФС РФ 24.05.1996
• Редактирован 13.05.2008
• Включает меры по борьбе с проявлениями фашизма и экстремизма

Указ Президента РФ

• Принят 23.03.1995
• Редактирован 03.11.2004
• Регулирует меры по борьбе с фашизмом и экстремизмом

Доказательственность правовой информации

• Заключения экспертов важны в информационной цивилизации
• Экспертизы могут проводиться не только государственными учреждениями

Стереотипы о государственных экспертах

• Государственные эксперты часто дают ложные заключения
• Государственные эксперты не всегда оперативны и объективны

Роль негосударственных экспертных учреждений

• Негосударственные экспертные учреждения могут быть противовесом государственным
• Негосударственные эксперты могут быть более объективными

Внесудебные экспертизы

• Проводятся по инициативе сторон или заинтересованных лиц
• Заключения внесудебных экспертиз являются письменными доказательствами

Различия между судебными и внесудебными экспертизами

• Судебная экспертиза назначается органами и должностными лицами
• Внесудебная экспертиза проводится по инициативе сторон или заинтересованных лиц

Назначение судебной экспертизы

• Судебная экспертиза может быть назначена как органами, так и сторонами по делу.
• Необходимо установить особенности судебных расходов при назначении экспертизы сторонами.
• Требования к порядку назначения и экспертному заключению должны быть одинаковы.

Внесудебные исследования

• Внесудебные исследования должны признаваться как самостоятельные доказательства.
• Такие исследования должны проводиться с применением специальных знаний.
• Суды часто отказывают в признании таких заключений, ссылаясь на нарушение порядка назначения экспертизы.

Почерковедческие исследования

• Почерковедческие исследования могут проводиться по масштабным копиям документов.
• В случае невозможности направить оригинал документа, целесообразно использовать его копию.
• Цифровые копии документов могут быть использованы как доказательства при наличии всех свойств доказательств.

Технико-криминалистические экспертизы

• В случае сомнений в подлинности цифровых копий документов, рекомендуется проводить технико-криминалистическую экспертизу.
• Современные графические редакторы позволяют легко изменять цифровые фотографии, но оставляют следы изменений.

Лицензирование и квалификация экспертов

• Производство криминалистических экспертиз не подлежит лицензированию для негосударственных организаций и экспертов.
• Для производства экспертиз достаточно среднего, высшего и послевузовского образования и ученой степени.
• Ведомственное свидетельство на право производства экспертиз требуется только для государственных экспертов.

Проблемы с экспертизой в Красноярске

• Эксперт Добрынина С.Н. не имеет образования для производства почерковедческой экспертизы.
• У Добрыниной есть ведомственное свидетельство, выданное без специальных познаний.
• Заключение экспертов признано недостоверным и недопустимым.

Требования к образованию экспертов

• Среднее образование по специальности «Правоведение» дает право на производство баллистических и фототехнических экспертиз.
• Высшее образование по специальности «Юриспруденция» дает право на производство почерковедческих, габитоскопических и других экспертиз.
• Высшее образование по специальности «Судебная экспертиза» дает право на производство тех же экспертиз.

Требования к послевузовскому образованию

• Лица с послевузовским юридическим образованием и ученой степенью по специальности 12.00.09 могут производить экспертизы.
• В других государствах СНГ требования аналогичны.

Тенденции в Красноярском крае

• Судьи признают экспертов негосударственных экспертных организаций, отвечающих требованиям.
• Примеры: Арбитражный суд Красноярского края, Третий арбитражный апелляционный суд, Центральный районный суд г. Красноярска.

Нарушения при назначении экспертиз

• Неуказание оснований для назначения экспертизы в постановлении.
• Совмещение нескольких экспертиз в одном постановлении.
• Отсутствие указания на упаковку объектов в перечне материалов.

Права обвиняемых и экспертов

• Обвиняемые и их защитники имеют право заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом учреждении.
• Следователи часто игнорируют эти ходатайства.
• В УПК РФ не предусмотрен механизм объективного экспертного исследования.

Обязанности руководителей экспертных учреждений

• Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения не обязан разъяснять экспертам их процессуальные права и обязанности.
• Это положение не соответствует закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Проблемы с назначением экспертизы

• Следователи не проверяют наличие специальных познаний у экспертов.
• Постановления о назначении экспертизы часто не содержат Ф.И.О. экспертов.
• Эксперты не являются экспертными учреждениями, что нарушает порядок назначения экспертизы.

Отказ в поручении экспертизы негосударственным учреждениям

• Судьи арбитражных судов РФ отказывают в поручении экспертизы негосударственным организациям.
• Государственные учреждения часто перегружены, что приводит к длительной экспертизе.
• Судебная волокита и нарушение прав сторон процесса.

Необходимость привлечения негосударственных экспертов

• Судебная практика показывает, что суды давно привлекают негосударственные организации.
• Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ указал на возможность проведения экспертизы в негосударственных организациях.
• Заключение эксперта негосударственной организации не может быть оспорено.

Роль негосударственных экспертных организаций

• Негосударственные организации помогают становлению гражданского общества.
• В Сибири и Дальнем Востоке таких организаций мало.
• ООО «Межрегиональное бюро экспертиз» является крупным негосударственным экспертным учреждением.

Деятельность ООО «Межрегиональное бюро экспертиз»

• Общество производит широкий спектр экспертиз.
• Эксперты имеют ученые степени и звания.
• Общество сотрудничает с судами и юридическими организациями по всей России и СНГ.
• Заключения Общества признаются в соответствии с международными договорами.

Востребованность заключений Общества

• Заключения востребованы по уголовным, гражданским и арбитражным делам.
• Общество использует экспресс-почту и услуги переводчиков для быстрой доставки заключений.
• Заключения Общества востребованы по вопросам оспаривания подписи, выявления фальсификации документов и признания лица невменяемым.

Экспертная деятельность Общества

• Общество проводит экспертизы по различным вопросам, включая моральный вред, атрибуцию произведений искусства, педагогическую экспертизу и защиту чести и достоинства.
• Сроки проведения экспертиз варьируются от десяти дней до одного месяца.
• Многие экспертизы проводятся по копиям материалов, что ускоряет процесс.

Нейросоциум и его влияние

• Нейросоциум возникает как новый тип информационной организации человека и общества.
• Термин "нейросоциум" предложен М. Эпштейном для обозначения общества, управляемого мозговыми процессами.
• Ментальные порядки нейросоциума образуют особую структуру, аналогичную нейросвязям мозга.
• Осмысление нейросоциума вызывает фобию ментального порядка.

Взаимосвязь информационной системы и искусственного интеллекта

• Нейроинформатика социума объединяет подходы логики, алгебры, философии и психологии.
• Социальная искусственность связана с новыми нейронными социальными сетями на каждом уровне ментального развития общества.
• Человеческий интеллект является информационной системой, но не всякая информационная система является системой искусственного интеллекта.

Техносемантогенизис человека

• Развитие техники и духовности взаимосвязаны, что проявляется в техносемантогенезисе.
• Техника определяет смысловые изменения человеческой природы, но базовые психосемантические параметры остаются неизменными.
• Новая техника раскрывает новые стороны психологической организации человека.

Семантическая информационная революция

• Семантическая информационная революция быстро изменяет смысловые параметры существования человека.
• Культура становится более разнообразной, но новизна информации остается тривиальной.
• Переизбыточность информации при низкой новостной ценности является проблемой информационного общества.

Человек информационной цивилизации

• Человек информационной цивилизации отличается от человека предшествующего техносемантического времени.
• Информационная цивилизация предопределяет социокультурные духовные явления, изменяющие человеческую жизнь.
• Виртуальное общество и новые технологические обстоятельства определяют новые условия существования человека.

Изменение положения человека в современном техносемантическом континууме

• Человек на протяжении истории всегда изменялся, но в современный период это происходит очень быстрыми темпами.
• Изменение содержания и смысла жизни человека предопределено изменением технологических координат.
• Феномен информационного общества приобретает все большее количество конкретизирующих обстоятельств.

Женевская Декларация принципов 2003 года

• Построение информационного общества как главная задача нового тысячелетия
• Стремление к открытому и направленному на развитие обществу

Изменение отношения к технике

• Дети как социокультурный феномен информационной цивилизации
• Изменение оценочного отношения к компьютерам и другим устройствам

Технологические изменения и мировоззрение

• Технологический фактор как мировоззренческий
• Информационная техника как основа современной экономики и образа жизни

Интеллектуальное противоборство человека и машины

• Виртуальное бытие человека в сетевом пространстве
• Переосмысление прошлого, настоящего и будущего

Глобальный социум и сетевое пространство

• Сетевое пространство как новая форма социального разума
• Диалогизм как форма коммуникации и структура смыслового отношения

Дискурс и его изменения

• Дискурс как сложная многомерная когнитивная формация
• Разнотипные дискурсы порождают разные смысловые пространства

Сетевая коммуникационная структура

• Сетевое пространство как модель формаций сетевых образований
• Проблема сетевой коммуникационной структуры информационной организации цивилизации

Типы цивилизаций и сетевая организация

• Различие типов цивилизаций в зависимости от уровня развития сетевой коммуникации
• Сложность сетевой организации и устройства цивилизации взаимосвязаны

Уровень сложности сети и его влияние на общество

• Уровень сложности сети быстро возрастает, что требует от людей готовности к её пониманию.
• Культурология должна определить закономерности создания мира искусственных объектов.

Социокультурная структура и её влияние

• Социальная структура определяет величину и качество культурной определенности общества.
• Принцип культуроопределенности: состояние социального развития зависит от уровня развития интеллектуальной культуры.

Развитие общества и виртуальная социология

• Развитие общества связано с развитием культуры.
• Виртуальная социология сетевого пространства требует новых методов анализа.

Информационно-структурные изменения и их последствия

• Информационность становится сложным уровнем социальной реальности.
• Интернет приводит к увеличению объема бесполезной информации.

Спам и информационное загрязнение

• Спам и нефункциональная информация образуют информационное загрязнение.
• Информация может превращаться в спам, теряя свои качества.

Фантомная реальность и симулякры

• Глобализация создает новые виртуальные матрицы культуры.
• Симулякры трудно прослеживаются в условиях доминирования глобализированных типов ментальной культуры.

Формирование глобального типа новой культуры

• Глобально-ментальная коммуникация нового типа формируется под влиянием информационных технологий.
• Технологическая сторона коммуникативной структуры становится техноформацией новой ментально-глобальной реальности.

Программная реальность и её влияние

• Программная реальность становится важным фактором социальной действительности.
• Учет этой особенности позволяет программировать деятельность человека и общества.

Развитие прикладных программ

• Создание программ для решения повседневных задач
• Появление технологий «умного дома» и «умных игрушек»
• Важность развития механизмов управления обществом

Искусственный интеллект и постчеловеческое общество

• Проблема «Что такое человек» в контексте искусственного интеллекта
• Постчеловеческое общество и прогнозы о сверхчеловеческом интеллекте
• Необходимость контроля над искусственным интеллектом

Киберсистема метакомпьютинга

• Развитие киберсистемы в единстве информационных технологий и общества
• Образ Кибербога как мифологическая черта новой киберсистемы
• Осознание высших сущностей через киберсистематическую организацию реальности

Виртуальная игра и сущность культуры

• Игра как показатель сущности культуры
• Культура как игра по определенным правилам
• Законы культуры как условные нормы относительной свободы поведения

Постмодернизм и знаковая реальность

• Осознание новой формы социального разума
• Подход Бодрияра к системе вещей как системе знаков
• Необходимость новых философских концепций

Советская идеология и новые термины

• Проигрыш советской идеологии из-за отсутствия новизны
• Необходимость новых терминов и смысловых конструкций

Создатели симулякров

• Симулякры как условно-реальные конструкты духовной реальности
• Философы и другие создатели смыслов
• Роль симулякров в функционировании общества

Контент и симулякры

• Контент делится на смыслоопределенную и информационную части.
• Симулякры имеют синтаксис, сигнифику, синтактику и прагматику.
• Закрепощение индивида общественным кодом происходит через симулякры.

Типы ментального рефлексирования

• Современный мир сложный и неоднозначный.
• Изменились стереотипы мышления, но человек продолжает думать по-человечески.
• Философия становится скучной для большинства читателей.


Рецензии