Идеология дух, смысл, разум
/ отв.ред. В.Ю. Колмаков. – Красноярск: «Литера-принт»,
2011. – 302 с.
Ссылка
• Монография рассматривает разные уровни и подходы к пониманию идеологии.
• Идеология рассматривается как дух народа, проявление смысла и форма рационального мышления.
• Исследование адресовано научным работникам, аспирантам, студентам и всем интересующимся проблемами современного идеологического состояния общества.
Основные положения монографии
Введение
• Духовность века породила множество проблем, требующих осмысления.
• Необходимо понимать систему мышления о будущем и новые схемы мышления.
• Старый мир как идеологема должен быть деконструирован, необходима новая духовная наррация.
Часть первая: Идеология духовности
• Духовность как проблема 21 века включает проблемы разума, сознания, ментальности, религиозности и идеологии.
• В условиях информационного общества возникли новые типы коммуникации, влияющие на современного человека.
• Проблема духовной матрицы 21 века неоднозначна, но может быть решена при правильном подходе.
Глава 1. Идеология духовности
• Духовный кризис выражается в отсутствии целостной духовности и неспособности существующих форм помогать решать социальные проблемы.
• Интеллигенция должна формировать новые вехи и смыслы, чтобы выжить в современном плюралистическом хаосе культур.
• Духовная аура будет создаваться и поддерживаться в новых техногенных условиях.
Эпоха информационного общества
• Человечество неизбежно вступит в эпоху информационного общества.
• Необходимо понять, как будет происходить этот процесс, и как он повлияет на культуру и духовность.
• Духовная устроенность общества и человека важна для осмысленного движения вперёд.
Материальная матрица и духовность
• Материальная матрица влияет на характер жизни общества и материальные блага.
• Духовность должна быть основана на адекватном самоощущении, без которого невозможно осмысленное движение вперёд.
Духовная неудовлетворённость и её причины
• Духовная неудовлетворённость возникает как реакция на состояние общества.
• Общество пытается двигаться к определённым целям или не движется.
• Духовный застой требует задуматься о перестройке духа.
Российская философия и её вклад
• Российская философия сформировала методологический инструментарий для понимания информационно-духовных механизмов культуры.
• Философия интегрирует культурологическое и культур-философское знание.
• Концепция информационного совершенства мироздания.
Современные подходы к философии
• Современная информационная философская методология рассматривает российский опыт.
• Термин "стройность" позволяет выявить негэнтропийные свойства реальности.
• Термины "соборность" и "всеединство" отражают духовно-культурологические закономерности.
Взаимосвязь философии и религии
• Религиозные и религиозно-философские системы мышления осознают порядок Высшей Гармонии Мироздания.
• Совершенство и несовершенство человека зависят от его философско-практического отношения к действительности.
Духовно-информационная тектология
• Проблема духовно-информационной тектологии связана с логическими взаимосвязями между тектологией Богданова и теорией духовной гармонии Флоренского.
• Взаимодополняемость подходов позволяет сформулировать исходный принцип духовно-информационной тектологии.
Духовность и её логика
• Духовность имеет другую логику по сравнению с прагматичностью.
• Духовность и прагматичность взаимосвязаны, но духовность может быть противопоставлена прагматичности.
• Информационно-тектологическая составляющая важна для раскрытия духовных механизмов культуры.
Необходимость осмысления российского наследия
• Осмысление российского философского наследия необходимо для формирования культуры современного мышления.
• Важно учитывать ментально-логический уровень реализации национальной идеи.
Критерии духовного развития
• Духовное развитие — сложный процесс, отражающий характеристики человека.
• Духовное развитие включает различные стадии и этапы.
Возрастание сложности духовной организации
• Возрастание уровня сложности духовной организации человеческого бытия
• Увеличение разнообразия мира социальной реальности не обязательно связано с духовным развитием
Критерии развития духовности
• Общая качественная системная характеристика духовности
• Конкретно-исторический уровень развития, включающий специфику данного состояния
Духовно-тектологический подход
• Применение логического инструментария мышления для анализа духовных процессов
• Выявление закономерностей в социокультурной сфере
Проблема духовно-тектологической организации культуры
• Сложность и неоднозначность проблемы
• Важность для понимания сложных процессов в современном мире
Информационная тектология и её значение
• Увеличение традиционных и нетрадиционных форм информации
• Необходимость адекватного понимания духовно-информационных процессов
Информационная наркокультура
• Эффект информационного зомбирования
• Паранормальные информационные феномены и их влияние на социальную энергию
Идеи Флоренского и их актуальность
• Совпадение поиска законов духовно-информационной организации общества
• "Столп истины" как принцип философии Флоренского
Информационно-тектологическая форма
• Устойчивая форма духовной детерминанты, определяющей социальные структуры
• Матричная информационная идентификация в культуре
Формирование информационной культурологии
• Важность подхода для понимания духовной организации общества
Духовно-информационная тектология культуры
• Системно информационная оболочка культуры является духовно-информационной матрицей.
• Общество продуктивно благодаря информационно-тектологической матрице.
• Матрица не очевидна и требует информационно-методологического анализа.
Культурософия социума
• Культура как форма накопленного духовного богатства является высшей аксиологической ценностью.
• Культура изменяется в отдельные периоды, что требует понимания её информационно-семантической структуры.
Язык как знаковая система
• Язык обеспечивает обмен, хранение и накопление информации.
• Язык является семиотической системой знаков, каждый из которых имеет семантическое отношение к заменяемому объекту.
• Язык подразумевает правила соединения знаков в предложения.
Идея матрицы культуры
• Матрица культуры наполняется новым смыслом с развитием информационно-программистического способа понимания.
• Матрица предопределяет смысловую картину реальности и культурологическое сознание.
• Протоидею матрицы можно найти в концепции Карлоса Кастанеды и А.Ф. Лосева.
Имидж как носитель смысла
• Имиджная структура культуры определяет её важные содержательные характеристики.
• Культура идентифицирует себя через совокупность образов, выражающих её содержание.
Материально-техническое развитие общества
• Общество становится всё сильнее, воздействуя на природу.
• Тенденция бесконечного усиления техники не нужна и бессмысленна.
• Духовность необходима как сдерживающая компонента, позволяющая обществу одуматься.
Техника и духовность
• Техника может стать причиной исчезновения социума без духовности.
• Возникает вопрос о сущности техники и её влиянии на духовные процессы.
• Необходимо понимание пределов развития техники и возможности внетехнического развития.
Формы духовности и их влияние
• Духовность может быть как положительной, так и отрицательной.
• Негативная духовность может порождать разрушительные тенденции.
• Внетехническое развитие возможно, но человечество не готово к этому пути.
Необходимость эстетики и нового осмысления духовности
• Эстетика животворящей духовности необходима.
• Духовность должна быть функцией природы, а не только человечества.
• Духовность происходит из гармонии природы и наполнена жизнью.
Духовность как сила изменения техногенного мира
• Духовность способна изменить техногенный мир.
• Духовность — внутренняя сила человечества, способная остановить безумие и хаос.
• Духовность и интеллектуальность взаимосвязаны.
Поколения духовности и их влияние
• Поколения духовности сменяются с изменением культуры и общества.
• Развитие науки и техники усиливает разницу между поколениями.
• Поколение, выросшее с компьютерами, считает их естественными.
Проблема духовности в 21 веке
• Проблема духовности формируется в контексте нового информационно-ментального состояния.
• Важно определить поколение, которое станет фактором новой социальной системы.
• Общество может изменить свои существенные характеристики через несколько лет.
Общество как рациоментальная система духовности
• Общество и современный человек становятся заложниками внутренней системы духовности.
• Идея совершенства человека исторически изменялась.
• Философия и религия стремятся изменить мышление человека.
Духоцентризм и его противоречия
• Человек познаёт мир как духовность.
• Мир, лишенный духовности, становится враждебным.
• Человек находит возможность решать проблемы через противопоставление этой тенденции.
История и смена способов духовной организации
• Разные культуры имеют разные типы духовности.
• Идея духовного совершенства — внутренняя линия развития общества.
• Модель античной духовности основана на прецеденте ментального языка.
Духовность и техногенность
• Духовность является важнейшим фактором техногенности.
• Философия духа порождает философию техники.
• Появление техники можно рассматривать как продолжение развития психотехник.
Единство ментальности, духовности и рациональности
• Ментальность, духовность и рациональность — один и тот же феномен.
• Рассудочный способ мышления разрывает это единство.
• Развитие техники должно оказать влияние на формирование духовности.
Духовность и рациональность
• Духовность не противопоставляется рационально-техническим тенденциям.
• Мистика духовности абсолютизирует факторы духа.
• Любовь к душе и телу должна быть равнозначной.
Духовная красота и развитие
• Любовь к духовной красоте превращает человека в новое существо.
• Духовное совершенствование требует определения новых характеристик.
• Сильный дух усиливает практическую способность человека.
Духовность и общество
• Увеличение пороков общества связано с разрывом между духом и материальными аспектами.
• Религия и атеизм приводят к трагедиям для общества.
• Мудрость и духовность взаимосвязаны, но создание класса мудрецов проблематично.
Духовные лидеры и общество
• Духовные лидеры необходимы для положительного влияния на общество.
• Общество должно быть духовно свободным и многомерным.
• Религии моделируют виртуальные системы управления обществом.
Прагматика духовности
• Духовность предопределяет тип хозяйствования.
• Практическая духовность, дающая психическую энергию, совершенна.
• Духовная методология позволяет анализировать социокультурные процессы.
Духовное единство человечества
• Духовное единство человечества требует духовных лидеров.
• Цивилизация, теряющая духовную энергию, умирает.
• Общество, где доминирует жестокость, не имеет духовной доброты.
Духовность и её проблемы в современном обществе
• Духовность принимает новые модусы проблемности в новой эпохе.
• Познание и понимание духовных проблем требует ментальной философской логической операции.
• Духовная логика формируется под воздействием множества факторов.
Кризис духовности и его причины
• Умирающая духовность признак умирающего общества.
• Современное государство проявляет цинизм и аморальность.
• Государство стало средством для ведения бизнеса.
Природа знания о духовном кризисе
• Существует противоречие между научным знанием и непознанной природой духовных кризисов.
• Аристотель рассматривал движение как противоположность покою.
• Проблема текучести и устойчивости мира рассматривалась философами.
Роль кризисов в развитии общества
• Общество и природа развиваются через кризисы.
• Кризисы духовности играют ведущую роль.
• А.А. Богданов отмечал, что жизнь развивается через кризисы.
Социальная философия и её задачи
• Социальная философия должна служить открытию и разрешению глобальных проблем современности.
• Общество находится в критической бифуркационной точке.
• Социальная философия изучает закономерности общественной жизни и индивида.
Духовная жизнь и её значение
• Духовная жизнь понимается как область бытия, где реальность дана изнутри.
• Общественная жизнь есть внешнее выражение духовной жизни.
• Смысл жизни состоит из вечного начала, в которое следует погрузиться.
Рекомендации по преодолению кризиса
• Насилием нельзя сотворить благо и истребить зло.
• Внешняя деятельность не может осуществить внутреннего обретения добра.
• Необходимо внутреннее свободное воспитание человека и нарастание любви.
Идеология и её роль в обществе
• Идеология зависит от способов производства и присвоения.
• Идеология является орудием организации общества и производства.
• Идеология помогает вырабатывать сознание в определённом классе.
Духовность и её значение
• Духовность формирует устойчивую системообразующую организацию общества.
• Духовные основы общества влияют на все стороны общественной жизни.
• Духовные элементы имеют устойчивую основу и выполняют скелетную роль.
Кризис духовности и его причины
• Кризис духовности связан с кризисом веры в человека и гуманизма.
• Влияние западных течений на Россию привело к существенным изменениям в духовных основах общества.
• Кризис сопровождается эсхатологическими мифами и апокалипсической тревогой.
Преодоление кризиса
• Возможность преодоления кризиса связывается с духовными возможностями человечества.
• Воспитание гражданского сознания и умения судить власть может помочь в преодолении кризисов.
Кризис и культура
• П. Тиллих видит в культуре возможные решения кризиса.
• Р. Гвардини, Э. Гуссерль, Х. Ортега-и-Гассет считают кризис крушением культуры.
• Т. Арно и М. Хоркхаймер связывают кризис с репрессивностью разума.
Роль разума
• Ю. Хабермас верит в сознательную роль разума.
• Маркузе считает, что тоталитарный универсум технологической рациональности — последнее воплощение идеи разума.
Типы кризисов
• Н. Данилевский описывает западное общество как дифференцирующееся.
• Русская философия видит кризис как осознание конца человеческой истории.
Пути преодоления кризиса
• Западные мыслители стремятся избежать разрушительных последствий кризиса.
• Русские мыслители видят будущее России в её предназначении.
Религиозное преображение
• Н. Бердяев, В. Соловьев, Е. Трубецкой, Н. Федоров, С. Франк предлагают путь религиозного преображения.
Универсальные государства
• А. Дж. Тойнби анализирует североамериканское, русское и западноевропейское подходы к решению проблем классового конфликта.
Духовная сфера общества
• Духовная сфера общества не обрела стабильности.
• В. И. Кудашов предлагает инновационное обучение для выработки способности к проектной детерминации будущего.
Роль духовного начала
• Духовное начало играет решающую роль в жизни общества.
• Один из признаков духовного кризиса — политическая нестабильность.
Управление духовным кризисом
• Задача управления духовным кризисом заключается в извлечении твердых указаний для направления общественной воли.
• Кризисы в других сферах, таких как материально-производственная и социальная, следуют за духовным кризисом.
Социальная жизнь и духовность
• Социальная жизнь имеет форму совместного бытия или содружества.
• Человек немыслим иначе, чем в качестве члена общества.
• Российское общество основано на принципе соборности.
Варианты управления духовным кризисом
• Уповать на случай.
• Найти решение через открытие законов образования и развития духовного кризиса.
Сущность духовного кризиса
• Духовный кризис проявляется в разрыве, соединении и перестройке мировоззренческих структур.
• Духовный кризис способствует обнищанию, обогащению и переосмыслению идей, норм и ценностей общества.
Рекомендации по управлению духовной жизнью
• Решение главного вопроса социальной философии: что такое общество и его значение в жизни человека.
• Духовная жизнь общества и индивида — это путь внутреннего преображения через внутреннее раскрытие души и солидарность.
• Отношение к жизни должно быть основано на философском поиске смыслов.
Глобальная ментальность и духовность
• Духовность как всеобщая ценностно-регулятивная составляющая жизни общества будет развиваться через общий ментальный план.
• Исторически сформированные ментальные структуры локальных сообществ сохраняются в той или иной степени.
Посткоммунистическая идеология: манифест посткоммунистической партии
• Посткоммунистическая идеология возникла после распада СССР.
• Не было ясной модели будущего, что привело к социальному хаосу.
• Марксизм воспринимался мистически, что создало необходимость его переосмысления.
Ленин и марксизм
• Ленин пытался сохранить марксизм как целое, но ревизировал его.
• Ленин считал, что пролетариат в России готов к революции.
• Ленин использовал силу власти для подтверждения истинности марксизма.
Экономическое мышление и социальные проблемы
• Экономическое мышление не способно решить все социальные проблемы.
• Решение социальных проблем методом распределения бюджетных средств неэффективно.
• В условиях глобального капитализма важно понимать соотношение экономических и социальных факторов.
Идеология и её параметры
• Идеология как ментальная система обладает определёнными параметрами.
• Идеологии партий часто подменяют идеологии социальных групп.
• Манифест коммунистической партии был теоретической разработкой, а не теорией коммунизма.
Идеология как религия
• Абсолютизация идеологических тезисов делает идеологию религией.
• Коммунистическая религия оставила след в российской ментальности.
• Идеология как наука о высоких идеалах выродилась в теорию манипулирования электоратом.
Эпоха посткоммунизма
• Посткоммунизм породил необходимость новых идеалов.
• Утопические идеалы оказываются более привлекательными, чем рационально прагматические.
• Реальная коммунистическая партия должна решить эту историческую задачу.
Исторический реализм и партии
• Партии выполняют важную социальную функцию
• Вопрос о социальной пользе партий
Призрак коммунизма
• Призрак коммунизма больше не бродит по Европе
• В России призрак коммунизма имеет непрезентабельный вид
• Эксперимент по оживлению призрака потерпел фиаско
Идея коммунизма
• Идея коммунизма как справедливого общества
• Маркс и Энгельс как разработчики идеи
• Идея осталась востребованной, но в новой форме
Сущность коммунизма
• Коммунизм как экстремально-террористическая идеология
• Сталинский диктаторный коммунизм
• Псевдокоммунизм и антипсевдокоммунизм
Влияние коммунизма на общество
• Трансформация идеи коммунизма
• Влияние личности на коммунистическую партию
• Аполитизм как системный общественный эффект
Судьба политических партий
• Трансформация коммунистической партии
• Призрак антикоммунизма в начале 90-х
• Неадекватное понимание процессов в современной России
Идеология государства
• Необходимость современной идеологии
• Идеология как генеральная философия государства
• Важность создания новой гуманитарно-правовой платформы
Идеология духовности
• Преподаватели обществоведов осознавали проблемы идеологии.
• Разочарование в коммунистической идее и её носителях.
• Кризис политического доверия и недоверие к партиям.
Роль идеологии в 20 веке
• Идеология стала формой диктатурного воздействия.
• Потеря социальной логики механизма формирования идеологии.
• Необходимость нового понимания функций идеологии.
Идеологическая рефлексия
• Идеология важна для позитивного отражения социальной реальности.
• Идеологическая рефлексия связана с деятельностью партий.
• Создание идеологии часто подменяется псевдоидеологией.
Политико-правовое сознание
• Новый тип политико-правового сознания.
• Общественное сознание выдерживает социальные преобразования.
• Идея создания партии власти имеет давние корни.
Профсоюзы и их роль
• Профсоюзы малозначимы в современной России.
• Лицемерие власти проявляется в каждой форме власти.
• Коммунистическая партия России не имеет проработанной научной концепции.
Посткоммунизм и кризис доверия
• Посткоммунизм превратился в абсурдное явление.
• Народ не интересуется политическими стратегиями, если уровень жизни не повышается.
• Кризис доверия к дееспособности власти.
Необходимость изменений
• Госмашина должна изменяться и совершенствоваться.
• Государство есть машина для управления, но она неудобна.
Совершенствование государства
• Государство должно работать эффективно и обеспечивать положительные результаты.
• Функции государства должны быть более точно прописаны в документах.
Ментальность власти
• Ментальные параметры власти важны для общества.
• Власть должна позиционировать себя как умную, а не глупую.
• Конфронтация между государством и обществом разрушает национальное единство.
Формализация и убийство творчества
• Формальные стандарты мышления и деятельности опасны.
• Государство должно формировать высшую норму современной ментальности.
Новая партократия и плутократия
• Новая партократия принимает благообразные формы.
• Политическая рациональность определяет системные характеристики политической сферы.
Партийная идеология
• Партийная идеология перестала выражать интересы народа.
• Партии должны быть оптимизированы для соответствия потребностям общества.
Чиновники как латентная партия
• Чиновники представляют особую партию, объединяющую по статусу и значению.
• Партийная система находится в состоянии полустагнации.
Возможность кризисной ситуации
• Власть не может управлять по-старому из-за непонимания, что делать.
• Власть не видит возможности развития социально кризисной ситуации.
Русский бунт
• Русский бунт имеет психологическую логику обиды на власть.
• Нарастание абсурда власти приводит к всенародному недовольству.
Когнитивное управление в кризисном обществе
• Когнитивное управление влияет на способы получения и сохранения знаний.
• Когнитивные методы воздействуют на восприятие людей, что позволяет влиять на их поведение.
• Когнитивные факторы определяют восприятие и реакцию людей на события и факты.
Три уровня реальности
• Физический уровень: вещи, которые можно осязать, нюхать, видеть и слышать.
• Информационный уровень: информация, которую нельзя потрогать, но можно изменить её носитель.
• Когнитивный уровень: информация, которая получает смысл благодаря когнитивным факторам.
Кибернетика и информационное управление
• Кибернетика изучает управление как механизм информационного уровня.
• Информационное управление более экономично и эффективно, чем физическое.
• В 20-м веке информационное управление стало главенствующим средством социального контроля.
Информационная инфляция
• В 21-м веке информации стало так много, что информационные механизмы управления потеряли эффективность.
• Современные маркетологи и государственные власти теряют контроль над рынками и гражданами.
• Реклама и призывы политиков не вызывают должного отклика.
Смысловые системы и когнитивные факторы
• Люди действуют на основе смысла, который получает информация.
• Когнитивные факторы определяют, как информация воспринимается и интерпретируется.
• Когнитивные методы позволяют влиять на восприятие и реакцию людей.
Когнитивный уровень реальности
• Когнитивный уровень содержит смыслы, которые нужно различать от информации.
• Информация принадлежит информационному уровню, смысл — когнитивному.
Влияние мифов и архетипов
• Мифы и архетипы влияют на мышление и поведение людей.
• Фрейд и Юнг выявили действие прототипических сюжетов в мышлении и поведении.
• Архетипы и мифы являются этическими смыслами, определяющими поведение.
Коллективные смыслы
• Архетипы и мифы важны для оправдания коллективных поступков.
• В больших и разнообразных обществах на первый план выходят этические смыслы.
• В России этические смыслы особенно значимы из-за высокой степени разнообразия.
Этические смыслы в искусстве
• Этические смыслы воплощаются в сюжетах произведений искусства.
• Аристотель и Борхес выделили базовые мифические сюжеты.
• Миф об осаждённой крепости играл важную роль в когнитивном уровне России.
Социальные мифы и реальность
• Социальные мифы определяют смысловой ландшафт общества.
• В России усиливается влияние мифа о угнетении русского народа выходцами с Кавказа.
• Этот миф содержит сюжет о национально-освободительном восстании.
Опасность социальных мифов
• Социальные мифы могут усиливать напряжённость между гражданами.
• Требуется ясно понимать влияние мифов на общество и их опасность.
Когнитивный вакуум и миф осаждённой крепости
• В условиях когнитивного вакуума и отсутствия внятной многонациональной идентичности, миф осаждённой крепости стал актуальным.
• Особенно это касается молодёжи, не имеющей сложившихся смысловых систем.
Проблема Кавказа
• Сложная социальная ситуация и проблемы безопасности на Кавказе вызывают разные мнения.
• Одни считают, что Кавказ нужно отделить, другие — что его нужно удерживать.
Мещанско-либеральная и мессианско-православная парадигмы
• Мещанско-либеральная парадигма опирается на идею, что каждый заслуживает маленького рая, а плохие народы нужно изолировать.
• Мессианско-православная парадигма опирается на идею целостности страны и собирания земель.
Историческое соперничество парадигм
• Историческим центром мещанско-либеральной парадигмы был Новгород, а мессианско-православной — Москва.
• Обе парадигмы сосуществуют в русском культурном теле до сих пор.
Когнитивное управление и социальные мифы
• Когнитивное управление может радикально изменить поведение и решения людей.
• Социальные мифы и парадигмы влияют на всех представителей социума.
Проблема национально-освободительного восстания
• Беспорядки в Москве и других городах свидетельствуют о влиянии идеи национально-освободительного восстания.
• Власть не может противостоять этой идее на микроуровне.
Необходимость национальной задачи
• России нужна внятная и трудная общенародная задача, достойная Героев.
• Спортивные паллиативы не подходят на роль национальной идеи.
Коллективное внимание и социальные смыслы
• Для взаимодействия когнитивного уровня с физическим или информационным требуется посредник.
• Коллективное сознание медленнее индивидуального, и значимые смыслы разворачиваются медленно.
• Социальное пространство представляет собой поле столкновения нескольких смыслов.
Когнитивный уровень и его влияние
• Когнитивный уровень находится вне пространства и времени, но взаимодействует с видимой реальностью.
• Актуализации когнитивного уровня нелокальны, но не равномерны.
• Идеи обладают жизненным циклом, который включает этапы усиления и ослабления влияния.
Жизненный цикл когнитивных следов
• Жизненный цикл когнитивных следов включает фазы роста, сборки, насыщения и разрушения.
• Длительность жизненного цикла варьируется от нескольких секунд до тысяч лет.
• Социальные мифы имеют жизненный цикл от нескольких сотен до десятков лет.
Социальные мифы и их влияние
• Социальные мифы определяют судьбу общества.
• Решения и действия участников общества подчинены когнитивному уровню.
• Социальные конфликты часто связаны с борьбой идей, а не классов.
Пример из истории России
• Революции начала 20-го века в России были вызваны борьбой идей, а не классов.
• Революционные идеи возникли в среде интеллигенции и аристократии, а не среди рабочих и крестьян.
• Борьба идей, а не классов, стояла за революциями.
Переворот в когнитивном следе
• Когнитивный след идеи А начинает разрушаться
• Когнитивный след идеи В переживает фазу фрактальной сборки
• Происходит быстрый переворот ролей
Социальная механика двух актов
• Парадигма А: Православие и самодержавие
• Парадигма В: Прогресс и равенство
• Борьба не между двумя мировоззрениями, а между архетипами
Акт инкубации
• Начало развития когнитивного следа альтернативной идеи
• Фрактальный рост происходит тихо, в маргинальной части общества
• Маргинальность зависит от степени влияния основной идеи
Маргинальные группы и сферы
• Студенчество, творческая интеллигенция, ортодоксальные еврейские семьи
• Городская субкультура, районы поселений, трактиры, уличный криминальный мир
Рост когнитивного следа
• След последовательно растёт, охватывая индивидуумов
• Необходимы собрания и свобода прессы
Реакция властей
• Власти часто не замечают маргинальные группы
• Советская власть ловила маргиналов, но упустила маргинальную сферу
Современная Россия
• Интернет как маргинальная сфера
• Неприкасаемость Интернета как площадка для новой социальной идеи
Маргинальные области
• Маргинальные области бурлят, создавая следы разных идей
• Идеи борются за влияние, отрицая текущую парадигму
Роль социального аналитика
• Умение различать растущие идеи в маргинальной среде
• Принципы для обращения внимания на маргинальные идеи
Принцип мерцающих зон
• Мерцающая зона — маргинальная область, где сталкиваются несколько социальных идей.
• Идеи стремятся максимально актуализироваться, захватывая социальные пространства.
• В неблагоприятных условиях идеи борются за существование.
Когнитивный уровень и социальные идеи
• Когнитивный уровень не содержит наделённых сознанием организмов.
• Идеи ведут себя так из-за устройства мира, а не из-за эгоизма или властолюбия.
• Социальная реальность выглядит как лоскутное одеяло из следов идей.
Исторический пример: русская революция
• Русская революция была вызвана борьбой идей православия и либерализма.
• Либерализм уступил позиции самодержавию, но затем вернулся.
• Россия находилась в мерцающей зоне между этими идеями, что способствовало появлению коммунизма.
Мерцающая зона в современном российском обществе
• Интернет является маргинальной сферой, где сталкиваются различные социальные идеи.
• В Интернете есть мягкое противостояние между пессимистами и оптимистами.
• Пессимисты рациональны и анализируют текущие тенденции, оптимисты иррациональны и верят в лучшее.
Политико-экономическая логика духовности общества
• Анализ политической составляющей марксизма важен для понимания его социально-философских положений.
• Интерес Маркса к акционерным предприятиям противоречил его социально-философским взглядам.
Идеология духовности
• Основоположники марксизма считали, что государство самоупразднится после пролетарской революции.
• Маркс и Энгельс полагали, что государство должно быть заменено новым, социалистическим.
Первый Интернационал
• В 1864 году Маркс возглавил Первый Интернационал, но многие члены скептически относились к использованию государства для установления социализма.
• Маркс не имел чёткого плана, как очистить национальные государства от пороков капитализма.
Парижская Коммуна
• В 1871 году рабочие Парижа установили свою власть, но их опыт был ограничен.
• Маркс и его последователи часто апеллировали к опыту Парижской Коммуны, но это не убедило лидеров Интернационала.
Раскол социалистического фронта
• В 1870-1871 годах произошёл раскол социалистического фронта на два фланга.
• Несмотря на практическую несостоятельность проекта Первого Интернационала, его масштабность вдохновила последователей.
Большевики и марксизм
• Большевики установили авторитарную власть в России и начали чистку государства от "буржуазной скверны".
• Большевики расходились с принципами исторического материализма и диалектической логики, запрещая частную собственность.
Волюнтаризм большевиков
• Большевистский волюнтаризм соответствовал политическому кредо Маркса, но расходился с его представлениями о государстве.
• Большевики постулировали слом старой буржуазной государственной машины и её замену новой.
Теоретический постулат о нейтральности административной власти
• Предполагалось, что нейтральность административной власти позволяет быстро переустроить общество на основе новой политической формулы.
• История показала, что намерения административного персонала меняются при получении власти, становясь формальными и бюрократическими.
Бюрократизация и торжество бюрократии
• Многолетняя борьба с бюрократизмом в Советской России привела к торжеству бюрократии и построению крепкого бюрократического государства.
• Марксизм, подвергнутый интерпретациям, стал всё более бюрократизированным и легко приспосабливался к политике национального государства.
Эпоха Сталина и выхолащивание марксизма
• В эпоху Сталина марксизм был выхолощен до основания, идея мировой революции утратила статус главной практической задачи.
• В советской литературе мало говорилось о социальной значимости освобождения труда.
Политико-экономическая логика духовности общества
• Россия стала жертвой исторического парадокса, когда политическая составляющая общественной системы изменилась раньше, чем были созданы предпосылки смены характера других сторон общественных отношений.
• Государство использовалось как инструмент пролетарской мировой революции, что привело к бюрократизации и подавлению инноваций.
Социалистическое хозяйствование и его последствия
• Социалистическое хозяйствование, основанное на уничтожении частной собственности и свободы предпринимательства, привело к безнадёжному запаздыванию в развитии.
• Чиновники Госплана и Госснаба не были заинтересованы в инновациях, предпочитая ориентироваться на западные технологические решения.
Руководители социалистической экономики
• Руководители социалистической экономики, не имеющие права на частное владение средствами производства, были хуже буржуазных промышленных королей.
• Крупная промышленность оказалась в оковах чиновничьего произвола, воспроизводя основное противоречие капитализма.
Великая Октябрьская социалистическая революция и её последствия
• Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года остановила мировую революцию, превратив Российскую империю в авторитарное акционерное общество.
• Большевистская контрреволюция установила деспотический режим, преподносивший себя как прогрессивную модель общественного развития.
Идеология духовности и её влияние на общество
• Идеология духовности стала инструментом для удержания эффективности буржуазных общественных установлений.
• В условиях частной собственности и политического плюрализма буржуазия вынуждена была совершенствовать свои управленческие навыки.
Псевдокоммунистические ориентиры рабочего движения
• Рабочему движению социалистических стран не удалось приблизиться к разрешению главного противоречия капитализма.
• Ложная перспектива коммунистических преобразований сдерживала интернациональный характер капиталистического режима.
Контрреволюционное удушение революционной энергии
• В первые месяцы советской власти были запрещены выборные органы рабочих и служащих.
• Массовое недовольство рабочих и крестьян подавлялось с помощью органов внесудебной расправы.
Новая экономическая политика и её последствия
• НЭП была использована для установления режима, при котором никто не мог отстаивать идею о праве Советов распоряжаться общественным капиталом.
• Основные принципы советского управления утратили свою действенность, что сделало задачу уничтожения государственных паразитов непосильной.
Псевдосоциалистическая экономическая система
• Псевдосоциалистическая экономика развивалась в том же направлении, что и буржуазная.
• Ленинизм стал средством подчинения масс и узаконивания бюрократии, сохраняя капитализм.
Бесполезность ленинистской идеологии
• Ленинистская идеология становилась всё более бесполезной в условиях бюрократистической централизации.
• Капиталистический дух обречён на иссякание под давлением картелей.
Критика организованного капитализма
• Бухарин и другие социалисты критиковали организованный капитализм, считая его опасным для общества.
• Они утверждали, что капиталисты также отстранены от власти и не могут контролировать предприятия.
Сравнение государственного и частного капитализма
• Бухарин отмечал, что государственные и частные предприятия имеют схожие полномочия и методы управления.
• Он указывал на отсутствие принципиальной разницы между государственным и частным капитализмом.
Опасность бюрократии
• Бухарин подчеркивал, что бюрократия, а не капиталисты, является основной угрозой для общества.
• Он утверждал, что бюрократы, а не предприниматели, ответственны за расточительство и бесхозяйственность.
Историческое развитие акционерного капитала
• Акционерный капитал освободился от государственного контроля и стал глобальной силой.
• Появление новых инструментов инвестирования, таких как депозитно-инвестиционные банки, способствовало монополистической концентрации производства.
Влияние на идеологию
• Марксистско-ленинская идея государственного аппарата для коммунистических преобразований была девальвирована.
• Акционерный капитал и его глобальная интеграция привели к разрушению государственного фундамента.
Формирование акционерного капитала
• Акционеры стали принимать самостоятельные инвестиционные решения.
• Банковская бюрократия получила контроль над биржевым хаосом.
• Новые инвестиционные инструменты не контролировались акционерами.
Влияние на мировую экономику
• Акционерные банки увеличивали инновационный потенциал.
• Безконтрольная деятельность банков способствовала кризисам перепроизводства.
• Государства утратили ответственность за экономические изменения.
Отказ от золотого стандарта
• В 1933 году Америка отказалась от золотого стандарта.
• Это событие изменило ход истории.
• Окончательный отказ от конвертируемости банкнот в золото произошел в 1978 году.
Транснациональные корпорации
• Транснациональные корпорации объединились на основе акционерного капитала.
• Они подчинили себе все стороны общественной жизни.
• Государства утратили суверенитет, страны стали фикциями.
Деидеологизация и хаос
• После распада социалистического лагеря идеология утратила смысл.
• Капитализм интегрировался в глобальные бизнес-структуры.
• Хаос противоречий вырвался на либеральные просторы.
Постсоветская эпоха и антикорпоративное недовольство
• В постсоветскую эпоху транснациональные корпорации стали задавать новые ориентиры.
• Корпорации открыто демонстрировали свою истинную природу.
• Трагедия с Кена Саро Вивой и активистами Гринпис стала достоянием гласности.
Имиджевый шок и преступная природа корпораций
• "Shell" активно готовится к экологической катастрофе в рамках проекта "Сахалин-2"
• Отношение к корпорациям стало меняться, их преступления перестали восприниматься как дань научно-техническому прогрессу
Преступления транснациональных корпораций
• Геноцид, насилие, отмывание денег, кража интеллектуальной собственности
• Истощение естественного капитала планеты, загрязнение биосферы, распространение рака
• Агрессивный маркетинг, ложные банкротства, коррупция и подкуп
Реакция общественности и антиглобализм
• Мировой финансовый кризис усилил антикорпоративные настроения
• Антиглобалисты призвали к международному контролю над финансовыми рынками
• Журналисты активно освещали корпоративные преступления, предлагая меры профилактики
Закон Сарбейнса-Оксли и его последствия
• США создали Оперативную группу по борьбе с корпоративным мошенничеством
• Закон Сарбейнса-Оксли расширил права государственного контроля над корпоративным аудитом
• Корпорации должны были привести отчётность в соответствие с требованиями закона
Международные инициативы и их последствия
• Правительства многих стран декларировали намерения ужесточить контроль над корпорациями
• Национальные правительства не решились на создание единой международной правоохранительной системы
• Российские власти приняли Кодекс корпоративного поведения, но его положения не стали обязательными
Идеология и корпоративное управление
• Российские и американские специалисты считают, что на этом пути не должно быть строгой корпоративной отчётности и информационных технологий.
• США противятся признанию универсализма транснациональных договоров, чтобы стравливать государства.
Идеокреативность и идеология
• Идеокреативность — творческая способность создавать новую идеологию, адекватную современному обществу.
• Идеология имеет свою логику и структурную организацию, но её параметры сложно определить.
• Идеологическая ментальность проявляется в формировании общего идеологического дискурса.
Теория интересов и идеология
• Теория интересов должна развиваться соответственно новым условиям социальной реальности.
• Каждый социальный класс имеет свои интересы и минимальный уровень благосостояния.
• Идеология как феномен формировалась механизмами социального и правого порядка.
Идея как основание идеологии
• Идея должна содержать содержательный потенциал смысла и мотивировать к действию.
• Идея должна пройти путь развития, выражая цель, к которой необходимо прийти.
• Маркс оставил важные идеи, но его философия истории переосмыслена с позиций экономического материализма.
Неомарксизм и постмарксизм
• Неомарксизм, постмарксизм и другие попытки соединить понимание экономического и гуманитарного порядков не привели к созданию новой философской теории.
• Проблема соединения экономического и гуманитарного порядков стала ещё более острой в 21 веке.
Логика возникновения коммунистической партии
• Манифест коммунистической партии определялся возникновением нового социального класса и необходимостью определить его социальные позиции и интересы.
• Маркс и Энгельс пытались возложить на этот класс исторические цели и радикальное преобразование общества.
Историческое значение идеологии
• Идеология играет важную роль в формировании общественно-экономической формации.
• Ленин и Сталин внесли значительный вклад в развитие идеологии, но их подходы имели свои недостатки.
Критика марксистской идеологии
• Марксистская философия устанавливала странные способы мышления, что привело к лицемерию и маразму советской идеологии.
• Советская идеология потеряла чувство исторической адекватности, что привело к её краху.
Современное состояние идеологии
• Падение советской модели тотальной идеологии создало идеологический вакуум.
• Современные идеологические программы не способны объединить общество и противостоять угнетению.
Роль идеологии в обществе
• Идеология стала формой выживания и необходима для понимания новой исторической реальности.
• Идеология влияет на сознание, но также увеличивает аполитичность и антиидеологичность общества.
Подходы к пониманию идеологии
• Карл Мангейм видел в идеологии социокультурную обусловленность.
• Антуан Дестют де Траси пытался понять, как идеи влияют на общество.
• Теодор Адорно отмечал, что искусство может быть ложной идеологией.
Современные исследования идеологии
• Клифорд Гирц предложил подход к анализу символической деятельности идеологии.
• Анри Лефевр подчеркнул важность понимания объективно-истинной реальности, отражающей ложные социальные истины.
Идеология и её роль в обществе
• Идеология всегда субъектна и субъективна, выражает социальные характеристики создателя.
• Идеология субъективна и иллюзорна, представлена как ментальная технология социального познания.
• Выход за пределы идеологии возможен через антиидеологичность или понимание законов духовной субстанциональности.
Марксизм и его влияние
• Марксизм установил неоднозначные аксиоматические предпосылки.
• Коммунистическая партия России не смогла понять марксизм и его идеологию.
• Переход от марксизма к новой парадигме мышления труден для России.
Смысл идеологии и её противоречия
• Смысл идеологии заключается в её влиянии на общественное сознание.
• Идеология и смысл находятся в неоднозначной корреляции.
• Идеологический дискурс может быть противоречивым и дисфункциональным.
Идеология духовности и её роль
• Идеология духовности связывает множество идеологических феноменов.
• Идеология духовности связана с ментальными параметрами и социально-психологическими особенностями.
• Идеология часто начинается как красивая идея, но финал может быть гнусной политической торжественностью.
Кризис идеологии и его причины
• Советский Союз погиб из-за неспособности руководства изменить тип идеологического дискурса.
• Перестройка опоздала на двадцать лет, не смогла стать великой идеологической революцией.
• Идеологический дискурс присущ всем социальным группам, каждая имеет право защищать свои интересы.
Рациональность и кризис духовности
• Человек живёт в мире рациональных ценностей, которые взаимосвязаны с духовностью.
• Кризис духовности вызван кризисными процессами в структурах рациональных ценностей.
• Рационализм стал определяющим принципом для науки и гуманитарных сфер знания.
Рациональное и иррациональное познание
• Рациональное познание направлено на объекты, недоступные непосредственному опыту.
• Иррациональное познание связано с мистическими и алогичными явлениями.
Кризис рациональности
• В конце XIX - начале XX вв. появляется термин "иррационализм".
• Философы обращают внимание на иррациональные проявления социальной реальности.
Современная эпоха и иррациональность
• Современную эпоху определяют как кризисную из-за отсутствия единого целостного мышления.
• Иррациональное начало проявляется в социальном мифотворчестве и рациональных методах управления.
Протест против культа сциентизма
• Представители философской мысли критикуют культ техники и технологический детерминизм.
• Ж. Эллюль и Э. Тоффлер предупреждают о разрушительной силе техники.
Концепция Г. Маркузе
• Маркузе утверждает, что технологическая рациональность оборачивается против человека.
• В индустриальном обществе подавляется индивидуальность и свобода.
Одномерный человек
• Маркузе описывает одномерного человека как объект духовного манипулирования.
• Человек становится инструментом, а не свободным существом.
Интеграция в сфере культуры
• Культура и социальная действительность примиряются, разрушая пространство высокого искусства.
• Художественные образы используются для утверждения существующего порядка.
Негативные последствия
• Художественные образы десублимируются, что приводит к замещению опосредованного удовлетворения непосредственным.
• Это является негативным фактором развития общества.
Напряжение в психическом аппарате
• Снижение напряжения между объектом желания и реальностью
• Ослабление рациональности протеста индивида
Концепция К. Манхейма
• Использование понятий утопия и идеология для обозначения социального иррационализма
• Демократизация знания и философско-политический дискурс
Истоки интеллектуального кризиса
• Крах объективного представления о мире, гарантированного церковью
• Научные открытия и необходимость совмещения нескольких картин мира
Взаимодействие политики и науки
• Политические партии и их догматизм
• Кризисы политического мышления и научной мысли
Политическая дискуссия и идеология
• Политическая дискуссия как средство раскрытия бессознательных мотивов
• Идеология как форма выражения внутренних отношений общества
Утопическое мышление
• Утопическое сознание и его иллюзорные представления
• Разоблачение бессознательных мотивов как интеллектуальное оружие
Проблема формирования новых жизненных ориентиров
• Необходимость взаимосвязи анализа и социальной ситуации
• Участие в социальном процессе и самокритика
Необходимость сочетания социологии и ситуационно обусловленного мышления
• Понимание социальной структуры как целостности
• Познание не как простое накопление информации, а как направленное действие
Проблема социального иррационализма
• К. Манхейм рассматривает проблему диспропорциональности развития человеческих способностей в современном обществе.
• Научно-технический прогресс угрожает современному общественному устройству.
Социальная структура и диспропорциональность
• Социальная структура определяет место человека в обществе.
• В современном мире невозможно длительное существование диспропорциональности разумности и моральности.
Демократия и монополизация
• Демократия трансформируется в демократию настроения.
• Монополизация знания, деятельности и средств военной силы препятствует истинной демократизации.
Рациональность и иррациональность
• Манхейм выделяет субстанциальную и функциональную рациональность и иррациональность.
• Функциональная рационализация приводит к автоматизму и вытеснению инстинктов.
Опасность социального иррационализма
• Массовый иррационализм проявляется в более широких сферах.
• Функциональная рационализация ведёт к подавлению инстинктов и автоматизму.
Необходимость регулирования
• Современное массовое общество требует регулирования социокультурных изменений.
• Планирование должно быть направлено на исследование и понимание тенденций развития общества.
Идеология и социальное управление
• Концепции Г. Маркузе и К. Манхейма связывают социальный иррационализм с идеологией и политическими процессами.
• Социальное управление требует постоянного рационального моделирования диалектических процессов.
Рациональность и образование духовности
• Рациональность и иррациональность социальных действий требуют рационального моделирования.
• Необходимы социальные организации и институты для рационального моделирования.
Кризис духовности и рациональности
• Сциентистская абсолютизация рационалистических моделей недостаточна.
• Социальные феномены, такие как инфляция и безработица, требуют новых подходов.
Информационная биосоциальная парадигма духовности
• Духовность имеет информационные механизмы существования и развития.
• Культура как информационный механизм требует новой философской парадигмы.
Культура как информационный механизм
• Культура существует в различных формах, зависящих от субстрата.
• Субстрат может быть человеком или социумом, но культура сама создаёт реальность.
Взаимосвязь жизни, культуры и творчества
• Жизнь, культура и творчество взаимосвязаны.
• Эволюция информационных структур привела к появлению культуры.
Социальные системы и информация
• Социальные системы необходимы для функционирования и развития информации.
• Головной мозг у разных существ мог выполнять разные информационные функции.
Эволюция социумов и культуры
• Первые социумы появляются у животных, что важно для биосоциологического мышления.
• Культура развивается, приводя к развитию субстрата, необходимого для её существования.
• Культура неандертальцев и хомо сапиенс — варианты одной и той же культуры.
Информационная биосоциальная парадигма духовности
• Культура может развиваться быстрее, чем биологические темпы развития субстрата.
• Культура порождает информацию, которая может изменять субстрат.
• Информация может быть атрибутивным качеством или функцией системы.
Функциональные информационные свойства
• Информация может заставлять преобразовываться субстрат.
• Информация объективно существует и может влиять на свой субстрат.
• Информация определяет носитель и может заставлять систему трансформироваться.
Эволюционный модус информации
• Информация есть эволюционный модус системы её носителя.
• Информация отвечает за сохранение определённости бытия в его конкретной форме.
• Система не должна соответствовать сама себе, чтобы развиваться.
Типы информационного детерминизма
• Типы информационного детерминизма не исследованы в достаточной степени.
• Информационное развитие вносит изменения в понимание сущности информации.
• Информация может быть паразитом материи или вирусом материи.
Информационный разум и материя
• Информация может создавать новые оболочки существования.
• Информация есть вирус материи, изменяющий свой субстрат.
• Информация может быть доматериальным началом, определяющим бытие.
Информационная биосоциальная парадигма духовности
• Материя и информация взаимосвязаны, но материя первична.
• Информация может изменять материю, превращая её в другой мир.
• Информация является источником движения материи.
Инфобиософия и информационный детерминизм
• Информация может воздействовать на носитель, делая его целеполагающим объектом.
• Пан-информационный детерминизм утверждает, что мир есть результат информационного воздействия.
• Социальный мир сохраняет свою определённость в рамках информационного воздействия.
Материально-информационный и информационно-материальный детерминизм
• Материя может производить информацию, но не наоборот.
• Информация может определять материю, а не наоборот.
• Разум может быть информационным механизмом, изменяющим материю.
Информационная неодномерность и вселенные
• Информация нарушает целостность материи, порождая всё.
• Неравномерность материи сохраняется, несмотря на затухание в некоторых областях.
• Возможно существование нескольких вселенных, где затухание одной вызывает возмущение другой.
Закон сохранения информации и предел информационного роста
• Закон сохранения информации означает, что информация не может увеличиваться выше определённой величины.
• Эволюция имеет предел, и развитие имеет заранее установленную цель.
• Информация является движущей силой развития материального мира.
Информационная онтология и культура
• Информация может сохраняться, но её смысл и назначение могут быть потеряны.
• Культура понимается как текст, записанный информацией, и может иметь разные интерпретации.
• Информация как организационная структура имеет предел разрушения, но не стираемости.
Информация и её потребление
• Информация является важным ресурсом для всех систем и организмов.
• Потребление информации происходит через её понимание и использование.
• Непотребление информации также является формой отбора.
Семантические фильтры
• Информация существует в большом количестве, но мы видим только доступную.
• Понимание информации является ключевым фактором её использования.
• Деятельность вносит изменения в информационную реальность.
Духовность и техногенный мир
• Духовность может как порождать техногенный мир, так и подвергаться его влиянию.
• Неоднозначные механизмы взаимодействия информации и духовности требуют исследования.
Жизнь и понимание информации
• Жизнь может быть процессом понимания информации.
• Жизнь существует везде, но не везде информация задерживается и понимается.
• Разумность порождает новые уровни объективации информации.
Информационная матрица и объективация
• Информационная матрица порождает новые уровни понимания.
• Разум накладывается на новую информационную матрицу.
• Жизнь возникает в точках пространства, где происходит понимание.
Материя и информация
• Материя и информация существуют параллельно.
• Информационное возмущение материи приводит к объективации.
• Элементарная частица информации может быть матрицей для следующего уровня.
Информация как активная сущность
• Информация может быть активной сущностью, а не только записанной.
• Производители информации создают новую информацию.
• Мир есть соотношение мега-, мета-, интроформации.
Биософия и культура
• В клетке заложены механизмы записи информации.
• Культура есть универсальная информационная матрица.
• Конкретные культуры и исторические события возникают из изначальной возможности.
Потенциальная информационная возможность
• Мир частично совпадает с реально возникшим миром.
• Возможность и есть потенциальная возможность материи.
• Информация есть информационная возможность, а материя — кинетическая энергия информации.
Развитие и детерминированность
• Развитие может быть либо новым, либо реализацией программы.
• Человек не был заложен в амёбе, но его появление объясняется внешними факторами.
• Мир развивается по законам детерминированности, но свобода случайного ограничена.
Информационная детерминированность
• В первой частице было записано всё возможное, что стало реальным.
• Мир не бесконечен, что подтверждает идею информационного предела.
• Если есть точка бифуркации, информация не может быть изначально заложена.
Пропорция детерминизма и индетерминизма
• Система должна обладать устойчивостью и готовностью к изменениям.
• Пропорция детерминизма и индетерминизма может быть разной в разных системах.
• Случайность и необходимость могут быть уровнями различных иерархий.
Информационное многообразие
• В истории действует биологический закон информационного разнообразия.
• Информационное многообразие помогает сохранять субъектов, мыслящих в разных парадигмах.
• Правильный субъект не должен быть единственным, чтобы избежать идеализации.
Функции информации
• Информация производится, хранится, обрабатывается, отбирается и передаётся.
• Информационный хаос возникает при отсутствии отбора информации.
• Необходимы эффективные методы и процессы для управления информацией.
Информационная биосоциальная парадигма духовности
• Общество должно быть сбалансировано в информационной активности.
• Чрезмерная информационная активность может привести к неадекватности.
• Необходима система внешнего объективного оценивания информационной потенции общества.
Потенциальность личности в когнитивной виртуальности
• Потенциальность личности является ресурсом дальнейшего развития.
• Потенциальность связана с когнитивной виртуальностью и образованием.
• Личность определяется когнитивной определённостью и самосознанием.
Инновационное образование
• Инновации направлены на интеллектуально-личностное и духовное развитие.
• Инновации затрагивают изменения на макро-, мезо- и микроуровнях.
• Микроуровень включает процесс становления субъекта студента как личности.
Формирование личности студента
• Современный социальный заказ включает целостное восприятие мира и гуманистическую позицию.
• Проблема личности требует синтезированного подхода, включая физический.
• Предложена феноменологическая модель личности, основанная на понятии потенциала.
Модель личностного потенциала
• Личностный потенциал состоит из природного, гуманитарного, научного, технологического и гуманистического компонентов.
• Функциональность модели выражается через градиент, связывающий энергетическую характеристику с силовой.
• Модель позволяет делать адекватные суждения о гуманитарных проблемах.
Потенциальность личности в когнитивной виртуальности
• Познание человека требует обращения к обществу, которое его сформировало.
• Развитие человека включает социализацию, индивидуализацию и персонализацию.
Социализация
• Накопление научных знаний и навыков.
• Освоение социального опыта.
• Бережное отношение к своей предыстории.
Индивидуализация
• Накопление и формирование различных качеств.
• Зависит от способностей, талантов и наклонностей.
• Приводит к многообразию личностных потенциалов.
Персонализация
• Формирование личности с особыми качествами.
• Зависит от общественного строя и интеллекта индивида.
• Личность характеризуется социальной сущностью.
Личностное развитие
• Процесс становления личности зависит от внешних и внутренних факторов.
• Включает личностный потенциал и его компоненты.
• Модель личности энергетической, потенциальной.
Реализация накопленного потенциала
• Происходит путём разумного сложения и сочетания компонентов.
• Исходное состояние соответствует временной нетрудоспособности.
• На следующем этапе личность достигает желаемых результатов.
Идеальное и реальное развитие
• В идеальном варианте составляющие потенциала растут равномерно.
• Индивид максимально развивает силу воли.
• Суммарный потенциал достигает максимума.
• В реальности ситуация иная: личности развиваются неравномерно.
Статистика и тенденции
• Более 80% специалистов гуманитарного направления.
• Менее 20% специалистов технического и естественнонаучного профиля.
• Более 50% студенчества — экономисты и юристы.
Гуманитарное развитие личности
• Процесс культурного развития личности неравномерен и поляризован в направлении гуманитарных дисциплин.
• Механизм профессионально-культурного становления личности включает этапы самосознания, накопления потенциала, актуализации и самоконтроля.
• Потенциальная многозначность менталитета создает пространство для смыслового развития культуры.
Потенциальность личности в когнитивной виртуальности
• Личность потенциально многомерна и рассматривается с позиций новых возможностей.
• Потенциальность личности проявляется в различных сферах личностно-освенной реальности.
Образование и воспитание духа
• Вопрос о духовном образовании актуален в современной России.
• Слабая духовная просвещённость общества приводит к росту напряжения.
• Дух творит себе формы, и его воспитание важно для формирования полноценной личности.
Методы образования духа
• Воспитание чувств, разума, воли и совести способствует развитию духа.
• Дух пронизывает всё творение, удерживая и обеспечивая взаимодействие объектов.
• Дух оформляет материю и проявляется в творческих возможностях людей.
Дух в природе и творениях человека
• Дух направляет растения и животных к небу.
• Дух человеческого гения движет творениями человека.
• Дух позволяет человеку преодолевать трудности.
Дух и его проявления
• Дух проявляется по-разному в разных царствах природы.
• Дух формирует основания для высших царств природы.
• Дух человеческий властен над природным миром.
Магические практики и дух
• Магические практики основаны на использовании возможностей духа.
• Христианство предупреждает о вреде магических практик.
• Дух человека должен очищаться от зла и греха.
Взаимодействие с миром духовным
• Человек должен стремиться к преображению души.
• Дух способен взаимодействовать только с теми, кто понятен.
• Неочищенный дух опасен для человека.
Чудеса Христа
• Христос творил чудеса без напряжения.
• Рождение свыше требует подготовки и устремления духа.
• Дух должен быть устремлён к небесным целям.
Преодоление зла и греха
• Зло и грех определяют характер дел человека.
• Преодоление зла рождает силу, поднимающую дух к небесам.
• Дух любви рождается в сердце из искры Божией.
Вера и спасение
• Вера придаёт силу духу человека.
• Вера спасает от зла и помогает преодолевать трудности.
• Вера помогает противостоять греху и болезням.
Чудеса и вера
• Чудеса происходят естественным образом, но вера матери и отца Иисуса усилила их.
• Исцеление возможно, но исцелённый должен укреплять дух, чтобы избежать проступков.
Связь с духовными силами
• Вера обеспечивает связь с духовными силами, но они могут быть враждебными.
• Слова, которые мы слушаем, скрывают определённый дух, и важно знать это.
Трудности на пути исполнения заповедей
• Исполнение заповеди о любви к Богу, ближнему и себе труднее всего.
• Любовь к себе приводит к утрате чувства личной ответственности и самолюбию.
Восстановление любви
• Важно восстановить потребность любить, задавая себе вопросы о том, можем ли мы дарить радость и сочувствовать.
• Трезвый взгляд на себя помогает осознать необходимость смирения.
Влияние духа на жизнь
• Дух каждого верующего соединён с Духом святым и способен давать силу другим.
• Дух истины не вмещается по причине приземлённости целей и стремления к удовольствиям.
Борьба с тёмными силами
• Человеческий дух имеет тело как инструмент и материал для взаимодействия с миром.
• Отступник и его бесы стремятся воздействовать на человека, так как не имеют связи с естественным источником энергии.
Истинная свобода и любовь
• Истинная свобода и любовь требуют соответствия слова и дела, чтобы силы умножались.
• Опошленное стремление к свободе убивает любовь и приводит к взаимодействию с бесами.
Особенности духа
• Дух не признаёт границ и постоянно активен.
• Когда дух перестаёт восходить к небесным ценностям, он начинает исполнять волю отступника.
Влияние тьмы
• Когда выключается свет, наступает тьма, и дух не видит происходящего.
• Обитатели бесовских кругов формируют цели, к которым стремится дух человека.
Рациональность и образование духовности
• Дух как сила, исшедшая от Бога, ведает Бога и ищет Его.
• Дух приводит душу в состояние бессмертия, без него душа возвращается в землю.
• Бессмертие может быть как благом, так и осуждением.
Жизнь духа
• Дух проявляется через страх Божий, совесть и жажду Бога.
• Страх Божий и совесть указывают на связь с Богом и необходимость следовать Его заповедям.
• Жажда Бога выражается в стремлении к высшему благу и недовольстве земным.
Воспитание и образование духа
• Воспитание обеспечивает гармонию во внутренней сфере жизни человека.
• Воспитание даёт пищу духу, делая его сознательным и устремлённым к высшим целям.
• Воспитание помогает человеку стать целым и расширять границы своих сил.
Истинность целей
• Цель означает обретение целостности и цельности.
• Внешние цели должны соответствовать внутренней гармонии и религиозному чувству.
• Основная задача воспитания — опора на Слово и волю Бога.
Процесс образования
• Воспитание начинается с укрепления веры и понимания причинности.
• Воспитание связано с достижением понимания природы человека и стремлением соответствовать ей.
• В человеке должна быть воспитана воля к преображению.
Образование и воспитание духа
• Образование должно быть направлено на гармонизацию духа, души и тела.
• Внешняя красота часто скрывает внутреннее безобразие.
• Образованный человек отличается отношением к другим, а не объёмом знаний.
Рациональность и образование духовности
• Образование помогает человеку найти дорогу к истинной цели жизни.
• Страсти мешают образованию, поэтому необходимо воспитание подобия Божьего.
• Воспитание чувств связано с укреплением внутреннего единства и гармонизацией отношений между земным и небесным началом.
Религиозное чувство и воспитание
• Религиозное чувство присуще всем людям, но может быть подавлено земными заботами.
• Воспитание религиозного чувства требует пробуждения стремления соответствовать идеалу.
• Религиозная практика и таинства необходимы для развития религиозного чувства.
Церковь и сообщество
• Церковь связывает мир видимый и невидимый, земной и небесный.
• Человек не может существовать полноценной жизнью вне сообщества людей.
• Мироощущение формируется на основе духовной организации жизни общества.
Ответственность и мера
• Человек должен ощущать полную ответственность за свою жизнь как часть сообщества.
• Важно руководствоваться чувством меры в деятельности, чтобы не нарушать интересы окружающих.
Образование и воспитание духа
• Облагораживание внутренней жизни невозможно без чёткого представления об образце.
• Для христианина примером является Христос, несмотря на недостижимость Его вершины.
• Евангельские законы даны для всех, включая грешников.
Чувства и их контроль
• Чувства должны быть очищены от зла и греха.
• Контроль чувств необходим для предотвращения проникновения нечестивых впечатлений.
• Чувства могут ошибаться, если не оттачиваются через нравственный закон.
Воспитание ума
• Разумная умеренность при проявлении чувств.
• Намерения должны быть подкреплены разумом и опытом.
• Разум должен опираться на факты и совесть, а не только на внешние цели.
Последствия действий
• Действия во внешнем круге бытия могут приводить к неконтролируемым изменениям.
• Власть и богатство не приносят настоящего удовлетворения.
• Ум должен видеть настоящие основания и исследовать сердечные намерения.
Острота ума
• Острота ума оттачивается через исследование двойственной природы вещей.
• Действительность требует видеть обман и не доверять абсолютным истинам.
• Ум должен видеть то, что укрепляет на пути к Небесному Царству.
Идеология: дух, смысл, разум
• Добро и зло могут переходить друг в друга
• Добро укрепляет волю к жизни и освобождает от грехов
• Зло может служить поводом для наращивания мощи духа
Воспитание ума
• Ум должен "примерять" всё к конкретному времени и человеку
• Ум, исправляющий относительность законов, утрачивает способность распознавать истину
• Воспитанный ум указывает на недостатки, пробуждая силу
Воспитание воли
• Воля естественная сила души, используемая во благо
• Воспитание воли требует упорного труда и осознания необходимости евангельских принципов
• Воспитание воли связано с внутренней бдительностью и трезвостью
Воспитание совести
• Совесть сравнивается с голосом Бога, предупреждающим о вреде
• Поступающие против совести наносят вред своей душе
• Совесть позволяет определить границы активности и соединить энергии души, тела и духа
Совесть и её роль
• Совесть соединяет религиозное чувство и ум, помогая человеку избегать ошибок.
• Голос совести звучит в каждом поступке, и его игнорирование приводит к росту напряжения и болезням.
Нравственное воспитание
• Нравственное воспитание начинается с воспитания ответственности.
• Разные люди по-разному понимают ответственность, что приводит к различным последствиям.
Роль детей в воспитании
• Дети отражают наши преступления против совести.
• Если мы не сопротивляемся страстям, наше несовершенство проявляется в детях.
Последствия нарушения нравственного закона
• Нарушение нравственного закона приводит к тяжёлым последствиям в жизни души.
• Стремление к благу может нанести удары по жизни и судьбам близких.
Воспитание совести
• Воспитание совести предполагает определение и изменение того, что мешает добрым отношениям.
• Проблемы с окружающими указывают на барьеры, которые нужно преодолеть.
Моральный характер жизненных неурядиц
• Значительная часть жизненных неурядиц носит моральный характер.
• Нам приходится выбирать между добром и злом, и часто мы наносим раны своей душе.
Созидание истинных благ
• Созидать истинные блага может тот, кто трудится на поле своей души, прислушиваясь к совести.
• Совесть предупреждает об опасностях, которые могут возникнуть при осуществлении намерений.
Воспитание совести как воспитателя
• Совесть сама является воспитателем, и для её хорошей работы нужна квалификация и опыт.
• Каждый человек выступает в роли воспитателя своих чувств и ума, что влияет на отношения с окружающими.
Состояние совести
• Совесть присутствует в каждом человеке, но её голос можно заглушить.
• Надежда на обращение к Истине сохраняется, несмотря на падение.
Воспитание и мораль
• Воспитание должно формировать способность чувствовать боль другого.
• Безнравственность возникает из-за недостатка любви или слепой любви.
Совесть и стыд
• Стыд может быть ложным и заставлять поступать против совести.
• Совесть обличает, а стыд скрывает.
• Стыд должен быть добрым и вызываться совестью.
Совесть и воля
• Разум и совесть могут противоречить друг другу.
• Совесть указывает на необходимость утверждения воли Отца Небесного.
• Воля, направляемая совестью, укрепляет личную жизнь.
Образование и воспитание духа
• Образование и воспитание духа укрепляют дух и утверждают пребывание в вечности.
• Совесть находится вне контроля разума и воли, поражённых страстями.
• Сердце сообщает о недолжных поступках, и совесть не позволяет воле обращаться в волю к смерти.
Совесть и разум
• Разум, исследующий земные сферы, не ошибается, если опирается на знание сердца.
• Цели истинны, когда сохраняют целостность природы, соединяющей небесное и земное начала.
• Совесть, оторванная от разума, теряет силу, и знание становится тайным.
Разум и земные цели
• Разум, не имеющий связи с сердцем, не может сосредоточиться на истине.
• Разум, поражённый страстями, оправдывает любые средства для достижения целей.
• Разум, сосредоточенный на земных целях, не решает главную проблему — добра и зла.
Совесть и вера
• Религиозное чувство оформляется в знание, доводимое до разума.
• Истинная вера рождается из одновременного познания Бога сердцем и разумом.
• Вера, не облагороженная совестью, есть костыль разума, пытающегося оправдать земные цели.
Вера и наука
• Вера играет важную роль в науке, особенно в истории.
• Точные науки также основаны на вере в истинность допущений.
• Абсолютная истина условна и относительна.
Единство мира
• Творение не утрачивает своего единства, всё в нём взаимосвязано.
• Искусственное оформление мира отторгается, разрушаясь.
• Личная жизнь становится частичной, когда воля утверждается за счёт других.
Золотое Правило Жизни
• Золотое Правило Жизни основано на единстве всего сущего.
• Зло, совершённое по отношению к другому, касается и нас.
• Совесть болит, когда душа страдает от злых намерений.
Вера и совесть
• Вера без совести ущербна и не истинна.
• Вера в предписания без исполнения заповедей не истинна.
• Истинная вера проявляется в делах, освобождающих от зла и греха.
Добро и зло
• Добро и зло могут переходить друг в друга.
• Добро должно укреплять силы и открывать источники благодати.
• Вера в благо может ввести в заблуждение.
Совесть и молитва
• Совесть есть живая воля к совершенному.
• Ум, не имеющий положительного опыта обращения к Богу, может убеждать в безнравственности поступков.
• Молитва должна предваряться исследованием своих дел и чувств.
Совесть и жизнь
• В жизни всегда есть прогресс, даже если это маленькие шаги.
• Осуждение других ради утверждения ослабляет силу жизни.
• Совесть указывает на затемнение образа Божьего, молитва испрашивает силы для уподобления Богу.
Кризис образования и духовности
• Система образования в России претерпевает значительные изменения.
• Кризис обусловлен политическими и историческими причинами.
• Эйфорические надежды на неокапиталистическое чудо не оправдались.
Деградация культуры и образования
• Закат советской цивилизации привел к деградации национальных культур.
• Российская культура и образование стоят перед исторической неперспективностью.
• Доминируют частныесударственные интересы, а не общегосударственные.
Коммерциализация и снижение интеллектуального рейтинга
• Коммерциализация образования снижает интеллектуальный рейтинг студентов.
• Диплом о высшем образовании становится усредненно типичным.
• Возможны элитно-престижные учебные заведения.
Несостоятельные надежды на коммерческий меркантилизм
• Иллюзия, что новые богатые поддержат развитие культуры.
• Капитал работает на себя, а не на развитие культуры.
Антиинтеллектуальный алгоритм деятельности
• Нерациональная социально-политическая технология реформ ведет к духовному самоуничтожению.
• Модернизация требует культурного сдвига и определенного типа личности.
Маргинальность индивидуального сознания
• Обесценивание ряда основополагающих черт жизненного уклада.
• Реформы делают объектом озабоченности организационные формы, а не ценности.
Роль образования и науки
• Образование, воспитание и наука закладывают основы логики мышления и нравственно-эстетических императивов.
• Критерием свободы личности должен стать уровень квалификации и образования.
Деградация науки и культуры
• Подмена астрономии астрологией, медицины религией, культуры массовой поп-культурой
• Образование утратило ценностную ориентацию, превратилось в утилитарно-целенаправленное обучение
• Низкий уровень доходов работников сферы образования, науки и культуры
Изменение ситуации
• Необходимость пересмотра позиции институтов общества, способных дать социальный заказ на образование
• Важность отношения к деятельности предшествующих поколений
Эрозия нравственных норм
• Девальвация императива добросовестного труда
• Необходимость выработки режима наибольшего благоприятствования для развития добросовестного труда
Этап девяностых годов
• Проедание национального интеллектуального капитала
• Уверенность в сохранении системы образования при любых экономических трудностях
Путинский режим и образование
• Активное уничтожение образования, приватизация сферы образования
• Образование и духовность взаимосвязаны, образование продуцирует определённый тип духовности
Философия гуманитарного образования
• Изменение представлений о необходимости образования
• Формирование гармоничной личности в эпоху советского социализма
• Необходимость новой парадигмы гуманитарного образования
Культурные и ментальные ценности молодёжи
• Модернизация России как приоритет внутренней политики
• Политические, финансовые и кадровые ограничения модернизации
• Пессимистическая и реалистическая точки зрения на готовность населения к модернизации
• Необходимость исследований ценностных картин мира различных групп населения
Исследование готовности к инновационному развитию
• Опрос проводился среди студентов и аспирантов пяти университетов Красноярска.
• В опросе участвовали 546 человек, из которых 73,63% были студентками или аспирантками.
• Средний возраст студентов составил 19 лет.
Сравнение мнений студентов и экспертов
• Результаты опроса сравнивались с мнениями группы экспертов из 19 человек.
• Эксперты включали ведущих журналистов, руководителей общественных организаций и предпринимателей.
• Средний возраст экспертов составил 42 года.
Необходимость модернизации
• Подавляющее большинство студентов и экспертов считают, что модернизация необходима.
• Лишь около 6% студентов и 12% экспертов не видят необходимости в модернизации.
Желаемые цели развития
• Студенты и эксперты видят Россию как страну комфортной, умной экономики и высоких технологий.
• Россия должна быть великой державой со своим особым путем развития.
У кого полезнее учиться
• Более половины студентов считают, что для развития России полезен опыт всех стран.
• Лишь 12% студентов полагают, что Россия может обойтись своими силами.
• Использование опыта конкретных стран, таких как США, европейские и азиатские страны, также имеет невысокий уровень поддержки.
Отношение к ценностям прогрессивной и статической культуры
• Освоение опыта успешных стран традиционно ведется в политической, экономической и правовой областях.
• Население страны готово к инновациям в этих сферах.
Адаптация к новому опыту и культурные матрицы
• Культурные и ментальные ценности населения важны для успешного развития страны.
• Лоуренс Харрисон предложил матрицы ценностей для определения шансов развития страны.
Исследование ценностей студентов и экспертов Красноярска
• Студенты и эксперты Красноярска поддерживают семь из десяти позиций матрицы прогрессивного развития.
• Наибольшей поддержкой пользуются позитивное отношение к труду, хорошее образование, строгие этические нормы и социальный лифт.
• Ценность незыблемого исполнения законов и правосудия значима для экспертов и студентов.
Ориентация во времени и патриотизм
• Студенты и эксперты ориентированы на будущее, но у трети студентов есть проблемы с выбором ориентации.
• Патриотизм и приоритет внутренней веры поддерживаются половиной опрошенных.
• Религия не является значимой ценностью для большинства студентов.
Устройство власти и модернизация
• Децентрализованное устройство власти не поддерживается большинством студентов и экспертов.
• Централизованная и вертикальная власть является важной, но не доминирующей ценностью.
• В Красноярске существует достаточная среда для инновационного развития среди студенческой молодежи.
Оценка шансов успешности модернизации России
• Большинство студентов и экспертов оптимистично настроены на модернизацию страны.
• Только около 6% студентов считают, что шансов на модернизацию нет.
Шансы модернизации в России
• 15% опрошенных считают, что шансы успешной модернизации велики.
• 25% опрошенных считают, что для модернизации не хватает людей.
• 50% опрошенных считают, что для модернизации необходимо изменить сознание многих.
Ценности и ожидания
• Большинство студентов и экспертов позитивно относятся к ценностям прогрессивной культуры.
• 90% студентов и 67,4% экспертов поддерживают девять из десяти ценностей матрицы прогрессивной культуры.
• Уровень поддержки ценностей статической культуры невысок.
Политическая система и модернизация
• Децентрализованное устройство власти не поддерживается большинством студентов и экспертов.
• Модернизация политической системы может стать ключевой наравне с модернизацией образования и личности.
Изменение ценностной картины мира
• Исследование показывает значительное изменение ценностной картины мира студентов.
• Актуальность исследований мнений ключевых групп населения для успешной модернизации России.
Введение
• Идеология: дух, смысл, разум
• Монография
•
• Отпечатано в типографии ЛИТЕРА-принт
Часть первая: Идеология духовности
• Колмаков В.Ю. Духовность как проблема
• Рассказов Л.Д. Природа знания о духовном кризисе
• Колмаков В.Ю., Ляшенко Ю.А. Посткоммунистическая идеология: Манифест посткоммунистической партии
• Кудашов В.И. Когнитивный уровень кризисного управления в современной России
• Лазуткин А.П. Политико-экономическая логика духовности общества
• Колмаков В.Ю., Ляшенко Ю.А. Идеокреативность
Часть вторая: Рациональность и образование духовности
• Н.С. Буртасова Рациональные ценности и кризис духовности
• Андренко О.В., Колмаков В.Ю. Информационная биосоциальная парадигма духовности
• Аюрзанайн Б.А., Балакшин В.С., Колмаков В.Ю. Потенциальность личности в когнитивной виртуальности
• Александров В.Г. Образование и воспитание духа
• Бороноева Н.А., Колмаков В.Ю. Философия образования и духовность
• Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Культурные и ментальные ценности молодёжи
• Заключение
Свидетельство о публикации №225021001766