Поток - атмосферный анимационный шедевр
Атмосферный шедевр анимации от Гинтса Зилбалодиса «Поток» (2024)
Ещё некоторое время по окончании мы сидели словно завороженные. Не хотелось ничего говорить, обсуждать, спешить делиться мнением и ощущениями. Потому что само завороженное молчание и было ответом на все расспросы и главное впечатление от этого анимационного чуда. Тем более удивительно, что смотрели его всей семьёй: хоть и близких по крови и неким общим ценностям, но всё же разных по возрасту и вкусовым предпочтениям людей. Но этот «Поток» одинаково захватил и совершенно увлёк нас своим неспешным течением. И вместо обычного порыва оставить на полях соцленты несколько сотен пустых слов квазисинефильских заметок, я ограничился лишь короткой фразой: «После такого атмосферного фильма даже писать ничего не хочется. Просто это обязательно надо увидеть...»
Но фильм не отпускал весь вечер и даже ночь, наталкивая на всё новые открытия и осмысление увиденного. Началось с того, что в одной из рецензий наткнулся на интересный факт, о котором сам не задумался: главные персонажи ленты представляли разные континенты и эндемики: Африку, Европу, Южную Америку, Мадагаскар, бескрайний и до сих пор непознанный, непостижимый мировой Океан… Прямо символические пять олимпийских колец! И это не могло не натолкнуть на мысль о куда более глубокой смысловой подоплёке, заложенной Автором: а фильм-то вовсе не про животных!
К тому же выводу подталкивали и явные отсылки к самым известным библейским сюжетам: Потопу, Столпотворению, Левиафану в Иове, Ионе и киту… плюс очевидные аллюзии на христианские морально-этические заповеди. Отсюда первый же лежащий на поверхности вопрос «куда же делись люди» при таком рассмотрении отпал автоматически. Но в том и прелесть этого художественного произведения, что Автор создаёт двойственную картину: он в который раз пытается донести до нас постулаты общечеловеческих ценностей не через речь и поступки антропоморфных и максимально очеловеченных персонажей, а через настоящих животных: с их животными повадками, привычками, характерами, пластикой, настоящими животными голосами. Пусть и несколько формализованных с точки зрения графики.
И это был второй вопрос, на который я сперва не смог найти ответа: почему при гиперреалистичном фоне персонажи прорисованы более абстрактно и даже условно. Ведь это же намеренная и явная задумка Автора, словно отсылающая к популярной в мировой мультипликации середины прошлого века технике «эклер», когда сперва снимали живых актёров, а затем покадрово их «перекладывали» – перерисовывали, превращая в мультипликационных персонажей. Во многих советских мультфильмах тех лет за мультяшной картинкой вполне можно узнать реальных отечественных актёров: Чиркова, Грибова, Милляра… Так же, как за анимационными персонажами в «Потоке» мы видим вполне натуралистичную кошку, ретривера, капибару, лемура, птицу-секретаря… А заведомая условность их прорисовки словно кричит: «Мы лишь маски и роли. Мы не те, кем являемся!»
И тут мы понимаем, что за простой на первый взгляд историей спасающихся от стихии животных кроется аллегоричная притча с архетипичными человеческими образами и их устойчивыми социальными ролями. Это фильм о человеческих взаимоотношениях, об отношении человека к самому себе, к окружающим, к природе, к миру. И о своём месте в этом мире. Это извечная история спасения, странствия, поиска себя, возвращения, утраты и обретения, осмысления и принятия, фильм о сопереживании и сосуществовании, о выборе и ответственности за него, о безграничности и, одновременно, камерности и хрупкости этого мира. И о том, как легко нарушить его гармонию.
И, в то же время, это метафора несостоятельности и краха человеческой цивилизации, не давшего этому миру ничего, кроме войн и разрушения. Это история спасительного ковчега, в котором не нашлось места самому Ною. Отсутствие человека в кадре тем острее показывает всю надуманность и монструозность всего созданного им, будь это гигантские статуи кошек, странные футуристические строения в стиле фэнтези-игр серии The Elder Scrolls (так похожие на фантастические миры Хаяо Миядзаки). Включая циклопическую башню в центре вымышленного города, отсылающую всё к той же Вавилонской башне, в итоге смешавшей человеческие языки до их полного взаимного непонимания.
Человек, отнюдь, не венец природы и мир вполне может обойтись без него. И в этом важный посыл: перестать вести себя полноправными хозяевами этой земли и научиться слушать, понимать и сосуществовать со всеми остальными обитателями планеты в мире и согласии. Где животные зачастую понимают куда больше и поступают куда человечней людей. Потому что для понимания не нужны слова. Только хочется крикнуть напоследок: «Люди, не будьте зверьми!» Данный гуманистический посыл звучит тем отчётливей, потому что в кадре мы так и не увидим ни одного Homo sapiens.
Этим простым истинам целых 18 лет учила и наша кошка, недавно оставившая нас. Наша старая, вредная, подобранная в декабрьские морозы, с обмороженными ушами, лапами, голосовыми связками и хвостом Люсечка. И этот фильм словно дань памяти и уважения ещё одному полноправному члену нашей семьи. А в эпизодах, где в критические моменты чёрный кот боязливо помяукивал, мурашки, ком в горле и тоска по ней становились нестерпимы.
Кстати, о Миядзаки. Фильм настолько пронизан отсылками к его творчеству, что порой трудно отделаться от мысли, что Автор «Потока» Гинтс Зилбалодис не просто вдохновлялся великим японским аниматором, но напрямую цитировал его. Хотя, скорей, это лишь дань уважения мэтру. Тот же чёрный кот. Разве это не верный спутник героини Кики из фильма «Ведьмина служба доставки»? Ощущение присутствия мэтра особенно заметно на пристальном внимании к мелочам, из которых также плетёт свою тончайшую канву повествования великий японский режиссёр, что та кажется совершенно живой. Плюс акценты на глаза, гиперреалистичные «дышащие» пейзажи и невероятные фантастические животные. Тот же огромный кит в «Течении» – разве это не прямая отсылка к творческому гению Миядзаки?
И как у Миядзаки, несмотря на нарочито деградированную, намеренно «плоскую» отрисовку персонажей, пластика животных в «Потоке» воссоздана с фотографической точностью. До мельчайших нюансов. А какие задние планы, какие красивейшие «воздушные» пейзажи, какая фантастическая игра света и тени, солнечных бликов, всех состояний и оттенков водной стихии, её переливов и отражений. Разве всё это не оммаж творчеству великого японского режиссёра? Отдельного внимания заслуживает эпизод с вознесением птицы с вершины Башни. В лучах света и парящими в них каплями воды. Какой метафоричный, глубокий, сверхэмоциональный и невозможно красивый кадр, насквозь пропитанный самим духом Миядзаки, в творчестве которого воздух и полёт занимают особое мистическое место.
Вообще, одним из главных достоинств любого большого произведения искусства является его многогранность, многослойность, многоуровневость. То есть способность вовлечь и увлечь собой самый широкий круг аудитории: зрителей, слушателей, читателей. Где каждый найдёт для себя что-то своё, понятное и созвучное только ему. Вне зависимости от уровня своего развития, опыта и знаний. И в данном ключе «Поток» будет понятен и трёхлетнему ребенку («мама, смотри – кошечка!»), и более умудрённой публике, способной прозреть в нём куда более глубокие исторические, культурные и философские подтексты.
Да, не обошлось и без маркетинга. И очевидно, что фильм создавался в расчёте на конкурсный показ со всеми вытекающими современными «кодексами Хейса». Радует хотя бы то, что в фильме почти не представлена тема гендерной нейтральности и феминитивов (так и не ясно, кто же всё-таки главный герой – кот или кошка, а человеческая речь вовсе отсутствует). А также чётко не отражена расовая инклюзивность (хотя разные животные не есть ли отсылка к расам, да и кошка скорей цветная, нежели чёрная). А акцент на использование открытого ПО в пику ненасытным гигантам IT-индустрии, и вовсе, за рамками обсуждения художественных достоинств.
При всём этом фильм умудряется усидеть разом на нескольких стульях, предлагая абсолютно авторское инди-кино, но без заигрываний в современных идеологических рамках с их навязчивой политкорректностью. И в равной степени способен найти путь к сердцу простого зрителя, строгих критиков и увенчанных регалиями киноакадемиков.
Фильм атмосферный, созерцательный, неспешный и медитативный. И очень красивый. Вовлекающий и заставляющий сопереживать. И без нарочитой назидательности. Если только вы сами не захотите её отыскать. Как ту чёрную кошку в тёмной комнате. Или кота… цветного кота. Последний фильм, который неизменно оставляет подобные тёплые светлые ощущения прикосновения к неизъяснимой тайне – это WALL-E. Теперь у него появился достойный собрат, который, я уверен, мы ещё не раз пересмотрим всей семьёй. А если бы наша Люсечка была до сих пор жива, всякий раз после просмотра мы по очереди лезли бы к ней тискаться.
P. S. А финальный кадр с левиафаном и солнцем, тонущем в заполняющем весь экран Океане оставляет эту историю и все предшествующие размышления о ней открытой…
Baddy Riggo, 08-10.02.2025
Данный авторский материал опубликован на персональном сайте в разделе Кинорецензий:
https://riggo.ru/critics/191-flow/
В связи с текущей политикой йандыкса кинорецензии больше не публикую на портале Кинопоиск, хотя там по-прежнему опубликованы мои кинообзоры с 2009 по 2023 год
Свидетельство о публикации №225021001775