Часть 1. Йошкар-Ола-Грозный
Прежде чем уехать, тетя Цата по телефону поговорила с сыном Марии Борисом. Он дал согласие приехать. Меня дождались в конце августа.
В Чечено-Ингушетии прожила меньше года. Через несколько лет началась война. В конце 80-х было ощущение, что в этом городе что-то должно произойти. Местный народ ненавидел русский народ. Они не допускали в автобус, первыми должны были пройти свои, а последними бледнолицые. Вечерами стало страшно ходить по улице. У тети сорвали форточку, хотя проживала в русском квартале.
Остановка Минутка. В трамвае билетер выдает билеты. Наблюдаю такую сцену: на переднем сиденье сидит беременная чеченка с большим животом, с ней двое малых ребятишек. Передо мной заходит в бараньей шапке старик чеченец около 60 лет. Увидев старика, беременная женщина поднялась с места, приподняла с сиденья детей и уступила место старику. Билетер побоялся спросить со старика деньги за проезд, а он сидит довольный и глядит в окно. Та женщина с детьми до выхода из трамвая простояла, пока не вышла.
Я была удивлена, дома у тети спросила , почему так происходит. Она мне объяснила.
Женщины чеченки только работали в магазине. Один раз я стояла в очереди за уткой. Курочек не продавали, а лишь туши утят. Через две минуты зашла женщина чеченка, на своем языке что-то сказала продавцу. Она передо мной встала, а я за ней очутилась. Она купила утку, продавец до копейки вручил ей остатки денег. Мне сдачу не дает, а должна 38 копеек. Я спрашиваю остаток денег, мне отвечает:
-Мы только своим закругляем, а с вас прибавляем сумму.
Я возмутилась, она в ответ: "Верните обратно утку", а
мне утка нужна приготовить ужин деду и тете, а за утку дед Саша деньги вручил. Возвратившись без мелочи, сообщила ему о присвоенной мелочи продавца в карман.
Александр Павлович тогда сказал: "Им нужно отдавать точную сумму с мелочью, тогда не обманут". В чужой республике усвоила урок.
Как я устроилась на работу?
Мне помогла замечательная женщина, честная и добрая армянка. Получив временную прописку в квартире тети Марии, с Раисией Антоновной отправились в отдел кадров, точнее в Московский филиал научно-исследовательского института, где работала одна интеллигенция из докторов наук и инженеров, почти все русской национальности, только двое чеченцев с званием кандидата наук.
На мое счастье осталось одно вакантное место. Наверное меня ждали.
В отделе двенадцать человек и начальник Демиденко Юрий Иванович, украинец, родом из Донбасса. Он указал мое рабочее место, сказав "должна пройти ФЛО, так как много больных туберкулезом". Показав ФЛО, была принята на работу инженером. Работа с документами.
Свидетельство о публикации №225021001839