Часть 4. Грозный. Немного о тете Марии

   В январе месяце  в Грозном  стоит ужасная погода. При температуре минус пять  градусов ощущаешь тридцатиградусный мороз. Город  расположен в низине, а вокруг горы. Если  с гор потекут ручьи, Грозный затопится.  Каждый день погода меняется. Ледяной моросящий  дождик  меняется на   снежок ,  в тот же день  снег растает. При таком влажном климате  я чуть не заболела астмой. Мне казалось, как будто на улице  не хватает кислорода.
   На работу я вышла с опозданием. Радушно  встретив меня,   сотрудникам сообщила: "В обед будем угощаться конфетами". Собравшись во время обеда, чай попили с конфетами. Меня расспрашивали про Марийскую республику, про Москву. Им вдруг летом  захотелось  приехать в дальний уголок, чтоб в лесу собирать ягоды и грибы. День прошел замечательно.
   Из Октябрьского района, где я проживала у тети Марии, до работы и обратно бесплатно возил  большой комфортабельный автобус. Со мной ездил на работу заместитель начальника отдела Александр Стоцкий, часто с ним общались. Интересный человек   превращал любое событие  в шутку по сравнению с начальником отдела. Тот был слишком серьезный и требовательный.
Работа шла своим чередом. Каждая суббота и воскресенье выходные.
  Не сидеть же дома с тетей Марией, которая целыми днями лежит в постели. Она в основном спала, если проснется, я приносила завтрак. Если меня дома не бывало,  навещала армянка Раисия Антоновна.  После работы  я готовила  еду  на завтрак и обед, а вечером успевала ужин приготовить.
  Иногда с тетей Марией беседовали. Она помнила моего отца, маленького мальчика, как она рассказывала "Аркаша был стеснительным, а мы приехали  с сестрами Надей, Цатой и Томой в отчий дом нашего отца Федора. В то время проживала семья дяди Ивана, глава семьи воевал, нас радушно встретила твоя бабушка Настасья. Время было военное. Тетя Настасья  подарила младшей сестренке Томе  соломенную куклу, приодетую в марийский длинный тувыр (так она ответила) из холщовой материи с мелкими марийскими узорами, спереди красовался фартук из холста без узора, на голову  завязан холщовый платок без узора. Хотя они жили бедно, тетя Настасья  на стол вытащила  все, что имелось..."
Часто тетя Мария повторяла  марийские слова:" Авай, ачай, кочкаш пу, салам, чеверын... " Один раз   куплет песни на марийском языке спела, просила, чтоб я разговаривала на марийском языке.
   Почему дети Федора "убежали" из Марийской республики и взяли фамилии супругов? Ответ таков. Отец Федор был священником, до конца жизни оставался им, поэтому его дети Мария и Надя с мужьями уехали на Кавказ, долгое время проживали  в Нальчике, а потом обосновались в Грозном. Цата обосновалась в Йошкар-Оле с супругом агрономом, тот  работал в Доме колхозников, а младшая Тома после окончания медучилища в Москве уехала на восток, а потом перебралась до войны к сестрам Марии и Наде.
    Каждые выходные  я проводила время у троюродных братьев  Бориса или Лени. Борис работал начальником в строительном управлении, а супруга  Марина воспитателем детского сада. Борис ко мне относился по-братски, занимался родословной по линии  своего отца Данила, показывал большое родословное дерево, нарисованное цветным карандашом, в  амбарной  книге вел записи. Мне была  интересна эта тематика, когда он рассказывал о каждом родственнике. Я сидела  рядом с ним  и думала, смогу ли я также изучить родословную со стороны  отца.
  В большой комнате  Борис в большом аквариуме держал золотых рыбок. Как он объяснял, чем больше по размеру аквариум, тем больше размером рыба вырастает.
Супруга его  Марина полноватая  женщина со строгим взглядом. Вначале я ее боялась, но она оказалась очень доброй. Как приезжаю в гости, начинает хлопотать  на кухне: то блины пожарит на сковороде, то мясное блюдо приготовит. Если приезжала в субботу, оставляли ночевать.


Рецензии