Часть 5. Махачкала. Первый приезд

   Иногда в выходные из Грозного  на автобусе ездила в Махачкалу к знакомым. Артюховы  из донских казаков, супруг  Николай Иванович военный офицер, после отставки семья обосновалась в Махачкале, где проживают  много национальностей  Кавказа.
   Как познакомилась с этой семьей?
 Проделав долгий путь из Дагестана, приехали в Морки. Жилье искали  на ночлег, им подсказали адрес соседки тети Нины. Она не пустила переночевать, в соседнюю дверь постучались. Дверь открыла мама и пригласила в квартиру. Артюховы  у нас прожили  неделю.
 Сын  Артюховых Славик  во время службы в армии  попал в колонию из-за драки с прапорщиком. Время было советское, в армии издевались над солдатами. Он получил три года срока за драку, отправлен в колонию п. Морки.
 Мои родители с ними подружились, вместе ходили в лес за ягодами и грибами.
    С тех пор семья Артюховых стала для нашей семьи родными. Мы  летом  мы стали в отпуск  приезжать  в Махачкалу  искупаться в Каспийском море, хотя море считается озером. Тетя Люба заботилась о нас, готовила разные кавказские блюда.
Я во время отпуска   приезжала  аж два раза, а сестренка Ната один раз. Махачкала понравилась, народ дружелюбный, к русской национальности хорошо относились.
Особенно мне море понравилось.
  Первый приезд в середине июня. Каждый день до пляжа добиралась на троллейбусе, минут двадцать езды. На берегу  песок, народу бывало прилично. В море заходишь, а оно как парное молоко. Не хотелось вылезать.
 На пляже  познакомилась с молодым юношей. Из аула Замир по национальности лакец, по внешности светлый, с русыми густыми волосами и небесно-голубыми глазами, знал и даргинский язык, разговаривал с акцентом, обучал меня лакскому и даргинскому языку, а я марийским словам. Каждый день  он  приходил купаться и ждал меня, когда я вновь появлюсь.
 Много лет прошло, но  сохранились листы бумаги, где он ручкой  записывал слова на лакском языке. К примеру хлеб - иат, сыр- нис, картошка-нувши, я люблю тебя -на вин хирара, обучал меня считать, один -ца, два- шива,.. 30- зубиво и т. д. , записал свое имя на листочке Замир и адрес проживания.
   Так мы  интересно весело проводили время на пляже, загорали и купались. Он учился в Махачкале и проживал в общежитии.
  Как-то мы с Замиром загорали на песке. К нам подошли аварцы, пригласили  на шашлыки. Я не хотела с ними поехать, испугалась, но тогда друг Замир сказал, что если я с ним, никто не тронет.
   Компания хорошей оказалась, они жарили шашлыки из баранины, потом угощали нас с Замиром. Играла аварская музыка, мне  слова песни переводили на русский язык, а я  рассказывала о природе марийского края. Им понравился мой рассказ, дружелюбно вели беседы.
 После прогулки на природе  меня довезли до дома тети Любы. Она  за поздний приход забеспокоилась за меня, но потом успокоилась.
Любовь Степановна работала в швейном производстве, умела хорошо шить, профкомом руководила. Она меня  водила по гостям в аварские семьи, всегда нас радушно  встречали.
   При  первом  приезде  в отпуск приехали  сын Славик с супругой и малолетним сыном. С супругой он познакомился после тюрьмы, когда находился на химии в Йошкар-Оле, женился на марийке.
  Три недели отпуска  быстро прошли, уезжать не хотелось.  Я тогда полюбила этот край дагестанский. Меня  посадили на поезд Махачкала-Москва.


Рецензии