Часть7. Махачкала. Третий приезд
В один из выходных, точнее в субботу я решила съездить из Грозного к тете Любе. Тогда стоял январь месяц 1988 года. Погода стояла солнечная, ни гололеда, ни снега, как будто сентябрь месяц, если сравнивать марийскую местность.
По телефону заранее сообщила о моем приезде. На автовокзале меня встретил Николай Иванович, а тетя ждала дома. В то время они уже не работали...
В теплых краях строят квартиры не такие, как у нас. Они жили в двухкомнатной хрущевке, с кухни и зала можно было попасть в остекленную лоджию, ширина лоджии не метровая, как у нас, а двухметровая, спокойно можно разместить поперек диван или кровать, также в лоджии стоял кухонный стол и холодильник, а в маленькой кухне лишь газовая плита, шкафы настенные. Комнаты смежные, но большие размером в длину и ширину.
Я мечтала иметь такую квартиру с широкой лоджией. Жаль, в нашей местности такие не строят.
В Махачкале ощущалась тревожность, так как надвигалась черная туча предстоящей войны. До предстоящей первой войны в Грозном осталось несколько лет.
В зимнее время мне захотелось попасть на берег Каспийского моря. С Николай Ивановичем решили съездить на троллейбусе. На остановке вышли и направились к морю. Море бушевало, волны поднимались до двадцатиэтажный дом, с моря дул холодный ветер. Я так замерзла, хотя одета в болоневый плащ – пальто и осеннюю шапку. Жаль, в зимнее время не получилось фотографировать море из-за отсутствия фотоаппарата.
С дядей Колей прошлись около моря не больше получаса, быстрее хотелось попасть в теплое помещение.
Дома ждал горячий обед. После обеда тетя повела в гости к приятельнице аварке. Весело провели время, а с утра я должна была обратно уезжать в Грозный, ждала работа. Путь долгий, ехать около семи часов.
Заранее тетя Люба сшила удобный халат без пуговиц. Успела померить, но подаренная вещь осталась в спальне.
Вернувшись в Грозный, я не обнаружила подарок. Тогда в голове крутилась не очень хорошая мысль. В тот дом не попаду, больше не увижу любимых дядю Николая и тетю Любу.
Так и получилось. Начало первой войны в Грозном. В Махачкале неспокойная обстановка. В один из дней Николай Иванович сходил к приятелю, чуточку выпил. В его сумку заложили взрывное устройство. Когда заходил в троллейбус, взрывное устройство сработало, он вместе с другими погиб. Тогда тетя позвонила по телефону (в то время я работала в Йошкар-Оле) моим родителям, что от супруга остались лишь куски тела, хоронили в закрытом гробу. Пережив смерть супруга, мои родители Любовь Степановну пригласили пожить в Морки. Мы ждали в сентябре месяце, но не суждено было ей увидеть марийский край. Вскоре от переживания она умерла.
Родители несколько раз пытались позвонить в Махачкалу, но телефон оказался выключенным.Внезапно с ними связь пропала.
Причину молчания телефона выяснили только в 2023 году. Сестры Лара и Ната ездили отдыхать в Дагестан, выбрали место Каспийск,в десяти километрах от Махачкалы. Они съездили в Махачкалу в тот дом по старому адресу. Оказалось, после смерти супруга тетя Люба одна проживала в квартире. Лишь через пять дней нашли ее тело. Соседи стали искать ее, дверь изнутри была заперта, она лежала в спальне, комната сильно пахла. Ее хоронили рядом с супругом в закрытом гробу. Квартира не была приватизированной, жилплощадь забрали.
Город Махачкала полностью изменился, поменялись названия проспектов, улиц. Ната отдыхала у тети Любы, она запомнила дом, квартиру на третьем этаже с другим названием улицы. Дошли до того дома, поговорили с старожительницей . Она хорошо знала эту семью, подробно рассказала о смерти супругов, в том числе о состоянии Любовь Степановны после смерти супруга. Как в квартире нашли ее тело, как хоронили, как квартиру забрали.
В настоящее время в той квартире живет аварская семья.
Свидетельство о публикации №225021001866