Зеркало истории

«ДВА ЧЕЛОВЕКА ВОШЛИ В ХРАМ ПОМОЛИТЬСЯ...»,–
начиная готовить нас к Великому Посту, Церковь предлагает  притчу о мытаре и фарисее(Луки 18.10). И так, всякий год мы слышим о двух вошедших помолиться в храм; слышим в храме, куда тоже вошли помолиться. Всякий раз, начиная готовиться к Посту, мы имеем возможность всмотреться в зеркало этой нехитрой истории, а значит и возможность по-новому взглянуть на своё предстояние пред Богом:кто я из этих двоих, кто я  сегодня?
    В этом году зеркало знакомой притчи обрамлено рамкой памяти Новомучеников и Исповедников Русской Церкви. Такое совпадение можно посчитать случайным, поскольку и начало подготовительного периода к Четыредесятнице* и празднование в честь новомучеников выпадают всегда на воскресный день; в этом же году эти два воскресных дня выпали на одно и то же число. Но идущему путём спасения, путём, соединяющим небо и землю, время и вечность, человека и творение с Богом, ни какие совпадения на этом пути случайными не кажутся, а потому всмотримся повнимательнее в уже знакомое зеркало, не забывайте обратить внимание и на рамку!

   И уже не просто два человека входят в храм помолиться: но входим мы–русские люди со своей многовековой православной верой. Входим мы в огромный и великолепный храм, подстать которому и сами мы великолепны, благочестивы,  православны: исповедуем истинную веру, стараемся быть верными чадами Церкви–держава наша православна и велика. Мы, конечно, не можем не любоваться этим величием –любуемся и благодарим Бога за то, что мы такие у Него хорошие получились. В этой радости чувства глубокого религиозного удовлетворения нам и вспомнить-то трудно о том, что «всякий,  возвышающий сам себя, унижен будет» (Луки 18.14).
      А как возвышал себя в известные времена** православный русский народ? В чём оказалась виновной тогдашняя церковь?
       Отвечая на эти вопросы, хорошо бы и нам не уподобиться фарисеям, почитающим предреволюционное поколение «мытарями», на коих мы совершенно не похожи. Трагедия фарисейства заключалась не в какой-то особенной греховности, прикрытой пышностью культа и показного благочестия а в том, что подвизаясь исполнить Божий закон, т.е., стараясь быть верными Богу, они сами эти старания почитали за нечто великое, то, что само по себе достойно Бога. При таком подходе можно дойти до того, что свою принадлежность к определённому кругу начинаешь считать залогом спасения. Последнее, конечно, крайность, но видение себя достойными представителями Божьего народа только потому, что соблюдаем всё и даже больше, ведёт к тому, что милующий и спасающий Бог тебе вроде уже и не нужен, поскольку Он и так с нами!
    Но откуда же тогда взялись те, кто прошёл до конца путём веры и от Христа не отрёкся? Среди христиан, к счастью, есть и те, которым Спаситель всегда необходим, не потому, что они будто бы грешнее «фарисеев», но потому, что подлинная, а не только национальная вера их основана на поиске Бога, на желании живых с Ним отношений. Для таких отношений традиции и религиозного благочестия недостаточно–нужен ответ Господа, Его личное присутствие в жизни верующего. Были и те, кто пришёл к этому, осознав необходимость живого богообщения, когда почти потерял возможность даже обычного посещения храма. Как бы то ни было, а непреложность слов Христа о судьбе «возвышающих» и «унижающих» себя была подтверждена в лютую годину гонений.

   Сегодня и мы вошли в храм помолиться, как герои притчи, как наши предки. Но как вошли мы, как молимся:«мы русские–с нами Бог!» или, уповая лишь на милость Господа и осознавая своё недостоинство(право ли я имею на Царство Божие?), уподобляемся оправданному мытарю? Каждому из нас важно ответить на этот вопрос, готовясь к постному периоду. Пост предполагает подвиг, духовные и аскетические усилия: видя себя постящимся, чаще обычного ходящим в храм, может быть, воздерживающимся от многих привычных вещей, я легко могу возомнить, что «я не таков, как прочие люди» (Луки 18.11), что неминуемо приведёт меня к духовному краху вместо возможной пасхальной радости. И тогда, чтоб выйти из такого кризиса, мне, возможно, придётся претерпеть нечто неприятное и даже страшное, что в  нашейистории обернулось гонениями. А, может, что ещё страшнее, я так и останусь фарисеем, лишённым оправдания.
   «Не помолимся фарисейски,братие!»***

*Другое название Вел. Поста
**Имеется ввиду время, предшествовавшее революции.
***Из 1-я стихиры на «Господи воззвах» в Неделю о мытаре и фарисее..

               10. 02. 2025г.


Рецензии
Крепостничество и опричнина были, как 2 удода несущие жену "нечестие народа" в мере ефе нечестия из книги пророка Захарии.
+
Рабство, как и многоженство должно было упраздниться в первых поколениях обращающихся в Христианство, а не институализироваться. Иначе это неоязычество по сути, когда прежний бес берет 7 злейших и возвращаются. Вот и вернулись в лице Распутина и Ленина соблазнявших царскую семью, народ и общество.
+
И Богородица апостолам и мученицам о Серафиме Саровском "этот нашего рода". И сам Серафим сестрам "никому себя не вверяйте, кроме Мантурова, Мотовилова и священника Василия". Один почти такой, подобно Илье на Хориве и "7 тысяч остатка" сиротствующих (Мамы мам Юнее греха) в пророческом образе Дивеева среди России. А снаружи от канавки пророческой Ее стоп рождения Благовестия - "внешний двор не изменяй, он будет отдан на попрание" за фарисейство неистовое в 11 главе Апокалипсиса, где опять же об Илье и Енохе.
+
+
+
О том же Св Симеон, но стало ещё злокачественной.
+
+
Св Симеон Нов Богослов "Об Исповеди":
+
13. Как уже было сказано, святые апостолы
по преемству передавали эту власть тем, кто
принимал их престолы, так как никто из
остальных не смел даже подумать что-либо
такое. Таким образом ученики Господа строго
сохраняли [за собой] право этой власти. Но,
как мы сказали, по прошествии времени
достойные растворились среди недостойных,
смешались с ними - и скрылись под
большинством, один у другого оспаривая
первенство и притворяясь добродетельными
ради председательского [места]. Ибо с тех пор,
как воспринявшие престолы апостолов
оказались плотскими, сластолюбивыми,
славолюбивыми и склонными к ересям,
оставила их божественная благодать, и власть
эта отнята от таковых. Поэтому так как они
оставили все другое, что должны иметь
священнодействующие, одно только требуется
от них - хранить православие. Но думаю, что и
это они не [соблюдают]; ибо не тот
православный, кто не вносит новый догмат в
Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь,
согласную с правым учением. Но такого и
такового современные патриархи и
митрополиты или, поискав, не находят, или,
найдя, предпочитают ему недостойного, требуя
с него только одного - письменно изложить
Символ веры , и тем одним довольствуются,
что он - ни добра не ревнитель, ни со злом не
борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир
Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и
является причиной великого беспорядка. От
этого и священники испортились и стали, как
народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них
не является солью (Мф.;5:13 ), чтобы
посредством обличений связывать и хоть как-
то сдерживать нравственный распад, но,
напротив, сознавая и скрывая страсти друг
друга, они сделались хуже народа, а народ
хуже их. Некоторые же из народа оказались
даже лучше священников, являясь словно бы
углями на фоне беспросветного мрака
последних. Ибо если бы священники, по слову
Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф.;13:43 ),
не были бы заметны раскаленные угли, но
казались бы почерневшими в сравнении с
более ярким светом. Поскольку же только
обличье и одежда священства остались в
людях, а дар Духа перешел на монахов, и
благодаря знамениям и чудесам стало
очевидно, что делами [своими] они вступили
на [путь] жизни апостольской, то и здесь,
опять же, диавол сделал свойственное ему.
Ибо, видя их, что они, как некие новые
ученики Христа, снова явились в мире и
просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их
среду] и смешал с ними лжебратьев и свои
собственные орудия; и, мало помалу
умножившись, они, как видишь, стали
негодными и сделались весьма не
монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни
рукоположенным и включенным в степень
священства, ни удостоенным архиерейского
сана, - патриархам, говорю, митрополитам и
епископам, -
14. просто так, только из-за рукоположения
и его достоинства, не дается от Бога отпускать
грехи - да не будет! Ибо им дозволено только
священнодействовать, но думаю, что и это - не
многим из них, - чтобы, будучи сеном, они из-
за этого не сгорели дотла, - а только тем, кто из
священников, архиереев и монахов может
быть сопричислен к ликам учеников Христа за
чистоту.
+
16. Я знаю, чадо, что таковым дается власть
вязать и решить от Бога Отца и Господа нашего
Иисуса Христа через Духа Святого - тем,
которые по усыновлению суть сыновья и
святые рабы Его. Я и сам был учеником такого
отца , не имевшего рукоположения от людей,
но вписавшего меня рукою Божией, то есть
Духом
+
+
+
Конец Цитаты Святого.
+
+
+
Ps А вы какую-то "квадратуру круга" (вместо креста) пытаетесь начертить - и фарисейства проказу повсеместную обличить и слушающим польстить.
+
+
+
Ещё на толкование Св Григория Двоеслова слов Иисуса "горе вам, если бегство ваше случится зимой и в субботу ..., в скорбь небывалую (и вечную)" и притчу о 10 девах. Что горе кто лето пропел и уже мудрые девы не могут елеем поделиться с приносящими горбатое, хромое и слепое. А добрый разбойник и в юности уже укрыл св семью бегущую в Египет.
+
У вас как будто как и у многих слова для таких стрекоз пришедших, чтобы их адаптировать и прелестно дать наследниками чувствовать. Хотя на них плеть Иисуса. Не дают овцам войти на пастбище с ключом разумения.

Дмитрий Хохлов 2   13.02.2025 11:25     Заявить о нарушении
Ещё на толкование Св Григория Двоеслова слов Иисуса "горе вам, если бегство ваше случится зимой и в субботу ..., в скорбь небывалую (и вечную)" и притчу о 10 девах. Что горе кто лето пропел и уже мудрые девы не могут елеем поделиться с приносящими горбатое, хромое и слепое. А добрый разбойник и в юности уже укрыл св семью бегущую в Египет.
+
У вас как будто как и у многих слова для таких стрекоз пришедших, чтобы их адаптировать и прелестно дать наследниками чувствовать. Хотя на них плеть Иисуса. Не дают овцам войти на пастбище с ключом разумения.

Дмитрий Хохлов 2   13.02.2025 11:25   Заявить о нарушении