Балтика
Одно время в посёлке ПРИАМУРСКИЙ стояла воинская часть Гражданской обороны. Она была большая и в ней работала часть населения, в том числе и мой отец, имеющий техническое образование, бывший моряк-фронтовик. Когда началась война с фашистской Германией, ему исполнилось16 лет. Отец прибавил год к дате рождения -
таким образом он попал на войну. К празднику 23 февраля командир в/части каждый год его просил рассказать солдатам о боевых моментах на море:
– Сергей Арефьевич, вы воевали на Балтике, ведь это море и нашим ребятам будет интересно услышать боевые действия вашего тральщика.
Начинал отец всегда так:
– Балтийское море – это глубокое и холодное северное море с огромными волнами, имеющее много островов, проливов и заливов. Крайняя восточная точка
находится — в районе Ленинграда. Ежедневно происходило сильное обледенение кораблей зимой до 65 см. Почему? Особенностью гидрологического режима Балтийского моря является большой избыток пресной воды, образующийся за счёт осадков и многочисленного речного стока. Кроме того уровень Балтийского моря выше мирового Океана. Солёность воды снижается. Испаряемость здесь меньше, чем в южных регионах, и соли концентрируются слабее.
Из пресной воды лёд образуется очень быстро, чем в соленой и тает медленнее.
И поэтому море длительное время скованно тяжелыми льдами. Опасно, когда встречается всплывающий донный лёд, который может закрыть проход.
Летом район боевых действий ограничивался ледяным покровом от побережья на расстоянии 400-т миль, а в декабре—апреле — до 270. Средняя глубина Балтийского моря составляла до 450 метров. Часто возникающие штормы, туманы, выпадение осадков затрудняли проход. А полярная ночь ограничивала визуальный поиск кораблей врага.
Дав характеристику моря, отец продолжал свой рассказ:
– У фашистов была задача уничтожить Балтийский флот, захватить Кронштадт, подойти вплотную к Ленинграду и уничтожить его. Началась упорная борьба на море, но надо сказать, что тральщики, сторожевые корабли и подводные лодки работали вместе. Не забывайте, – продолжал увлечённо рассказывать отец:
– В море постоянно находились фашистские эсминцы, также тральщики и авиация. Наш тральщик «Смерч» старался убирать мины, не боясь немецкую авиацию. Он вылавливал и уводил мины в особое место, где и взрывал, а иногда и на месте. Доходило в день до 20 штук. Обычно, на следующий день, после операции, мы шли по проливу, где обитал враг и успевали поставить несколько мин совместно с нашей подводной лодкой. После операции лодка затаивалась на дне в проливе, где её не могли обнаружить, а корабль с выполненным заданием мог вернутся в порт, чтобы убрать обледенение корпуса.
Я вам скажу - это не так просто рубить полуметровый лёд на корпусе, надо быть ловким и цепким. Часто моряки падали в ледяную воду, ребят вытаскивали быстро – все были закалённые. Под утро вражеские тральщики на своём морском пути тралили наши мины. А к ним, сзади незаметно подходила советская подводная лодка и снова ставила эти ловушки, на тех же местах.
Вернуться назад в свои воды фашисты не могли. Все их корабли подрывались. Такие операции, наши корабли, совместно с подводными лодками делали виртуозно, много раз. К Ленинграду и к морской крепости Кронштадт советский морской флот не допустил немца.
Как-то на одном выступлении из зрительного зала раздался вопрос:
– Но ведь фашистская авиация могла утопить тральщик!
– Да, были такие случаи, но мы воевали и защищали Родину! Да и нашему «Смерчу» тоже досталось – осколок снаряда задел часть кормы, хорошо это было недалеко от берега, и мы смогли дойти до места. Подремонтировали тральщик быстро и он, в последующих операциях, не давал покоя немцу.
Свидетельство о публикации №225021000205
С уважением,
Олег Ярошенко 03.04.2025 14:40 Заявить о нарушении
С уважением, Ольга.
Ольга Суслова 04.04.2025 01:36 Заявить о нарушении