Физик
– Кто там?
– Андрей Дмитриевич, ваша соседка.
– Раиса Михайловна, рад вас видеть! Проходите, пожалуйста.
– Угадайте, зачем я пришла?
– За солью, – улыбнулся хозяин.
– Мысль плодотворная, – улыбнулась и она, – но причина несколько иная. У нас в школе облом: остался единственный физик. Он уже выбился из сил и собирается увольняться.
– Бедный.
– Я хочу вас попросить взять хотя бы выпускной класс.
– Я этому не обучен.
– Вы же профессор!
– В школе совсем другой контингент, нежели в университете: более агрессивный и опасный, – засмеялся Андрей Дмитриевич.
– Я уверена: вы справитесь.
– А вы знаете, сколько мне лет?
– А кто мне про соль намекал? – засмеялась соседка.
– Но вы же интереса не проявили.
– Это была моя ошибка! Надо было с соли начинать, – опять засмеялась соседка. – Давайте я выйду и снова позвоню.
– Пожалуй, в семьдесят лет мне проще преподавать, – театрально вздохнул Андрей Дмитриевич.
– Я вас уверяю, что не пожалеете.
– Как бы вы не пожалели.
– Значит, договорились?
– Мне потребуется время, чтобы войти в курс дел, изучить программу…
– Программу я захватила, а занятия нужно начинать завтра, с начала недели. У вас как раз первый урок. В восемь часов я за вами зайду, представлю преподавательскому коллективу и ученикам.
«Тебе не в школе, а в колонии строго режима работать», – подумал Андрей Дмитриевич.
– Круто заложили. Придется готовиться по-студенчески, в ночь.
– Не буду больше отвлекать, до завтра.
– Если с солью возникнут проблемы, все же заходите.
– Это в случае успеха нашего замысла, – сказала она лукаво.
Представление коллективу со стороны многочисленной его женской части значимого интереса к новой персоне не вызвало. С преподавателями физики и физкультуры обменялись рукопожатиями. В присутствии директора они на прописку не намекнули, хотя по глазам читалось.
С приходом директора с незнакомым пожилым человеком в классе сразу воцарилась любопытствующая тишина.
– Добрый день! Хочу вам представить Андрея Дмитриевича – доктора физико-математических наук, профессора. Он любезно согласился вести с вами занятия. Прошу отнестись к его урокам с большим вниманием, а к нему – с почтением. Андрей Дмитриевич, желаю вам успеха, уверена, что вы найдете с ними общий язык.
С этими словами она покинула класс. Ребята дружно встали. Движением руки Андрей Дмитриевич их усадил.
– Давайте попробуем месячишко повзаимодействовать. Если вам понравится, а у меня хватит энтузиазма, то, глядишь, и до конца года дотянем. Кто-нибудь из вас собирается связать свою жизнь с наукой?
Ни одной руки не поднялось.
– Как-то низко вы оцениваете свои способности.
– А что хорошего в науке? – спросил юноша с заднего ряда.
– Зарплата хорошая, … но маленькая, – рассмешил класс Андрей Дмитриевич. – Академик Арцимович сказал: «Наука – это удовлетворение любопытства за счет государства». Это изнурительно интересно, как будто лезешь на скалу без страховки. Если кто опередит, то считай – сорвался. Только для сильных духом. В случае успеха эмоции захлестывают.
– Говорят, наука уже все открыла.
– Говорят много чего. Нераскрытые загадки природы на каждом шагу. Вот нам толком не известно, как устроена наша планета. Знаем, что она круглая, а вот что миллиарды лет поддерживает высокую температуру в ее центре, как формируется магнитное поле, почему оно меняет свою ориентацию, большие вопросы. Мы не умеем предсказывать землетрясения. Не правда ли, это важные вопросы науки и жизни.
Вторая тема еще более интригующая, она касается судьбы и возможности предсказания будущего, а также других аномальных информационных явлений. В литературе об этом написано очень много. Я долгое время сомневался, пока не стал свидетелем сам. Академик Сахаров как-то сказал: «Я почти ни во что не верю, кроме какого-то общего ощущения внутреннего смысла хода событий не только в жизни человечества, но и вообще во Вселенском мире». Есть смелое мнение, что вся наша Вселенная вообще создана иной, высокоразвитой цивилизацией. Тема эта интригующая, при вашем желании можем обсудить ее в неурочное время.
– Давайте! Давайте!
– Хорошо, выберите время.
С энтузиазмом договорились встретиться в пятницу.
– А нам что посоветуете в жизни выбрать?
– Проще всего стать разносчиком пиццы. Сразу зарплата, как у профессора. Вот только одно но... Какое, как думаете?
– Дождик и снег, – засмеялся класс.
– И это тоже. Но главное – никаких перспектив. Ответьте мне на вопрос: что главное в жизни человека.
Многоголосие.
– Я согласен с девушкой, что у окна. Главное – счастье. Тема эта очень большая, можем и ее в пятницу затронуть. Вы подумайте об этом, чтобы дискуссия получилась плодотворной. На этом введение завершим и перейдем к плану занятий. Физику вы уже изучали во всех разделах. Фактически нам нужно освежить и углубить эти знания. Следующий раз мы займемся механикой. Думаю, совместными усилиями мы ее осилим, тем более что создана она еще нашими далекими предками. Кто самый молодой из них и самый знаменитый?
Поднялась одна рука.
– Представьтесь и порадуйте.
– Черенков Василий. Ньютон.
– Точно! Исаак Ньютон. Прочитайте его биографию. Считается самым выдающимся физиком всех времен. Он сделал очень много в физике и в высшей математике, но при этом кое-что себе присвоил и кое в чем был неправ. Вспомните его законы, а также законы сохранения энергии, импульса, момента количества движения. На них держится вся физика. Механика – одна из любимых тем для задач на всех видах экзаменов и олимпиад. Нам придется в этом потренироваться. Как вы думаете, что полезнее решать: легкие или сложные задачи?
– Легкие, – дружно и весело ответил класс.
– Правильно, чтобы получить тройку, достаточно легких. Но мы с вами не ищем легких путей. Второй момент: лучше всего все запоминается, когда связано с реальной жизненной ситуацией. Это тоже будем использовать. В механике есть несколько разделов. Кто знает, какие?
Поднялись три руки.
– Начнем с девушки. Представляйтесь, пожалуйста, чтобы познакомиться.
– Тарасова Вика. Статика и динамика.
– Правильно, еще есть кинематика. Наука о формулах. Начнем со статики. Она изучает взаимодействие тел в состоянии покоя. Такая сонная часть механики. Самое интересное здесь – это рычаг, равновесие, понятие устойчивости. Я не знаю, видели ли вы в детстве игрушку ваньку-встаньку. Кто знает, в чем ее секрет?
– У нее низ тяжелый.
– Правильно. По этой причине положение равновесия только одно, как бы ее не наклоняли. По-научному правильно сказать, что ее центр тяжести ниже центра сферы, образующей форму. Центр тяжести – это ключевое понятие всех видов равновесий, крайне важное в технике, да и в жизни. Вот у человека центр тяжести высоковато – внизу живота. Почему природа была вынуждена пойти на это?
– Чтобы руки освободить для работы.
– Правильно. Из-за этого устойчивость резко упала, по двум причинам. Первую я назвал, а какая вторая? Пожалуйста.
– Площадь опоры сильно уменьшилась.
– Точно! Теперь нам не сравниться с кошкой. Та никогда не теряет равновесия, легко ходит по кромке забора. Что ей еще помогает?
– Хвост.
– Правильно, благодаря ему с любой высоты всегда падает на ноги. А вот у нас и этого нет, поэтому падать с высоты не стоит.
Класс засмеялся.
– Расчет центра тяжести какого-либо объекта, например, ракеты – проблема непростая, но ее необходимо уметь решать. Чем выше центр тяжести ракеты, тем сложнее обеспечить ее устойчивость. По этой же причине машина более устойчива при приводе на передние колеса. Вот вам задание на дом: найти центр тяжести у плоского треугольника. Дополнительное задание: вырезать из картона треугольник, проткнуть точку центра тяжести иголкой и перевести треугольник в вертикальную плоскость. Определить, какое положение он займет. Вторая техническая задача на равновесие: сконструировать устойчивый подъемный кран со стрелой 1 метр для подъема груза в 1 килограмм. Через урок мы подвергнем ваши конструкции расчетам. Теперь давайте поставим небольшой опыт в преддверии следующего урока. Кто среди вас самый сильный?
Все головы повернулись в сторону крепкого парня.
Андрей Дмитриевич подошел к нему.
– Представьтесь, пожалуйста.
– Сидоркин Олег.
– Предлагаю вам соревнование на силу. Готовы?
– Да, – удивился Олег.
– Пожмите мне руку. Сильнее! Еще сильнее! Молодец! Теперь моя очередь. Если будет больно, скажите.
Вскоре Олег запросил пощады.
– Сколько раз вы подтягиваетесь?
– Почти двадцать, – сказал Олег, сконфузившись.
– Я ни разу. А теперь подумайте, как объяснить с точки зрения законов механики, почему я, сохранив силу рукопожатия, не могу подтягиваться? На следующем уроке обсудим. Еще одно дело к Черенкову. Вы являетесь потомком нобелевского лауреата академика Павла Алексеевича Черенкова?
– Вроде нет.
– А слышали о нем?
– Да.
– Отлично, тогда подготовьте нам сообщение о его открытии минут на пять. На этом урок закончен. Прошу подготовиться к следующему занятию в среду. Благодарю за внимание.
Класс дружно встал.
Андрей Дмитриевич зашел к директору.
– Ну как впечатление? – спросила Раиса Михайловна.
– Попытался немного расшевелить. В следующий раз начну приучать работать головой.
– Я соберу и их впечатления. Часов в пять зайду поделиться, если не возражаете.
– Жду.
К тому времени Андрей Дмитриевич приобрел в магазине кекс и заварил чай. Ровно в пять пришла Раиса Михайловна.
– Я и не рассчитывала на такое угощение.
– Думали, соль приготовлю, – засмеялся хозяин.
– После того, что вы сделали с Сидоркиным, всего можно ожидать. Андрей Дмитриевич, вы что, не знаете, что силу к ученикам нельзя применять ни в коем случае и ни в каком виде!
– Уже нажаловались?
– Напротив, ребята полны восхищения. Ваш авторитет за один урок пробил потолок. А вот посмотрим на реакцию родителей. И откуда только у вас такая силища?
– Тут дело не только в силе, но еще в сноровке. Он скромно взял меня за руку, а я захватил его ладонь глубоко. Это сыграло решающую роль. Это единственное впечатление от урока?
– Нет, конечно. Но такие приемы в педагогической практике не были известны. Физкультурник начал тренироваться, чтобы сразиться, – впервые улыбнулась Раиса Михайловна.
– Это не прием, а наглядный физический опыт. На следующем уроке ученикам надо будет найти объяснение этому моменту в купе с тем, что я не могу подтягиваться.
– Вы что, пробовали?
– На уроке нет, – засмеялся Андрей Дмитриевич, – а так еще пять лет назад убедился в настигшей немощности.
– А при чем здесь физика? Это же физиология.
– Вся физиология основана на физике. Человек весь состоит из рычагов, с помощью которых еще Архимед собирался перевернуть Землю.
– Кроме них еще кое-что имеется.
– Да, но это не столь принципиально, особенно в моем возрасте, – лукаво сказал хозяин и разлил чай. – Попробуйте кекс, должен быть вкусным.
– Спасибо. Чувствую, что и мне нужно ходить на ваши уроки.
– Не надо нарушать наш интим. Могу с вами заниматься индивидуально, – опять лукаво улыбнулся Андрей Дмитриевич.
– Теперь уже и не решусь.
– Не теряю надежду.
– Как хорошо, что я вас уговорила. Чувствую, что авторитет школы быстро вырастет, и на следующий год сможем набрать уже два одиннадцатых класса.
– Не уверен. В любом случае продолжайте поиски настоящего учителя.
– Неужели на следующий год вы не отважитесь?
– Я повторяться очень не люблю. Наука приучает всегда идти только вперед по неизведанному пути.
– Не будем далеко загадывать. Спасибо большое за чай и особенно за работу.
– Всегда к вашим услугам.
Следующего урока ребята ждали с интересом.
– Начнем с вопроса о силе. Олег, почему я не могу подтягиваться, имея сильную кисть?
– Там нужны другие мышцы.
– Они у меня тоже есть. Подойдите к вопросу с точки зрения затрат энергии.
– Подтягиваться, конечно, труднее: нужно поднимать все тело.
– Вот это ключевой момент. Работа – это произведение силы на путь.
Пишет формулу на доске.
– Когда жмешь руку, сила есть, а пути нет, когда подтягиваешься, есть и путь, и сила. Надеюсь, это выражение для работы теперь запомнит на всю жизнь не только Сидоркин, но и весь класс. Олег, садись, четыре. Теперь еще простенький вопрос: женщина держит на руках ребенка, а ребенок – куклу. Распределяется ли вес куклы на женщину?
Поднимается много рук.
– Очередь девушки. Вот вас.
– Крикунова Наташа. Да, распространяется.
– Подождите, ведь девушка уже компенсирует вес куклы. Получается, что вес давит дважды.
– Тут нет нарушения закона сохранения энергии. С точки зрения физики, они работу не совершают, как и в случае с вашей рукой. Вот если бы она подняла куклу, то совершила бы работу, причем без участия матери.
– Отлично! Пять.
– Ну а как дела с треугольником?
Поднялось несколько рук.
– Прошу вас, представьтесь.
– Прохоров Дмитрий.
– Опять нобелевский лауреат! – засмеялся Андрей Дмитриевич вместе с классом. – Еще есть?
– Есть, – сказал паренек с первого ряда.
– Кто?
– Сахаров.
– А вас как зовут?
– Петр. Это вы тезки с ним по имени и отчеству.
– Мне с вами повезло. Прямо Академия наук! Должны соответствовать таким великим людям! Обратимся к треугольникам.
– Я решил для равностороннего, – сказал Прохоров. – Это точка пересечения биссектрис.
– А может, меридиан или высот?
– Они одинаковые.
– Во всех случаях?
– Нет, только в данном.
– А в общем случае, какие из этих линий всегда пересекаются в одной точке?
– Биссектрисы и меридианы.
– А высоты?
– Они могут вообще не пересекаться.
– Молодец, правильно. Не подвел изобретателя лазеров. Пять! С равносторонним треугольником все просто, поскольку эта фигура симметричная. Если его повернуть вокруг центра масс на 120 градусов, то он совпадет сам с собой. В таком случае говорят, что есть ось симметрии третьего порядка. У квадрата ось симметрии какого порядка?
– Четвертого.
– Правильно. Вернемся к треугольникам. Равнобедренный имеет элементы симметрии?
– Нет.
– Что касается осей, то вы правы. Но есть еще плоскость симметрии. В данном случае, если провести медиану на нижнюю сторону (рисует на доске), то слева и справа фигуры одинаковые, как бы отражаются одна от другой. Центр тяжести и лежит на этой оси, ни одна из сторон не перевешивает. Здесь говорят о плоскости симметрии. Симметрии в физике играют очень большую роль и помогают решать многие задачи. У человека есть элементы симметрии?
– Смотря у какого, – рассмешил всех ученик с последнего ряда.
– У вас может и не быть, – засмеялся учитель. – По внешнему виду у большинства есть плоскость симметрии. На досуге определите порядок оси симметрии у снежинок. Все ли они одинаковые? Благо свежий снег выпал. Заодно порадуетесь красоте произведений природы. А как найти центр тяжести треугольника в общем случае? Никто не придумал?
Ни одной руки не поднялось.
– Рассказывать пока не стану. Даю подсказку: обратите внимание на вторую часть задания с иголкой.
Резко поднялась рука.
– Ну давай, Сахаров.
– Опытным путем!
– Молодец! Отлично! Решить задачу математически весьма сложно, но можно. Но не стоит забывать, что кроме теоретической физики существует и экспериментальная. Не поленитесь сделать треугольник и опытным путем найти центр тяжести, а потом проведите через него и углы прямые и посмотрите, как их следует назвать. Это и будет искомым решением. В следующий раз рассмотрим конструкции ваших подъемных кранов. Кроме того, обсудим рычаги первого и второго типов. Кто берется сделать доклад на эту тему?.. Представьтесь.
– Воробьев Валера.
– У вас будет пять минут. Кстати, об академиках. Воробьев Андрей Иванович – выдающийся врач-гематолог. Удивительный человек! Он был так увлечен работой, что сотрудники вынуждены были заботиться о его новом костюме.
– Вы его знали?
– Да, и очень уважал. Сейчас заслушаем сообщение Черенкова об открытии излучения электронами.
Черенкова хватило на три минуты.
– Молодец. Могу добавить, что Павел Алексеевич, будучи аспирантом, перед началом опыта по три часа сидел в темноте, чтобы обострить зрение. Когда дойдем до оптики, напомните мне обсудить, каким образом это достигается. Несколько слов об академиках. Академии триста лет, ее еще Петр I создал. За это время академиков было великое множество. Думаю, у подавляющего большинства из вас есть достойные однофамильцы. Не поленитесь, загляните в Интернет. Потом расскажете. Я упомянул только тех, кого знал лично.
Раиса Михайловна пришла к вечеру.
– Андрей Дмитриевич, вы всколыхнули родителей со своим треугольником. Они говорят, что такую задачу не решить в рамках школьного курса. Один отец мне звонил, сказал, что ни он, ведущий инженер, никто на работе не смог решить. Даже высшая математика не помогает.
– Это, конечно, преувеличение. Я дал такое задание специально, чтобы ребята помучились. Знания на такую почву ложатся, как семена в пахоту. А родители на работе пусть своими делами занимаются.
– Вы не знаете родителей. Они начнут писать жалобы. Я вас очень прошу не давать таких сложных заданий.
– Хорошо, учту переживания родителей.
– Они больше всего беспокоятся за ЕГЭ. И для школы – главный показатель.
– Сделаем, но сначала надо заинтересовать. Только так можно давать и эту невкусную пищу. Раз уж доверились, то терпите, пока другого учителя не подыщете.
В пятницу собрались после уроков. Пришло больше половины класса.
– Сегодня поговорим о всемирной системе управления. Почувствовал ли кто из вас признаки ее наличия? Какие-то необычные случаи?.. Пожалуйста.
– Меня удивляют вещие сны.
– У меня несколько раз было, что стоит о ком-нибудь подумать, как он и звонит.
– Я когда обращаюсь к врачу, то болезнь проходит, даже без лекарств.
– Меня поражают гипнотизеры, которые делают с людьми что хотят.
– Любопытно, как подсолнух следит за солнцем. Кто его научил?
– Отлично, давайте обобщим ваши и мои наблюдения.
1. Наличие и предсказание судьбы человека.
2. Аномальные связи и мгновенная передача информации.
3. Широкое распространение сознания и чувственности в природе.
Начнем с судьбы. Моему деду в молодости предсказали вехи жизни, причем весьма конкретно, в том числе возраст в 75 лет. Удивительно то, что все сбылось, кроме возраста. Он прожил на пять лет дольше, но это благодаря вмешательству медицины. А пережил он, будучи моряком, Японскую войну, затем блокаду в Ленинграде. Это заставляет поверить, что у всех нас есть некая устойчивая программа жизни. Как вы думаете, есть у нас право и возможность ее улучшить или ухудшить?
– Ухудшить – легче легкого. А улучшить – если очень повезет.
– Согласен. Вторая необъяснимая вещь – это удивительная связь между людьми. Лучше всего видно на примере близнецов, которые, будучи разделенными в пространстве, живут и болеют похожим образом. Один сломал ногу, и второй тут же. Это же касается мысли о человеке перед его звонком. Причем звонок может быть с другого конца света, но и при этом предчувствие приходит без опоздания. Матери чувствуют страдания детей. То есть информация между людьми может передаваться без всяких устройств. Что невозможно не только объяснить, но даже представить в рамках материалистических воззрений. Тут еще один интересный момент, как считаете: информация материальная сущность или нет?
– Нет, конечно!
– Почему так думаете?
– Ее можно размножать сколько угодно без затрат энергии. С материей так не получится. Еще Ломоносов говорил.
– Авторитетно! Это так. Но может ли она существовать без материального носителя?
– Пока мы не научились, но носители становятся все меньше. Уже почти невидимые, а объемы сведений быстро растут. Думаю, может.
– Если может, то придется предположить, что есть для нее какое-то специальное пространство, в котором она существует и может беспрепятственно мгновенно перемещаться. Как думаете, сможем мы до него докопаться?
– Наверно. Науку не остановить.
– Скорее всего, это пространство входит в систему всемирного управления. А из военной практики известно, что системы управления самые секретные. Думаю, и тут так же. Если допустить нас к таким возможностям, то мы быстро все погубим, как слоны в посудной лавке. Начнем с уничтожения врагов, а они соответственно – с нас. Быстро наступит конец цивилизации. Поэтому лучше и не пытаться. Теперь поговорим о сознании. Кто знает, что такое сознание?
– Это что-то для обдумывания.
– Соглашусь. По моим представлениям, у человека есть сознание и подсознание. Сознание – законодательная власть, а подсознание – исполнительная. Сознание решает, куда и зачем идти, а подсознание руководит движением. В подсознании много заложено от рождения, но еще больше приходит путем обучения. Человек сразу умеет дышать, но не умеет говорить. Учится этому довольно долго. Несколько лет. Футболист знает, куда бить, но десять лет учится – как. Где располагается сознание?
– В голове.
– Может, и не только! Как устроено сознание и подсознание, мы пока не знаем. Предполагаем, что все сосредоточено в мозгу. Скорее всего, есть какая-то связь с глобальной системой управления. Это позволяет объяснить аномальные явления, о которых вы упомянули. Раньше думали, что именно сознание выделяет нас в живом мире. Теперь ясно, что сознанием обладают все, включая мух, муравьев и червяков. А некоторые чувства и способность принимать решения присущи даже растениям. Например, яблоня после цветения сбрасывает лишние завязи. Причем самые слабые и однородно по дереву. Кто руководит этим процессом? Или ростки находят в асфальте крошечные дырочки и проникают сквозь них. Замечали такое?
– Да, и корни у деревьев находят воду.
– Листья распускаются и опадают в нужное время в зависимости от погоды.
– Вы правы, они как бы знают прогноз погоды. В затяжную осень сохраняются до конца октября. При этом никаких признаков мозга у них нет. Явно кто-то руководит извне. Но бывает, что весенние заморозки губят цветы на яблонях. Предотвратить стихийные бедствия всемирный разум, видимо, не в состоянии. Иными словами, его руководящее начало касается лишь биологических объектов, то есть в отличие от религиозного руководителя – Всевышнего – этот разум не всемогущ. А может ли вообще кто-либо быть всемогущим? Как думаете?
– Почему нет?
– Есть такой вопрос, каверзный для религии: в состоянии ли Бог создать такой камень, который сам поднять не сможет?
Смех.
– Тут все непросто! У меня есть подозрение, что вместо всемирного разума точнее говорить о земном разуме, поскольку в поле его зрения лишь биологические объекты. Если они есть еще где-то во Вселенной, то у них, скорее, разум свой, так же как и свои религии. Похоже, что земной разум заботится лишь о судьбах конкретных людей, но не о судьбах групп, а тем более стран. Деяние рук человека не входит в его ответственность. Сами сделали – сами и разбирайтесь. Мой жизненный опыт показывает, что судьба проявляет заботу, когда живешь, соблюдая библейские заповеди, то есть не грешишь. Кстати, сколько их?
– Семь.
– Вообще говоря, десять. Но, на мой взгляд, самые важные шесть заключительных. Освежите их в памяти и старайтесь не нарушать. Я заметил, что у судьбы нельзя что-либо выпросить. Она сама подставляет руку, когда сочтет нужным. Так, я попадал в сильное землетрясение, в кораблекрушение, в серьезную автомобильную аварию, помощи не просил, да и не успеть было, но почти не пострадал. Интересным моментом является соревнование человека с искусственным интеллектом. Как вы думаете, можно ли в него вложить сознание?
– Нет.
– Я тоже придерживаюсь такого мнения. Его не удастся напрямую связать со всемирной системой управления. Да и не нужно. Для нас это является единственной защитой. Иначе он отберет у нас не только работу, но, боюсь, и счастье жизни. Кстати, при выборе профессии вам надо принимать во внимание, какие сферы он займет в первую очередь. Все это произойдет при жизни вашего поколения.
– Как же нам быть?
– Надеюсь, что профессия ученого устоит дольше других, – хитро улыбнулся Андрей Дмитриевич. – На этом сегодня и завершим разговор. Всего наилучшего!
На следующем занятии конструкции кранов были представлены в изобилии, начиная от автомобильных и кончая башенными. Прообсуждали целых два урока с расчетами моментов сил во всех конструкциях. Лучшие были отмечены пятерками. Под конец второго урока заслушали доклад о рычагах.
Вечером опять был разговор с соседкой.
– Андрей Дмитриевич, теперь на вас жалуются учителя. Вы так заняли учеников подъемными кранами, что они не учат другие предметы.
– Я предупреждал, что со мной намучаетесь. А что касается учителей, то пусть дают более интересные задания.
– Зачем вам понадобились эти подъемные краны?
– Статику можно учить на примере палки с грузиками, но это не вызовет никаких ассоциаций и в памяти не отложится. Подъемный кран, который они сконструировали, штука гораздо более значимая. Не сомневаюсь, что они не забудут все эти моменты сил не только до ЕГЭ, но и до свадьбы.
– Вы всю школу взбудоражили! Много у вас еще таких штучек?
– Не знаю, они приходят на ум по ходу дела.
– Я вас прошу не злоупотреблять подобными опытами, держаться ближе к педагогической практике.
– Проблема в том, что я ей не владею. Делаю, что могу, – развел руками Андрей Дмитриевич.
– Вы ставите только высокие оценки. Разве это правильно? В классе всегда есть отстающие, их надо подгонять.
– Подгонять можно кнутом, а можно морковкой. Второй путь мне представляется более перспективным, хотя и более трудным. А пятерки… Чего их жалеть?
В следующую пятницу состоялся разговор о счастье.
– Всегда полезно в начале своих размышлений обратиться к мнению великих мыслителей. Аристотель (помните такого?) сказал: «Счастье – это смысл и цель жизни». Я бы определил счастье как духовное состояние, возникающее в процессе реализации и достижения потребностей. Согласны?
– Счастье может быть и само по себе неожиданным.
– Да, можно найти алмаз, но это все же исключение. Какие есть потребности у человека?
– Материальные и духовные.
– В первобытном обществе основные радости были связаны с удовлетворением первичных потребностей. Поймали крупного зверя – все несколько дней счастливы до отвала. По мере совершенствования жизни потребности сместились в духовную сферу и сферу дополнительного потребления. Встает вопрос: когда люди были счастливее?
– Сейчас, понятное дело.
– Пожалуй, соглашусь. Хотя счастье трудно измерить. Вот, Диоген жил в бочке и был счастлив в своих мыслях. Самый известный американский изобретатель… Кстати, кто это?
– Эдисон.
– Правильно. Он говорил: «Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская». Хотя любую яхту он мог спокойно купить за счет своих многочисленных патентов. Не случайно, я говорю, что счастье связано не только с достижением результата, но и преодолением препятствий на пути. Простой пример. Во времена моей молодости самые популярные книги непросто было купить. Ими восхищались и зачитывали до дыр. Теперь в Интернете есть любая книга, но читательского интереса стало меньше, и впечатления от чтения тоже поубавились. Вот, например, кто читал «Таинственный остров»?
Не поднялось ни одной руки.
– А в годы моей юности романами Жюль Верна зачитывались практически все. У людей чувственность к счастью сильно разнится. Одни умеют радоваться утру и солнцу, другим подавай кругосветный круиз. Одни ставят реальные задачи и практически всегда добиваются результатов, другие – непосильные и редко успешны. Мало кто умеет правильно оценить свои силы. По моим наблюдениям, большинство себя недооценивает.
– И как оценить свои способности?
– Это для вас ключевой вопрос. Школа дает некоторые ориентиры. Надо ставить опыты, пробовать себя в разных делах. Как в спорте. Я мог бы организовать экскурсию в физический институт.
– Давайте!
– Главное правило молодости: не тратить время впустую. Интернет – это отличный помощник, но он же и прожорливый хищник. Сколько времени в день вы проводите за играми?
– По-разному.
– Я не сторонник запретов, но возьмите за правило: играть только полчаса. И только перед сном, когда все уже сделано. Некоторые способности проверить не так сложно. Например, музыкальные. Вот у меня их нет, и сразу отпадает целая сфера приложения сил. Память слабоватая – в историки идти бесполезно. Нервы слабые – в учителя путь заказан.
Смех.
– Терпения нет – то же самое. И так далее. Опыт родителей имеет большое значение. Конфуций сказал: «Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни». Ему вторил Эдисон: «У меня не было рабочих дней и дней отдыха. Я просто делал и получал от этого удовольствие». Я с ними согласен. Тоже всегда шел на работу с удовольствием.
– Говорят, что счастье не бывает без горя. Вы согласны?
– Счастье не бывает непрерывным. Контрасты в жизни нужны, я говорил, что счастье формируется в процессе преодоления трудностей. Горе, думаю, не обязательно. Хотя жизнь без него редко бывает.
– Говорят, счастье можно купить.
– Купив машину, человек бывает счастлив какое-то время, пока не сгладятся впечатления и не появятся проблемы. Есть и другие примеры. Но деньги-то надо добыть.
– Что больше всего мешает быть счастливым?
– Зависть. Когда впадаешь в грусть от чужих успехов, еще хуже, когда радуешься чужим неудачам.
– Можно ее побороть?
– Можно, нужно строго относиться к себе. Останавливать ненужные мысли и критиковать себя.
– А вы счастливы?
– Я считаю себя человеком счастливой судьбы. Моя активная жизнь прошла в самые интересные периоды истории нашей страны. Получил университетское образование, работал в лучшем физическом институте под руководством выдающегося физика, сумел с соратниками достичь мирового уровня, получил определенные признания. Был счастлив и в семейной жизни. Значимой собственностью не наделен и проблемами ее сбережения не обременен.
– А вы бывали за границей?
– Да, много раз. Мы вели сотрудничество с учеными многих стран.
– Вам там нравилось?
– Да, много интересного. Масса новых знакомых и даже друзей. Но жить я привык здесь. Как говорят: «Где родился, там и пригодился». Если больше вопросов нет, то на этом и завершим разговор.
– А о чем мы с вами еще можем поговорить?
– Могу рассказать о современной физике, если интересно.
– Конечно!
К весне Раиса Михайловна наконец нашла нового учителя физики.
– Андрей Дмитриевич, я удовлетворила ваше желание.
– Что-то этого я никак не ощутил, – с удивлением возразил Андрей Дмитриевич.
– Я – о новом учителе.
– А … Только я разошелся и вот тебе на. Как-то надо бы утешить, – улыбнулся он.
– Не теряйте надежду, – улыбнулась соседка. – Я вам очень благодарна за отзывчивость. Вы человек талантливый. Так быстро сумели мотивировать класс. Для них физика стала любимым предметом.
– Для меня самого это было интересно. Я давно понял, что в любом деле к людям нужно относиться душевно, тогда и успех придет. Если возникнут проблемы по другим предметам, скажем, по физкультуре, то я к вашим услугам, – засмеялся он.
– Спасибо большое, дорогой Андрей Дмитриевич! – сказала Раиса Михайловна с заметным облегчением.
Андрей Дмитриевич после очередного урока стал прощаться с классом.
– Коллеги! Наконец директор нашла вам настоящего преподавателя физики. Ему я вас и вверяю. Мне было с вами интересно. Благодарю за сотрудничество!
– Вы нас бросаете?
– Не уходите! Мы еще не все доклады сделали.
– Вы экскурсию обещали!
– Про современную физику не рассказали.
– Про наших академиков не поговорили.
Андрей Дмитриевич даже растрогался от такого искреннего признания. Глаза намокли.
– А кто-нибудь склонился пойти в науку?
Поднялось много рук.
– Ладно, тогда давайте продолжим сотрудничество. Когда встретимся?
– В пятницу после уроков, как и раньше.
– Мне подходит. А пока желаю вам успехов в учебе и жизни.
В пятницу класс пришел в полном составе.
Свидетельство о публикации №225021000278
Владимир Ник Фефилов 10.02.2025 16:25 Заявить о нарушении