От Окинского караула к бурятской Нарынхоре
В газете «Новые горизонты», редакция которой в городе Саянске, публиковалась статья «В Зиму через Окинский караул» (№46 от 15 ноября и №47 от 22 ноября 2018 г.). И, выснилось, что в Бурятии эту газету, тоже читают. Она есть в Интернете в электронном виде. Оказалось, что там не только читают, но буряты публикуют свои статьи на эту тему, впечатлившись отчётом князя Кропоткина перед научным сообществом, который назван «Поездка в Окинский караул». Наша Зима бурят вообще не волнует, хотя Крапоткин описал опасное путешествие из Окинского караула, через горные перевалы Саянских хребтов в Зиму и, далее, по Московскому тракту в Иркутск. Александр Махачев опубликовал свой текст «Пограничники горной Оки» в газете «БуряадУнен» 21 февраля 2019, спустя ровно четыре месяца. А, подождав немногим более года, – 18 декабря 2019 г., эта статья была продублирована под ником Nicolei Papaev на сайте «Окинский караул». Но, зачем же было тянуть столько времени. А товарищ Papaev, оценил интерес бурятских читателей к статье товарища Махачева, который, впечатлившись работой Николая Крапоткина, цитаты из которой приведены в Новых горизонтах, посетил архивы и поговорил с умными людьми. Чем же русский князь так впечатлил бурятского читателя? Ну, как же? Он засвидетельствовал службу бурятских всадников в качестве пограничников на российско-монгольской границе. Династия Романовых, доверила бурятам охрану русской границы с Монголией, в Саянах, в районе современного пограничного перехода Ханх-Монды. И один из бурятских конных разъездов не следовал вдоль границы – его маршрут лежал к Окинскому караулу, а это русская казачья застава, но не на границе, а в верховьях Оки. Разъезды двигались навстречу друг-другу, и встречались на полпути, а затем, поворачивали обратно. Но зачем пограничникам-бурятам ехать к русским казакам, покидая границу? И на кой, казакам стоять на Оке? Официальный контрольно-пропускной пункт был в Кяхте. Это был не просто объект для пересечения границы в обе стороны – это был «Чайный путь», ну, или «Шелковый». Но больше подходит «Чайный» если знать, что для иностранцев – Китай, это «Чайна». А, по этому важному торговому пути, везли не только чай, но и фарфор, шёлк, булатные сабли, пряности и даже ревень, считавшийся в Европе панацеей от всех болезней. К чему я это всё говорю? От кого, собственно, буряты стерегли Монгольскую границу? От контрабандистов! Купцам, пересекающим границу в Кяхте, нужно было ехать через Иркутск, а там была таможня. А в таможне брали с купцов таможенную пошлину в десять процентов. Но если было пересечь границу севернее озера Хубсугул, то, летом по горным тропам, а зимой по льду Оки, лежал путь к Зиме. А там Московский тракт, и едь себе, беспошлинно на запад. Да, по горам путешествовать тяжело и опасно, да и лёд на перекатах в верховьях Оки не надёжен. Но так получалось и ближе к Москве, и экономия десяти процентов – это же чистая прибыль. А это бешеные деньги! Поэтому и у бурятских пограничников, и у окинских казаков, работы хватало. Про Окинский караул Кропоткин написал довольно подробно, он ведь в нём останавливался перед походом через Саяны в Зиму. А караул, с разъездами которого взаимодействовали русские казаки, он описывать не стал. Не до того было. А зря! Но то, чего не написал Кропоткин, дополнил результатами своих поисков бурятский краевед. Вот цитата из его исследовательской работы: «
Линия разграничения.
Продвижение на Восток Российской империи, вывело ее к зонам влияния Цинской империи, в которую входила и Внешняя Монголия. Во избежание прямых военных столкновений между двумя государствами, шли напряженные дипломатические переговоры, и в 1727 году была окончательно установлена русско-китайская граница. По монгольскому и тувинскому участкам это явилось результатом заключения Кяхтинского (Буринского) договора.
Так, в 30-х годах XVIII века был образован Окинский караул в местности недалеко от современного села Саяны. Пограничная охрана была создана в лице Окинского (в устье реки Жомболок) и Гарганского (Нарин-Хоройского) караулов в Окинском крае. В итоге появилось селение Окинский караул, которое в течение многих десятков лет являлось центром Окинского края (хошуна). Цепь таких караулов тянулась вдоль всей границы, а первоначально служили в них, в основном, буряты, поскольку русских казаков практически не было.
Согласно «Исторической записке о Китайской границе», составленной советником Троицкосавского пограничного правления Сычевским в 1846 году и любезно предоставленной нам историком Михаилом Харитоновым: «Маяки: 17 и 18 были поручены Красноярского ведомства еудинцам Зукдеевского рода - шуленге (главе родовой знати) Хараджи Кувадарову, в пяти юртах; оным приказано пограничное смотрение до указу; и велено им стоять в урочищах на Аха (Ока) реке, против устья Сенси (Сенцы) реки. Ныне у 17 маяка караул наринхоройской, учрежденный в 1771 году и у 18 караул Окинской (Тункинской дистанции)».
А теперь же гляньте на карту перед текстом. Видите внизу название объекта Нарынхора? А это вам не шутки! Под названием значок, который у картографов обозначает крепость. Древняя бурятская крепость! И это не всё! Есть знаменитая крепость Нарын-кала («Крепость под знойным солнцем»). А как перевести на русский название бурятского бастиона? Несомненно, что «нарын» это крепость, цитадель, твердыня. А «хора»? Это наверняка связано с бурятами несущими службу в пограничной крепости. Поэтому, опять обращаюсь к тексту краеведа Махачева: «
Специальные пограничные отряды.
Этнограф Сергей Балдаев собрал несколько версий происхождения окинских бурят, и все они сходятся в одном: заселение Оки шло со стороны Тунки, Алари и других районов Приангарья: «Екатерина I издала Указ о переселении бурят на границу, для охранной службы, обещала дать льготы по ясаку в течение 10 лет. Указ был разослан по Иркутскому, Бельскому, Балейскому, Нижнеудинскому и Тункинскому острогам. Атаманы созвали бурят и объявили условия переселения. Желающими переселиться на границу были преимущественно охотники, которым хотелось попробовать счастье на пустопорожних местах, богатых пушным зверем. К ним присоединились недовольные и обиженные зайсаны.
Из переселенцев были созданы специальные пограничные отряды, которые утверждались атаманами острогов и находились под ближайшим ведением тайшей тункинских бурят. Отряды имели начальника, которого называли «зангием». Они выбирались родовым сугланом на три года. По прошествии трех лет, они освобождались, и на их место отправлялись буряты из других родов и зангии с казаками. Так поочередно пограничная служба обходила бурят-монголов».
Об этом же пишет историк, писатель и этнограф Жан Зимин: «О несении караульной службы приангарскими, в том числе аларскими бурятами».
Вроде бы, всё подробно написано, но никак не вяжется с названием, оканчивающимся на «хора» в котором заложен глубокий смысл (по-моему). Вы гляньте на карту, рядом с крепостью. Хорё – приток Оки. Село в Заларинском районе Хор-Тагна, расположенное на слиянии Тангы и Хорки. Станция Хот-хор. А в Забайкалье есть Харанорский угольный разрез возле озера Хара–нор. И это неспроста! С тех пор, как меня стала интересовать история Зиминского района, я знаю, что в Иркутской области проживают представители четырёх бурятских родов. Точнее, даже трёх - если считать, что Ихириты отличаются от Булагатов тем, что Булагаты – это потомки Ихиритов, ушедших с армией Чингисхана на запад. Они ушли с насиженных мест с женами и детьми в кибитках, и с личными стадами скота, продвигающихся своим ходом. Их потомки вернулись на родину через двести лет. Булгатами их прозвали монголы на почве зависти, так как ихириты пошли на войну при параде – в собольих шапках. Соболь, по бурятски – булган. А это значит, что в Иркутской области живут три основных бурятских рода – Ихириты-Булагаты, ХОри и Хондогоры. Угадайте, с трёх раз - к каким бурятам относится название пограничной крепости Хора? А ведь, проводивший исторический поиск Александр Махачев помянул в своей работе многие бурятские роды. Вот как он завершил свою публикацию: «P.S. В целом несение пограничной службы было одним из связующих факторов между русскими, бурятами и сойотами, а среди бурят – между окинцами, тункинцами и приангарскими бурятами. Об этом же говорит их генетическая, языковая и культурная близость и единство. Несомненно и то, что казаки-пограничники сыграли выдающуюся роль в становлении Российского государства и освоении труднодоступной горной Оки». Он, ведь, даже сойотов не забыл, а род ХОри не упомянул ни разу. Хотя, про них есть информация даже на Википедии: «… «хОри» на монгольском языке значит двадцать». Не зря, значит, обижается на остальных бурят потомок хОринцев Бато Очиров, выложивший историю рода ХОри под названием «Кто такие хОри-буряты: история, наследие и потенциал». Сразу скажу, что мне понравилась только одна его идея – молодёжи надо получать хорошее образование, а без этого никак. И тут хОри-диалект бурятского языка вряд ли поможет. Хотя владение национальными языками в России всячески поощряется. Об остальном он пишет в духе времени – большевики и Советская власть – это тирания. А вот, царская Россия – это то, что было надо: «на рубеже XVII-го века хОри-буряты оказали ключевое содействие при урегулировании конфликта с Цинами (Китай), после подписания Нерчинского договора, и получили от Петра I право бессрочного владения землями от восточного берега Байкала до Даурии. После, следуя сложившейся традиции, у хОри были хорошие отношения с другими императорами и императрицами русского двора. В период правления последнего императора дома Романовых Николая II здесь появилась целая плеяда высокообразованных и целеустремленных деятелей. Именно эти люди основали Бурнацком (Бурят-Монгол улс), которая впоследствии ими же была сформулирована в виде Бурят-Монгольской АССР. Однако ХХ-й век для хОри оказался периодом “ста лет унижения”». Сказано мощно, только Бурнацком - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти бурят в 1917—1919 годах. То есть, это орган бурятских большевиков. И я не припомню, чтобы Николай Второй сформировал Бурят-Монгольскую АССР. Она, ведь просуществовала с 1923 по 1958-й год, а затем, была преобразована в Бурятскую АССР. Как-то некрасиво получилось - «плеяда высокообразованных и целеустремленных деятелей» основали Бурят-Монгольскую АССР, а она оказалась «столетним унижением». Но, зато, за Петра Первого автор стал горой: «И к таким посылам относится искажение результатов дипломатической миссии хОри-бурят к Петру I – дескать, люди пошли на поклон, отдали землю колонистам и прочая чепуха. На самом деле, этот фрагмент истории обладает абсолютно иным содержанием и, благодаря акту 1703 года, территория с востока Байкала до Даурии, в тот период, получила мощнейший толчок в развитии...». То есть – Бато Очиров готов отрицать тот факт, что русские это колонисты, ради того, чтобы доказать, что буряты – это не единый народ. А зачем это ему? Вот смотрите, как административно делятся буряты по регионам: В Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Его представляют - Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский, Эхирит-Булагатский районы. В Читинской области в Агинском Бурятском округе Забайкальского края три района: Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский. Где ХОринский район? А зачем он Бато Очирову нужен? А будет Хоринская администрация, в которой будут служить чиновники. Они будут уважаемыми людьми, которым будут платить хорошую зарплату, и они будут влиять на политику Бурятии и всего Российского государства. А ради этого можно оспаривать существование единого бурятского народа. Вот тут можно поговорить и о колонизаторах и о едином народе. Русские не стали бы колонизаторами, но им показали пример Чингисхан и его потомки. Это они первыми колонизировали Русские княжества. И ходили русские дружины под предводительством ханов завоёвывать и Кавказ, и Европу. А как относились ханы к русским князьям? В 1262 году Великий князь Новгородский, Киевский и Владимирский по имени Александр Невский прибыл в столицу Золотой Орды к хану Берке. Хан собирался воевать с Ираном, и опять понадобились русские дружины. Да ещё русское население оказало вооружённое сопротивление баскакам, собирающим налоги на этот поход. И русский Великий князь стал простым аманатом (заложником) на целый год. Полагаю, что и деньги и русская армия были монголам предоставлены, после чего Невского отпустили домой. Но он в Великий Новгород, после такого позора, не поехал. Как он мог, своим русским подданным, показался на глаза? Ведь, это он предложил новгородцам покориться монголам и платить дань, но так сохранить веру Православную, не позволив немецким рыцарям навязать русичам Католичество. Александр Невский остался верен вере Православной до конца. Он поехал в Городец, принял монашеский постриг и умер на следующий день. Хотите знать про Дмитрия Донского? Да он победил Мамая, но в союзе с Тохтамышем. Это была гражданская война в Золотой Орде. Смысл её в том, что Мамай не был потомком рода Чингизидов, хотя и был женат на женщине с ханской кровью в жилах. Это был непорядок, и Тохтамыш пошёл войной на самозванца. Он предложил Донскому выбирать в союзе с кем он выйдет на Куликовскую битву. И Донской выбрал кровного родственника Чингисхана. Донской ведь был законным представителем княжеского рода Рюриковичей, тоже и Тохтамыш – потомок законного Верховного хана. Не смотря на то, что основной удар Мамаева войска приняли русские витязи, а ордынцы, дождавшись перелома в сражении, добили бегущих противников, Тохтамыш это не оценил. Восстановив свою орду после великого сражения, он напал на Москву белокаменную. Перебив и ограбив горожан, он сжёг русскую столицу дотла. И всё же, русские были монголам, бурятам и татарам благодарны за этот урок – русский народ стал единым. От Белгорода, до Магадана, и от Мурманска, до Иркутска – мы русские – один народ. А к чему ведёт деление по генетическому принципу? Яркий пример – Украина! Это русские, которые отрицают эту истину. И результат на лицо. А белорусы? Если бы не мудрый Лукашенко, и там лилась бы кровь! ХОри-буряты этого хотят, выделившись из единого бурятского народа в Бурятии? А при Советской власти, которую проклинает Бато Очиров, украинцы были нам родными братьями, как и белорусы. И буряты считали себя единым народом. Но монголы и буряты колонизировали не только русских – они, ещё при Чингисхане разбили армии двух татарских сибирских государств – Найманского ханства и Енисейского киргизского каганата. Колонизировав эти территории, они заставили татар заплатить «налог кровью» и вовлекли их армии в захватнический поход на запад. В сердце обеих колонизированных держав были хребты Саянских гор. Там же жили и сойоты, упомянутые Александром Махачевым. Эти сойоты, проживающие и сейчас в верховьях Оки - в сёлах Сорок и Орлик, при Советской власти просились в состав Иркутской области, но колонизировавшие их буряты возражали. Так сойоты и остались в Бурятии, а их кровным родственникам тофаларам, русские присвоили статус малого народа и всячески поддерживают. Русские же, предлагали и бурятам дать этот статус сойотам, но буряты приняли это «в штыки». Как-так, сойотам будет больше льгот, чем бурятам? А какие выводы сделали князья раздробленной Руси? Колонизаторы монголы были сильны при едином правителе Чингисхане. Не смотря на то, что под его началом воевали, по большей части татары, армия была сжатым кулаком. А многочисленные потомки Чингисхана бились уже не только с внешним врагом, а, зачастую, друг с другом, как и потомки князя Владимира Крестителя. Этот Берке держал Александра Невского в неволе, чтобы склонить его к отправке дружины Новгородского княжества на битву с Хулагу – таким же потомком Чингисхана, присвоившим Персию (Иран). В этой схватке Берке в ужасе вымолвил: «Да посрамит Аллах Халавуна этого, погубившего монголов мечами монголов. Если бы мы действовали сообща, то мы покорили бы всю землю».[ Так монголы ослабили свою империю собственными руками, а русские сделали вывод – нужен царь, как единый лидер объединённого русского государства. Тогда, власть передаётся только по наследству старшему из сыновей, остальные сыновья остаются «в резерве» и вступают на трон после смерти брата. То есть – никто, кроме единого царя не имеет права на власть в российских землях. Князья, бояре и дворяне, находятся в прямом подчинении государя и не имеют права иметь в собственном владении государственных территорий, за исключением собственных усадеб. Что случилось дальше, мы знаем – Монгольская империя, колонизировавшая земли раздробленных русских княжеств, рухнула в результате борьбы за власть между многочисленными потомками Чингисхана. А русские элиты объединились вокруг Москвы и единого представителя царской династии Рюриковичей. То, что казаки вторглись в сибирские пределы бывшей Монгольской империи, было вполне законно – монголы сами сделали нас частью своей империи. А граждане империи имеют право свободно передвигаться по её просторам! Бурят, ведь, в современной России, свободно может поехать отдыхать на пляжи в Сочи, а может полететь самолётом на рыбалку в Магадан, и наловить там горбуши. Но, чтобы это случилось, сначала русские были насильственно колонизированными, а потом колонизировали колонизаторов, сохранив значительные территории нашей общей империи. При этом, казаки пресекли кровопролитную бурятскую межродовую борьбу, которая процветала в Приангарье, Прибайкалье и Забайкалье. И, если буряты не будут считать себя единым народом, то добром это не кончится. Обратите внимание на русских – неважно вятский ты, поволжский, поморский, или сибиряк – никто не будет вспоминать, в каком княжестве родились его дальние предки, на каких диалектах разговаривают сейчас в местах их проживания, и не будут настаивать на том, что их деды внесли больший вклад в развитие СССР, чем все остальные. Если ты русский, значит – просто русский и всё. Это дело рук бурят-монголов и татар. Спасибо им за это. Вот и поговорили. Что называется - обсудили карту. Кстати – на карте есть и Окинский караул, только он называется Окинская. Но это не деревня – это Окинская застава русских казаков. Там ещё значок, такой - в виде чёрного квадратика. Да, что это я всё о бурят-монгольской границе? Я, ведь, живу в Зиме. А Зима на этой карте, тоже есть – она тут как-то странно звучит – «Зиминской». И это не Зиминской хутор, или почтовый станец – это Зиминской перевоз (паромная переправа через Оку). Читаем надпись над Зиминской - и, через деревню Охтинскую (от Оха), Стар. Перевоз. Там, до сих пор есть село Перевоз, но никто уже не помнит, что Старый Перевоз был не на Московском тракте, а на Екатерининском. От Старого Перевоза путь лежал, через паромную переправу на Оке, на Бурю и, далее – на Балаганск, откуда можно было ехать к Иркутску, или, переправившись через Ангару, к Якутску. А новый перевоз в Зиме, понадобился в связи с изменением не только названия тракта, но и его пролегания по местности – так тракт к уездному городу Балаганску был прямее и не «скакал» по сопкам правого берега Оки, называемого «Красной горой».
Посткриптум.
Благодаря исследовательской работе Александра Махачева мы знаем, что Окинский караул располагался в устье реки Сенцы в районе населённого пункта Саяны. А вот это - не факт. Изначально, ведь, в приведённой им цитате из исторических документов сказано - "Пограничная охрана была создана в лице Окинского (в устье реки Жомболок)...". И это, тоже - не факт. Взгляните на карту над моим текстом - Окинский караул расположен на правом берегу Оки и по размерам он раз в десять больше бурятской крепости, что подтверждается бурятским текстом о русском карауле, как административном центре Окинского хошуна. Эта путаница возникла потому что Кропоткин не указал настоящего точного места казачьего поселения (может быть и специально). Он пишет, что в устьях рек, и это низовья Сенцы, Тиссы и Джунбулака, прилегающих к караулу, живет не менее трёхсот бурят. Во-первых реки перечислены не по порядку - сначала в Оку впадает Тисса, затем Сенца и потом Жомболок. И все они левые притоки. А расстояние между устьем Тиссы и Жомболока двадцать два километра. То есть - установить место заставы, даже приблизительно, по этим сведениям, нет никакой возможности. Во-вторых, как вы себе представляете движение навстречу бурятскому разъезду, форсируя стремительную, холодную, как лёд, горную Оку, шириной минимум семьдесят метров? Это сейчас есть мост, по которому можно проехать к поселению Саяны. Какой вывод? Нужно искать Окинский караул на правом берегу! На спутниковой карте надо разглядеть признаки остатков крепости - не может она исчезнуть бесследно с правого берега. Окинский караул, судя по всему, был рядом с мостом, но чуть выше по течению, а современное селение Хара-Хужир сейчас находится - чуть ниже по течению. Надо ориентироваться на Хара-Хужир - он есть на спутниковой карте. Там же, перед мостом ровная площадка в виде сапога - она почти прямоугольная - девятьсот на пятьсот метров. С противоположной от реки стороны, где предположительно был въезд на территорию заставы, примыкает прямоугольник с километр длиной, и в двести метров шириной. Вот если лет сто кавалеристы выезжали и въезжали в ворота, то память о них втопталась бы копытами в землю? Моя версия, меня устраивает, а вы можете предложить свою. Но где была крепость Нарынхора? Если рассуждать логично, то её надо было строить от места предполагаемого сплава контрабандистов, где исток Оки становился судоходным для плотов и лодок. И это расстояние караул русских казаков и бурятских пограничников, должны были проскакать рысцой, до места съезда, и вернуться обратно засветло. То есть часа четыре туда и четыре - обратно. Исходя из того, что советский рабочий день был восьмичасовым, а я трудился при советской власти половину трудового стажа, и привык мерить рабочий день по старинке. А это значит, что от казарм, до приветствия соседей было километров сорок. Вот и поищем Нарынхору на карте https://yandex.ru/maps/11266/irkutsk-oblast/sputnik/ , нужно только - набрать в поисковой строке, в левом верхнем углу, название речки Гарган, потому что из текста Александра Махачева следует, что бурятский караул назывался Гарганский (Наринхоройский). Речка Гарган - это правый приток. Практически там же в Оку впадает левый приток и он, как вы уже догадались - называется Хорё. То есть - бурятский бастион был рядом с Гарганом на правом берегу, а для конспирации, по названию - он был рядом, но на левом, и ещё это усложнялось тем, что он не Хоройский, а Нарынхоройский. Да ещё нужно было контролировать устье Хорё по причине возможности по ней сплава в Оку чуть ли не от монгольской границы. А есть ли в устье Гаргана признаки крепости. Есть! В шестистах метрах от устья Гаргана, ниже по течению Оки, чётко виден прямоугольник размером девяносто на пятьдесят метров, на котором до сих пор не растёт трава. Это, как раз, в десять раз меньше по площади Окинской заставы. От Оки до прямоугольника пол километра ровно. И к Оке, и к дороге 81К-035, между которыми находится загадочный прямоугольник, он расположен под углом сорок пять градусов. Со спутника, даже видно, где располагались ворота - въезд был со стороны тракта от Монд. Перед воротами в сторону Оки, а затем параллельно ей и длинной стороне прямоугольника, видно подобие серпа от двадцати метров шириной у ворот, до сорока в середине "серпа" и до вершины. Сама дуга "серпа" триста метров длиной. Либо это плац, либо постоянный маршрут движения всадников. Прямоугольник напоминает паука - местность вокруг него опутана паутиной грунтовых дорог - их не менее сотни. Грунтовые дороги ведут от тракта к реке, от тракта к прямоугольнику и не зарастающему травой "серпу", а от прямоугольника - к Оке, Гаргану и в сторону Окинского караула, до которого 85 километров вдоль истока горной Оки. Выходит, что дорога 81К-035 проходит по историческому маршруту конных разъездов двух окинских застав - русской и бурятской. Но восемь часов в седле, оставив восемьдесят с лишним километров за спиной - это дело не шуточное! Изливая свой восторг, могу сказать только одно... Уважаю! Жаль, сегодня не День пограничника, а то бы выпил за них стоя.
Свидетельство о публикации №225021000624