Франциско
- Я давно не слышал о нем, - отвечал ему смуглый, почти темнокожий Хуан, особенно тщательно нарядившийся к традиционной встрече друзей в этот раз, вероятно, чтобы показать свое благосостояние и возросшие за прошедшие пять лет финансовые возможности.
- Да разве вы не знаете Франциско? - смеясь, развел руками Лукас, - этот любитель путешествий наверняка пустился в очередное приключение.
- А я волнуюсь за него, - продолжал Омар, - Франциско никогда не пропускал наших встреч.
- Я видел его года три назад, - задумчиво, но с присущей ему улыбкой, кажется никогда не сходившей в его лица, проговорил немногословный Энрике, владелец яхты, что была пришвартована неподалеку от излюбленного друзьями кафе.
Это было обычным местом встреч бывших одноклассников, с детства бегавших по набережной и ловивших рыбу вместе. Часто они соревновались в ловле прекрасных кораллов, Франциско всегда приносил самые лучшие, он дольше других умел задерживать дыхание. Зато говорить начал очень поздно, вероятно, поэтому в школе учился совсем плохо. Друзья помогали ему, да и учителей он, будто умел очаровывать. За красивые глаза переводили его из класса в класс. Лучистые, всегда сияющие, карие огненные глаза у Франциско, действительно, были великолепны, как и он сам в юные годы.
- Где же ты с ним повстречался? – Не выдержал долгой паузы Энрике Омар.
- В море, друг мой, разумеется, я повстречался с ним в море. Я ведь почти не схожу на берег. Яхта – мой дом и моя кормилица.
- Разве Франциско сумел заработать себе на яхту? – удивился Лукас, - или ты пригласил его в гости?
- Ни то, ни другое, - ответил Энрике.
- Не поверю, что Франциско стал рыболовом! Никогда он не любил ловить рыбу, - заранее опроверг свое же предположение Хуан.
- Ты прав, Хуан. Он не стал рыбаком. Он стал… рыбой.
- Ты шутишь?
- Смеешься над нами?
- Не стоит обижать ложью старых друзей!
- Уважай наш почтенный возраст!
Друзья не просто громко заговорили, они буквально закричали наперебой так, что даже официантка в полупрозрачной шелковой белой рубашке, грациозно проходившая мимо с бокалом на подносе, вздрогнула и едва не расплескала вино, но вовремя подхватила поднос второй рукой.
Друзья несколько притихли, услышав звон бокала.
- Нехорошо обманывать старых друзей, - наконец проговорил Хуан.
- Я и не обманываю. Старым друзьям следует доверять, - весомо возражал Энрике.
- Я ловлю рыбу пятьдесят лет! Мой отец ловил рыбу, и его отец тоже ловил рыбу. Но, клянусь, я никогда не слышал ничего подобного! – восклицал Омар, - Энрике, если бы ты не был мои другом, я никогда не стал бы даже слушать подобную чепуху! Но ты – мой друг, я знаю твоего уважаемого отца и даже деда. И все мы знаем нашего дорогого Франциско. Твои слова не могут быть простой игрой. Я готов выслушать твою невероятную историю, Энрике.
- Я уважаю нашу дружбу и понимаю, что вам трудно поверить моим словам. Но я должен рассказать вам об этой встрече.
- Мы выслушаем тебя, Энрике, - согласился Хуан.
- Да, - подтвердил Лукас.
- Тогда был приятный теплый вечер, такой же, как и сегодня. Мы дрейфовали неподалеку от бухты Кадис в Андалусии. Я сидел в своем любимом кресле на корме, любовался закатом, смотрел на море и вдруг заметил, как что-то блеснуло на воде. Сначала я подумал, что мне показалось, но отблеск появился снова. Я поднялся и подошел к борту. Мне почудилось, что в волнах плавала большая рыба с золотистой чешуей. Она приближалась. Вдруг над водой показалось человеческое лицо. Я отпрянул в ужасе. Существо подняло руку с перепонками между пальцев и, будто поманило меня! Я не стал приближаться. Тогда существо подплыло ближе и ухватилось руками за борт корабля. Клянусь, у него было лицо Франциско! Когда я подумал об этом, существо будто улыбнулось мне в ответ и заговорило, не раскрывая рта: «Не сомневайся, перед тобой твой друг, Франциско. Моя нынешняя жизнь богаче и лучше прежней, я не жалею о сделанном выборе. У меня не осталось родных на суше, не было ни возлюбленной, ни семьи, ничто не удерживало меня на земле, и я ушел в воду. Но я рад, что наконец мне удалось встретиться с тобой, Энрике. Передай же привет мои друзьям.» Я не знал, как ответить ему, и не понял, как распознал его бессловесную речь. Больше он ничего не передал мне. Он нырнул в воду, блеснув золотистой чешуей на спине, и скрылся из виду.
Пораженные рассказом, не веря своим ушам, друзья сидели, словно зачарованные, и никто не мог произнести ни слова, но каждый, вероятно, обдумывал услышанное, объясняя или подтверждая свои сомнения и в здоровье Энрике, и в его рассказе.
Хуан сидел лицом к морю и задумчиво смотрел на волны пока не заметил на воде какой-то отблеск. Словно ужаленный, он подскочил со стула и бросился к воде. Друзья последовали за ним. Среди волн отчетливо просматривался силуэт человека-рыбы, покрытого золотистой чешуей. Франциско плыл на встречу друзьям.
***
Примечание:
Рассказ написан на основе испанской легенды о Франциско де ла Вега, который, согласно преданию, стал рыбой в 1670-х годах в Льерганесе и Кадисе. Статуя человека-рыбы, установленная на берегу Мьеры, до сих пор является одной из основных достопримечательностей Льерганеса.
Свидетельство о публикации №225021000752