Лоуренс Бергрин. Пират её Величества

Или как Фрэнсис Дрейк помог Елизавете I создать Британскую Империю

Прочитал не без интереса. В частности, подивился, как Дрейк ухитрился ограбить всё тихоокеанское побережье Америки, не грохнув ни одного испанца.

Почему верю? Да потому, что в книге посвящена масса страниц тому вою в международных сферах, какой поднялся после возвращения Дрейка из плавания (со стороны испанцев, разумеется). Англичане вяло (предельно вяло) отбрехивались, но в качестве смягчающего обстоятельства неоднократно указывали, что не убил же никого? И испанцы в принципе не возражали.

Произошло это, как я понимаю, в том числе потому, что гишпанцы на другой стороне Америки изрядно расслабились за отсутствием морских хищников и просто сдавали ценности при первом пуке. Кроме того, Дрейк, после того, как награбился до такого состояния, что у него не стало места на корабле, уже любыми путями испанцев избегал - и настолько успешно, что они даже не поняли, каким маршрутом ему удалось вернуться (думали, что прошёл обратно Магеллановым проливом).

Вообще у меня сложилось общее ощущение (из описания плавания, прежде всего), что мужик он был в принципе незлобивый. Пресловутого Доути он казнил после того, как тот, в общем-то, пару месяцев, минимум, нарывался - подговаривал моряков на бунты, а под конец начал рассказывать, что трахал жену Дрейка перед плаванием. Эпизод с Флетчером характеризует его, скорее, как человека, способного на взрывные действия, нежели на систематическое злобствование - сперва отлучил от церкви, приковал на сутки к крышке люка - а потом снова "прилучил" и поручил отправлять обязанности священника далее.

Экономических масштабов плавания я себе, признаться, не представлял - из награбленной добычи Англия выплатила весь внешний долг, и ещё хватило - на обустройство флота, дивиденды участникам, манор Дрейку прикупить... Что касается мореходной стороны - автор утверждает, что Дрейк был способнее Магеллана, и территорий обследовал побольше - по побережью Америки он поднялся до 44 градуса С.Ш. (Забавляет, что кабинетный аффтырь описывает лютые лишения от холода и снегопада на широте Орегона, хихи). Насчёт "способнее Магеллана" - тоже хз, потому что ходил Дрейк почти через 60 лет после него, и корабль у него был уже более совершенный. Вообще, как по мне, кого бы то ни было сравнивать с Магелланом бессмысленно, потому что Магеллан, прежде всего, не организовал кругосветную экспедицию, а РЕШИЛСЯ на неё.

Интересно, что ГГ, придя в Англию и став приближённым королевы начал быдлить, при этом даже пару раз получал по роже от благородных лордов. Ещё Бергрин пишет, что Дрейк был необразованным и плохо воспитанным человеком, что не вяжется с историей о том, что он не расставался с рисовальными принадлежностями и подолгу рисовал всякие встреченные диковины и острова в каюте вместе с племянником (а вот куда это делось, а? Посмотреть бы). Кроме того, известно, что он привёз с собой много всяких растительных диковин, в частности - якобы, завёз в Европу картофель (за что ему в Дойчланде поставили памятник).

Что мне активно не понравилось в книге - это, конечно, влияние английского легендариума на описание действий испанцев в Америках (не, я не думаю, что они там как ангелы себя вели, но Бергрин их чуть только не чертями с рогами там изображает). Ну и на всяких мелочах пан историк тоже подлавливается.

Кроме того, верить Бергрину, так в Англии один Дрейк из моряков и был, хотя был он там именно в это время одним из многих, возможно - первым среди равных, но и то не факт. Особенно забавно читать его пренебрежительный пассаж про сэра Чарльза Говарда, лорда Эффингема.

Ну и вообще, посыл, вынесенный в подзаголовок книги мне несколько непонятен. Почему Дрейк помог строить? Почему не Ховард? Почему не Уиллоуби, ваще-то? Там этих строителей в то время было двенадцать на дюжину. В принципе, во времена Елизаветы и еще лет сто после основной флот в мире был голландский, а английский считался мелкой сявкой (хотя и очень удачливой).

Но в целом - чтиво годное, хотя и неоднозначное.


Рецензии