Когда сказано всё... Продолжение 5
(РОМАН В ПИСЬМАХ)
Продолжение 5
Начало http://proza.ru/2025/02/08/1885
***
«Когда сказано всё...»
- Обнаружил на одном из сайтов Ваш рассказ. Вечером почитаю.
- Вам не понравится. Это — «женская» проза. А я видела рисунки Ваших котят.
- Я не понимаю, что значит «женская» проза и «мужская». Как-то в одном из интервью Дину Рубину спросили про «женский роман». Знаете, что она ответила? «...У нас есть писатели-мужчины и писатели-женщины, третьего природой не дано. Писатели-мужчины гуляют себе своими путями, никому не приходит в голову, свистнув, построить их в ряды. Почему-то в отношении к писателям «женского происхождения» всякому хочется их построить, обозначить, пронумеровать, как стадо коров. Это какие-то животноводческие позывы, вы не находите?» Иные мужчины, пишут... не приведи господи, а женщины — наоборот.
Недавно прочёл «Переводчика» Улицкой. Какая же это «женская» проза? А раньше, лет тридцать назад, очень нравились рассказы Виктории Токаревой. Тонкая, ироничная. Не «Мартин Иден», конечно, но тем не менее...
Котята — это один и тот же котёнок. Когда-то, в 70-х, я жил в маленьком посёлке на Ямале. Там у меня была собака по кличке Пирка, про которую я никак рассказ не допишу, и три кота. Но не сразу, а по очереди. Этот был совершенно чёрный. Мавр звали. Его потом моя же собака и загрызла... Тогда я очень много рисовал. Рисунки — того времени. Мне они нравятся, но «отдают» Мунком (был такой норвежский художник). Один из них — интерьер дома. По этому рисунку делал свои «Валенки». Справа — угол печки, у которой мы с Пиркой спали в обнимку, тесно прижавшись друг к дружке. Уже была зима, крыши не было (дом я только строил), но печка стояла и топилась, и снег падал на нас, спящих около тёплой печи. А слева — легендарные валенки. Таких ни у кого не было. Я ходил по посёлку в этих самых валенках размера 50-го, в розовой куртке-каэшке и с мольбертом на плече. За мной — Пирка... Недавно встретил человека из того посёлка. Он и сейчас там живёт. Спрашиваю, как и что? Ну и про старые времена (посёлок только начинался). Кто что помнит, кто кого знает? И говорю, что слышал рассказы про какого-то художника из 70-х. А он мне и отвечает. Ну да, есть, мол, такая легенда, что в середине 70-х жил в посёлке один чудак-геофизик, который писал картины. Ходил по тундре в каких-то немыслимого размера валенках, с мольбертом на плече, весь в краске и с большой чёрной собакой... Вот смешно-то было, но приятно. Это ведь — обо мне...
А жизнь была «собачья». В общем, бесприютная жизнь была. Да и внутри меня самого было бесприютно и не прибрано. Наверное, поэтому и картинки такие. Хотя домик мой был симпатичный и по тем меркам очень комфортабельный. Когда в посёлке не было света, ко мне приходили греться. Топилась печь, а на столе стоял ром... Захотите, расскажу...
Прочитал Ваш рассказ. Не знаю, как кому, а мне понравилось.
- Да я тоже не сторонница разделять творчество на «женское» и «мужское». Улицкая мне нравится. И Токарева, и Дина Рубина, и Саган, и Мердок. И много других. Хотя все-таки отличие есть. Точка зрения у мужчин и женщин разная. Но это — нормально. Просто есть мужчины, которым не интересно, о чем думают женщины.
История о чудаке-геофизике — замечательный сюжет. Встреча с самим собой. Писать Вам надо...
- А мне интересно, о чём думают женщины. Но не все. А некоторые. Которые мне интересны. Писать? Пробовал и неоднократно. Но, каждый раз бросал. У меня есть забавные листы, написанные корявым почерком и буквами всё увеличивающимися в размерах от строчки к строчке. Это было в году 80-м. Я добирался до Ванавары (посёлок такой есть в Эвенкии на Подкаменной Тунгуске, где упал «тунгусский метеорит») и «застрял» в Красноярске. Помню, что, бросив в ресторане какую-то компанию, отправился к своему рюкзаку на вокзал. И там, пьяный, засел на пакгаузе с этими листами. Лил дождь, было холодно, надо мной висела раскачивающаяся от ветра лампа, и я, размазывая сырость по лицу, с упоением писал о любви... Накопилось много всякого, но нужна сосредоточенность, которая вся направлена на то, что сейчас делаю. С Вашей подачи (после знакомства с Вами) опять взялся за давно начатое и брошенное. Не хватает сконцентрированности, но вылезает потихоньку. И вылезет. В этом не сомневаюсь. А то, что сдерживаю и копится, даже хорошо.
Как там на моём любимом роме написано: «Этот ром выдержан достойно, без спешки, как и подобает лучшему рому в мире».
Поскольку, один из моих девизов — ПРОБУЙ, то попробую. Уже начал думать о сюжете под условным названием «Диалог». Он и она знакомятся по интернету. Что будет дальше, ещё не знаю. Что-то будет...
- В связи с праздниками взяла небольшой отпуск, и меня не будет в городе пару недель.
- Жаль, что Вас не будет. Уже скучаю. Хорошего отдыха...
- ...Ну вот, не дают мне отдохнуть... Неделя, говорят, и хватит с тебя.
- Когда-то я Вам рассказывал о беседах с моим товарищем, которые записывал на диктофон. И Вы говорили, что хотели бы послушать. У меня появился новый, если ещё не ученик, то человек, который что-то хочет узнать. И от меня, в частности. И мы только начали разговор. Он мне присылает фото своих работ; я их смотрю, обсуждаю, даю задания; получаю новые фотографии, смотрю, обсуждаю, и опять даю задания и т.д. Лучше бы непосредственно показывать и рассказывать, но он — в другом городе. Пока — только начало. Идёт введение в контекст. Вообще, я стараюсь никого не учить, а вводить в контекст. В «культурный» контекст, т.к. смею себя относить к определённой культурной традиции. А человек, если захочет, сам будет учиться. И, конечно, не у меня. Или не только у меня.
Посылаю мои первые беседы... мой «монолог». А ещё немного Тонинo Гуэрры.
«Ожидание».
«Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что она тоже любит его. Но она не позвонила, а он сделался старым...»
Пришлите Вашу фотографию, чтобы мог распечатать?
- Послушала Ваши беседы-размышления. Объясняете, подбирая слова на ходу. Это, по-моему, — высший пилотаж. Во-первых, потому, что «готовые», «отвердевшие» истины никому не интересны. Интересно то, что пребывает в процессе становления, рождается на твоих глазах. А, во-вторых (и, безусловно, в связи с предыдущим), Вы вовлекаете в этот процесс своего ученика, делаете его свидетелем и соучастником таинства — приобщения к секретам мастерства. Очень понравились Ваши рассуждения об отличии красок и цвета. Рассказываете так, что хочется поехать в «Лавку художника» и купить себе краски и кисточки. Правда, дома есть где-то гуашь и альбом для рисования. А чем черт не шутит? Жизнь полна импровизаций. В ней много чего происходит не согласно чему-то, а вопреки. Поживем, увидим... А пока Вы заставили меня кое о чем задуматься. Например, о том, что живописное полотно — это множество временн`Ых фрагментов, соотнесенных между собой в пространстве. Грубо говоря, живопись — время, переведенное на язык пространства. Ещё задумалась над проблемой завершения произведения. В том числе поэтического. И еще много чего мне подумалось, но пока не могу сформулировать. Откуда Гуэрра?
- Удивился. Думал, что Вам моё письмо не интересно. Значит, ошибался. Но это хорошо. Не ошибается тот, кто... А я люблю делать. И пробовать. Значит, и ошибаться буду. Послал его Вам, не зная почему. Как говорил в одном из моих «монологов», слушая себя. Что-то внутри толкало. И, если оно было Вам на самом деле интересно, я рад. То, что я послал — самое начало. Введение, так сказать. Это, всего лишь — частный случай мировоззренческой позиции. Моя, если так можно сказать, «концепция» образовательного процесса состоит в том, что обучение может быть только в процессе совместного делания, со-участия. И только здесь и сейчас. Нюансы — постольку, поскольку все люди разные, хотя, зачастую, похожие. Но они учатся (не я их учу), следовательно моя задача думать о них, понимать, объяснять, помогать. А учатся они. В противном случае, как я думаю, это не обучение, а нечто похожее на наше образование. Неважно, среднее оно (весьма среднее) или институтское. Часто получается по Райкину: забудьте то, чему вас учили в школе, институте и т. д. В-основном, люди получают информацию (не путать со знанием), зачастую ненужную вовсе, и дальше, что с ней делать, не ведают.
Очень интересные Вы акценты поставили в своём письме. А вот это — прямо по Бергсону — пространство и длительность: «...живописное полотно — это множество временнЫх фрагментов, соотнесенных между собой в пространстве. Грубо говоря, живопись — это время, переведенное на язык пространства...» Но это же о жизни вообще. Живопись, литература, инженерия, наука, даже религия в чём-то — это лишь частные составляющие большого общего под названием ЖИЗНЬ.
Кстати, о красках. Зачем они Вам? Да и когда? У Вас есть СЛОВО, которым Вы блестяще пользуетесь. Стихотворная форма Вам органична. Вы в ней живёте, Вы — там. А Гуэрра... Я его люблю нежной любовью. Не как сценариста, не как поэта, не как художника, не как беллетриста. (А какие у него фонтаны!) А как человека. Недавно был на выставке его живописных произведений. Очень понравилось. Большая внутренняя свобода, чего мне так не хватает. Купил редкую книгу его прозы, стихов, заметок: «Люблю дневники, исповеди и слова, которые рассказывают светлячки, появляясь в небе нашего бытия...» Посылаю.
- Спасибо. Принимать подарки — это тоже искусство. К сожалению, я им еще не овладела. Я больше люблю дарить. В обратной ситуации испытываю смущение и неловкость.
- Ну что сказать, тебе, цветущая Сирень?
Я помню, были времена когда-то,
Когда гонялся «ветром-ветрогоном»
За «звёздами» бушующих гроздей,
Цветущих, пышущих пленительным задором,
Весельем радостным... Минуты тех страстей,
Конечно, помню... Но прошли, утихли.
И «ветер-ветрогон» стал лёгким ветерком,
Который только овевает гроздья. Но не их ли
От зноя бережёт он и тайком
Любуется кудеснией цветущей
И защитить готов от всемогущей,
Испепеляющей, сжигающей жары,
Мертвящей и губящей «звёзды»... Той поры
Ещё, по счастью, не настало время.
А потому гуляй, беснуйся, сбрось ошибок бремя,
Дурмань округу, буйная Сирень.
А я, тихонько удалившись в тень,
Посматривать украдкой буду
За умопомрачительным круженьем «звёзд»
И, подставляя бережно ладони,
Их буду собирать и ласково шептать о том,
Как хороши и безмятежны «звёзды»,
Лежащие в моих ладонях...
Покуда неожиданно не вспомню,
Что я ведь — «ветрогон»,
Хоть и уставший, и немного постаревший... И погонит
Тогда мой дух с моих ладоней «звёзды»,
И разнесёт по миру… «Эй, летите», —
Воскликну я. — «Смотрите, вот они, смотрите.
Я всех их вам дарю. Примите «звёзды» от моей Сирени,
Которую я так люблю и бережно храню».
Это — Вам.
- Достойно.
- Ваше сдержанное «Достойно» меня не убедило. Ну никакой реакции... Неужели не поразил?
- Да не знаю. Как-то так... Я ведь сначала делаю, потом — думаю. Как говорил один мой приятель, одни живут, другие думают: как бы чего не вышло? Просто есть вещи, которые я точно знаю. А есть такие, которых не знаю вообще. И в диапазоне, ограниченном этими крайними точками — Я. Стихи, они ведь всего лишь стихи... Что с них взять? А Ваши удивили. Потеряла дар речи. Уж чего-чего, а этого не ожидала. Потому и высказалась так немногословно. Дар речи ведь улетучился...
- Похоже, опять теряете. Нет? Ну, слава Богу! Тот самый дар, который – речи, кажется, вернулся. Ура! А нельзя делать и думать? Вот я сел и написал, не думая. Хотелось... Вам, потому что...
- «Хотелось... Вам, потому что...» — а ведь это первая строчка.
- «Просто есть вещи, которые я точно знаю. А есть такие, которых не знаю вообще. И в этом диапазоне, ограниченном этими крайними точками - Я»
Есть темы, о которых – знаю,
Есть те, о чём не слышала, вообще...
В пространстве этом, в этом мироздании
Я постигаю истину вещей...
У меня после вчерашнего разговора очень хорошо на душе. Как-то тихо и спокойно. И радостно. Знаете, я ведь — одинокий человек. По сути своей. Наверное, поэтому всё — внутри. И часто я даже не знаю о чём с людьми говорить (хотя, разговорчив, но по содержанию; когда «лекции» начинаю читать, остановиться не могу). Поэтому в компании не хожу. Зовут на всякие, там, презентации, выставки... Не интересно. Чтобы картины смотреть, мне не нужны люди. А говорить с ними?.. Приходится, но не хочу. А с Вами — хочу.
Признаюсь. Хожу по своим любимым Сокольникам, чего-то там напеваю (я всё время чего-то напеваю) и с Вами говорю, рассказываю, обсуждаю... Вы не поверите. Я Вас не знаю. Вы, вообще, — миф. Там, где-то. Со своей жизнью. И я с этим «мифом» разговариваю. Странно и нелепо... Моё любимое словечко — нелепо.
Я иногда бываю резковат, даже жестковат. Знаю. Вы не сердитесь, если что не так «брякну». Это — от невоспитанности и дурного характера. И ещё от бессилия и... от ревности... Да-да, представляете. Я — ревнивец... Воспитываю себя, но, очевидно, жизни не хватит. Ревную ко всем и ко всему. А к Вам — нежнейшие чувства...
Дойдя до этого места Олег обычно останавливался, делал небольшой перерыв, выходил в сад, устраивался на старом верстаке и, глядя на открывающуюся перед домом панораму, выкуривал традиционную вечернюю сигарету.
Он смотрел на реку, на поля за рекой и думал о Юне. Он уже не сомневался в том, что ему необходимо её увидеть — достаточно ждал — и решил, что в новом году обязательно к ней поедет. Он ещё не знал, захочет ли она, чтобы он приехал. Но очень надеялся, что захочет. В противном случае многое теряло смысл, становилось неинтересным и ненужным...
Потом он возвращался в дом и продолжал читать.
- Ваше любимое словечко — нелепо? Надо же! По-моему, все самое главное в жизни — нелепо... Не вписывается оно в нашу жизнь. А если попробовать все-таки вписать, как-то угловато получается. Но в жизни иногда встречаются такие чудаки, которые всё, что нелепо, умеют вытворять с таким головокружительным изяществом, с таким шармом... Эх, жаль, рисовать не умею.
- У меня к Вам просьба. Если я скажу не так, обижу ненароком, вы мне дайте знать. Не хочу, чтобы была непонятость. Говорить и объяснять надо обязательно, когда человек тебе нужен и дорог и хочешь, чтобы тебя правильно поняли. Иногда чувства и интуиции не хватает. Им надо помогать. Словами. Слова на то и даны.
- А, может, Вы и правы. Надо говорить. Впрочем, если человек «нужен и дорог», то, как правило, все и так понятно. Хотя недоразумения, конечно, не исключены.
- Обязательно надо. Бывает непонятно. Бывают недоразумения. Всё бывает. А что, трудно сказать или принципы не позволяют? Один человек когда-то давно мне сказал, что надо быть сильным. В смысле, кому надо, тот и так поймёт. А вот не поймёт.. Я считаю, что сила — не в этом. Она — не в боязни проявить слабость, как её понимают другие. Как раз наоборот — не побояться показаться слабым. Вообще, всё просто. Знаете, в жизни-то, всё просто! Всё от человека зависит. Как он сделает, так и будет. Надо верить чувству. Не бояться.
Вспомнил отрывок из «Там за рекой в тени деревьев».
«- Спасибо, что ты это допускаешь. Ты сегодня добрый. Мне стыдно, что у нас так получается. Обними меня, пожалуйста, покрепче, и давай не будем говорить или думать о том, что всё могло быть совсем иначе.
- А знаешь, дочка, это как раз одна из тех немногих вещей, которые я умею.
- Ты умеешь очень, очень много разных вещей. Не смей так говорить о себе.
- Ну да, - сказал полковник, - я умею наступать, я умею отступать, а ещё?
- Ты всё понимаешь в картинах, в книгах и в жизни.
- Ну, это наука нехитрая! Смотри на картины непредвзято, читай книги честно и живи, как живётся...»
- У неживых желаний нет:
Лежишь ты камнем без движения.
И это — всё? На сотни лет?
Жизнь возникает из сомнения.
Хоть сомневаться не дано
Тому, кто прочно занял место, -
Что место! Пропади оно!
Жизнь возникает из протеста.
Но как себя преодолеть.
Где взять и силу, и дерзанье?
Тут нужно только захотеть:
Жизнь возникает из желанья.
- Моя жизнь изменилась. Опять. Ничего не понимаю. А надо бы... Жил себе и жил. Картинки рисовал... «Жил да был художник Пауль Клее...» Вот-вот. И я так же. Просто, теперь во мне что-то наполнилось — Вы появились.
- Я жива. Я еще не ушла.
И ты можешь почти не грустить,
Что меня не увидел вчера.
Я успею еще погостить.
Я еще не ушла. Я жива.
И ты можешь себя не корить:
Не расслышанные слова
Я успею еще повторить.
Их успеют еще причесать,
Выгнать лишнее в форточку дым.
Их успеют еще записать.
Не записывай так посидим.
- Прочитал Вашу «Верочку».
Вкусная...
ч Е ртовская...
с г Р устью -
отг О лосками.
веро Ч ная
пароч К а...
сказочкА.
- Как я люблю говорить в редких случаях: снимаю шляпку. Соломенную с цветочками.
- Стильная у Вас «Верочка» получилась.
- Стиль — это ведь человек. Кто это сказал? Бюффон, кажется. Если человек изнутри «сложен в личностную цельность», он и снаружи будет выглядеть гармонично. А если нет — увы. Даже если над ним потрудятся стилисты. Это будет простое подражание. А в лучшем случае — «имидж», который, не факт, совпадает с его внутренней сущностью. В творчестве — то же самое. Стиль —это целая тема. Одна из любимых.
- Вот Вы всё время что-то (кого-то) цитируете. У Вас, что, записная книжка под рукой?
Неужели всё помните?
- Кому-то — абсолютный слух, а кому-то — феноменальная память... Всё — от щедрости творца.
- Пойду-ка я, съем аллигаторову грушу. Проголодался. С барышнями переписываться — дело изматывающее...
- Вчера и позавчера соблюдала дипломатический этикет: нужно было поддерживать компанию с начальством и пить коньяк. Я его разбавляла яблочным соком. И все это происходило у меня в кабинете. А вечером мы с подругой открыли сезон летних кафе...
- Возвращался домой и по дороге зашёл в магазин. По Вашему примеру купил бутылочку моего любимого анжуйского. Хотел Вас пригласить, но вспомнил, что Вы — далеко. Ну что же, придётся пить в одиночестве. А пока почитаю Вам стихи. Очень хочется.
Висят кувшины на заборе,
Рябина плещет на ветру,
И ягод огненное море
Ведёт весёлую игру.
На опустевшие балконы
Ложатся сумерки и тьма,
И ходят мимо почтальоны,
И нет по-прежнему письма.
Как будто ты забыла имя,
И номер дома, и число,
Как будто листьями сухими
Дорогу к сердцу занесло...
***
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице -
Тонкий звон
Старинных часов - как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
флейта.
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили...
***
Когда в глухой тиши старинного музея,
Исполненный на миг несбыточной мечты,
Смотрю на вечные созданья красоты,
Мне кажется живой немая галерея.
И пред Мадоннами душой благоговея,
Я вижу много в них священной простоты,
И в книге прошлого заветные листы
Читаю я один, волнуясь и бледнее.
Так точно близ тебя душою я постиг,
Что можно пережить века в единый миг,
Любить и тосковать, о том сказать не смея,
И выразить всех чувств волшебных не умея, -
Я вечной Красоты в тебе познал родник.
Мечта художника, безмолвная камея.
***
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К её ногам и под защиту к ней.
Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты - и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.
Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, в пустынный угол твой -
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Всё-таки лучшее, и это правильно, — о любви.
- Оценила... Но Пушкин — лучше всех...
- Да.
- Прочитала начало Вашего рассказ. Хороший рассказ может получиться. Интонации автора в нём слышны. Я бы немного поломала линейность. Например, начала с места в карьер: с диалога между дядей Мишей и молодым человеком. Тогда бы читатель удивился и заинтересовался. А потом всё бы объяснила или даже не объяснила, а дала возможность читателю самому догадаться.
- Я об этом думал и у меня так было. Но что-то не сложилось дальше. Не знал, как закончить. А, вообще-то, иду проторенной дорожкой. Спасибо Вам, что прочитали и сказали. Мне это важно. Надо расписаться, войти. А то — урывками... Ещё повожусь.
- Повозитесь... И портреты добавьте. Дяди Миши, Вовки, свой... И описания действий во время разговоров: человек не просто отвечает на заданный вопрос, но, скажем, в это время суп варит или картошку чистит. Или, если дело на улице, топчется, снег отряхивает с обуви или еще что-нибудь. Дом свой опишите в нескольких предложениях, одежду... Детальки нужны, которые создадут объемность, сделают живой картинку.
- Нашёл несколько телевизионных программ с Вами. Но не могу их посмотреть целиком. Какие-то плагины не устанавливаются. Что за плагины, с чем их едят? Попрошу моих знакомых. У них компьютеры мощные. Откроют, запишут и пришлют мне. Буду смотреть и наслаждаться.
- Не просите. У меня есть несколько роликов записанных. Переконвертирую и пришлю.
- Пошёл какой-то «валютный» разговор. Кто во что конвертируется?
- Я хотела сказать, что телевизионное качество нужно сделать таким, чтобы видео можно было переслать.
- Надеюсь, завтра буду иметь удовольствие видеть Вас.
- Видеоинженер из меня неважный. Каюсь...
- Прихожу домой, и тут — на тебе. Сюрприз! И какой — роскошный! Это же чудо! Буду смотреть по капле и смаковать. Самый последний кадр какой... Всё, влюбился ещё больше! А можно влюбится ещё больше? Значит можно!
- Какой же Вы романтик, Олег.
- Не по годам... И я в этом ничего плохого не вижу. Мне жить не мешает. Наоборот. Да и другим тоже. А кому-то и помогает. Знаю, знаю, к романтикам у Вас сложное отношение. Читал... Я сегодня долго смотрел и слушал Вас... Там есть несколько замечательных кадров. Последний — очень хороший. И, вообще, Вы там очень красивая. Только, немного грустная. Мне так показалось... Посмотрю-ка ещё разочек — полюбуюсь! (Уж и полюбоваться нельзя. Романтик, видите ли.) Пытался разглядеть, какого цвета у Вас глаза. Какие-то серовато-коричневато-зеленоватые... Не понял. Какие?
- Ну примерно такие, как Вы описали. Вы там что, кинозал устроили?
- Именно, публичный просмотр.
- Рассматривала фотографии Ваших картин. Расскажите про «поленовскую» .
- В это место на Оке я приезжаю пару раз в году. Много лет назад мы с моим товарищем начали там строить дом. Сейчас в этом доме кроме меня никого не бывает. Наведываюсь. Рыбы половить, по полям побродить, водки попить под ушицу свежесваренную и, вообще, немного прийти в себя и сосредоточиться... Да, там необыкновенно. Просторы, небо, река... Чудо, как хорошо. Я когда первый раз туда попал, понял, что с таких красот можно и запить, и... Есенина родить. Его места — до Константиново рукой подать. Эти красоты не способствуют активной трудовой деятельности, а безвольному созерцанию... и ещё какой-то необъяснимой, щемящей тоске.
Картину я создавал два года. С низом было более менее понятно, а вот небо... У меня в голове уже был один вариант и, когда его сделал, понял, что — не то. Стёр. Сделал другой. Опять не то. Ещё несколько вариантов пробовал и стирал. Замучился совсем.
Решил разобраться, что происходит, и нашёл ответ. Я всё время навязывал картине своё волевое решение. А она жила самостоятельной жизнью и моей воле отчаянно сопротивлялась. Вот когда это понял, тут же всё наладилось. Пошёл от картины, и небо стало строиться само. Я только успевал корректировать. И мне очень понравилось, когда получился просвет — чистое небо между расходящимися облаками. Потом, правда, пришлось уже и землю подгонять под небо. Но это было делом техники.
- Всего-то и нужно было — оторваться от земли. Как сложно и как просто.
- Эх, мне бы сейчас бокал холодного брюта не помешал.
- Так Вы, стало быть, брютерианец? Хотя, нет, конечно же, — сочувствующий... Клятву брютерианцев знаете? «Принимая в руки этот бокал брюта, я торжественно клянусь держать его твердо и уверенно и презирать сладкие, крепкие и прочие напитки. Пейте брют и только брют, холодный брют, целебный брют, брют — эликсир молодости!» А небо, действительно, Вам удалось. И не только на этой, «поленовской»...
- Нет, не брютерианец. Просто, люблю всё хорошее. Помните? «Ты какой-то странный поп. Тебе бы не кадилом махать, а от алиментов скрываться...»
- Я люблю Шукшина. И вообще деревенскую прозу. Распутина, например. Как это ни удивительно при моей тяге ко всяким пижонским и декоративным штучкам. Уравновешивает, наверное.
- Шукшин — из любимых... Я тоже люблю попижонить — барахольщик ужасный. Ну и что? Вообще, люблю, как уже сказал, всё хорошее. В разных областях и по разным поводам (можно и без). Почти двадцать лет своей жизни я прожил, чёрт знает где и как. Навёрстываю...
Сейчас смотрел и слушал Вас — уже традиция. Меня очень интересуют нюансы (как Вы знаете, я их любитель). Нюансы в голосе, в мимике, в жестах, во взгляде. Как о многом они говорят...
«...Не исчезай из жизни моей,
Не исчезай сгоряча или невзначай.
Есть тысячи ламп,
И у каждой есть тысячи свеч,
Но мне нужна твоя свеча...»
- Молчу. Чтобы не сфальшивить.
- А я с рисунками разбираюсь. Окунаюсь в жизнь 30-ти летней давности. Забавные и несовершенные, конечно, но нравятся. Живые...
- Тоже люблю свои архивы пересматривать. Когда ремонт делали, столько всего перевспоминала, но многое уничтожила. Марсель Пруст называл это «путешествие вглубь себя»...
- В своё время я тоже многое уничтожил. Не то, чтобы жалко, но — зачем? Жили бы себе. Впрочем, я легко расстаюсь с вещами. Иногда устраиваю ревизии и выбрасываю, не глядя. Освобождаю жизненное пространство. Не люблю всякие побрякушки. Хотя, они создают уют и тепло в доме. Но у меня и так тепло. Картинки создают. Недавно пришли ко мне в гости совсем молодые девахи. Встали посредине комнаты с раскрытыми ртами и застыли, на картины глядя. Я так хохотал. Не обиделись, молодцы. Забавно было.
- Надеюсь, они удивились Вашей галерее, а не джинсам на журнальном столе и прочим холостяцким вольностям?
- У меня джинсы не валяются на журнальном столе. Во-первых, его нет. А, во-вторых, нигде просто так ничего не валяется. Я — совершенно не богемный человек. У Серова Валентина Александровича, художника мирового уровня, персонального портретиста двора его императорского величества, никогда не было мастерской. Представляете? Да и жилья-то своего не было. Почти до конца жизни снимал. И, поскольку, мастерской не было, а семейство — большое, то в доме всегда поддерживался безупречный порядок. И ничто не говорило о том, что в нём живёт художник. Умер в 46, и только в последний год ему удалось что-то построить в Куоккале... Как Ваши дела, какие новости?
- Всё замечательно. Лето вступает в свои права. Много солнца, цветов... Грозы... Ласточки... Словом, жизнь...
- Юна, Ваши стихи — как частичка Вас. Я их читаю и будто с Вами разговариваю. И думаю о Вас. Постоянно. Вот было бы хорошо, если бы Вы приехали. Приезжайте. Хоть ненадолго. Я повожу Вас по театрам, по музеям. Отдохнёте. Приезжайте с сыном. Ему будет интересно.
- Спасибо, Олег. Я не приеду. Это не возможно. Вы же понимаете.
- Да, понимаю. А если я приеду к Вам? На несколько дней. Увидеть Вас, поговорить…
- Когда?
- А Вы не против?
- Я буду рада.
- Тогда постараюсь приехать как можно скорее.
- Хорошо. Буду ждать...
«Буду ждать»... «Буду ждать»... На этом переписка обрывалась. Это были последние слова, полученные Олегом от Юны незадолго до того злополучного дня...
Закончив читать, Олег выключал компьютер и отправлялся спать.
Продолжение http://proza.ru/2025/02/10/833
***
В романе приводятся переработанные и отредактированные автором (А.П.) фрагменты реальной переписки, на использование которой получено разрешение, а также стихи и отрывки из произведений :
Ю.Александрова, А.Ахматовой, К.Бальмонта, Е.Баратынского, А.Блока, И.Бродского, М.Булгакова, Г. Васильева, Э.Верхарна, В.Высоцкого, А.Вознесенского, Ю.Гавриловой, Я.Гашека, Н.Думбадзе, Н.Заболоцкого, К. Кастанеды, П.Коэльо, Ф.Кривина, М.Метерлинка, В.Михеева, М.Михеевой, Е.Нежинцева, Б.Окуджавы, А.Паранского, Б.Пастернака, А.Пушкина, Р.М.Рильке, Д.Рубиной, Ар.Тарковского, А.Фета, П.Флоренского, Н.Хаткиной, Э.Хемингуэя, М.Цветаевой, А.Чехова, А. Де Сент-Экзюпери, Ю.Энтина.
2011 - 2015. Москва.
© Copyright: Аркадий Паранский
Свидетельство о публикации №225021000796