К 4. Глава 30 Ремесло в Шумере

Сельскохозяйственные продукты, безусловно, составляли основу благосостояния Шумера, однако ремесло также играло немаловажную роль в жизни общества. Несмотря на то, что Шумер был практически лишен металлов и камней и испытывал недостаток в лесе, его ремесленники считались одними из самых искусных в Древнем мире.

Большинство ремесленников были либо «людьми храма», либо «людьми царя», что означало их зависимость от одного из этих центров экономической жизни. Помимо вознаграждения за свой труд, они могли получать участок земли, который либо обрабатывали самостоятельно, либо нанимали работников. Шумерские ремесленники объединялись в цеха, возглавляемые старейшинами. Эти старейшины следили за справедливым распределением заказов, контролировали качество изделий и отвечали перед храмом или правителем за своевременное получение сырья со складов и доставку готовой продукции.

Наряду с этими цехами, существовало множество мелких и крупных мастерских, принадлежавших частным лицам. Одним из таких известных предпринимателей был Дада, у которого работали суконщики, ткачи и судостроители. В документах упоминается его жена Аллашарум, которая, подобно своему супругу, владела крупными предприятиями. Деятельность Дады, по-видимому, получала одобрение со стороны правителей, о чем свидетельствует дарение ему двух фруктовых садов. Известно также, что собственную мастерскую имел и сын царя.

Мы почти ничего не знаем о том, как была организована работа в этих мастерских. Однако известно, что производственный процесс находился под постоянным контролем. Проверки проводились несколько раз в месяц, в ходе которых выяснялись и заносились в рапорт имена отсутствовавших на работе. В случае необходимости, например, если мастерская не успевала выполнить заказ в срок, на производство направлялись дополнительные работники, а к нерадивым работникам принимались меры. Об этом красноречиво свидетельствуют изречения, посвященные людям, которые не смогли справиться со своей работой:
Неумелый певец становится гудошником;
Неумелый писец становится заклинателем;
Неумелый певчий [жрец-калум] становится флейтистом;
Неумелый купец становится погонщиком;
Неумелый столяр становится прядильщиком;
Неумелый оружейник становится изготовителем серпов;
Неумелый строитель становится подносчиком глины.
Другими словами, человек, плохо справляющийся со своей работой, как бы опускается на ступеньку ниже, превращаясь в неквалифицированного вспомогательного рабочего.

Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину, тростник, шерсть, кожу и лен. Глина использовалась часто, заменяя дерево, камень и металл. Из нее делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, печати, веретена, светильники и погребальные ящики. С древнейших времен из глины лепили сосуды — сначала от руки, а впоследствии на гончарном круге. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и глазурью. Наконец, из глины изготавливали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который производился с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи.

Среди шумерских ремесленников было много строителей домов. Уже к началу третьего тысячелетия до нашей эры появились первые здания, построенные из необычных крупных кирпичей. Одна сторона этих кирпичей была плоской, а другая — выпуклой. Для облицовки зданий использовали глазурованные кирпичи. В строительстве часто применялась кладка «в елочку». В Шумере было много зданий, и требовалось большое количество кирпича. Когда спрос на этот строительный материал возрастал, мастера приглашали наемных работников, которым платили 7 сил (2,8 литра) зерна за рабочий день. Интересно, что счет кирпичам велся не поштучно, а по объему сложенных кучек, что свидетельствует о математических познаниях шумеров.

Мы имеем яркое представление о том, как работали шумерские ремесленники, благодаря одной найденной табличке с отчётом о проделанной работе за год. На ней перечислены восемь ателье: «дома» резчика, ювелира, огранщика, плотника-столяра, кузнеца, кожевника, суконщика и изготовителя корзин. Первым в списке значится резчик. Он создавал фигурки и другие небольшие предметы из слоновой кости и ценных пород дерева. В том году, о котором идёт речь, на статуэтки мужчин и женщин, маленьких птичек, шкатулки и кольца ушло двадцать четыре фунта слоновой кости.

Ювелир в основном работал с серебром и золотом, хотя имел дело и с самоцветами, такими как ляпис-лазурь, сердолик и топаз. Он прекрасно выполнял металлоплавильные работы с трех- и четырехчастными формами и чеканил металлические листы на деревянной основе, создавая рельеф или штампуя. Он знал, как соединять кусочки серебра и золота при помощи штифтов, клепку и пайку, и был экспертом по филиграни и зерни. Об искусстве золотых дел мастеров свидетельствуют прекрасные украшения, которые были найдены в царских гробницах. Огранщики, согласно нашей табличке, только обрабатывали полудрагоценные камни для ювелира.

Плотники-столяры всегда были многочисленны в Шумере, так как, несмотря на дороговизну древесины, её широко использовали для изготовления всевозможной мебели, а также судов, повозок и колесниц. В ателье, о котором повествует наша табличка, плотники создавали свои изделия из дуба, пихты, черного дерева и ивы. Другими породами древесины, с которыми работали столяры, были кедр, шелковица, тамариск и платан. Самое распространенное дерево Шумера — пальма — мало использовалось плотниками из-за низкого качества древесины.

Высокая стоимость дерева подтверждается обычаем арендовать дом без деревянных частей. Арендатор обычно привозил все деревянные части дома с собой и, покидая его, увозил их вместе со своим имуществом. Чтобы восполнить нехватку древесины, постоянно переделывали старую мебель. Так, в мастерской с таблички, из трёх старых столешниц и четырёх еловых ларей изготовили стол, две кровати и маленький ящик. В год, указанный на табличке, столяры занимались изготовлением разного вида стульев, столов, кроватей и ларей. Среди инструментов, которыми работал шумерский мастер по дереву, были пила, резец, молоток и сверло.

В экономической жизни Шумера особое место занимало судостроение. Густая сеть ирригационных каналов обеспечивала быстрое и удобное сообщение между различными городами. В связи с этим в Шумере было построено множество судов самого разнообразного тоннажа, предназначенных для различных целей. О строителях судов упоминается практически во всех хозяйственных табличках, сохранившихся от тех времён.

Сохранился документ из архива города Умма, который перечисляет материалы, необходимые для строительства судов. Наиболее распространёнными в Шумере были суда водоизмещением 10, 30, 60 и 120 кур (1/4, 3 3/4, 7 1/2 и 15 тонн). Верфи получали не только строительные материалы, но и готовые детали: мачты, весла, рули, доски, паруса из тростниковых циновок и другие элементы, изготовленные в специализированных мастерских. Некоторые части судов поставлялись садовниками. Например, известно, что верфь в Умме получила от двух садоводческих хозяйств около 12 тысяч различных частей корабля.

Раскопки демонстрируют высокий уровень мастерства шумерских металлургов. В перечень материалов, использовавшихся в кузницах, входят почти все известные в то время металлы: золото, серебро, олово, свинец, медь, бронза и металл под названием суган (возможно, сурьма), который применялся в небольших количествах как сплав. Металлурги не ограничивались только литьём, но и использовали другие техники, такие как клепка, паяние, чеканка, отжиг, филигрань и зернь. Кузнец имел в своём распоряжении специальные мехи, ручные или ножные, для повышения температуры в горне. В качестве топлива использовались дерево и тростник. Для плавления фунта меди требовалось два фунта дерева и три «вязанки тростника» или шесть вязанок тростника, если не было дерева. Самыми распространёнными изделиями из металла были инструменты — мотыги, топоры, резцы, ножи и пилы; оружие — наконечники для стрел, пики, мечи, кинжалы и крючья; а также сосуды и ёмкости, гвозди, булавки, кольца и зеркала.

Кожевник, упомянутый в нашей табличке, в течение года получал большое количество шкур — бычьих, телячьих, свиных и особенно овечьих. Из шкур и выделанной кожи изготавливалось множество изделий: бурдюки, сумки, упряжь, обшивка колёс для колесниц, а также башмаки и сандалии. Для дубления кожи кожевник использовал щёлочи, сумах и другие пока не установленные вещества. Жир придавал шкурам эластичность и водостойкость. Кроме того, кожевник использовал муку для отделки особых видов кож и «золотую пудру» для украшения некоторых готовых изделий.

Последний из упомянутых мастеров — изготовитель корзин. Он получал тростник, который был важной статьёй дохода Шумера, и битум (смолу). Плетёные изделия из тростника (а в некоторых районах из лозы) пользовались большим спросом. Хлеб, муку, зерно и даже документы хранили в специальных плетёных корзинах. Из тростника изготовляли циновки, в которые заворачивали покойников. Тростниковыми циновками украшали стены жилищ, ими выстилали пол, из них делали паруса и ограждения, а также укрепляли плотины и берега каналов. В те времена шумеры плавали на небольших рыбачьих лодках из тростника.

Текстильная промышленность, хоть и не упомянута в табличке, вероятно, была самой развитой в стране и имела важнейшее коммерческое значение. Для получения шерсти разводили огромные стада коз, овец и ягнят. Первоначально шерсть собирали выщипыванием. Лишь позже, с изобретением и распространением металлических ножниц, этот процесс сменился стрижкой. Снятая шерсть в сыром виде попадала к ремесленникам. Сначала её очищали и промывали, а затем пряли. Обычно этим занимались женщины, используя ручное веретено с пряслицем.

Поскольку овечья и козья шерсть в натуральном виде может быть только чёрной, белой или бурой, её окрашивали ещё до прядения. Для окрашивания ткани использовали как органические красители (марена, индиго и другие), так и минеральные (охра и другие). Жители страны любили одежду ярких цветов. В документах упоминаются самые разнообразные оттенки тканей: жёлтый, красноватый, ярко-красный, красно-коричневый, тёмно-красный, серый, яблочно-зелёный, синий, сине-фиолетовый, красно-лиловый и другие. Ткани могли быть не только однотонными, но и полосатыми (бело-чёрными или более сложными с добавлением красного, жёлтого или коричневого). Также изготавливали пёстрые ткани. Однако чаще всего ткань просто отбеливалась на солнце, так как привозные красители стоили дорого. До нас дошли десятки терминов для обозначения различных видов шерстяных тканей, относящихся к их качеству или внешнему виду. Хотя шерсть была самым обычным материалом для одежды, выращивали также и лён. Льняное полотно шло в основном на изготовление особого, индивидуального облачения для жрецов.

Каждая семья обычно сама обеспечивала себя тканью для одежды. Частные лица получали шерсть либо от храмов или царского двора в виде «кормления», либо покупали её на рынке. Но при храмах, владевших большими стадами скота, существовали настоящие ткацкие мастерские с целым штатом работниц. Сохранились сведения о том, что трудовые процессы в храмовых мастерских были специализированы. Одни женщины занимались очисткой, другие — мытьём, третьи — прядением, вышивкой, ткачеством и так далее. При храмах действовали специальные школы; чтобы стать первоклассной ковровщицей или прядильщицей виссона (особо тонкого волокна), нужно было учиться пять лет. Ткачихи, в зависимости от материала, с которым имели дело, подразделялись на мастериц пестроткачества, льноткачества и шерстоткачества. Ткачество было весьма трудоёмким занятием: по подсчётам, группе из трёх женщин, чтобы изготовить отрез длиной в 4 и шириной в 3,5 метра, требовалось не менее 8 дней.

Вытканные изделия подвергались дальнейшей обработке у валяльщиков и прачечников, которые вытаптывали их ногами в ямах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи. Затем ткани выколачивали вальками, полоскали, сушили и отбеливали на солнце, наводили ворс щётками из чертополоха. Для отделки готовой одежды чаще всего использовалась бахрома. Любопытно, что она не только служила украшением, но и имела, по всей видимости, ритуальное значение: её могли прикладывать к глиняной табличке вместо печати. А если муж разводился с женой и прогонял её из дому, он обрезал бахрому с её платья.

В течение долгого времени в Месопотамии одежда изготавливалась в домашних условиях. Однако малоимущие слои населения, не имеющие собственного хозяйства и постоянного дохода, были вынуждены покупать одежду, так как не могли изготовить её самостоятельно. В такой же ситуации находились и приезжие люди. Цена готовой одежды зависела от качества ткани и фасона. Наряду с деньгами и продовольствием, одежда входила в состав жалования, которое получали царские придворные. Ещё одним потребителем одежды были храмы. В каждом из них состоял большой штат жрецов и служителей, и всех их нужно было одевать. При этом одежда и убранство часто менялись в соответствии с требованиями ритуала, который строго регламентировался по сезонам, месяцам, неделям и даже по отдельным дням.

Кроме перечисленных выше мастерских, существовали также специальные мастерские по изготовлению парфюмерных изделий, которыми увлекались шумеры и особенно шумерки.

Нельзя не упомянуть ещё об одном виде ремесла, который был особенно развит. Чем обширнее становился царский двор и чем многочисленнее храмовый персонал, тем больше требовалось кухонь, пекарен, пивоварен и других мест, где готовили еду для жрецов, чиновников, энси и их свиты. На кухнях, бойнях, в коптильнях и «домах помола» трудилось множество людей. В годы правления Шульги в одном только Лагаше царю принадлежало три таких «дома», в самом большом из которых работало 325 человек. Тяжёлым был труд мукомолов: огромными ручными жерновами они размалывали ячмень и пшеницу, получая различные сорта муки, из которой выпекались разнообразные изделия.

Несмотря на то, что в конце III тысячелетия до н.э. население Шумера в основном выпекало хлеб дома, спрос на хлебные изделия пекарен не уменьшался. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что одна только пекарня в Лагаше ежемесячно потребляла 100 тонн муки. Столь же обильной была продукция пивоварен. Об одной из них известно, что в течение двух месяцев там было переработано 1500 кур (300 тонн) зерна. Можно представить, какими многолюдными были дворы шумерских правителей. При царском дворе жили и парикмахеры, и музыканты, и певцы (то же следует сказать и о храмах). И как обычно, всему велся учёт. Всё, что выдавалось со складов и зернохранилищ, регистрировалось с такой же скрупулёзной точностью, как и поступление готовых продуктов. Учитывалось и регистрировалось даже количество отходов.


Рецензии