Пронесло

«Суббота – отличный день для прогулки! Понежиться в постели за чашкой чая и просмотром очередного незапоминающегося фильма можно и вечером, после работы, а вдоволь надышаться свежим воздухом наконец-то под лучами солнца – только в выходной, при том в выходной с хорошей погодой», - мотивировала себя Лена, не желая вылезать из под пледа.
 
Погода была прекрасная, никаких горящих задач на утро выходного дня, поэтому возразить внутреннему голосу, взывающему к борьбе с ленью, было нечего. «Ладно, давай мы не поедем на тренировку, а просто прогуляемся и поздороваемся с ребятами», - обманывало правильное альтер-эго. На том и порешили, тем более, что тренировка вообще-то уже час как началась.

Лена не спеша позавтракала, заварила чай в термосе и поехала в сторону Студеного оврага, где частное альпинистское сообщество под руководством спасателя Романа, проводило свои тренировки. Неопределенные планы Лены на ближайшие полгода являлись основной причиной, по которой она не ставила эти тренировки в приоритет, рассматривая возможность их посещения, но не в ущерб другим делам. Сегодня других дел объективно не было, и отказать себе в удовольствии встретиться с людьми, с которыми бок о бок провела неделю в горах, девушка просто не могла.

Лена припарковала машину, переобулась в горные ботинки, ожидавшие своего очередного часа в багажнике буквально полгода, и в невероятно позитивном настроении зашагала по направлению к склону холма, именуемого горой Лысой.
В процессе подъема Лена записывала мотивирующие видео и делилась своим настроем в историях. День обещал быть прекрасным.

На вершине оказалось несколько человек, но своих Лена не встретила. Дело в том, что она не знала точно, где именно проводится тренировка, и, более того, не сообщила друзьям о своем намерении приехать – хотела сделать сюрприз. Девушка не сильно огорчилась, ведь мест для тренировочных сборов было немало. Она дошла до поляны, на которой возвышается старая геодезическая вышка, которая частенько используется для тренировок, но там тоже было пусто.

Лена вернулась к уступу, раздумывая о дальнейших действиях. Она немного спустилась по каменистому склону, чтобы взглянуть на берег реки. В голове возникли мысли о том, что ходить здесь без страховки, да еще и зимой, когда снег делает поверхность не только сыпучей, но и скользкой, небезопасно. Но Лена уверенно отмела эти мысли, убедив себя в том, что она спускается осторожно, фактически используя приемы свободного лазания, то есть не просто шагая по склону, а дополнительно держась за надежные каменные выступы руками.
Спустившись до очередной «полочки», Лена посмотрела вниз и увидела своих знакомцев. Обрадовавшись, она хотела крикнуть им и помахать руками, но это бы испортило сюрприз. Убедившись в верном направлении, она решила спускаться дальше.
Стоило бы вернуться наверх и спуститься по той же тропе, по которой поднималась, она безопаснее, потому что идет вдоль небольшого ущелья, и более привычная для Лены. Но подниматься обратно, чтобы потом снова спускаться, не хотелось вовсе, да и времени было уже достаточно, а вечером уже были запланированы другие дела, к которым было нужно успеть вернуться.

Лена обратила внимание на узкую тропку вдоль склона. По ней тоже можно было спуститься до подножия горы, практически к нужному месту, и девушка решила сэкономить время. Когда Лена шла по узкой козьей тропке, она решила остановиться и записать очередное видео, в котором говорила о том, как делать не надо.
«Если вы решили устроить себе прогулку по окрестностям с пересеченным рельефом, первое: не ходите туда в одиночку. Правило второе: если вы пошли на такую прогулку в одиночку, предупредите своих близких: на случай, если что-то, не дай бог, случится. Так они будут знать, где вас искать. Когда вы идете по узкой тропе вдоль склона, не отвлекайтесь на мобильный телефон, и вообще: не ходите по таким участкам без страховки!»

Лена говорила об этих рекомендациях с юмором и вдохновением. Осознавая, что в настоящий момент нарушает практически их все. Но она ведь на опыте, не какой-то там желторотик-новичок…Она спокойно спустилась до небольшого грота, сделала еще пару записей и задумалась над дальнейшим спуском. С одной стороны, до берега оставалось, наверное, каких-то метров 20. С другой, основная тропа уходила левее нужной точки на берегу. Осмотревшись, девушка решила пройти вдоль склона под каменными уступами, чтобы оказаться практически в точке сбора приятелей. Она уже успела махнуть им с очередного большого камня и теперь хотела поскорее добраться до них.

Девушка сделала несколько шагов вдоль каменной стены. Ходить в горных ботинках в принципе непривычно, они имеют плотную высокую подошву, высокие голенища и минимальную гибкость. Частенько такая обувь используется в комплекте с кошками (специальным элементом альпинистского снаряжения, имитирующим когти животного), они-то и нивелируют некую неуклюжесть и делают хождение по снежно-ледовым склонам более безопасным. Но кошек у Лены не было. Стоит этот девайс недешево, и до настоящего времени его покупка не казалась девушке необходимой, хотя она только днем ранее заикнулась в переписке о том, что «делать там сейчас без кошек нечего». Но ведь речь шла о тренировке, а не прогулке.

Лена осторожно двигалась по склону, как вдруг ощутила, как ее левый ботинок соскользнул. Ей удалось сбалансировать в моменте, но она поняла, что удержать равновесие уже не получится, - ботинки начали медленно скользить по склону, и девушка инстинктивно прильнула к земле. Она пыталась ухватиться за камни, но подходящих зацепов не было… Сердце замерло, в голове скоростным составом понеслись мысли о том, что будет, если она не сможет удержаться на склоне, и о том, как минимизировать такие риски.

Уже давно Лена стала интересоваться неким феноменом мышления и поведения людей в критические моменты. Выяснилось, что в экстренных ситуациях люди описывают свои ощущения по-разному: часть из них, говорит, что «всё произошло в одну секунду», другие рассказывают о том, что в их восприятии прошла целая вечность! Лена уверенно относила себя к представителям второй категории. Выяснилось, что этот феномен называется «синдромом временного расширения внимания». В моменты угрозы мозг начинает значительно быстрее обрабатывать информацию, чтобы человек мог принимать более точные решения для сохранения жизни. Это, как правило, сопровождается ощущением замедления времени. Лена обратила внимание на эту особенность давно. Впервые она ощутила, что время «течет иначе» в момент ДТП. За считанные секунды, которых не хватило, чтобы избежать столкновения, она успела перебрать несколько вариантов действий, пытаясь выбрать оптимальный.

Сейчас было тоже самое. Девушка осознавала, что происходит какое-то мгновение, но у нее как будто хватает времени на то, чтобы попытаться избежать страшного. Наверное, в похожие моменты люди рассказывают о том, что у них «вся жизнь перед глазами промелькнула». Лене было некогда смотреть эту плёнку жизни, она пыталась эту жизнь сохранить и искала возможности зафиксироваться на склоне. Тем не менее, отделаться от сторонних мыслей полностью было невозможно, они назойливо жужжали в голове: «Дура, какая же ты дура!.. где камни, ну пожалуйста, хоть бы какой-то уступ.. Сколько там ещё лететь?!.. Господи, как нелепо будет погибнуть на обычной прогулке…цепляйся, идиотка, чем хочешь цепляйся!.. А помнишь, как искали погибшего туриста весной? Тебе ведь казалось, что так не бывает – просто сорваться со сторазисхоженной тропы… Как же дети?!.. Пожалуйста, пусть хотя бы перелом! Только, пожалуйста, рука или нога… Я хочу жить!.. Как же я люблю жизнь!!!.. Дерево, ХВАТАЙСЯ, БЛ…!!!»

Левой рукой Лена уверенно ухватилась за небольшое деревце, растущее на склоне, и на мгновение зафиксировалась на склоне: «Держись, хоть бы не сухое!.. Что тут ещё есть рядом?!». Девушка искала глазами более надежные точки опоры, но не находила их. В этот момент ветка предательски хрустнула, обломалась у основания и осталась в руке, когда Лена снова покатилась по склону вниз… «Черт возьми! НУ ЗА ЧТО???» — когда тебе только что дали шанс, но тут же его отняли, возникает чувство, что над тобой просто издеваются… «Но мы хотя бы снизили скорость, теперь шансов выжить больше!..» — утешала себя Лена. — «Ищи зацепы, твою мать!»
Девушка выпустила ветку из рук, но та зацепилась за стропы рюкзака и оказалась за спиной. Куртка задралась, Лена проскользила по камням голой спиной, и прежняя «соломинка надежды» только добавила остроты ощущений. Лена не сдавалась, всё её существо было сконцентрировано на поиске возможностей выжить!

И ее труды были вознаграждены: внизу по склону Лена увидела массивный камень, который, по ощущениям, был надежно утоплен в грунт и являлся частью скалы. Оставалось только найти способ уцепиться за него. Девушка извернулась и впечаталась в него правой голенью.
Падение прекратилось…

Лена на мгновение замерла, пытаясь не спугнуть удачу и не колебать пространство, пока не появится уверенность в надежности точки опоры. Камень был неподвижен.
Девушка немного выдохнула и приступила к оценке ситуации. Расслабляться было рано, но благодарность к этому миру Лена уже ощутила безграничную. Она уперлась в камень обеими ногами и присела, упершись спиной в склон. Палка расположилась между спиной и почвой поперек склона. От нее нужно было избавляться. Осторожно вытащить ее не удалось, а делать высокоамплитудные движения было слишком рискованно. Лена прижалась к склону и немного вытянулась: чуть выше был еще один камень. Убедившись в его устойчивости, девушка осторожно присела, чтобы снять рюкзак. Выпутала палку и отпустила ее, проследив взглядом, как та скатилась до обрыва и скрылась за скалой.

«Что делаем дальше?!»

Лена осторожно сняла перчатку: ногти на руке были переломаны,пальцы покрывали мелкие ссадины, ладонь била мелкая дрожь. Девушка достала телефон и сняла видео «после», где подтверждение ранее озвученных рекомендаций звучали уже без нотки юмора.
Лена осмотрелась, пытаться идти дальше было опасно: с тропы она совсем ушла, и сейчас находилась на склоне. Зацепов вокруг было мало, до ближайшего участка с более ли менее ровной поверхностью было еще несколько метров.
«Ты же хотела эффектного появления? Звони! Это, конечно, не так эффектно, как упасть к подножию скалы, но тоже вполне!» - язвительно ворчал внутренний голос.

Лена набрала номер:
- Роман, привет!
- Привет! – раздалось в трубке
- А что вы сейчас отрабатываете?
- Технику движения по склону в связках
- А хотите я вам задачку усложню? – заговорщически уточнила девушка. За всё время критической ситуации туристка не издала ни звука, и ее лицо выражало не ужас, а максимальную сосредоточенность. Только сейчас уголки ее губ слегка приподнялись вверх, намекая на едва заметную улыбку.
- Ну давай, - сказал явно заинтересованный голос
- Как на счет эвакуации меня со склона? – с нарочитой иронией спросила девушка
- Давай. А где ты?
- 30 метров вправо от вас по склону, - постаралась она дать четкую формулировку
- Понял, жди. Обвязка есть?
- Есть, конечно.
- Надевай пока. Скоро будем.

Лена снова опустилась на корточки, потому что здравый смысл напоминал о том, что сидеть на холодном камне все равно вредно, даже если только сейчас ты и вовсе чуть не рассталась с жизнью. Затем снова сняла рюкзак, отстегнула и надела на себя каску и осторожно достала страховочную систему.
Спасатель скоро показался из-за небольшого гребня, который препятствовал прямой видимости.

Лена улыбалась, но всё еще была напряжена и собрана.
- Как я рада тебя видеть! Знаешь, ещё вдвое сильнее, чем планировала!
Роман бросил какое-то ироничное замечание, но тут же, широко улыбаясь, крепко обнял девушку, проявляя максимальную поддержку. Затем повесил станцию на тот же спасительный камень и отправил Лену до следующей станции на самостраховке. О, какое это приятное чувство, осознавать, что ты прикреплен к веревке! Да, при движении по свободным перилам траверсом вдоль склона, ты все равно можешь сорваться и удариться, но ты не улетишь дальше провиса веревки!
Лена добралась до следующей станции и перестегнулась в станционную петлю, освободив перила. Она стояла под скальным выступом, надежно зафиксированная усом самостраховки и, ощущая полную безопасность, не могла перестать прокручивать в голове произошедшее и то, что могло произойти…
Вскоре все спустились вниз.

«Земля!» - думала Лена… «Я жива! Как же я счастлива»…
Только сейчас прежняя собранность начала отступать, и организм начал отходить от адреналинового пика: тело начала пробирать крупная дрожь, зубы непроизвольно стучали, хотя девушка не испытывала особого холода, ощущалось легкое головокружение и даже некоторая эйфория…

Эффектное появление действительно удалось… Только цена такого перформанса могла быть слишком высока. Нам часто кажется, что чудовищные случайности могут произойти с кем угодно, но только не с нами. Многие любители экстремальных видов спорта и занятий ошибочно полагают, что несчастья случаются лишь с неопытными и недальновидными. Однако реальность показывает совсем иную картину. Такие авантюристы, обладая навыками и знаниями, зачастую становятся жертвами собственной самоуверенности. Навыки и опыт, которые когда-то помогали им справляться с трудностями, могут застить глаза, приводя к ложному ощущению неуязвимости и, как следствие, беспечности.

Такая беспечность может иметь неприятные, а иногда и фатальные последствия.
Этот опыт стал для Лены историей о чудесном спасении, но сильное воображение и способность к самоанализу прорисовали в её голове и альтернативный сценарий, что послужило поводом к очередной волне рефлексии… Лена ходит в такие походы выходного дня не только одна, и, когда она идет с кем-то, а тем более возглавляет такое мероприятие, уровень ее ответственности просто зашкаливает: за каждого участника, будь то ребенок или совершенно взрослый человек. Но что за ошибка в алгоритме ответственности за себя?

Лена сняла каску только в машине, она вовсе забыла о ее существовании. Впрочем, страховочную систему она тоже сняла только на парковке – просто не было сил… Она села в машину, включила печку посильнее, откинулась на кресло и медленно выдохнула. Казалось, что организм даст слабину, и будет не отделаться от подступающих слез. Но сознание в этот раз взяло верх…

Только дома Лена смогла полностью оценить ущерб. Ноги были в синяках и отеках, ногти переломаны, спину саднило из-за агрессивного скраба из веток и камней, болели локти, колени, мышцы и связки... Но ведь можно сказать, отделалась легким испугом!


***

Лена стояла в ванной и рисовала йодную сетку на разноцветной гематоме, расположившейся на правом бедре с плавным переходом в ягодицу, и в голове сами собой язвительно возникали строки...Типа таких:

«Я просто очень сильно люблю жить» -
Казалось, что я знаю все об этой фразе!
Однако странно слышать эти строки в том рассказе,
Где люди предпочли на безопасность хрен забить!


Рецензии
Вау, так искренне, ярко написала. Я как будто там с тобой побывала.
И повисела, и покувыркалась)))
А в конце еще и мораль в духе Крылова)) Все-таки-самоирония - это великая штука.

Ольга Садилова   10.02.2025 22:50     Заявить о нарушении