Саския... Рембрандт
На любом его полотне того периода видна любовь к ней, бесконечная нежность, и его счастливое лицо так и светится от полноты жизни ,значит,счастья и любви. Да и сам он был обеспеченным человеком, как и она, так что брак был равным.
Она сразу стала его Музой - он писал много её портретов, украшая и наряжая в разные экзотические наряды, придумывая их сам, придавая некоторую театральность одеждой и деталями интерьера. Это и понятно, ведь жизнь- это театр...
Этому он учился у итальянцев. Сразу после помолвки он делает несколько рисунков, и пишет её портреты. Она предстаёт то в образе римской богини цветов и весны Флоры в прекрасном венке с вплетённым редким пёстрым тюльпаном, сорт которого был позднее назван «Рембрандт», то она - возлюбленная на коленях у любимого, с бокалом прославляющим его любовь и красоту Саскии, то уже прекрасная дама в шляпе с пером, то с цветами, то Прозерпина в золотом платье, то Эсфирь, то Даная… то ребёнок -девочка в толпе «Ночного дозора»… её лицо - это и лицо Ангела ...везде любимая Саския!А любимая - значит, для художника самая красивая во всём мире среди всех женщин, прекрасная как богиня. Спасибо любви! Столько создал портретов! И каких!
Он создаст четыре разных портрета Саскии в образе Флоры. Сама Весна поселяется на полотнах. Сейчас они все находятся в разных музеях мира. Очень хороша она на портрете второй лондонской "Флоры" (первоначальный замысел был Юдифи). Он напишет её во время беременности. Считалось, что в беременность женщина расцветает особо.
На первой "Флоре" она нежна и открыта миру, немного смущена роскошью одежд и прекрасна в облаке цветов и золотых волос.Даже вы начинаете ощущать запах свежих цветов... Название этой работы несколько раз менялось, так как в это время в Голландии были в моде пасторальные сюжеты, и эту картину называли "Дама в костюме пастушки", но обязательных её атрибутов- глубокого декольте, соломенной шляпки и корзинки с цветами мы не видим, так что вероятнее всего название "Флора" больше подходит этой работе. Она в пышном венке с редкими, красивыми цветами, с тюльпаном -непременно! С посохом, увитым растениями, в гроте или у скалы, где в старом дереве пчёлы устроили своё гнездо. У всех своё гнездо, свой мир.
Думаю, они сюда попали тоже не случайно. Что хотел подчеркнуть художник этим? Пчела считалась царственным насекомым, издавна была символом чистоты, свежести, непорочности, праведной жизни, трудолюбия и божественного происхождения. Уже при матриархате прослеживается связь пчелы с Великой Матерью в разных её вариантах, в античной традиции – с богинями земли и плодородия (Кибелой, Персефоной, Артемидой, Деметрой, Афродитой), с потусторонним миром, умиранием, воскресением и бессмертием. Здесь самое место и Флоре! Пчела воспринималась как олицетворение вечной души, как и бабочка (в Египте, Античном мире, на Среднем Востоке). Он дарит ей, своей любимой -бессмертие, и намекает это просто пчёлами, да не одной, а целое роевое сообщество, царство целое!Здесь она царица... Он не ошибся: уже четыре столетия все созерцают её красоту и восхищаются его работой...
Она в роскошных фантастических одеяниях с пряжками из серебра и украшениями из жемчуга, которые не носили модные современницы, а также они не имели ничего общего с античными одеждами. Эти наряды - удивительный плод фантазии художника, результат увлечения его востоком, Италией, разными странами и культурами.
Турецкие ткани и редкие украшения, краски положенные то тонко, то густо, создают удивительное ощущение объёма и создают эффект подвижной фактуры одежды. Хочется дотронуться до ткани. Благородные оттенки платины и серебристой зелени-патины, украшают её костюм.
Его увлечения Востоком и древностью не могли не оставить след в его работах. В лице героини есть черты Саскии, но и ещё чего - то он добавил, и обобщил в её облике. Скорее всего, это зарождение новой жизни - космос! Ведь она беременна и это говорит о многом. У беременных всегда в лице есть что-то неуловимое и прекрасное, особенно в глазах- космос...и Божественное начало новой жизни.
Хотя, что вероятно, ещё в ней воплощено представление Рембрандта вообще о женской красоте того времени, о канонах, которые были далекими от классических норм, но были понятны его современникам и приняты с восторгом, так как сложился на основе облика его кудрявых рыжеволосых соотечественниц,скорей всего.
Чтобы не говорили, но Муза остаётся Музой, и влюблённый художник пишет её с вдохновением без конца...А она, делая шаг в неизвестное, открывает зрителю новую планету художника в жизни и искусстве. Вот, что делает любовь!
*Саския. Жена Рембрандта в образе Флора.
Свидетельство о публикации №225021101045
Сергей Вельяминов 28.04.2025 14:46 Заявить о нарушении
Ольга Сергеева -Саркисова 28.04.2025 15:18 Заявить о нарушении