Беларусь 1994-2022. Часть 4

Беларусь в 2011-2015 годах

В 2011 году республика Беларусь представляла из себя страну, которая окончательно выходила из тяжелого кризиса, вызванного серьезным экономическим спадом в 90-е годы. Как говорится в преамбуле к программе экономического и социального развития на 2011-2015 годы: «За предыдущую пятилетку Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 января 2011 г. Создано 185 новых производств, модернизировано и реконструировано 320 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий.» За этот период был освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции: так, в частности, республика экспортировала бесшовные горячекатанные трубы, железнодорожные вагоны, зерноуборочные комбайны, автобусы, микроволновые печи, полированное стекло, автоматические стиральные машины.
Благодаря развитию выпуска новой высококачественной продукции ее экспорт стал осуществляться в более чем 150 стран мира. Объем этих поставок увеличился в 2010 года в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом.
Была проведена активная работа по модернизации электроэнергетики республики. Так, в 2006-2010 годах были обновлены и усовершенствованы энергоблоки на Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лукомльской ГРЭС и Лидской ТЭЦ. Также было введено в эксплуатацию 1,4 котлоагрегатов, построены 3 ТЭЦ на местных видах топлива( например, торф ) и 6 мини-ГЭС. Благодаря этому увеличилась доля возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 17 процентов в 2005 году до 20,5 процентов в 2010 году.
За отчетный период было реконструировано, построено и оснащено современным технологическим оборудованием 1448 молочно-товарных ферм, 107 комплексов по откорму свиней и 51 птицефабрика. Не в последнюю очередь благодаря этому валовой сбор мяса увеличился в 1,35 раза, молока в 1,24 раза.
Укрепилась продовольственная безопасность: так, по ряду стратегически важных продуктов питания было достигнуто полное самообеспечение, а доля импорта в продовольственном балансе республики сократилась до 17 процента.
Существенным источником пополнения валютных резервов стало сельское хозяйство: так, объем экспорта продовольствия увеличился в 2,5 раза за предыдущую пятилетку и составил более 3 млрд долларов США. Для достижения такого результата были осуществлены мероприятия по повышения привлекательности работы на селе, что вылилось в превращение сельских населенных пунктов в агрогородки, приблизив их к городским условиям жизни.
На основе расширения деятельности предприятий, которые использовали местные ресурсы и сырье , была успешно решена проблема занятости в малых и средних населенных пунктах.
Бурный период своего развития переживал строительный комплекс: так, увеличился в два раза объем подрядных работ, благодаря чему введены в строй 6,7 миллионов квадратных метров нового жилья. Реализация новых инвестиционных проектов помогла увеличить выпуск значительной доли строительных материалов в 1,5-3 раза и достигнуть способности местных предприятий полностью удовлетворить потребность республики в них.
Благодаря осуществлению целенаправленной государственной политики по повышению уровня жизни был обеспечен рост реальных денежных доходов, которые выросли в 1,76 раза. По состоянию на декабрь 2010 г. средняя заработная плата в Беларуси достигла 1596 тыс. рублей. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,7-0,9 процента к экономически активному населению.
Существенно улучшились демографические показатели республики: так, темпы сокращения численности населения замедлились, средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 до 70,5 лет в 2010 году, существенно сократился уровень младенческой смертности и стал самым низким среди стран СНГ.
На тот момент республика Беларусь стала одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования – около 6 процентов национального дохода ежегодно. По количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек Беларусь вышла на среднееевропейский уровень в 467 человек.
Высоких международных стандартов достигла страна и в медицине: в ней на 10 тысяч человек приходится свыше 50 врачей и 120 специалистов среднего медицинского звена.
И, наконец, в республике были созданы исключительно благоприятные условия для занятий спортом: в ней функционировало 26 тыс. физкультурно-спортивных сооружений.
По итогам предыдущей пятилетки главной целью социально-экономического развития республики Беларусь на 2011-2015 годы стали рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Чтобы достигнуть этой цели, необходимо было решить следующие задачи:
сформировать условия для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усилить роль семьи, повысить уровень здравоохранения, культуры и качества образования граждан;
модернизировать организационно-экономические механизмы и институты, создать благоприятные условия для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
усилить мотивацию к эффективной работе и повысить ответственность работников за результаты и качество своего труда;
усовершенствовать структуру экономики на основе приоритетного развития наукоемких, ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости;
стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику республики;
развивать интеграционные связи, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;
обеспечить сбалансированности экономики и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, выйти на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
обеспечить энергетическую безопасность страны.
Реализация данных задач предусматривала концентрацию ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития страны:
развитии человеческого потенциала: по мнению разработчиков данной программы, именно на нем базируется инновационный путь развития экономики, что требует создания условий для всестороннего и эффективного развития всех его основных составляющих – здоровья, образования, доходов, семейного благополучия, но главное – комфортности условий жизни. Для этого необходимо было выдерживать баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью, создать систему творческого развития работника и его труда;
формировании нового облика белорусской экономики, для чего необходимо было создать принципиально новые производства, отрасли и предприятия, которые производили бы экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с мировыми компаниями. В этих целях нужно было создать благоприятный деловой климат для отечественных иностранных инвесторов, а также включить предприятия в состав интегрированных корпоративных структур с научными центрами, взаимодействующими с академической и вузовской наукой;
стимулировании предпринимательства и деловой инициативы благодаря полноценному партнерству частной и государственной форм собственности, постепенному отказу от директивного управления экономикой и созданию безбарьерной деловой среды за счет развития транспортной, цифровой и энергетической инфраструктуры;
устойчивом развитии регионов за счет комплексного решения их социальных, экономических и экологических проблем;
строительстве доступного и качественного жилья благодаря росту доходов населения и развитию форм долгосрочного кредитования строительства на выгодных условиях;
повышении эффективности АПК за счет внедрения в нем передовых технологий. Основной целью этой деятельности должно было стать создание устойчивого высокорентабельного комплекса сельскохозяйственного производства и переработки продукции с высоким уровнем автоматизации и механизации на уровне лучших мировых стандартов.
Предварительные результаты реализации этой программы, о которых сказал Лукашенко в 2013 году в своем послании белорусскому парламенту, были следующие: «Итоги работы экономики за I квартал текущего года показывают в общем положительные результаты. Но только на том фоне, на котором развивается мировая экономика. Темп роста валового внутреннего продукта составил 103,5 процента, инвестиций в основной капитал — 112,5 процента, в том числе в оборудование — почти 122 процента.
Сохраняется положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Из месяца в месяц растет валютная выручка. Золотовалютные резервы сформированы в размере более двухмесячного импорта.
Стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке — предложение иностранной валюты превышает спрос на всех его сегментах. Кстати, с начала года Национальным банком куплено почти 600 миллионов долларов.
Ставка рефинансирования Национального банка хотя еще и остается высокой, но с учетом снижения инфляции уменьшена до 27 процентов годовых. То есть кредитные ресурсы для реального сектора экономики постепенно становятся более доступными.»
Однако, несмотря на такую положительную динамику, запасы готовой продукции на складах предприятий существенно выросли: так, по состоянию на 1 апреля 2013 года, ее скопилось на 30 триллионов белорусских рублей. Для решения этой проблемы президент Беларуси потребовал от правительства быть большим министерством торговли, что должно было положительно сказаться на качестве его работы. Так и произошло.
По итогам пятилетки Лукашенко сделал доклад Всебелорусскому народному собранию. Когда он говорил о модернизации экономики, то сделал акцент на том, что «завершается техническое обновление девяти крупнейших деревообрабатывающих производств, введены в строй технологические линии по производству цемента «сухим» способом, организовано производство комплексных сложносмешанных удобрений.
Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей, изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов (такие электропоезда уже стали на рельсы нашей Беларуси). Начато строительство Белорусской атомной электростанции.»
По мнению президента, модернизация производства позволила обновить технологии и существенно сократить затраты на выпуск изделий, благодаря чему снижение материалоемкости промышленной продукции в пятилетке составило 8 процентов.
За 5 лет было технически переоснащено и введено в эксплуатацию 500 птицеводческих, 456 зерносушильных, 55 свиноводческих комплексов, более тысячи молочно-товарных ферм. Автоматизация основных производственных процессов позволила увеличить производительность труда на селе в 1,5 раза.
Были не только сохранены традиционные отрасли белорусской экономике, но и создан задел для развития принципиально новых направлений – космической, биотехнологической отраслей, атомной энергетики.
Более чем в 4 раза увеличился выпуск инновационной продукции. Есть существенные наработки в производстве оптических лазерных приборов, автоматизированных систем управления. Широкую известность приобрел ряд компьютерных программ белорусских разработчиков, благодаря чему по экспорту информационных технологий республика опередила все страны Содружества независимых государств.
За такие результаты Лукашенко не преминул поблагодарить народ Беларуси. Зал встретил его речь аплодисментами. Но президент рассказал и о некоторых трудностях движения вперед. Он заметил, что мешают движению вперед следующие факторы: «Первое и главное. Местами невысокая производительность труда, которая достигла уровня 20 тысяч долларов и не изменяется 3 года.
Оставшееся нам в наследство отставание от передовых стран по экономической эффективности пока, к сожалению, сохраняется. Более того, есть риски его нарастания. Поэтому важнейшая задача Правительства — преодолеть негативную тенденцию, приняв комплекс действенных мер, о которых мы недавно условились.
Второе. Низкая инновационная активность. Сохраняется почти трехкратное отставание от высокоразвитых стран по доле высоких технологий в промышленности. Результат — мы выпускаем продукцию с невысокой добавленной стоимостью и низкой технологичностью.
Третье. Недостаточно эффективная инвестиционная стратегия предприятий и целых отраслей. Не удалось добиться должного экономического эффекта от инвестиционных проектов, в том числе реализованных с поддержкой государства. Есть случаи, когда декларируемые в бизнес–планах показатели так и остались на бумаге.»
На этом и заканчивается данный отчетный период.


Рецензии