Утерянная в песках пустынь история раннего ислама

Историчность самого пророка Мухаммада находится под вопросом. Как и четырех первых "праведных халифов". Ибо в первые десятилетия предположительного существования ислама как новой религии, объединившей арабов, ни один достоверный исторический источник не упоминает некого нового пророка из числа арабов, также ни одна хроника не употребляет слово "мусульмане" по отношению к арабским захватчикам Персии и восточной части Византии.

Монеты, использовавшиеся арабами до самого конца VII века, не содержат исламские символы. Наоборот, археологи порой находят нечто странное на арабских монетах периода середины VII века - например, изображения креста, или человека с крестом. На одной из найденных монет того периода можно увидеть человека с крестом и все это обрамлено арабской надписью "Мухаммад". Что уже навевает на определенные мысли о том, что история раннего ислама куда более загадочна, чем можно было себе предположить.

Кстати, Мухаммад - это не обязательно имя личное. Это скорей титул. Означает это слово "достопочтимый" или "хвалимый". Есть сведения, что еще до ислама арабы-христиане называли словом Мухаммад самого Иисуса Христа. Кроме того, этот же титул мог относиться к арабским правителям. В Коране некий "Мухаммад" упоминается всего лишь четыре раза - куда меньше, чем остальные пророки, что тоже навевает на определенные мысли и сомнения. Если Мухаммад - центральный пророк ислама и реальная историческая личность, почему его имя в Коране упомянуто всего лишь 4 раза?

Вернемся к ранним арабским монетам, так как для реальной, а не мифической истории раннего ислама они несут данные куда более достоверные, чем Коран и все сборники хадисов. Впервые чисто исламские атрибуты, такие, как шахада, появляются на арабских монетах в конце VII века, в правление халифа Абдул-Малика ибн Марвана. Более ранние деньги, отчеканенные ближе к началу правления Абдул-Малика были без шахады - исламского символа веры - и содержали изображение самого халифа в полный рост с мечом. Как мы знаем, изображения людей запрещены в исламе. Некоторые хадисы даже приписывают Абдул Малику собирание воедино Корана из разрозненных сур. Вполне возможно, что именно этот халиф сделал ислам официальной религией своего государства, и более того, что именно Абдул-Малик сделал ислам приблизительно той религией, которую мы знаем сегодня, "допилив" его до нужной кондиции.

И все же ислам эпохи Абдул-Малика был все еще формирующейся религией, без существующих богословских школ. Коран к тому времени едва появился в письменном виде, а хадисы начнут записывать еще через 200-300 лет. Более того, ранние исламские киблы указывали вовсе не на Мекку, которая тогда еще даже не существовала, но это уже тема для отдельного поста.


Рецензии