Ирония как маска
Нас интересует особый случай, когда иронизирует неисправимый скептик.
Скептик-ироник носит маску ни на кого не похожей индивидуальности.
В терминах Юнга этот феномен называется Персона. Персона – ложная индивидуальность, она, - говорит Юнг, – «лишь маска коллективной психики, маска, которая инсценирует индивидуальность, которая заставляет других и ее носителя думать, будто он индивидуален, в то время как это всего лишь сыгранная роль, которую произносит коллективная психика… В сущности, персона не является чем-то "действительным". Она - компромисс между индивидуумом и социальностью по поводу того, "кем кто-то является". Этот "кто-то" принимает имя, получает титул, представляет должность и является тем или этим.»[1]
Маска иронии рождается из скептического самосознания.
Суть этого рода самосознания описал Гегель в своей «Феноменологии духа»: «Это сознание, вместо того, чтобы быть равным себе самому сознанием…, на деле есть лишь просто случайный хаос, головокружительное движение беспрестанно себя порождающего беспорядка. … Это сознание… есть бессознательная болтовня»[2].
В пределе своего развития, скептицизм узнает себя как противоречие: «с одной стороны, как сознания освобождающегося, неизменного и себе самому равного, а с другой, как сознания путающегося и извращающего себя … налицо, таким образом, … и несчастное сознание»[3].
Несчастное сознание отличается тем, что оно вечно озабочено. Главная забота – быть личностью «для других».
Как замечает Юнг, эта внутренняя неполнота рождает неуверенность: «личностное сознание с некоторой робостью подчеркивает свое право собственности и авторства на свои содержания и тем самым пытается создать целое»[4].
––––––––––––––––––––––
1 Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М., 1994, с. 178-223.
2 Г. Гегель Феноменология духа Санкт-Петербург, 1994. С. 11,112
3 Там же.
4 Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М., 1994, с. 178-223
ххх
«Ирония, привилегия уязвленных. Любая отмеченная ею речь свидетельствует о тайном надломе.
По сути, ирония — это признание в жалости к себе или маска, под которой эту жалость скрывают.»
Э. Чоран "Записные книжки 1957—1972 гг."
ххх
«Привычка к иронии, как и к сарказму, портит характер, она придаёт ему постепенно черту злорадного превосходства: под конец начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, к тому же научилась и смеяться».
Фридрих Вильгельм Ницше. Человеческое, слишком человеческое .
Свидетельство о публикации №225021101515