Мысли на заметку. 4 июня 2022 года

       [...]скосил всё под сосной, пока снова шишки не нападали. День летний, теплый, пахло сосной и сенокосом. Скворцы кормились на большой поляне.
       _________________

       Думалось опять о времени, и как-то хорошо думалось.

       Когда я говорю, что Толстой был, а потом его не стало, я имею в виду, что Толстого не стало, а всё остальное осталось. Эта фраза имеет именно это значение. Но это же совершенно не так. Осталось только с позиции моего временнOго восприятия. Всё исчезнет навсегда, всё материальное — вопрос времени. Если не брать какие-то временнЫе промежутки, а взять всё бытийное в целом, то вместе с Толстым всё и все исчезли. Даже то, что будет, уже исчезло, потому что исчезнет.

       (Теперь десять минут двенадцатого, уже стемнело, похолодало, из открытого окна веет прохладой, и щелкает соловей. А я переживал, что их не слышно давно.)

       Продолжаю: весь вопрос в том, что мы воспринимаем жизнь, как промежуток времени, как некую длительность, а не как смысл. У смысла длительности нет. А смысл приходит моментально, для его выражения и описания требуется опять время. Жизнь это вспышки, пульсация смыслов.

       Христос — Логос. Они преодолевают Хронос. Потребность в Христе объясняется, скорее всего, потребностью преодолеть временное (событийное) восприятие жизни. Миф о человеке-боге, преодолевшем смерть, то есть время, даёт человеку веру в то, что это можно сделать в принципе.

        Женщина это перепоручает как бы мужчине, который способен её перевести через реку смерти (муж не может). Но зачем, казалось бы, Пришвину Христос? Если есть «свободный полёт духа», зачем ему Христос? Да ещё воспринимаемый через женщину! Но нужен зачем-то.

       Видимо, «свободному полету духа» мешает смерть-кончина. И Христос — это сторонняя помощь. (Надо разобраться.)
       _________________

       На Красной площади книжная ярмарка, в Михайловском и Захарово — пушкинские дни. Везде хотелось бы побывать.


Рецензии