Анабазис-2 ч. 4 Колхозник и Бизон

от http://proza.ru/2025/02/09/280

1.Преамбула

                Итак, продолжаю. Невиданный в моей Сибири комфорт трамвая 333. Остановка - Храм Успенья. Во имя Церкови Успения Пресвятой Богородицы. Светло возвышается над землёй её здесь собор. Но нынче не до молитвенных там благоговений. Другое занимает меня своей земной содержательностью.

                Вот, ошую храма, в низине  раскинулись  корпуса Уральского горно-металлургического комбината, которые как бы заслонены светлыми зданиями Музейного комплекса военной и гражданской техники, площадь которого под открытым небом составляет более пяти гектар, а внутренних залов - семи тысяч квадратных метров
                Создатели его – Козицыны Андрей и Анатолий, в частном порядке постарались на славу, разместив здесь коллекцию, насчитывающую более пятнадцати тысяч экспонатов, в том числе около полутора тысяч единиц гражданской и военной техники.
                Сегодня Музейный комплекс – один из самых больших в мире музеев истории и техники.
 
                Я не вижу необходимости рекламировать его. Ты, товарищ, просто иди и смотри. День смотри. Другой. Ещё и ещё. Ибо где ещё увидишь вместе изысканную роскошь первых автомобилей знати, проследишь метаморфозы летательных аппаратов, брутальное хаки наземных детищ военной конструкторской мысли, которая так загрузила собой нашу страну, что техника для мирной, созидательной жизни как бы и не уместна в нашей обыденности, словно объявившиеся ненароком бедные родственники на пиру.

                Кажутся нескончаемы ряды всего, что произведено человеческими руками за двадцатый век, изобилующий своими цивилизационными парадоксами.
                Потому ли со всей неизбежностью включается в тебе мыслительный процесс, препарирующий самые интимные темы твоего взаимодействия с историей цивилизации на ничтожном отрезке её существования на планете. Многое открыл я здесь для себя,  многое увидел впервые, а есть и то, что заставляет вспомнить былое и заново обдумать его влияние на моё восприятия мира.

                Да вот хотя бы эти два, ныне музейных экспоната

На фото:   Вопрос первый:   что общего у этих двух аппаратов тяжелее воздуха?
           Ответ – они совершенные  с о в р е м е н н и к и  в единой семье
                детищ народа нашей страны               
           Вопрос второй:  в чём ошибка автора этого фотомонтажа?
           Ответ: она в намеренном искажений пропорций, иначе бы детали трактора
                вообще невозможно было бы разглядеть на иллюстрации.



2.Двое равновеликих

                Сначала о главном из главных.
                Сейчас, перед величием всего явленного великолепия творений рук человеческих, этот странный образец покажется невзрачным, хоть и, в какой-то мере, забавным. Да и место на экспозиции занимает не броское. Тихо стоит себе в углу крытого павильона. И посетители, утомлённые накопившимися за время просмотра впечатлениями, в лучшем случае бросят туда беглый свой взгляд, чтобы на выходе уже из-зо всего комплекса, остановиться перед странным сооружением разгонного блока тяжёлых ракет «Байкал» (что за Байкал, почему Байкал?) да и продолжат путь в обычную свою жизнь по делам дня. А ведь именно он, этот примитивный тракторок, и вывел-то, в самые драматичные годы,  наш народ на орбиту дня сегодняшнего.

                Даже ещё в 1955 году этот колёсник, помещённый мною на фото под красавцем воздушным кораблём, (стратегическим, дальним бомбардировщиком) он в полный свой рост еще кормил, обувал и одевал население страны, совсем ведь недавно одержавшей победу над жестоким врагом.  А серебристый крылатый красавец уже совершил в тот год первый свой вылет над лесами и пашнями в мирном небе, однозначно намекая новому вероятному противнику, что тут вам не здесь.  Труд и тракториста на этой его земной чудо-машинке надёжно защищён.
                После столь выспренних выражений не следует ли углубиться в некоторые объяснения?
                Представляю вам «Фёдора Петровича», в высоких кругах - Фордзон-Путиловца, лицензионной копии, разумеется, американского Fordson Model F. Под брендом Универсал в различных модификациях он был выпущен с наших заводов в годы с 1934-го по 1955 всего в количестве 211500 штук.

              Трактор этот, как это легко заметить, представлял собой очень простую, можно сказать примитивную конструкцию, сделан целиком из металла; всё что только можно было упростить в этой машине, было упрощено до предела.  Современного наблюдателя особенно может впечатлить сиденье тракториста – оно имеет вид стальной тарелки с дырками и укреплён на консоли стальной балки типа рессоры. Такое удобство, видимо, имеет цель держать оператора в состоянии постоянной бдительности при управлении двадцати двумя лошадиными силами, мощности в современном представлении смехотворной.
                Но тем не менее, они, эти кони стальные -   став в начале тридцатых годов двадцатого века у истоков масштабного освоения сельской механизации - упорно тянули нашу страну из одной беды, через другую да в светлое будущее.

                29 декабря 1933 года из цеховых ворот выехал этот первый серийный трактор-пропашник «Универсал-1».Машина полностью оправдывала свое название. Помимо того, что трактор специально был приспособлен для обработки пропашных культур, его можно было использовать на других сельскохозяйственных работах: на пахоте и бороновании, косьбе и уборке зерновых. Дополнительный привод трактора можно было использовать при молотьбе и даже пилке дров.
                В качестве силового агрегата на нём  был установлен 4-цилиндровый керосиновый мотор мощностью 22 л.с.  Коробка передач имела 3 скорости вперед, одну назад. Максимальная скорость - 8 км/ч. Масса чуть более 2-ух тонн. В 1944 году производство Универсала передают из Ленинграда во Владимир, где на тракторном заводе продолжилось до 1955 года.

                Вот что рассказывал профессионал эксплуатации этой достопримечательности. И ничего что это будет моя матушка, которой девице  было к началу рассказа уже двадцать лет?

- В конце апреля тридцать седьмого года  организовали у нас женский отряд, два трактора Универсал нам дали;  Вот мы и работали. А потом у меня этова сменщика Гриню взяли в армию, я осталась одна на тракторе на этим. И так мне никаво не поставили, и я одна работала. Бригадир приедет, Латышев Вася: - Работай, я тебе помогу, подшипники перетяну – ты маленько вздремни. Ну, подшипники перетянет, трактор заводится – Ну, паши. И день пашу, и ночь пашу – никакой смены. И до тех пор допахала что за рулём уснула. А прицепщик-то у меня ушёл, видно, в будку. Я уснула, и этот трактор-то у меня ушёл куды-то, ушёл, на каку-то гору залез и заглох. Ой, я разбудилась, а он на дыбах стоит. Я боялася его подключать, сижу в будке, а бригадир это приезжат: - Ты чё? Я говорю: - вот так,– трактор у меня на дыбах стоит. Ну чё - давай его вытаскивать другим трактором буксиром. Вот так мы моталися. Ну, бригадир  приедет: - Надо тебе, девка, трактор-то наладить - такой шутник был, хороший парень  - трудоднишек заработать на свадьбу.
В сорок первом году уже началась война. Мужиков-то взяли в армию. Каку свадьбу-то мне – уж муж-то мой погиб. А нас, девчонок, всех собрали, подготовили, дали опеть комбайны. И вот я уж на комбайне-то всю войну проработала до сорок восьмого года,

                А в 1949 году родила матушка  - от уцелевшего на войне другого фронтовика  - вашего вот этого писателя. И семи лет не прошло с той, знаменательной для меня, даты,  а в небо послевоенной страны впервые поднялся серебристый красавец М-4.  Он мог пролететь  из конца в конец земли, где в то время  колхозники   вовсю пахали всё на том же Универсале  с сиденьем в виде железной тарелки.
                Но так же, как и моя матушка,  уже в свои двадцать лет я впервые увидел да не трактор Универсал, а именно этот вот реактивный дозвуковой стратегический бомбардировщик М-4 разработки В. М. Мясищева.  За огромные размеры бомбардировщикам такого типа было присвоено в НАТО название "Бизон". Самолет М-4 и стал первым в мире реактивным серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия.

                Генетика глубоко крестьянского моего происхождения, словно магическим экраном останавливала передо мной все потуги мощной пропагандисткой машины нашего государства внушить мне противоестественные представлении о чести и достоинстве, которых содержанием пытались затянуть всё увеличивающуюся конструктивную  пропасть между реальностью  всего множества тружеников земли, наших кормильцев, хотя бы в образе примитивного пропашного трактора, и высокотехнологической реальностью нашего защитника средствами массового поражения.

                Не входя в глубины высоких рассуждений, сосредотачиваю я свои мысли на сопоставлении одной лишь детали технических характеристик этих двух экспонатов  Музейного комплекса.
Имея в виду вооружённость энергетическую:
-трактор Универсал-4 имел двигатель мощностью 22 лошадиных силы с расходом топлива до 3 кг керосина в час;
- силовая установка  бомбардировщика  М-4 включала  в себя четыре турбореактивных двигателя АМ-3Д тягой по 13250 кгс каждый.  При удельном расходе топлива в нормальном режиме – 0,93 кг/(кгс-ч).
Не вдаваясь в сложные расчёты соотношения силовых установок трактора и самолёта, не будет ошибкой считать, что самолёт в час расходовал топлива как восемь тысяч тракторов.
(в 1957 году столько горючего за час такой работы как один бомбёр  расходовал одновременно как   все  Универсалы более  пяти сотен колхозов).


                И вот мне тоже те самые, как некогда матушкины, 20 лет.  В составе специальной тактической группы под боком у страны - некогда подсунувшей нам плодовитого долгожителя Фёдора Петровича - а  теперь страны самого вероятного нашего  противника,  принимаю на стратегическом аэродроме стратегический же бомбардировщик «Бизон».
                Умеем же мы создавать из друга самого своего закадычного неприятеля!
                А ведь было же время, когда и самые бдительные руководящие товарищи выпускали на экраны страны весёленькую кинокомедию, в которой не лишённый обаяния бюрократ напевал слова песни:
- Америка России подарила пароход.
                Ну так и получай же от нас обратку, противный даритель!

                Вот и пришёл сюда, на край старого Света за девять часов полёта над просторами моей земли, наш доморощенный Бизон, для того, чтобы отработать нашими специалистами режим оснащения его бомбоотсека оружием гигантской разрушительной силы.
                Работа специалистов здесь слаженна и чётка. А я же могу себе позволить просто наблюдаю как:

                Сама ли эта бомба, или её массогабаритный макет  -знать мне  это было не положено, но всё происходило на полном серьёзе - была прекрасна своей дьявольски совершенной формой.
                Только что её доставили сюда на большегрузной машине, сняли защитный контейнер и по рольгангам перекатили с грузовой площадки в зацепы манипулятора. Укрытая брезентом от несанкционированных взглядов, она выступала неким абстрактным объемом, пока порыв ветра не заголил это тайное создание изощренного ума.

                А в это время над аэродромной стоянкой  крепчал морозец. Поэтому и норматив, определяемый необходимостью обеспечения работоспособности деталей взрывателя, был предельно сжат; от офицеров инженерно-технической службы шел пар, когда они замысловатым изворотом манипулятора вводили изделие в распахнутые створки бомбоотсека корабля, такого воздушного на вид.

                Только широта размаха крылатых, распростертых от края до края взлетно-посадочной полосы, говорила о том, насколько тяжелый груз готова была она доставить за долгие часы полета над материками к заранее обдуманной цели, где в это время, такие же, как я, люди беспечно совершали обычные свои благоглупости, прожигая мгновенья  единственным способом дарованной им жизни, избежавшие значит, злой участи аборта или преждевременного выкидыша – да мало ли какие ещё препятствия поджидают нас на путях явления на свет и дальше в копоти житейских обстоятельств.

           Мегатонны аккумулированной энергии готовы были мы обрушить на головы противных народов, раболепствующих перед капиталистическими своими правителями, и не выражавшим в активной форме своего намерения присоединиться  к миру прогресса и социальной справедливости…

          И вот замкнулась цепь времён и размышлений – здесь, у подножья Церкви Успения Пресвятой Богородицы.  Пресвятая Богородица наша пребывает во сне вечном. А мы вот ещё нет. Да и продолжаем чудить на весь белый свет.


3.Бонус

… продолжаем чудить на весь белый свет.
- Чудить - ты говоришь!   Сам ты чудишь  своими заморочками!

                Действительно.  Вот же стоит он, краса и гордость не только Музейного комплекса, но и всего нашего странно союзного государства. Ни у кого нет, у нас – пожалуйста.

                БелАЗ-75710 — полноприводный двуосный карьерный самосвал грузоподъёмностью 450 тонн. Производства Белорусского автомобильного завода. Самый большой карьерный самосвал в мире. Его габариты составляют: по длине -20,6, ширине -9,87, высоте  – 8,26. При собственной массе  390,5т.

                Это вам не пресловутый Фёдор Петрович со своими двадцатью двумя лошадиными силами мощности.  Здесь работают два двигателя по 2411-ти лошадиных сил каждый.   MTU 16V4000G14 (F) - называется.  Правда, производимых MTU Friedrichshafen GmbH, Германия.

- Да, нехай! Зря что ли мы им рожу тогда начистили. Как и было задумано нашими вождями ещё на заре советской власти –зачем нам что-то, мешающее делу активной защиты пролетариата от эксплуататоров. Пролетарии сверх стран, соединяйтесь!
Уж когда вооружимся – мы победим и всё ихнее добро будет наше.
- Да как-то пошло  в тот раз не совсем, как имелось ввиду. Но ещё не вечер. Вот же Музей – разве не однозначно раскрывает наши возможности?

                Этак во мне заговорил выпускник университета марксизма-ленинизма.

                А вот средне-техническому выпускнику, побывавшему в шкуре и горного мастера,  в юные годы наспех крапавшему курсовой проект по горному делу, приходят при виде этого самосвала немножко другие мысли.

                Они корыстны.

                Сколько – размышляю я. Сколько найдётся в нашей стране карьеров, где бы применение этой махины было целесообразно.  Вопрос же элементарно практический: с одной  стороны – затраты на обслуживание парка, с другой - соотношение  габаритов и ходовых характеристик техники этого типа с  шириной  карьерного уступа и  дорожного  профиля. Каких размеров тогда может быть площадь карьера при оптимальной его глубине – как составляющих уравнения для исчисления объёмов горной массы, приходящейся на единицу извлечённого полезного ископаемого.

                Тут же в эфирах и нашлись товарищи, заговорившие о главных проблемах и недостатках этого красавца 75710.

                И вот что они вещают:

« Несмотря на свои колоссальные размеры и возможности, БелАЗ-75710 сталкивается с рядом проблем, которые ставят под сомнение его эффективность в некоторых условиях. Одной из основных проблем является высокая стоимость эксплуатации. Самосвал требует значительных затрат на топливо, техническое обслуживание и ремонт. Хотя он и может перевозить огромные объемы, реальная рентабельность его использования часто оказывается ниже ожидаемой. Это связано, в том числе, с тем, что многие карьеры не могут обеспечить достаточный объем добычи, чтобы оправдать расходы на содержание такого гиганта.   75710 обладает и неудобной маневренностью, что делает его использование в узких местах карьерного производства практически невозможным. К примеру, в условиях небольших карьерных площадок, где пространство ограничено, большие размеры самосвала становятся серьезным препятствием для эффективной работы»

                Хорошо бы если эти проблемы нивелировались ростом масштабов вскрышно-добычных работ.   И тогда посрамлены да успокоены будут некоторые собеседники, наподобие нас. В те времена, когда Перестройка даже и не подразумевалась, да и гласность ещё не открылась – не только на кухнях, но и повсеместно в административных кабинетах производственных предприятий за чаепитием  возникали стихийные конференции по проблемам нашего общества.

                И случай тут дал повод. Только что вернулся весь наш отдел Главного механика с выставки. Что-то там о применении современной техники в промышленности. Было дано нам приглашение, дан и намёк со стороны генерального директора. А почему бы и нет? Ничто ведь не рухнет на производстве за время нашего отсутствия.

                Из всего объёма ошеломляющих там впечатлений запомнился мне видиосюжет о работе автомобильного крана грузоподъёмностью в тысячу тонн. И это притом, что год за годом мы  для своей конторы не можем выбить кран хотя бы двадцатипятитонник для наших вышкомонтажников, ухитряющихся тракторами монтировать в тайге буровые вышки с отдельными узлами весом до 25 тонн.

                Возвращаясь в кабинет, удачно прикупили мы попутно свежих чебуреков и приступили к чаепитию. Не особенно весело было каждому из нас. Задумчив был и Главный механик, заселившийся в этих пенатах после многих лет молодой своей кипучей деятельности там, где день и ночь бурлит жизнь людей и оборудования. Креативен был тогда. А теперь вот это и ни к чему. Остаётся только гасить в себе технические свои потенции, да и от дум никуда не убежишь.

                И вот он в задумчивости изрекает нечто вроде притчи:  -Делаем, говорит, большой экскаватор чтобы добыть больше руды. Переделом из неё делаем экскаватор ещё более производительный, чтобы сделать экскаватор ещё больше, чтобы…

                Уж лучше бы он молча ел свой чебурек с чаем, а то ведь и свой-то у меня безрадостно погружается в желудок, в то время как постаревшая моя матушка  - трактористка военных лет, наверное, обдирает со удачно купленных женой костей суповых наборов остатки мяса, чтобы сделать из него почти деревенские свои котлетки. Это чтобы полакомить ими своих внучат,  бьющихся за свою свободу  в унылых стенах образовательных учреждений. Ну не дураки ли, эти отпрыски своих родителей!

Продолжение на http://proza.ru/2025/02/13/370

08.02.2025 11:29


Рецензии