5. Некоторые теории развития личности

 «Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ. Она … может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности – это научение условно-рефлекторным путём через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его, собственными психологическим характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий».

                Думаю, что  если бы это было только так, то  никакого развития человечества не могло бы быть.

 «Примером ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЙ теории личности является концепция, разработанная американским учёным У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1 СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, то есть то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2 КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3 ОЖИДАНИЯ – оценка вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4 ЦЕННОСТИ, то есть то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5 ПЛАНЫ ПОВЕДЕНИЯ, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 295).
 


Рецензии