5. 30. 2 Первое состояние человека по смерти. ч. 2
494. Посему этому, прибывшего со здешнего мира новичка друзья его и вообще бывшие знакомые тот час узнают его не только по лицу и по речи, но и по жизненной сфере его, когда он к ней приближается. Если на том свете кто –либо думает о другом, то представляет себе мысленно наружность его, а вместе с тем и разные обстоятельства его жизни. От этого мысленно призываемый является на лице как бы привлечённый. Таков порядок в духовном мире, потому что там сообщаются мысленно, а расстояний, в смысле природного мира, нет».
Что значит расстояний, в смысле природного мира? Человек видит все дальние предметы маленьким, а близкие большими и поэтому воспринимает пространство вокруг себя, как протяжённость. Если там нет расстояний, значит и нет протяжённости предметов, то как духи видят дома свои, обстановку в них, леса, долины, горы и т.п.? Есть специальные картинки на плоском листе бумаги, составленные по подобию матрицы из множества маленьких одинаковых изображений, которые можно воспринимать объёмно, как большое изображение.
«Посему все вновь прибывающие на тот свет или в ту жизнь узнаются друзьями, родными и знакомыми, беседуя с ними и дружат снова, по мирской приязни. … Супруги всегда отыскивают друг друга и радуются свиданию. Они даже остаются в сожительстве более долгое или короткое время, смотря по удовольствию сожительства в миру. Если же они не были соединены истинной супружеской любовью, то есть союзом духовным по небесной любви, то вскоре опять расходятся, а если супруги по духу были вовсе разнородны и внутренне противны друг другу, то между ними возникает открытая вражда и нередко драка. При всём том они не разлучаются до вступления во второе состояние …
495. Итак, жизнь вновь прибывших духов мало различается от жизни в миру. Они притом ничего почти не знают о посмертной жизни своей. Равно нет у них правильного понятия о небесах и преисподней, кроме того разве, что могли заключить из буквального смысла Слова и из проповедей, на этом же смысле основанных. Посему они, надивившись, что видят себя и там в телесном образе и со всеми чувствами, с какими жили на земле, что даже видят подобные предметы. Выражают желание узнать, что такое небо и ад и где они. Друзья наставляют их о быте вечной жизни и водят, по садам и райским насаждениям, показывая им великолепные зрелища, услаждающие внешность, в коей духи эти пребывают. Засим они попеременно впадают в прежние земные мысли свои о состоянии души по смерти, о небесах и аде и напоследок изъявляют негодование, что ничего об этом не знали и что даже сама церковь этого не знает.
Все почти жаждут проведать, попадут ли они на небеса. Многие надеются, что должны попасть, потому что жили в свете по нравственным и гражданским законам, не размыслив, что злые и добрые иногда живут в свете по внешности одинаково. Они равно делают другим добро, посещают храмы, слушают проповеди, молятся, но не ведают, что внешние действия и внешние богопочитание сами по себе вовсе ничтожны, а важно состояние внутренних начал, из коих внешнее истекает. Из числа многих тысяч едва ли один знает, что такое внутренние начала человека и что в них заключаются небеса и церковь. Они ещё менее того понимают, что внешние дела таковы, каковы намерения и помышления, кои зависят от любви и веры. Даже при наставлениях они не понимают, чтобы помыслы и хотения что-нибудь значили, а сущностью считают то, что говорится и делается. Такова большая часть людей, приходящих ныне на тот свет из Христианского мира.
496. Добрые духи делают дознание над новичками, каковы они, на что есть разные способы, потому что в этом первом состоянии злые одинаково с добрыми произносят истины и делают добро, как объяснено было выше, потому что они, равно с прочими, жили во внешней нравственности, подчиняясь общему порядку и законам, чем старались заслужить славу людей правдивых и правосудных: лицемерие даровало им почести и богатство. Но злые духи узнаются особенно тем, что жадно прислушиваются ко всякой беседе о внешности, а о внутренних началах человека, то есть об истинах и благах церкви и небес, хотя и слушают, но без внимания и удовольствия. Другой признак: они часто обращаются к известной стране света (по соответствию) и, покинутые одни, идут по этим направлениям. То и другое обращение к известной стране лицом и шествие по ведущим туда путям обнаруживают господствующую любовь.
497. Все пребывающие из мира духи связаны с каким-либо обществом небес или ада, но связаны по внутренним началам, а внутренние начала человека закрыты, доколе он сам во внешности: наружность прикрывает и скрывает внутренность, особенно у живущих во внутреннем зле. Но впоследствии, во втором состоянии духа внутренность становиться явной, потому что открывается, а внешность, напротив, усыпляется».
Не следует ли из сказанного, что внутренние начала и есть дух человека, который освобождается от внешних оболочек: души и тела?
«498. Это первое состояние человека по смерти длится для иных по нескольку дней, для других – по месяцам или даже целым годам, но уже редко – долее одного года. Разница эта у каждого зависит от степени однородства внутренности его с внешностью. Внешность и внутренность каждого должны совпадать и составлять одно, почему никому и не дозволено в мире духов мыслить и хотеть одно, а говорить и делать другое: там каждый должен быть образцом любви или чувств своих, а потому и одинаков по внутренним началам своим и по внешности. Вследствие этого внешность духа наперёд всего разоблачается и приводится в должный порядок, чтобы служить внутренним началам соответствующим средством или основой (plano) действия».
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 266).
Свидетельство о публикации №225021100377