Армяне Стамбула

Его называли Истамболисом, Византионом, Нова Рома, Константинополем. На Руси его именовали Царь-Град-ом. Турки, после завоевания называли его Константинополисом, окончательно  переименовав его в  Стамбулом в 1930- ом г. А армяне до сих пор называют его – Полис – ом, от греческого слова Полис – город. Стамбул- единственный в мире город, который одновременно расположен на двух материках. Возраст этого Мегаполиса приближается к трём тысячелетиям. Древний Стамбул – один из важнейших городов в судьбе армянского народа. Местные армяне считают себя коренным населением города, а отнюдь не диаспорой. Но с момента  падения Константинополя в 1453 г. Христианское население стало сокращаться. Сегодня в Стамбуле лишь 5% христиан.

Цари Армянские

Армяне начали мигрировать на «Золотой Рог» Босфора в 384г. нашей эры, но  сама армянская община сформировалась значительно позже, только в 572г.
В 9-11 вв. численность армян Константинополя значительно увеличилась. Это был тот период, когда на престол взошла Македонская Династия армянского происхождения, Василийская Династия (см. Википедия).  Эта эпоха вошла в историю Византии, как Золотой Век. Византийские армяне были торговцами, ремесленниками, архитекторами, воинами и полководцами армянских легионов, составлявших основную часть Византийской армии. Некоторые из них стали Императорами Византии. Самыми известными из них были:
Левон V, Роман I, Никифор II Фокий, Иоан I Цимисхий и Василий II.  Византийская церковь  также имела патриархов армян. Благодаря армянам в Византийскую действительность проникли армянская архитектура и живопись, оставившие  большой след в византийской культуре, и не только.
Как известно, Крещение Руси произошло после брака в 988 г. князя Владимира Святославича с армянской царевной Анной Византийской из Македонской Династии. Принятие князем Владимиром  Христианства было условием брачного договора. « Пусть те священники ваши, - сказал князь Владимир, - что придут с сестрою вашей, крестят меня». По мнению Николая Карамзина, создателя Истории Государства Российского, образованной византийской принцессе армянских кровей, пришлось совершить подвиг, во имя Родины. В итоге, Анна  явилась орудием Небесной Благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства.

Османский период

Все великие империи, как и люди, не зависимо от благосостояния, рождаются и умирают. То же случилось и с Византийской Империей. В 1453 г. Константинополь, который более тысячи лет был центром Византии – пал, будучи захваченным и разграбленным турецким султаном Мехмедом II Фатихом. Падение Византийской Империи, на престоле которой побывали  54 Императора, имевших армянское происхождение, болью отразилось в сердцах многих армян той эпохи. В годы правления Султана Мехмеда II и его приемников, в Константинополь были переселены армяне из Анкары, Кафы, Евдокии, Акна, Киликии, Тарпезона,, Арабкира, Баберда и др.  областей, завоёванных турками. Значительное число армянских переселенцев составляли ремесленники. В 1577 г. Султан Мурад III согнал в Константинополь тысячи армян из захваченных Нахиджевана и Тавриза. Мусульмане имели неограниченные права и привилегии по отношению к неверным. Самая большая угроза была – принудительная исламизация. В случае отказа они подвергались жестоким пыткам и убийствам. На армянское население было наложено около 100 видов налогов, взимаемых жесточайшими методами. Турецкие феодалы терпели христиан и евреев потому, что от них было гораздо больше пользы, чем от своих единоверцев.
Положение армян в Константинополе выгодно отличалось от жизни христиан в Османской Империи. Здесь они чувствовали себя относительно  спокойно. Благодаря этому в Константинополь стекалось множество культурных и религиозных деятелей не только из Западной Армении, но и Восточной Армении, которые внесли значительный вклад в культуру, литературу, науку, торговлю и промышленность  Османской Империи. Самым большим событием западно- армянской жизни после завоевания Константинополя, стало создание в 1461г.  Святого Престола Армянской патриархии по эдикту султана Мехмеда II. Епископ Оваким  стал первым Армянским Патриархом Константинополя. Патриарх был не только духовным предводителем, но и представителем армян в Империи: он давал право на строительство в столице церквей и монастырей, на открытие школ, типографий и на издание книг. Несмотря на многочисленные привилегии Армянские Патриархи не были освобождены от, причитающихся султану, налогов и податей. Армянский патриарший Престол Турции дал множество видных имён, которые отстаивали интересы армян всей своей  деятельностью, порой ценой жизни: были замечательными пастырями своей паствы, большими дипломатами, самоотверженными патриотами, поэтами и учеными-теологами. Благодаря им патриархия вобрала в себя и донесла до наших дней многие реликвии,  сокровища и традиции духовной культуры западного армянства. Существование армянской патриархии Константинополя свидетельствовала о влиянии армянской общины не только в столице, но и во всей Империи. В огромной степени этому содействовала экономическая активизация армянской общины: деятельность армян в качестве купцов, ремесленников, промышленников и видных мужей , находящихся на дворцовой службе. Достаточно сказать, что  большая часть нынешних визитных карточек Стамбула построена  архитекторами семьи Григора Бальяна и его потомками. Но первым памятником Стамбула армянского, является знаменитый Собор Святой Софии, Айя София. Хотя сам Собор был построен гениальными архитекторами греческого происхождения, Исидором из Милета   и Анфимием  из Тралла в VI в, его купол несколько раз обваливался.  И после того, как он сильно разрушился в результате землетрясения 989г , власти пригласили реставрировать купол известного армянского  архитектора, Трдата, автора Анийского Собора.
Одна из самых знаменитых достопримечательностей Турции – Дворец  Долма Бахче был возведён специально для султана Абдул Меджид I, который пожелал иметь дворец в стиле барокко на подобии средневековых европейских императоров.  Спроектировал и построил дворец придворный архитектор ,Карапет Бальян. Но знаменитый дом султанов не был единственной работой талантливого архитектора. Карапет Бальян построил множество архитектурных памятников. Среди них: Дворец Чыраган,
( сегодня - 5-и звездочный Отель сети Кемпински); Мечеть Ортакёй, в строительстве которого участвовал брат Карапета Бальяна , Никогос. Что касается Долма Бахче , то она служила дворцом для османских императоров, а после падения монархии, там поселился  Мустафа Кемал Ата Тюрк, который там же умер. До 2007 г. Дворец был музеем, после чего турецкие власти вернули ему политическую функцию, сделав Долма Бахче официальной резиденцией турецкого Премьера в Стамбуле.
Кроме того, армяне Стамбула были отличными врачами, о чем свидетельствуют султанские архивы и медицинские книжки, хранящиеся в стамбульских исторических музеях. Армянские врачи следили за здоровьем монарха и его двора, а также имели собственные частные клиники по всему Стамбулу. В городе действовала сеть социальных больниц, самой большой из которых была больница Сурб Пргич( Св. Спаситель), построенная на нужды армянской диаспоры Стамбула на средства богатого филантропа, Казаза Безджийяна. Со временем, территория больницы превратилась в своеобразный культурный центр армянского сообщества, в котором, помимо лечебного учереждения и храма действовали начальная школа, духовная семинария, приюты, а также несколько мастерских. Больница работает до сих пор. Руководящий сейчас больницей административный совет благотворительного фонда во главе с меценатом Петросом Шириноглу(Шириняном), делает все для того, чтобы сохранить статус этого  старейшего лечебного заведения, как  многоцелевого общественного учереждения.


Первые армянские школы в Османской Империи были основаны в 1790-х годах в Константинополе в основном за счёт церковных поступлений или за счёт средств и инициатив местных армян. Несмотря на препоны властей, 1866 г. в  Константинополе действовало 46 армянских школ - 32 мужские, 14 женских,  в которых обучалось 4700 учеников.  В результате, начиная с конца 19 в. , большая часть армянской молодежи продолжала учебу в лучших европейских университетах, и вернувшись, преподавала в новосозданных армянских школах. Согласно статистике учебной национальной управы, в 1901-1902 гг на территории Османской Империи действовало 803 национальных Гимназии. В них училось 81208 учеников и преподавало 2088 учителей. На территории Западной Армении находился 441 колледж, где училось 29 371 учеников, 7772 учениц и преподавал 921 преподаватель.
В 1908г. был принят «Устав армянской нации», который предоставил армянской общине возможность свободно распоряжаться своими церквями и школами. Город стал, наряду с Тифлисом, одним из признанных центров  великой армянской культуры, лишенной Родины. Именно в Стамбуле сложился на основе говора местных армян литературный вариант западного армянского языка. Здесь сформировался целый класс национальной интеллигенции. Из среды армян выходили выдающиеся деятели культуры , подпитывавшие и расширявшие культурное пространство Османской Империи. Стамбул дал миру таких известных армян как: писатель Акоп Паронян; композитор Комитас; Католикос всех армян Мкртич I Хримян. Руками армянского архитектора Мимара Синана построена значительная часть османского наследия Стамбула эпохи султана Сулеймана Великолепного.
Несколько поездок из Крыма в Стамбул совершил в конце 19 в. великий армянский, российский художник-маринист Иван Айвазовский( Ованес Айвазян). Восхищенный армянским наследием великого города, художник запечатлел его на своих великолепных полотнах.
Это же касается и развития театра, в котором армяне сыграли ключевую роль. Изначально, театры возводились для гастролирующих в Константинополе и Смирне европейских труп. Но вскоре на подмостках этих театров стали выступать и армянские коллективы. Одной из ключевых фигур развития драматургии Стамбула был режиссёр Гюллю Акоп(Акоп Вардовян), который был основоположником и директором Османского театра, первого профессионального театра в Турции. Со временем, Гюллю Акоп приобрёл множество влиятельных друзей и вывел Театр на международный уровень. Однако, за пьесу «Родина или  Селестрия», несущую  критику в адрес Султана Абдул Гамида, Гюллю Акоп был арестован. Гонение на армян окончательно развалило труппу. Здание театра было полностью разрушено в 1884 в одну ночь по доносу- якобы там ставятся антиправительственные спектакли.
В конце 19 и в начале 20 вв. в армянской общине Константинополя стал активно развиваться спорт. В своём первом матче по футболу армянская Команда «Балта-Лиман»  со счетом 5-0 разгромил турецкий «Галата-Сарай»,  после чего перед турецкими спортсмена была поставлена сверхзадача: бороться со спортивными успехами национальных меньшинств.
В тоже время на территории Османской Империи действовало несколько колледжей, построенных иностранцами, в основном американцами. Подавляющее большинство учащихся в этих заведениях составляли армяне, греки и евреи. Учебная программа этих заведений включала в себя гимнастику и спортивную подготовку. В армянской общине стали появляться профессиональные армянские спортсмены. Настоящим событием стало основание Спортивной газеты – Мармнамарз(Физкультурник) в 1911 г. , первого спортивного периодического издания не только в истории армянской прессы, но и в истории всей Османской Империи. Главный редактор Шаварш Крисян и его соратники призывали заниматься спортом не только юношей, но и девушек. И это 100 лет назад в мусульманской стране. Уже в 1912 г. Армянские спортсмены первыми представили Империю на Олимпиаде в Стокгольме. Возглавил турецкую делегацию Селим Серри Тарджян. И, хотя турецкое правительство денег не выделило, на помощь армянской сборной пришла армянская община. Турецкие армяне на свои средства отправили в Стокгольм своих легкоатлетов – Мкртыча Мкряна и Ваграма Папазяна.

Что же касается турецкого алфавита. В современной Турции активно замалчивается роль армян в становлении турецкой государственности и культуры. Но об основателе современного турецкого языка, Акопе Мартаяне (Акоп Дилачар),турки не могут не говорить. Он был из тех немногочисленных армян, которые спаслись от Геноцида младотурок, и после смены власти в Турции, Мустафа Кемаль  в 1923 г. поручил Мартаяну осуществить реформу турецкого языка: перевести Османско-турецкий язык (османлы) с Арабицы на Латиницу.  Таким образом, армянин Акоп Мартаян по сути является изобретателем и  создателем современного турецкого языка.

Пика своего армянское население Стамбула достигло в 1913-м году, когда из примерно миллиона жителей города почти 200 тыс. являлись армянами. Вместе с греками и другими христианами, на тот момент, христианское население города  составляли более половины. Армяне и греки населяли весь исторический центр Константинополя, и им принадлежало около 90% всех богатств города. Практически все здания столицы были построены христианскими архитекторами. Даже мусульманские мечети проектировали армянские и греческие архитекторы. Мусульманские же кварталы находились в бедных кварталах и представляли собой жалкое зрелище.

Со времени основания Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в 1461 г. , в Константинополе было построено 55 церквей, как Апостольских, так и Евангелисских, Католических и др. Два армянских кладбища находились в Пангальте и Сисли.
В это время в городе выходило около 50-и арм. газет и журналов. Армяне, даже имели свой орган самоуправления – Армянскую Национальную Ассамблею, правда, сильно ограниченную в своих полномочиях.

Армяне часто бывали советниками визирей и министров, в том числе и Министров Иностранных Дел. Среди депутатов Национального Собрания Турции , также было несколько армян. Армянские предприниматели успешно занимались бизнесом, учреждали Банки, Торговые Дома, строили Гостиницы, Рестораны, Предприятия, выпускали мануфактуру, занимались ковроткачеством, закупали в Европе самые передовые товары и технологии. Несмотря на вклад армян в Османскую Империю, конец 19 в. стал ужасающим: угнетения, расправы приняли при Султане Абдул Гамиде небывалые масштабы. 15 июля 1890 г. Партия «Гнчак» организовала демонстрацию с участием 5-и тысяч человек в квартале, где находилось Османское Правительство. Демонстрация была жестоко подавлена и все закончилось кровопролитием. Погромы достигли огромных масштабов, где жертвами неописуемой жестокости стали тысячи армян. После этих событий, значительное число армян мигрировало из Стамбула зарубеж.

Критическая ситуация для армян Стамбула и всей Империи наступило с началом Первой Мировой Войны. Русские нещадно били турок, фронты трещали и у армян появилась надежда. Это окончательно вывело из себя членов военного триумвирата, захватившего власть. Это был повод раз и навсегда решить армянский вопрос. Тем более, война требовала денег, которых не было в опустевшей казне, но в достатке имелось у этих армян. Позже, мусульманское население, представленное главным образом турками и курдами, с большим энтузиазмом будет грабить армянские и греческие кварталы Стамбула. Ведь их несметные богатства всегда были «розовой мечтой» для бедных стамбульских мусульман.
Наступил 1915 г. и голубое небо для армян стало ЧЕРНЫМ…24 апреля 1915года в Константинополе, за одну ночь, были арестованы видные представители армянской общины Константинополя : врачи, священнослужители, музыканты, политические деятели и состоятельные горожане. Аресты продолжались и в последующие дни. Именно в этом городе, увы, начал раскручиваться механизм одного из Величайших Злодеяний ХХ века- Мец Егерн, Большая Резня.
Армянскиая община Стамбула, вернее ее остатки, те, кто сумел пережить Геноцид и не смог покинуть пределы Империи, постепенно осваивались с новыми реалиями. Сразу, после провозглашения Республики в 1923 году была инициирована компания -«Соотечественник! Говори по турецки!».
До того, каждый говорил на своём языке, поскольку под турецким народом подразумевался конгломерат множеств национальностей.  Но в стране сложилась такая атмосфера страха, что люди, даже в собственных семьях перестали говорить на своих родных языках.

6 сентября 1955 года, со ссылкой на Кипрский вопрос и, с целью устрашения греков и армян, власти совершили организованное нападение на армянские и греческие магазины, дома, церкви и  могилы Стамбула. Когда, для усмирения вышедшей из-под контроля толпы, вышли танковые и воинские соединения, город напоминал поле боя. После этого инцидента, множество армян и греков покинули свои дома и эмигрировали зарубеж. Волна эмиграции продолжалась до 80-х годов. В те годы страну покинули более 100 тысяч армян.

Стамбул сегодня

Несмотря на Геноцид и ужасное прошлое, в Стамбуле проживает община, численностью в 60 тыс. человек. Официально – это самое большое меньшинство Турции. Согласно турецкому законодательству в стране существует три нац. Меншинств- Армяне, Евреи и Греки. Правда, некоторые вынуждены скрывать свою национальность, т.н. Крипто- армяне. Сегодня, армянская община в Стамбуле имеет 16 школ, 20 общественных организаций, 3 газеты и 2 спортивных клуба. Больница Сурб Акоп, основанная в 1837г., до сих пор управляется общиной армяно- католиков Турции. На сегодняшний день больница имеет репутацию полностью оборудованного первоклассного медицинского учереждения.

Проблемы

Местные говорят, что все проблемы сегодня начинаются со школы. В армянских школах все предметы преподаются в обязательном порядке на турецком языке, а армянский – всего несколько часов в неделю. Главная сложность, это уроки истории. Занимаются дети, естественно, по турецкому учебнику. Вот, что он сообщает о событиях 1915 г.: « Армяне наносили оттоманским войскам удары в спину. Они разрушали дороги и мосты. Они шпионили в пользу Российской империи и создавали условия для вторжения русских войск.» Про подробности депортации в учебниках сообщается следующее: « Несмотря на то, что Оттоманская империя находилась в состоянии войны, были предприняты все меры для безопасного переселения армян. Представители власти защищали их от нападений, все их потребности удовлетворялись, было сделано все, чтобы обезопасить их жизни и собственность». Вот так… ни слова о Геноциде, ни слова о жертвах.
Сегодня в Стамбуле существует 5 армянских Лицеев, с общим количеством в 650 учеников. Большая часть Учащихся обучаются в центральном национальном училище - «Кентронакан», который является самым знаменитым армянским образовательным очагом, где закладывается будущее армянской общины. Лицей отметил своё 135-летие. В нем учились известные писатели, поэты, лингвисты и общественные деятели армянского происхождения, знаменитый журналист Грант Динк и знаменитый фотограф – Ара Гюлер, которого также называют - «Глас Стамбула». Это- самый известный турецкий фотограф армянского происхождения, имеющий наибольшее количество премий и наград, чей архив содержит более 800 тысяч фотографий. Здесь же, великий армянский композитор Комитас, сформировал свой первый хор -«Гусан».
Все современные армянские школы находятся под двойным руководством: если учителя и директора в основном армяне, то заместители школ и лицеев в обязательном порядке являются турками, чей контроль над заведением неограничен. Над каждым армянским учебным заведением непременно развивается турецкий флаг, а у входа в школу стоит непременный памятник Ата Тюрку.

Современные армяне Стамбула по большей части крайне осторожны, ведут так сказать нейтральный или провластный образ жизни. И понять их, конечно же можно. Турецкие власти жестко контролируют все имеющиеся в стране СМИ, а уж армянские, тем более. Такой же нейтральной вынуждена была стать известная армянская газета -«Агос», после убийства Гранта Динка, главного редактора и основателя популярной газеты, турецким националистом Огюном Самастом.

В Парламенте Турции имеются три депутата армянина, которые, казалось бы могли лоббировать интересы армянского населения страны. Но, иначе, они не стали бы депутатами. Например депутат- Маркар Есаян, от правящей партии «Справедливость и развитие», лидером которой является Эрдоган, нынешний Президент Турции. Второй депутат,  адвокат армянского происхождения- Селина Озузун Даган от «Народно- Республиканской Партии Кемаля Ататюрка». И наконец, третий депутат – Каро Пайлян, представляет в Парламенте интересы «Прокурдской народно-демократической Партии». Как видно, армяне,  вроде как, есть, но в то же время их нет. Зато никто не упрекнёт того же Эрдогана, что армян в политику не допускают. Ситуация с армянами в политике в Турции ровно такая же, как и с армянскими школами – они есть, но с Ата Тюрком.


Церковь

В Стамбуле имеются несколько армянских Апостольских и Католических церквей. Здесь же находятся и армянская Константинопольская Епархия. Резиденция Патриархата находится в патриаршей церкви Сурб Аствацацин
(Св. Богородица) в районе Кум-Капы. Этот район известен своими историческими церквями и многочисленными рыбными ресторанами. Примечательно, что в 2001 году все армяне мира и Константинополя отмечали 450 годовщину основания Армянской Патриархии. Среди европейцев, посещающих Константинополь, особой популярностью пользуются армянские церкви Сурб Григор Лусаворич( Св.  Григорий Просветитель) в квартале Артакей, которая построена в 19 веке и церковь Сурб Аствадзадин ( Пресвятой Богородицы), которая построена в 1866 году, в которой находятся четыре алтаря. Во всех армянских храмах, среди икон и другой церковной атрибутики находятся флаг Турции и портрет Ата Тюрка. Видимо, это обязательные штрихи к тому, чтобы армянским храмам в Турции – быть.


Тайные армяне или криптоармяне


Впервые, о тайных армянах открыто заговорил Грант Динк. Таких например как, Ешар Курд, популярная рок звезда, которому на семейном совете раскрыли тайну, тщательно оберегаемую 40 лет, что он армянин. Цифра, которую назвал Грант Динк, поразила всех. По его подсчётам, в Турции «скрытых» или «тайных» армян живет не меньше миллиона человек. Спасаясь от Геноцида, многие, как и семья Ешара, приняли Ислам и сменили фамилии. Но о своих корнях никогда не забывали. Но Динк настаивал, что в стране еще больше армян, которые и не подозревают о своём происхождении – это потомки женщин насильно взятых в жены или проданных в рабство во время Геноцида. Или сирот, отданных в приюты или усыновлённых курдами и турками. Эта тема, буквально взорвала турецкую прессу. Политики стали наперебой искать армянские корни у своих конкурентов. А националистически настроенные журналисты назвали крипто-армян скрытой угрозой для страны, фактически иностранными агентами. Для Турции, где все граждане официально называются турками,  данные о национальности не учитываются при переписи населения, а 99% населения называются мусульманами, публикации Гранта Динка не могли не стать крамолой. Кроме того, Динк постоянно писал о необходимости признания Геноцида. 19 января 2007 года, среди бела дня, в центре города , прямо у порога своей редакции, журналист Грант Динк был застрелян. Убийство Динка спровоцировало изменение в обществе. В день его гибели на улицы вышли сотни людей с плакатами -«Все мы Гранты Динки», «Все мы, армяне». После этого, много лет табуированная тема Геноцида, стала обсуждаться в прессе. Если недавно, слово «Геноцид» в газетах было под запретом, то после можно было писать без страха. Правда, многие СМИ  предпочитают писать это слово с приставкой -«Якобы».

В последнее время положение армян в Стамбуле, как и во всей Турции ухудшилось. С началом военных действий в Карабахе на Армению и на армян обрушился поток ненависти турецких политиков и прессы. В своих выступлениях Эрдоган многократно называл Армению ‘разбойным государством’. А турецкие телеканалы постоянно говорят о военных преступлениях армян. Во время войны в районе Стамбула, где находится Армянский Патриархат и проживает много армян, прошёл парад с флагами Азербайджана и Турции. Они прошли мимо мемориала Гранта Динка, бывшей редакции газеты- « Агос». К счастью, реальных нападений не было, но это событие сильно встревожило армян. Хоть и ряд турецких политиков и деятелей упоминали, что с армянской общиной у них нет проблем, как они выражаются- « с нашими армянами», однако, армянам в Турции было не по себе. То, что выражение своего мнения, как армянина, и вообще, как христианина может преследоваться со стороны реакционных националистов и многих политиков, говорит о потенциальной угрозе даже тогда, когда вещи называются своими именами. Тех же, которые призывают к миру в Карабахе, клеймят позором предателя, также, как депутата Каро Пайляна, который не говорил о том, что Карабах должен быть армянским, а лишь сказал, что в этой войне победителей не будет. Но турецкие националистические группировки уже называют его изменником.
Инстинкт самосохранения армян, видимо и стал причиной того, что многие армяне, а именно 70 из 100, не говорят на своём родном армянском языке.


Будущее стамбульских армян или миссия Гранта Динка


Вот, что говорит Севан Тайирменджян – стамбульский журналист:
«Мы не обязаны любить друг друга, но обязаны находить способы жить вместе. У нас нет другого выхода, у нас его просто нет. Мы должны сосуществовать, значит вести диалог, это трудное дело, но мы должны сделать это ради Армении, ради восстановления и исцеления наших стран и обществ.»
Все это так, но армяне твёрдо помнят, что времена никогда не меняются… и следовательно, турки тоже.
Армяне не должны забывать события 100 летней давности. После первых жестоких  армянских погромов во времена Султана Гамида, многие армянские деятели выступали с тем, что мол турецкая молодежь уже не та, Турция изменилась. В итоге, мы столкнулись с Геноцидом, с резней, с массовым уничтожением и депортацией наших предков.
Мы должны помнить, что в турецком сознании ПАНТЮРКИЗМ – это Главное Слово.



               


Рецензии
ДОРОГАЯ МАРИНА ДЖАН, НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН ЗА ТО, ЧТО И КАК НАПИСАЛИ! УСПЕХОВ И СЧАСТЬЯ ВАМ! ԵՍ ՁԵՐ ՑԱՎԸ ՏԱՆԵՄ!

Карине Роландовна Дер-Карапетян   30.05.2025 20:55     Заявить о нарушении
Дорогая Карине джан! Спасибо вам за столь теплый отзыв. Мне кажется, что нам сейчас, в период невиданной доселе лживой информации, нужно глаголить ПРАВДУ. Правду о том, какой вклад наш немногочисленный народ внес в ту или иную страну. Скоро начну писать об Армянах Азербайджана, России и далее по списку. Как это не прискорбно, но сегодня планомерно разрушаются наши древние святыни на территории Карабаха: сбивают кресты с церквей и часовень, превращая их в помещение для скота, стирают фрески и уничтожают хач-кары. А христиане молчат… вот об этом хочу кричать.
В «Божественной комедии» Данте, в описании девяти кругов ада говорится, что самый многочисленный и широкий круг — это тот, где находятся души равнодушных и безразличных. Видимо, этот круг будет пополняем и дальше.
Будьте здоровы, мира и процветания.
С уважением, Марина.

Марина Давтян   31.05.2025 09:10   Заявить о нарушении
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!!!!!!!!!! ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ПАТРИОТОВ, КАК ВЫ!!!!! ВЫ ВПОЛНЕ МОГЛИ БЫ ВОЗГЛАВИТЬ НАШЕ ПРАВ-ВО ИЛИ ПАРЛАМЕНТ!

Карине Роландовна Дер-Карапетян   31.05.2025 11:56   Заявить о нарушении
Рейган говорил: « Самые древние профессии— это Политика и Проституция, между которыми нет существенной разницы.»
НИКОГДА НЕ ПОНИМАЛА, ЧТО ТОЛКАЕТ ЧЕЛОВЕКА ИДТИ В ПОЛИТИКУ? Нет уж, спасибо.
Я верю в Бога и знаю, что все без исключения, кто виноват в несчастии своего или другого народа, в Вечности окажутся там, куда не хочется взглянуть даже одним глазком.
Если бы у меня были неограниченные возможности, то занялась бы школой и образованием. Но подчеркну, при наличии полной свободы, а так не бывает.
Счастья вам, дорогая.

Марина Давтян   31.05.2025 16:38   Заявить о нарушении
МАРИНА ДЖАН, Я ИМЕЛА В ВИДУ, ЧТО СТРАНОЙ ДОЛЖНЫ УПРАВЛЯТЬ ТАКИЕ ПАТРИОТЫ, КАК ВЫ! КСТАТИ О ДРЕВНЕЙШИХ ПРОФЕССИЯХ! НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ ПРОСТИТУЦИИ МОЯ ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИЯ - ПЕРЕВОДЧИК!)))))) И, ДОЛЖНА СКАЗАТЬ, В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА АРМЯНЕ РАБОТАЛИ ПЕРЕВОДЧИКАМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПРИ ДВОРАХ ЦАРЕЙ, ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ! ВО КАК!!! А ВСЕ ПОТОМУ, ЧТО АРМЯНСКОЙ - ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ( ОСОБЕННО ФОНЕТИКА!) ЯЗЫК! И ПОСЕМУ У НАС ОГРОМНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В ИЗУЧЕНИИ ЛЮБЫХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ! И ЭТО ПРЕКРАСНО! ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ РАДА НАШЕМУ ЗНАКОМСТВУ! ЕСЛИ ВЫ В ЕРЕВАНЕ, ДАВАЙТЕ ВСТРЕТИМСЯ! ОБНИМАЮ!

Карине Роландовна Дер-Карапетян   31.05.2025 20:03   Заявить о нарушении
Милая Карине джан. Я, к сожалению , не живу в Ереване. Живу в США давно. Но, когда буду в Армении, обещаю непременно лично познакомиться с вами.
Очень приятно побеседовать с вами.
С пожеланиями всех благ, М. Д.

Марина Давтян   01.06.2025 01:30   Заявить о нарушении
Хотелось бы добавить, что и прошлые переговоры между РФ и Украиной, которые проходили во дворце Долма-Бахче, и нынешние, что проходят во дворце Чираган
(сегодня 5-и звездочный отель Кемпински), были построены придворными архитекторами семьи Карапета Бальяна и сыновьями.
Никто же не обмолвится.
Всегда так, С АРМЯН, НАНЕСШИЕ УЩЕРБ, ТРЕБУЮТ ОТВЕТ, ЗА НАНЕСЕННЫЙ ИМИ ЖЕ УЩЕРБ.

Марина Давтян   02.06.2025 18:32   Заявить о нарушении
да, нас большинство в открытую игнорируют!(((( это и есть политическая проституция! и этот публичный дом вобрал в себя все ведущие страны мира!

Карине Роландовна Дер-Карапетян   02.06.2025 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.