19-3 Борьба за шифер на крышу
Предыдущая глава: http://proza.ru/2025/02/07/860
На фото из интернет:
Это фото дома из интернет. Наш домик был гораздо скромнее. Никаких резных наличников, ни второго этажа не было. На потолке мы складывали сено для коровы на зиму.
Маленков Георгий Максимилианович – Председатель Совета Министров СССР того времени.
Из воспоминаний старшего брата Николая:
«Первая же зима показала, что толь для крыши очень несовершенный материал. Толь надо было чем-то заменять. Обычным и доступным материалом в наших краях были сено и дранка. Ввиду близости железной дороги – сено отпадало сразу. Дранка - это расщепленное еловое полено до толщины пяти миллиметров и длиной на полметра. Дранка была доступна, но она была тоже очень пожароопасная и в случае попадания искры могла вспыхнуть не хуже сена. К тому же, дранка была недолговечной. Хорошо бы покрыть дом шифером, который был тогда большим дефицитом.
По уже протоптанной дороге наши родители с другими погорельцами снова написали письмо в Москву. В письме были обрисованы все обстоятельства и содержалась просьба о выделении по сто листов шифера на каждого пострадавшего. Письмо на этот раз направили на имя Председателя Совета Министров СССР Георгия Максимилиа;новича Маленкова. С такой же просьбой и по тому же адресу обращались прошлогодние погорельцы нашей деревни. Некоторым погорельцам шифер уже пришёл.
Папа в то время уже подолгу находился в больнице в городе Чекалин. К нему я ходил практически каждый день. Носил узелки с продуктами и молоком. Но близко меня к отцу не подпускали. Мы переговаривались с папой через раскрытое окно. Всеми делами в доме управляла мама.
Время шло… Мама была вся в ожидании. Тем более, что зима была уже не за горами. В один из вечеров, работавшая в райисполкоме Чекалина наша деревенская соседка, неофициально шепнула маме, что по её сведениям шифер на наше имя уже поступил на склад железнодорожной станции Чекалин.
На следующий же день ранним утром, взяв деньги, мама отправилась в райисполком. Придя туда, дождалась председателя райисполкома и спросила его о шифере.
- Кто вам сказал, что пришёл именно ваш шифер? – самоуверенно спросил он.
– Да, шифер пришёл, но на имя Сергея Григорьевича Ардашина.
Сергей Григорьевич Ардашин был нашим дальним родственником, как и многие жители деревни Курьяново. Он был бригадиром колхозной бригады и часто наезжал в райисполком. Используя своё положение, Сергей, видимо, и смог договориться с председателем райисполкома о передаче ему (Сергею) нашего шифера. Погорельцем Сергей не был.
Мама сразу разгадала эту уловку и злость на председателя и бригадира закипела в ней белым ключом.
- Не может быть! - вскипела мама
- Шифер пришёл мне, а вы его уже отдали Сергею. Какое вы имеете на это право?
Мама ещё что-то говорила, но председатель начал наступать на неё с позиции своего должностного положения. Он и слушать её не хотел.
В порыве ярости мама схватила стоявший у стола табурет и запустила его в председателя с такой силой, что табурет, ударившись о притолоку двери, за которую успел шмыгнуть председатель, рассыпался на части.
Мама так и стояла в пустом кабинете. Может быть, она анализировала, что наделала. Что её могут арестовать, что…
Вот в дверь осторожно выглянула секретарь председателя.
- Разве можно так?- успокаивающе произнесла она.
- Можно! – грозно ответила мама,
- Против такого безобразия только и надо так поступать. Лучшего он не заслуживает.
- Так и передай ему, если он не отдаст мой шифер – разнесу весь кабинет! И я напишу письмо товарищу Маленкову с просьбой разобраться - куда вы отдали выделенный им для нашей семьи шифер. Пусть Маленков с ними разберется.
С этими словами мама хлопнула дверью и ушла ни с чем.
Через два дня пришло официальное извещение о получении на склад нашего шифера. Теперь трудно сказать - что побудило председателя райисполкома передать полученный шифер маме. Может его затронуло яростное поведение мамы. А скорее всего, он подумал о том, что, пожалуй, и вправду эта баба возьмет, да и напишет письмо с жалобой в Москву. А времена тогда были суровые, особенно не разгуляешься, не смотря на должность. Не с такими должностями и званиями люди в момент оказывались в местах не столь отдаленных от Полярного круга, Места там хватало на всех с избытком.
В итоге – шифер мы получили. Папа, выйдя ненадолго из больницы, вдвоём с дядей Мишей, убрав толь, покрыли крышу уже шифером.»
P.S. Я не хочу сказать, что бригадир Сергей Григорьевич был уж таким сволочным человеком. Просто он по должности являлся цепным псом действующей системы управления сельским хозяйством. Все планы спускались из Москвы в области; те – в районы; районы – в колхозы. Председатели колхозов давали конкретные задания бригадирам – что и когда делать. А приводными винтиками исполнительной системы были бригадиры. Известно, что власть расчеловечивает людей. Вот и результат.
Продолжение: http://proza.ru/2025/02/14/387
Свидетельство о публикации №225021100734
Прочитано,все зависело от действия местной власти.
Нинель Товани 15.03.2025 22:24 Заявить о нарушении
От местной власти зависело непосредственное общение с людьми.
А там родня, друзья, неприятные лица...
Это не может не сказываться на решении вопросов.
В России всегда был Царь!
Он - самый справедливый и добрый.
Все надежды - на него.
Так было и так есть сейчас.
Бабушка звонит Президенту ч просьбой провести водопровод.
Девочка просит поставить ёлку.
Моя мама просит дать шифер.
И всё исполняется!
Цать - всегда поможет!
Вся надежда на него.
Такая система организации управления в стране.
Порочная система.
До новых встреч и Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 16.03.2025 06:53 Заявить о нарушении