Что скрывают Раскаты грома

Жизненный путь голландского художника Карела Фабрициуса, одного из самых талантливых учеников Рембрандта, закончился трагически и до обидного рано. В возрасте 32 лет он погиб в 1654 году в стенах собственного дома из-за взрыва на пороховом складе в голландском городе Делфте. Со взрыва, устроенного террористами в нью-йоркском музее Метрополитен, начинается роман-эпопея «Щегол», где чудом спасённая одноимённая картина живописца задаёт тон всему лихо закрученному сюжету, но при этом остаётся всегда хоть и поблизости, но в тени. Когда в 2014 году вышел стремительно переведённый на русский язык роман Донны Тарт «Щегол», я прочитал увесистый том на одном дыхании. Экранизацию (2019 г.) книги смотреть нарочито не стал – не хотел портить себе настроение, как это уже было с киновоплощением великолепного романа Маркуса Зусака «Книжный вор».
Спустя десять лет я неожиданно возвратился к теме художника. Да и тот роман стоит переосмыслить в свете сегодняшнего российского взгляда на некоторые реалии жизни, которые были всегда и никуда не делись, но теперь мы их стараемся приписать исключительно западному миру…
Что можно написать о художнике с короткой биографией, да ещё и оставившего после себя всего 16 полотен, авторство которых вызывает споры среди искусствоведов и историков? По правде говоря, и о камерном «Щегле» Фабрициуса мир узнал благодаря роману и фильму. Но, оказывается, скупая биография художника так же может стать основой для захватывающего сюжета, где переплетаются века, страны, судьбы многих людей, и, конечно, картин. Писатель, арт-критик, историк искусств и дочь известного шотландского художника Джеймса Камминга Лора Камминг потратила немало сил и времени, прежде чем явила на суд читателей свою книгу «Раскат грома. История о жизни и смерти создателя «Щегла» и удивительной силе искусства». В одном из своих интервью Лора Камминг рассказывает, что прежде, чем приступить к работе над книгой-расследованием, она увидела снимки компьютерной томографии «Щегла», которые сделал знаменитый европейский реставратор Йорген Вадум. На фото видны мельчайшие рытвины и вмятины, оставившие след на полотне. Вместе с другими судебными доказательствами они подтверждают: картина была ещё сырой в момент, когда взлетел на воздух злополучный пороховой склад. «Щегол» находился в доме художника, погибшего под его обломками! В том числе и из этого факта автор делает вывод: «картины могут перенести вас куда угодно, но в то же время они сами по себе - страна, общество, место, где вы найдёте пристанище». На несколько дней я нашёл себе «пристанище» в «Раскате грома».  Наслаждаюсь…


Рецензии