Турецкоподданный это кто?

Почему Остап Бендер называл себя «сыном турецкоподданного», и что это вообще значило?
Называл он себя так, потому что так оно и было. А теперь о том, что это означало.
С конца 19-го и по Первую Мировую войну «Турецкоподданными» называли евреев граждан Российской империи, которые получили разрешение от властей Османской империи на переселение в Палестину.
Теперь вопрос —  как и почему они такое право получали? Тут дело вот в чем:
Российская империя всегда позиционировала себя как защитница всех православных, проживавших в Османской империи, которые, по ее мнению, там подвергались преследованиям по религиозному признаку. Это утверждение, кстати, говоря, соответствовало действительности. Руководствуясь этим принципом, Российская империя, в том числе, дозволяли лицам православного вероисповедная, подданным Османской империи, селится в пределах Российской империи.
К примеру, это касалось в том числе и арнаутов — этнических албанцев православного вероисповедания. Албанцы, когда все были православные. Потом земли, на которых жли албанцы, стали частью Османской империи. За 600 лет властвования там турок большинство албанцев перешло в ислам. Но и по настоящее время сохранилось достаточно значительное меньшинство албанцев, которые остались православными. Вот именно этим православным албанцы, которых называют арнауты, и которым Российская империя свое гражданство, компактно селились в одном из районов города Одессы. Там, где сейчас находятся улицы Арнаутские и окрести.
Османская империи отвечала на эти происки Российской империи строго алаверды. На территории Российской империи также проживало религиозное меньшинство, которое подвергалось дискриминации по религиозному признаку. Это религиозное меньшинство называется иудеи.
При чем их действительно дискриминировали именно по религиозному, а не по национальному признаку. С еврея по национальности, если он принимал православие (крестился), снимались все ограничения, наложенные на лиц иудейского вероисповедания. Такие евреи православного вероисповедания могли жить где угодно, включай столицы, а не только в Черте Оседлости, его дети могли учится в гимназии помимо квот, положенных детям иудеев и так далее.
Вот Османская империя и решила встать за защиты религиозного меньшинства, которое подвергалось преследованию в Российской империи. Причем точно таким же способом — путем представления им гражданства Османской империи. Для этого гражданин Российской империи иудейского вероисповедания должен был обратиться в консульство Османской империи в Одесе, где ему и выдавался турецкий паспорт. И, как гражданин Османской империи, он, мог соответственно, имел право селится ее пределах. А Палестина до Первой Мировой Войны была территорией Османской империи.
Таких евреев, получивших турецкое гражданство, и называли «турецкоподданный». Но, получив паспорт Османской империи, не все они, в конечном итоге, оказывали в Палестине.
У моего дедушки (на картинке) папа получил паспорт Осакой империи. Но в Палестину он так не поехал. Потому что его друг сагитировал уехать в Аргентину. Тогда евреи уезжали главным образом в США, но и в Аргентину тоже. До Первой Мировой Войны уровень жизни в США и Аргентине был примерно одинаков.
Но, в конечном итоге, его друг уехал в Аргентину один, да и то, в конечном итоге не в Аргентину, а в Уругвай, но это неважно. А важно то, что мой дедушка иногда называл себя «сыном турецкоподданного», причем просто по факту, не вкладывая в это никакого иронического подтекста. Ильфа и Петрова он не читал.


Рецензии