Семантика Родины в современном искусстве
В современном искусстве семантика Родины представляет собой многогранный и сложный феномен, требующий глубокого осмысления. Человеческое бытие характеризуется не только бренностью существования, но и постоянным поиском новых форм смысла.
Современное общество и человек — это сложные системы, которые нельзя свести к простым схемам. Задача современного искусства и философии — приблизиться к пониманию этого многогранного феномена.
Логика понимания определяет поведение людей, но не менее важно понять и саму логику понимания. Формы выражения и понимания порождают сложные и, возможно, необычные смыслы. Эти смыслы должны быть упорядочены, и духовная работа является ключом к этому.
Двадцатый век был временем страшных зверств и насилия над человеком. Что человечество сделало с человеком? Готовы ли мы принять ужасные ответы, которые нас ждут? Что ждёт нас в XXI веке?
Сегодня мы видим, как в обществе формируется идея нового человека и нового общества, которое должно прийти на смену старому. Этот новый человек сталкивается с новыми сложными проблемами, требующими решения.
Ментальность власти в России остаётся на уровне XIX века, ещё до отмены крепостного права. Эта странная ментальность, тем не менее, проявляет себя весьма активно.
Власть не задаёт себе вопрос: править или понимать? Понимать и править не воспринимается как ментальная необходимость. Она мыслит в категориях победы и уничтожения всех, кто её не поддерживает, не задумываясь о том, что, возможно, настало время для понимания. Логика власти проста: победить — побить — растоптать — посадить в тюрьму. И эта логика катастрофична.
Леонид Лернер, издатель престижного глянцевого журнала «Искусство», пишет: «Мир искусства — сооружение в равной степени эфемерное и жёстко структурированное». С одной стороны, Мир искусства служит как бы приложением к Искусству. Эту его функцию очень точно обозначил в своём эссе The Artworld (1964) известный американский арт-критик и философ Артур Данто: «Искусство нуждается в чём-то таком, что глаз не может обнаружить — в атмосфере художественной теории, в знании истории искусства, то есть в художественном мире».
Истина Родины сегодня — в чём она? Смысл Родины, семантика Родины — необходимый аспект выстраивания смысловой картины мира. Семантика Родины всегда парадоксально неоднозначна.
Феномен осознания сущности современной Родины требует переосмысления, если и не кардинального, то хотя бы существенного изменения направляющих координат понимания сущности Родины. Когда в шутку говорят, вспоминая о мамонтах, что Россия — родина слонов, в этом есть доля шутки, но почти нет значимого смысла.
Смысл во многом зависит от конкретных реальных обстоятельств, которые требуют своего осмысления, требуют неординарного понимания, возвышающегося над примитивной обыденностью.
Семантическое, смысловое обесценивание понятия и сущности Родины связано с аморальностью власти, стремящейся в своих целях использовать духовную энергию, проистекающую из ощущения Родины у людей.
Родина — это то, где ты живёшь, но искренняя Родина — это время и место, где ты хотел бы жить. Важно отметить, что филологическая семантика понятия «Родина» будет отличаться от философской семантики феномена и сущности Родины.
В филологическом анализе всегда чего-то принципиально недостаёт, возможно, в силу того, что он более формален, совершается по некому алгоритмическому шаблону. Художественная форма выражения сущности может приобретать множество вариантов, которые почти не похожи друг на друга, могут разительно противоречить друг другу, казалось бы, не имея ничего общего между собой.
Философско-сущностный анализ, поиск направлен на выявление смысловой модели, принципиально важной и максимально значимой, хотя, возможно, в этом есть своя мистикология Родины. Концепт Родины всегда имеет мистический неустранимый аспект, Родина по своему существу всегда мистична.
Семантическое пространство связей выстраивается в более многомерном пространстве. Это система смысловых элементов, подчас очень дифференцированного по разным основаниям, различного порядка, но связанных более широкими концептуальными выражениями, проявлениями сущности любви, счастья, может быть, долга, истины, разума, Бога.
Каждая страна, каждая культура, регион мира играет свою важную роль как фактор формирования соответствующего типа понимания человеком своего места в том пространстве, которое он может назвать своей Родиной.
Интересен ряд работ, посвящённых данной проблеме, например, работы, посвящённые проблемам лингвоконцептологии. В этом необычном термине и, соответственно, подходе можно легко увидеть рациональное зерно.
В таком подходе обобщаются лингвистические взгляды на концепт как на ментальное образование, отмеченное этнокультурной спецификой и находящее языковое выражение, исследуются понятийная, метафорически-образная и другие аспекты концепта.
Свидетельство о публикации №225021201165