Современный моральный дискурс

Колмаков В.Ю.

Современный моральный дискурс

Моральный дискурс может быть контекстуальным достаточно длительное время, но рано или поздно он приобретает вполне явные и отчётливые формы своего выражения, и этот старый дискурс кажется не совсем ясным и правильным для нового поколения.

Характерные особенности современных моральных проблем заключаются, с одной стороны, в плюралистической множественности различных моральных историй, моральных матриц, морально-самодостаточной аргументации собственной правоты.

С другой стороны, можно заметить, что современное моральное мировоззрение парадоксально и разорвано в своих ризомных проявления. Более того, оно оторвано от корней.

Современная культура не ризомна, она псевдо-ризомна.

В обществе нет единого морального сознания, всегда происходит взаимодействие различных форм сознания. И возникающие моральные конструкции подчас не просто увидеть и понять их особенности. Эти конструкции порождают, соответственно, весьма странные моральные создания.

Осмысление моральной вариабельности возникает как жёсткая и даже жестокая необходимость принять те моральные истины, которые может быть и не кажутся моральными с твоей точки зрения, но в силу форс мажорных факторов, непреодолимых обстоятельств фактически, онтологически в этой систем социальной реальности по-чему-то стали моральными.

Неприятие чуждой тебе моральной реальности становится философским фактором, заставляющим тебя создать некую адаптацию своей морали к морали тех, того, всего, что сильнее тебя в системе ставшее – моральной реальности, но априорно слабее тебя, если ты не признаёшь реальность и истинность этой моральной реальности. Неосмысленная мораль ведет к бессмысленности моральности, порождает неизбежно элементы аморальной фрустрации.


Логико-моральные структуры определяют сущность человеческого существа.

Моральный дискурс есть проявление современного морального Я. Я как современное моральное существо есть сложная конструкция.

Это и то, что я вижу,  чувствую и понимаю, то, как я понимаю реальность современных моральных проблем, реальность со-временного морального бытия.
Но это и осмысление «морального «быть или не быть»».

И в этой странной нелогичной логики моральности важно быть реальным в сис-теме современной моральной реальности. Моральный дис-курс есть способ обозначения и осмысления  современных моральных проблем как личных проблем, личного смысла, личной экзистенции, ощущаемой как моральный смысл всего человечества.

Когнитивная матрица индивидуального мышления может быть стихийной, хаотичной, нелогичной, но она всегда есть. Возможность найти логический принцип, позволяющий по ходу раскладывания пасьянса моральных обстоятельств всегда предпринимать некое достаточно верное решение.

Это становится необходимостью в той ситуации, когда ты понимаешь, что исходные моральные истины то и настолько архаичны, что не современны, то ли сформулированы для некой идеальной системы, где белое есть абсолютно белое, а черное есть абсолютно черное, добро есть абсолютно несомненное добро, а зло однозначно и понятно идентифицируется как зло.

Целью морального дискурса является порождение морального смысла, смысла как пространства экзистенции, посредством чего жизнь возможна как духовная конструкция.

В конечном счёте, этот моральный универсум дискурса позволяет смоделировать основные сущностные конструкции, в системе которые личность представляет свой собственный достаточный смысл, позволяющий жить, вы-живать преодолевать то, что без этого смысла кажется не-преодолимым.


Современный моральный дискурс определяет мораль-ный континуум как отдельного группового сообщества индивидов, так и современного мира, в конечном счёте, в целом. Каждому времени присуща своя модель мышления.

Но, если понятно,  как меняется научное мышление в силу появления новых фактов, заставляющих переосмыслить общую картину, то область морального дискурса, казалось бы, и не должна меняться в силу того, что природа человека, его моральные свойства достаточно устойчивы на протяжении длительных периодов времени.


Моральная философия, данная для людей определённого времени и конкретной культуры, должна развиваться, и, если она не развивается, то, как правило, она становится анахронизмом.
Мораль устаревает не как мораль, а как социокультурная моральная форма.

Мышление есть несомненное начало личности. При этом личность условно можно рассматривать как  некую геометрическую точку, точку смысловой сущности. Эта смысловая точка находится в неком сложном пространстве.

Здесь моральный дискурс определяет моральные координаты личности в смысловом пространстве социума. Че-ловек есть моральное существо, есть активный агент моральной химии социальной органики.

Это, можно сказать, когнитивная химия социума,  где мораль есть сущность человека, но одновременно человек есть мыслящее существо,  человек есть морально мыслящее существо, способное изменять эту социальную органику, придавая ей особые характеристики современности.

Говоря о несомненном как необходимом начале, важной и принципиально значимой точке познания, Декарт выбирает несомненность того, что я мыслю, следователь-но, существую. Тут можно заметить, что более очевидным является тот факт, что я существую, соответственно, могу мыслить.

Но, действительно, принципиально значимым является индивидуальное ощущение способности мыслить.

Так или иначе, мыслящее сознание всегда пытается понять, каким образом оно может мыслить, каким образом оно, в принципе, возможно, в этом, именно в том виде, в каком оно есть для самого себя.

В этом видится проблема возможности самого себя, то есть возможности себя как такового, как определённого способа организации системы мышления, организации бытия мыслящего существа.
Я мыслю, следовательно, я могу это делать, я могу мыслить, я могу существовать именно таким образом.

И, наоборот,  если я могу мыслить, соответственно, я существую, и я буду существовать таким образом. Я чувствую свою моральную ответственность и в силу этого я являюсь моральным существом, находящимся в сложных системно-структурных взаимосвязях с множеством других носите-лей моральных программ.

Мораль как объект исследования  в каждой эпохе видится своеобразно. Мораль как феномен многогранна и может проявляться через нормы права,  культуры,  духовности,  литературы,  философии, науки, экономики.

Исследование особенности морального дискурса,  присуще человеку,  находящемуся  в рамках того,  что может быть названо современностью. Мораль всегда современна, но моральные задачи могут приобретать своё новое проявление, новую постановку и новое осмысление, тем самым, они получают новую форму.


Чем определяется современный моральный дискурс?
Он, безусловно, чем-то определяется.

Ведь важно даже не само по себе моральное знание,  важно то,  насколько оно является современным и действительно адекватным со-временным реальностям.
И здесь в первую очередь важна форма мышления,  современная форма морального мышления. И важно,  принципиально важно то,  что такое ощущение  реально вплетено в жизнь современного обще-ства, адекватно современному времени в целом.


Схватывание проблем современного морального времени в их адекватной форме современности требует мыс-ленного изменения времени и пространства твоего мышления.

Время моральной идентификации здесь становится неким иным по своей сущности, смыслу и значению.

Необходимо сегодня мыслить уже несколько иначе по сравнению с тем,  как это делали Сократ,  Мартин Лютер,  Лев Толстой, Махатма  Ганди. Необходимо открытие жи-вой совести современного общества.

Необходимо мыслить так,  как это необходимо именно сейчас с ощущением со-временного  контекста реальных конкретных моральных проблем. Происходит изменение морального дискурса, и 21 век рождает не только новые моральные проблемы, он предопределяет и новые методы из осмысления.
Что же по существу дела изменилось в моральной когнитивности?

Всё же форма морального дискурса и его содержание изменяются в соответствии с изменением логической культуры и всего комплекса социокультурных об-стоятельств современности.

Думается, что изменилась допустимая пропорция приемлемой аморальности.

Просто аморальность здесь начинает рассматриваться как вариант необходимости с прагматической точки зрения. И поэтому, думается должна быть новая логическая анатомия моральной проблематики, новая конструкция морального дискурса.

Моральный опыт и моральное знание не всегда абсолютны, не всегда истины. Я знаю мораль,  которая дана предшествующими поколениями,  имеющих свой мораль-ный опыт. Но я живу в том мире,  который порождает но-вые формы отношений и, не факт то,  что мораль абсолютно неизменна в своих аксиомах.

С одной стороны, можно сказать, что начала морального дискурса кроются в моральном подсознании, но сама по себе современность ока-зывает многовекторное влияние на то, что мы принимаем как истины. Моральные истины могут выражаться по-разному. Можно составить список из неких утверждений, отрицаний обязований.

Моральная культура, моральная парадигма как предмет осмысления актуальны на каждом новом уровне развития общества.

Герменевтические начала морального сознания есть, собственно, понимание сущности морали на уровне не афишированных внутренних ценностей.

Принимается по существу только то,  что понимается на неком подсознательном уровне. Парадоксально или нет, но большая часть морали есть мёртвая мораль. Знание того,  что, кто и когда изрекал о морали, не принимаются на глубинном уровне. Необходима современная живая мораль, выстроенная в контексте современного осознания и понимания современных моральных проблем. Моральное сознание должно быть современным и живым.

Но при этом ещё важно отрефлектировать  для самого себя то,  как я это понимаю, как я это осознаю, осознаю то,  о чём я размышляю и говорю.  И,  важно, чем я отличаюсь или не отличаюсь от моральности людей другого времени.
Заслуга Б.Спинозы состоит в том,  что он попытался увидеть логическую систему как основание. Идея парадигмы,  по сути дела,  заложена уже здесь. 

И формулировка концепции парадигмы Томаса Куна мне кажется даже менее интересной, хотя,  безусловно, именно Т. Кун заметил как в целом логика парадигмы влияет на результаты интерпретации суммы фактов,  данных для размышления.


Морально-логическая модель современного человека образуется в более сложных соотношениях факторов раз-личного порядка.

Противоречивость и целостность моральной картины мира возможна только в рамках религиозного видения. Изменение моральной онтологии происходит в ходе изменения реальных обстоятельств.
Универсальная система моральных категорий пропадает.

Всё категории, имеющие моральный смысл, теряют свой смысл.

Иерархия морально значимых терминов выстраивается слишком плюралистически, слишком ризомно. 

Необходима всё же общая идея, общая идея моральной истинно-сти человека, его ненапрасной жизни, его истинной экзистенции.
Моральная онтология становится противоречивой. Ло-гика моральной онтологии становится слишком условной.

А способность быть современным, быть адекватным, спо-собность видеть главное и существенное, концентрировать главное – моральную сущность становится каким-то условным.
Эти обстоятельства могут иметь различные причины и характеристики, и это,  по сути дела,  не столь важно,  важно,  что по факту они есть и соответственно влияют на формирование некого морально- онтологического облика реальности.

Мораль в своей глубинной функциональности, в своём идеале, безусловно, организует духовность, превращая психологию выживания в смысл выживания, но в реальности действуют успешно, как это ни странно, какие-то эрзац-модели морали. Необходимость формирования моральной адекватности современного морального дискурса определяется, по сути дела,  практической необходимостью морального выживания человеческой цивилизации.

Любая цивилизация,  в том числе,  и информационно-техногенная деградируют и погибают, если исчезает мораль как основа духовности. Но самое главное, что исчез «Человек»,  обладающий достаточным моральным опытом
Закон проявления смысла заключается в том, что в ко-нечном счёте смысл всегда проявляется.

Но пока смысл не проявлен, он не открывает всех своих качественно-значимых характеристик.

Моральный дискурс как способ осознания и способ понимания вырабатывается каждой эпохой по сути дела как рефлексия на сущность социальных процессов, происходящих вокруг человека человек вынужден мыслить морально потому что он царь социально он социально определен и моральность в данном случае есть квинтэссенция социальной природы человека и наоборот социальная сеть без моральности становится обозначением лишь некого количественного соотношение людей в современном реальном, в живом обществе.

Мораль не есть набор норм. Мораль есть принцип ре-ального живого мышления и соответствующего открываемого или создаваемого способа решения проблем. Мораль, данная как некое правило, становится отчужденной по от-ношению к системе  мышления.

Поэтому каждый человек вольно или невольно создаёт свой учебник, свой самоучитель морально-философского мышления.

Всех нас научили говорить на определённом языке. И мы не могли понимать то, каким образом можно мыслить на этом языке. Этот язык мышления закрепляется в индивидуальном сознании даже не столько как язык, но как некое пространство возможного развития мышления.

Форма дискурса, формация дискурсов должна быть рассмотрена как определенная конструкция.

Появляются новые формации дискурса. Образование этих новых фар-маций дискурса приводит к серьезным изменениям содержательных форм культуры, которая далее в своей развернутой объективации пространственной формационности создает для функционирования разум. Дискурс как логическая форма коммуникативного сознания изменяется в условиях информационного глобализма.

Структура дискурса должна быть рассмотрена как особая сложная многомерная когнитивная формация, имеющая различные способы своего настроения.

Дискурс может быть простым и сложным, в зависимости от того, какое количество тезисов, утверждений, выводов он в себе содержит.

Совокупность типов дискурсов составляет универсум дискурсов.

Дискурс является одной из самых сложных логических форм доступных человеческого сознания.

И сложность эта определяется тем, что он обладает значительным числом различных модификаций, учесть которые и систематизировать полностью пока не удалось никому. А может быть, человечество и не хочет, чтобы существовала окончательная полная версия системы реальных и возможных дискурсов, это сделало бы неинтересным стремление к созданию каких – либо новых модусов, боясь быть осмеянным в незнании того, что все это давно уже известно.


Возникают информационные клоны.

Возникают сложные технологические процессы рацио-информационной обработки современного человека с целью создания информационных клонов через тиражирование многочисленной реальности, которых становится возможным соответствующий тип глобалистического информационного мира.

Создаваемые модели информационных клонов могут различаться внешне, но быть принципиально идентичными по своей логической сущности. Это легко проверяется путем переключения телевизионных каналов.

С разных каналов на зрителя смотрят большое количество однотипных ин-формационных клонов.



Опубликовано
Современный моральный дискурс: кол. монография  – Красноярск, 2015. - 230 с.


Рецензии