68 дней работы на ЗИС-375

               

Колька был на седьмом небе от счастья. В его кармане зимнего пальто лежало новое удостоверение водителя третьего класса. На железнодорожном вокзале он ожидал поезд, чтобы уехать домой после учёбы.
 
  Пассажиров было мало. Напротив Кольки сидело два мужика. Помедлив, Колька вытащил удостоверение и стал его рассматривать, но мужчины на него не обращали внимания. Что за народ, ведь перед ними сидит шофер, нет бы, поинтересоваться, что за документ у него. Видимо колхозники, простые работяги, далекие от техники. Вот буду работать на машине, попадутся мне на дороге эти не внимательные мужики, не подвезу. Раз пять вытаскивал удостоверение, а с их стороны ноль внимания. Мужики стали дремать, Колька кашлял, топал ногами, но они лишь приоткроют глаза и опять в дрёму. Что за народ пошел, полное безразличие к видным людям.

Дома занялся поиском работы. В своём совхозе были свободные машины, но без стажа везде отказывали. Объездил всю округу, всё бесполезно. Поехал в город, по объявлению в газете, та же картина, нужен стаж. Выручила тётка Мария, обратилась к сродному брату, который работал механиком в гараже совхоза.
 
  Прокоп Михайлович был тучный на вид, рыхлого телосложения. Встретил Кольку безрадостно, как родственника на седьмом киселе. Посмотрел новенькое удостоверение, задал несколько вопросов.
- У нас есть свободная машина, только она списана, по документам нет, а она есть. Вот такие дела. Вон она стоит.
  Подошли на стоянку. В первом ряду стоял видавший виды ЗИС-375 «Урал-ЗИС». Краска на нем выгорела, облупилась, от чего  просматривалось три вида покраски. Борта разложены для перевозки соломы. Единственное, на что Колька обратил внимание, это новая авторезина на колёсах, и новый аккумулятор. В хозяйстве такую машину списали, поэтому поставили как не ликвидную.
- Вот смотри, машина на ходу, сейчас принесу бензин, и попробуем завести. Залили ведро бензина в бак, на котором отсутствовала крышка бензобака. Закачали топливо в карбюратор. Прокопий Михайлович залез в кабину, но педаль стартера отсутствовала, всё проржавело в полу, местами просматривалась дорога. Механик прикрутил проволоку к стартеру, привязав её конец к рулевой колонке.
- Вот смотри, выключил скорость, дернул за проволоку и двигатель завёлся.

 Сел за руль и проехал по территории. Тормоза срабатывали после пятого раза накачивания жидкости в главный тормозной цилиндр. Принёс лом, кувалду, чтобы убрать жерди и закрыть борта кузова. Часа два отворачивал скрутки проволоки. С трудом закрыл тяжелые борта. Механик принёс часть инструмента, новое ведро.
Целый день провозился возле машины, чтобы привести хоть немного в божеский вид ветерана Урала. Центральный тормозной цилиндр подтекал, нужно было постоянно доливать и как можно меньше тормозить. Обратился к механику, пошли с ним на склад, прихватил пустую бутылку. Заведующая складом, по имени Настя категорически отказалась налить жидкость.
- Машина списана, карточки заборной нет, выдавать не могу.
- Настя! Не шуми, запиши на другую машину, я распишусь.
- На кого писать, мужики будут материться.
- Пиши на любого, пусть только возмутятся, я им хрен что дам.

 Со скрипом и недовольством пошли со склада на улицу, там стояла старая будка с машины, на двери ржавый замок. В ней хранилось несколько фляг с тормозной жидкостью. Диспетчер выписал путёвку. Прокопий Михайлович подписал путевой лист, что автомобиль исправен, при отсутствии тормозов, и люфтом в рулевом. Он списан, его нет, а он есть и ещё ездит кое-как. Кольке хотелось скорее выехать из гаража на свободу. Пусть люди посмотрят на молодого шофера. Теперь он не Колька, а Николай Степанов, так записано в путевом листе. Водителей того времени окрестили по классности: первый класс-ездок, второй класс-ездюк, третий класс-.издюк. Пятьдесят часов учебных на бумаге, а на деле половина.  Заехал на заправку, что Кольку удивило – это равнодушие прохожих, никто даже не помахал ему, такие люди как на вокзале, а ведь ЗИС уже раритет, история страны, их уже не выпускали. Что за люди? Заехал на заправку, здесь его встретили с восторгом, познакомился. Заправил бак, долил масла в двигатель. С ним напросился попутно старый шофёр, он обратил внимание, что прибор не показывает температуру жидкости в системе охлаждения.
- Посмотри датчик, может провод обломился.
Колька остановился, открыл капот, посмотрел на двигатель, где стоит этот датчик одному Богу известно.
- Всё нормально.
- Тогда прибор неисправен.
Началась трудовая деятельность Николая Степанова. Любимой тётке, машина очень не понравились.
- Хлам на колёсах, сильно старый и краска облупилась, может кабину известью побелить.

  Утром приехал на наряд. Возле диспетчерской толпились шофера. Колька стал в сторонке. Вдруг по толпе прошел шум, и все разбежались, кто куда, словно ветром сдуло.  На проходной появился хромой мужик с палочкой. Это был председатель сельпо. Он заказывал в автопарке машины, для перевозки товаров по магазинам со склада. Диспетчер выписал Кольке путёвку, ни говоря ни слова.      Первый самостоятельный рейс в контору сельпо.  Там ему дали товароведа, молодую девицу, поехали по сельским магазинам собирать тару. Целый день затратили, грузили, затем привезли на склад, так и день прошел. Заработал с гулькин нос, семь километров с грузом и семь без груза, заработал один рубль. Тогда Колька понял, почему разбежались шофера, когда увидели председателя сельпо. Да и товароведу не понравилось ездить на такой развалюхе, в списанной машине. Хотя Колька выглядел прилично: умыт, побрит и освежился тройным одеколоном перед работой.

На следующий день снова отправили в сельпо. Поехали в город за 30 км на межрайонную базу практически без тормозов. Товаровед с опытом работы показала ему дорогу, где нет ГАИ, там можно ездить без тормозов и с похмелья. Вот тогда замыслил Колька совершить преступление, в справке перед тридцать километров, поставил сто и получилось расстояние сто тридцать километров. Через неделю Кольку пригласил председатель сельпо к себе на беседу.
- Сынок! Я понимаю, что у нас никто не хочет работать за такую зарплату, но дописки караются законом. У нас остался экземпляр, на котором стоит тридцать километров. Я дал указание бухгалтеру, чтобы дописала сто, больше так не делай.
Колька не знал, куда ему деться, со стыда, горело лицо. Теперь пришлось часто в сельпо работать, водители в гараже посмеивались с него. Однажды поехал в рейс с кралей из сельпо. На крутом повороте машина не подчинялась Кольке, поехала прямо в обрыв. Хорошо, что не перевернулась. Продольная тяга соскочила с пальца, так как была привязана на проволоке. Возвратился в гараж. Механик испугался, не знал, что говорить.
- Николай! Никому не говори. Пойдём на склад.
Настя увидела механика с горе-водителем, закрыла двери изнутри.
- Настя! Кому говорю, открой.

После продолжительных переговоров с нецензурной бранью, дверь открылась. На складе оказалось две новых тяги - неликвидные, из-за которых, Колька чуть не пострадал. Теперь на его ЗИС-375 стало три надёжные детали.
Как-то на межрайонной базе, загрузили полный кузов тройного одеколона.
Колька поинтересовался у товароведа.
- Так теперь одеколона хватит на сто лет.
-За зиму весь разберут, ещё и не хватит. У мужиков он пользуется спросом.

  Будучи в гостях у матери на своём ЗиС-375, Кольку пригласил товарищ на свадьбу. Он заверил друга, что непременно приедет. Подготовился основательно, заправил полный бак бензина сто пятьдесят литров. Накануне вечером пришли дальние родственники. Просили в субботу привезти соломы. Колька популярно объяснил, что он утром едет к другу на свадьбу. Бывшая жена сродного брата высказала столько обид, даже ругалась нецензурной бранью.

  Тётка разбудила рано. Умылся на улице в кадке. Перед завтраком завел машину. Конь огонь исправно работал, затем чхнул и заглох.  Запустить двигатель не удалось. Посадил аккумулятор. Обратился за помощью к коллеге. С буксира не завёлся, даже не схватывал мотор. Во дворе собралась целая команда водителей. Ближе к вечеру приехал старый водитель дядя Гоша. Выслушал пламенную речь Кольки.
- А, тебе не могли насыпать соль в бак, кто-нибудь со зла.
- Дядя Гоша, да кому я плохо сделал?
 Рассказал, что вчера родственники с обидой ушли.
-О-о-о! Это их работа, Иван ушлый мужик. Налей из моего бака бензина. Продуй карбюратор и залей мой бензин.
Колька сделал так, как посоветовал дядя Гоша. Вставил рукоятку, крутнул пару раз, двигатель чхнул и заработал. Сто пятьдесят литров бензина вылил в яму. Снял бак, на дне ещё лежала часть нерастворённой соли. Промыл всю систему, пропарил бак. Кольке не хотелось верить, что бывают такие подлые люди. Так Колька впервые столкнулся с людской подлостью.

  Каждый рабочий день работы на ЗиС-375 был непредсказуемым.  Часто в двигателе, рассухаривались клапана. Прокопий Михайлович изготовил рычаг на конце с вилкой, закрепил к коллектору.
- Снимай правое крыло, покажу, как регулировать зазоры в клапанах. Долго пришлось повозиться, чтобы отвернуть заржавевшие болты. Внимательно смотрел и слушал механика. Дело близилось к вечеру. Стал ставить крыло, никак не получалось наживить болт у буфера. Обратился к сторожу, тот в грубой форме отказался помочь вставить болт в отверстие. Видимо дед, был из семейства бывших бандеровцев. Поехал к тётке, там было кому помочь. Смеркалось. Включил фары. Вдруг резкий удар справа, словно наскочил колесом на мину. Руль не удалось удержать в руках. ЗИС развернуло под девяносто градусов, он таранил копну из-под комбайна. Колька вылез из кабины на дороге что-то лежало. Подошел и увидел изуродованное крыло, которое захватило колесо и свернуло в рулон, фару разбило в лепёшку. Поехал обратно в гараж. Там стоял ЗИС без двигателя, снял с него крыло и положил в кузов. Поставил крыло в темноте, не заметив, что оно  было светло-зелёное. Механик утром заметил. Объяснил ему, всё как было, он в свою очередь обложил сторожа матами, за оказанную помощь.

  Осенью Николая Степанова призвали в Армию. За успехи в боевой и политической подготовке объявили отпуск. Будучи в деревне зашел в автопарк. Диспетчер сразу не узнал Николая. Тряс руку от радости встречи.
- Дядя Юра! А где мой ЗИС?
- Его сдали в металлолом, никто не пожелал на нем работать.
- Ай-я яй! Что ж Вы натворили? Вдруг я дослужусь до маршала, поставили бы ЗИС-375 на постамент и написали табличку: «На этом автомобиле работал маршал Советского Союза НИКОЛАЙ СТЕПАНОВ».


Рецензии