На смерть Архиепископа Хризостома

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

НА СМЕРТЬ АРХИЕПИСКОПА ХРИЗОСТОМА.

АРХИЕПИСКОП ХРИЗОСТОМ, который до мая 1967 года был Архиепископом Афинским и Предстоятелем Элладской Церкви, скончался в воскресенье Пятидесятницы, 27 мая (9 июня) 1968 года. Один из последних оплотов бескомпромиссного Православия в Греческой Церкви, он посвятил свою жизнь защите Святого Православия и служению греческому народу, особенно проявив себя в последние годы своей жизни, когда был Предстоятелем, как энергичный противник модернизма и отступничества в Церкви.

Родился Фемистоклис С. Хадзиставру, сын торговца нефтью, в 1880 году в Айдыне (Малая Азия), с отличием окончил Богословскую школу на острове Халки. После рукоположения добровольцем отправился на службу в Восточную Македонию, находившуюся тогда под властью турок, и, находясь там, помогал организовывать греческие боевые отряды. Турки приговорили его к четырем годам тюрьмы, но он бежал в Лозанну, Швейцария, где учился в течение 18 месяцев.

В возрасте 30 лет он был посвящен в епископы, а через три года получил свою первую кафедру – Филадельфию (ныне Аласчир, Турция). Его постоянная патриотическая деятельность возмущала турок, и в 1914 году он был приговорен к смерти по обвинению в поддержании тайных контактов с черкесскими повстанцами. Благодаря вмешательству из-за рубежа приговор был заменен на год домашнего ареста.

В 1922 году, когда греческая армия потерпела поражение от турок в Малой Азии, архиепископ Хризостомос (в то время митрополит Эфесский) был захвачен турецкими иррегулярами, но ему удалось бежать с помощью капитана британского крейсера. Два года спустя он недолго служил митрополитом в Верии-Наузе, а затем возглавил новообразованную епархию Каваллы, главного порта Восточной Македонии, где прослужил 38 лет.

В 1962 году, в возрасте 82 лет, он был избран Архиепископом Афинским и всея Эллады и в течение пяти лет играл ведущую роль в борьбе православных против унии и отступнической политики Константинопольского патриарха Афинагора. Когда он впервые услышал о встрече Патриарха с Папой Римским в Иерусалиме в январе 1964 года (которая включала совместную молитву и другие неканонические действия), он немедленно выразил протест и призвал к проведению бдений и служб по всему городу Афины в знак протеста, сам возглавив бдение в монастыре Петраки в Афинах. Он обратился к Святой Горе и получил в ответ прокламацию, подписанную многочисленными настоятелями и монахами в поддержку его твердой позиции в защиту Православия (напечатана в книге "Против ложного единения").


† Архиепископ Хризостом.


В декабре 1965 года он вновь протестовал против "снятия" Патриархом анафемы с Латинской церкви, официально заявив, что "акт снятия отлучения со стороны Вселенского Патриарха не имеет силы для Вселенской Православной Церкви. Отлучение Римской церкви как еретической является общеправославным актом, подтвержденным в соответствии с канонами Православной Церкви всеми Православными Церквами..."

Враги архиепископа карикатурно изображали его жестким, узколобым фанатиком, но на самом деле он до конца сохранил пламенную ревность и открытое сердце своей юности. Когда он получил греческий перевод красноречивого письма-протеста митрополита Филарета (Русская Зарубежная Церковь) против снятия анафемы, он так обрадовался, что вскочил из-за стола и вышел в коридоры, радостно крича, чтобы все в архиепископии пришли и увидели его. И снова в переписке с кардиналом Беа он изложил свою позицию смело и вежливо, но не с той ложной вежливостью, которая требует предательства Веры. Он цитировал латинские документы, доказывающие неискренность самих латинян, и доказывал на основании энциклик Папы, почему "диалог" невозможен, поскольку необходимым условием для него должно быть признание папского примата.

В самой Греции он с пониманием относился к старостильникам, в отличие от некоторых своих предшественников, преследовавших их. С точки зрения строгого Православия, его приверженность новому календарю (требуемая Греческой Церковью) и контакты с Московской патриархией можно считать его главными недостатками.

Одним из его последних официальных действий было приведение к присяге нового кабинета министров после захвата власти в апреле 1967 года. Через несколько дней, возглавляя процессию Великой Пятницы в Афинах, он упал с сердечным приступом и был госпитализирован. Через месяц он был неканонически смещен новым правительством. Он быстро оправился от болезни и провел последний год в уединении в своем доме недалеко от Афин.

Его преемник, архиепископ Иероним, проводит активную экуменическую линию и уже многое сделал для того, чтобы свести на нет труды и влияние архиепископа Хризостома.

Таким образом, Православная Церковь потеряла одного из своих современных поборников – по сути, почти последнего крупного иерарха за пределами Русской Зарубежной Церкви, открыто выступавшего против современного экуменизма и апостасии. Дай Бог, чтобы в Церкви Греции, как и в других странах, еще были другие!

МОНАХОВ АФОНА ВЫНУЖДАЮТ ПОМИНАТЬ ПАТРИАРХА АФИНАГОРА.

"10 ноября 1967 года [светский] губернатор Святой Горы направил святой общине Афона документ, в котором сетовал, что в некоторых монастырях прекратилось поминовение Вселенского Патриарха с начала филопапских галантностей и рискованных прыжков Патриарха, и обращал внимание на то, что это поминовение должно быть введено принудительно... В заключение он сказал, что если святая община не навяжет этого сама, то он сам вмешается, ибо он, как надзиратель за соблюдением обычаев Святой Горы, не может допустить продолжения этой незаконной ситуации, делая себя, таким образом, соучастником, а не карателем тех, кто отклоняется. Поэтому, если Его Преподобие колеблется или не в состоянии принять решения, которые могут оказаться болезненными, он будет обязан по закону погасить бунт, приняв необходимые меры". (Перевод из "Голоса Православия", 1 июля 1968 года).

Согласно более позднему неофициальному сообщению, шесть монахов были изгнаны правительством со Святой Горы за отказ поминать Патриарха, а другие – вскоре тоже. На это голос верного Православия отвечает (о. Василий Саккос в La foi transmise): "Ничего не бойтесь, братия, ибо по милости Божией наши монахи знают не только как жить в Православии, но и как умереть за него". 10 октября 1274 года 26 монахов были заживо сожжены латинофилами в монастыре Зограф [см. "Православное слово", 1967, № 4, с. 138]... Согласно 15-му канону Первого и Второго Собора, православные христиане обязаны, как только иерарх проявит еретические идеи, отделиться от него, не дожидаясь его соборного осуждения. Такое отделение не считается расколом, а скорее является защитой от настоящего раскола и ереси, угрожающих Церкви. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес.2:15)". (La foi transmise, Женева, авг., 1968).


Рецензии