Воспоминания матери

Основано на реальных событиях.

  Маленькая худенькая старушка лежала, обложенная подушками, на большой кровати. Выражение доброго лица её, обрамлённого венчиком седых волос, и всё ещё прекрасных карих глаз, было тревожно и печально. Она закрыла глаза: «Неужели снова будет война?». Страшные события прошлых лет, о которых хотелось забыть, вдруг с новой силой всплыли в её памяти.
  Вновь она видела себя маленькой семилетней девочкой, прижавшейся к военной форме отца, горькие слёзы матери, сгорбленную фигурку бабушки, крестившей в спину сына, уходившего на фронт, и эти долгие, мрачные, голодные военные и послевоенные дни и беспокойные ночи - печальные годы её детства и юности.
  Вспоминала свой страх, и ужас родных, когда их деревню оккупировали враги и стали заселяться в лучшие дома. Поселились и в их добротном доме, который строил ещё её прадед. Они заняли большую комнату, а их троих вытеснили в кухню. Немцы требовали на стол лучшие продукты: свежее молоко, сметану, убивали кур, резали свиней, вели себя, как хозяева. По вечерам офицеры собирались шумной компанией: пили шнапс, пели на своем языке песни, заводили патефон с военными маршами. Бабушку заставляли им прислуживать. Мама старалась как можно реже попадаться им на глаза, она продолжала работать на ферме и домой возвращалась только к вечеру. Женщины вели себя тихо и их не трогали.

  В деревне немцы пробыли недолго, - около двух месяцев, но при отступлении ночью её сожгли. Поджигать стали с крайних домов, - торопились, и это помогло многим жителям спастись. Люди в панике хватали из домов самое ценное и бежали вперёд, предупреждать остальных. По дороге в темноте, подсвеченной пожаром, двигалась вереница беженцев: женщины несли на руках маленьких плачущих детей, пожитки. Кто-то гнал испуганных, орущих, спасённых животных, ковыляли старики, лошадь тащила перегруженную подводу с детьми постарше и выхваченными из огня вещами…
  В тот год выдалась суровая зима, морозы около 40 градусов и все спасшиеся жители собрались в одном, чудом уцелевшем доме на окраине деревни. В дом набилось столько народу, что можно было только стоять, прижавшись друг к другу. Стояли всю ночь до утра.
  Дальше начались мытарства по другим деревням, по родственникам, которые длились довольно долго, пока они не вернулись обратно к себе. Жить пришлось в бане, которая не пострадала от пожара из-за территориальной отдалённости…

  В комнату вошла старшая дочь старушки, прервав её воспоминания, с беспокойством взглянула на лежавшую с закрытыми глазами мать: «Ты в порядке, мама?»- старушка открыла глаза и улыбнулась: «Всё хорошо, дорогая.»

  ...Она уже ходила в третий класс, в школу в соседней деревне, когда пришло извещение о пропаже отца без вести. Мать не хотела верить в гибель мужа... Бабушка беспрестанно молилась перед сохранённой иконой Божьей Матери «Знамение». Надо было продолжать жить и работать.
  Работы в колхозе было много. Платили трудоднями. Женщины на себе пахали землю, сеяли, растили хлеб. Детей, школьников, тоже привлекали к работе – девочка отвозила на своём бычке, на телеге, мешки с зерном в пункт назначения, полола грядки колхозные, урожай собирать помогала. Все трудились во имя Победы. Трудно было очень: холодно, и постоянно хотелось есть. Одежды не было, мало что удалось вынести матери из горящего дома, купить не на что. В обносках ходила. Особенно было плохо с обувью, летом-то и босиком можно, а зимой...

  После войны подростком в город учиться уехала, поступила в ремесленное училище. В общежитии жила - пятьдесят человек в комнате! Тут свои трудности. И опять голодно было, из-за этого дальше учиться не пошла. Уж потом отъелась, когда работать стала. Кто страдал - хлеб на помойку не выбросит, и одежду бережёт. Знает им цену. После учёбы на завод направили, по специальности. Замуж вышла, детей родила. На одном заводе всю жизнь и проработала, сорок пять лет стажа. Депутатом района, без отрыва от работы, несколько лет была. Правительственными наградами отмечена, орденами и медалями, за труды свои.
Трудную и достойную жизнь она прожила, а теперь состарилась. Страшно ей за детей, за внуков и за правнуков...
  Неужели опять война и страдания? Нет! Нельзя допустить этого !!!

27.04.2024


Рецензии