***

Луша
Эрзянская сказка


Давно это было, еще при царе батюшке.


- В одном мордовском селе жила молодая семья.
Муж – косая сажень в плечах – богатырь.
Жена же, - тростиночка.
Оба раааааботяяяяящие.
Первенцем у них родилась дочка: все по поговорке: первая – нянька, а вторая – лялька.
Но, вот незадача.
В семье потом рождались одни девочки.
А по деревенскому укладу, на особей женского пола, наделы земли тогда не полагались.
Вот и питалась вся семья с маленькой полоски, что главе семьи сход выделил.
Старшая из дочерей по имени Луша, пошла в отца: высокая, ладная, да и лицом хороша была.
А так, как мужских рук не было, то и ходила она с батей: и на заготовку дров в лес, и на поле.
В общем, всю мужскую работу они тянули вдвоем.
Остальные девочки были в мать – «Дюймовочки».
Зная, что приданного у дочерей не будет, родительница с детства приучала их к труду.
Сама бралась за любую подработку, да и подрастающих дочек привлекала.
А сельчане охотно шли к Глаше со своими требами: кому спрясть лен или шерсть, кому соткать, а кому и связать что..., так как знали, что делает она все на совесть….
Так и росли в семье не белоручки, не лелеяла детей мать, зная, что ожидает бесприданниц….
А дом свой содержали они в такой чистоте, что кумушки, когда оглядывали окна соседей перед Пасхой, поговаривали:
«Ну, уж краше, чем у Глаши, окон и занавесок нет. А крыльцо то, блестит, как масло».
И добавляли: «Всем девки у ней хороши, да только нет за ними ничего. Только, если вдовец приведется.
- Даааа…, такая уж доля у Глафиры».

……………………….
У мордвы есть один древний обычай - перед Троицей, в деревню со всего мира съезжалась родня, чтобы почтить своих предков.
В эти дни сельчане могли встретить земляков, которые давно обосновались на просторах России матушки, но приехали «домой» на Великую Родительскую субботу.
На деревенском кладбище, независимо от погоды, всюду жизнерадостные лица и приветствия на родном языке:
-«Кода кувать минь эзинек нее!»….
«Кода кудораськеть?»……
Хозяйки напекли круглые, как солнце блины «алпачалги», чтобы помянуть всех упокоенных сродников.
А прямо на могилах родных, люди устраивала «тризну» - поминовение едой.
……………………..
Там, - на погосте, и произошла судьбоносная встреча, которая круто изменила судьбу всей семьи Глафиры.
……………….
Она с детьми и мужем тоже пришла на родовое погребение: где покоились весь её род по линии матери и отца.
И по обычаю, прямо на могилках, расстелила она скатерти с вышитыми петухами, разложила румяные блины, яйца и прочую снедь.
К ним подходили дальние родственники: и всех Глафира угощала  праздничной снедью.
Среди подошедших, был и Глашин кум.
Он похвалил её дочек, спросил о том, о сем, а потом и говорит:
- «В городе у меня есть лавка торговая.
- Мне там своооой человек нужон.
- Кума, а дай-ка мне твою старшую на выучку. Не обижу: еда, проживание мое, да и четыре рубля положу, все семье помощь будет».
На том и порешили.
С плачем проводила мать любимую дочку.
Отец успокаивал: «Не на край же света едет. Город рядом. На базар поедем и повидаетесь».
………………
Прошло года два.
По весне приезжает кум, и не один, а с супругой.
Нарядные, да с подарками.
Мать знала, что дочь она воспитала совестливой и работящей, и за неё стыдно не будет.
А тут, оказывается сватами прибыли гости дорогие.
По душе им пришлась Луша и решили они женить своего единственного сына на ней.
Повенчались молодые и сыграли свадьбу в городе.
Отец и мать довольны, что дочка в хорошую семью попала и в городской суете не потеряла себя.
А там и младшие доченьки, - одна за другой повыходили замуж за городских парней: Луша их всех пристроила около себя.
……………….
Все дети живут хорошо: мать с отцом довольны.
Вот только у Луши со Степаном деток нет и нет.
Отец, печалясь, приговаривал: «Видно от тяжелой работы, наша дочка повредилась по женской части. Вон сестры моложе её, а все в детках.
Ох, и доля досталась нашей Лушеньке».
…………………..
Как-то весной - по распутице, приезжают родители к дочери.
Мать вся в слезах и слова вымолвить не может.
Луша всполошилась: «Что случилось? Аль беда какая?».
Повинилась родна матушка и говорит:
- «Лушенька, напасть - то какая. Дети взрослые, а я понесла. Что делать, то? Засмеют в деревне».
Дочь повеселела, да и говорит родителям: «Бог такое счастье дал, а вы плачете. Дитя я себе заберу. Отпрошусь у свекрови на месяц, вроде ухаживать за тобой, а приеду в город уже с ребенком. Я же полная, никто и не поймет. Да и муж, - рад будет».
………………..
Успокоила Лукерья родителей, уехали они восвояси, а она стала свой план реализовывать: платье пошире одевает, солененькое все из погреба потаскивает. Слуги сообразили, да и весть добрую разнесли: «Молодая хозяйка – то на сносях».
А вскоре из деревни пришла весть: мать «приболела».
Луша быстренько собралась в дорогу.
А Степан с матерью отговаривают её: «Пускай сестры едут, куда ты в положении – то?
Растрясёшься».
Луша успокоила их, говоря: «Я тихо ехать буду, проведаю только».
Все получилось, как она планировала.
Повитуха сделала все, как просили.
Родился здоровый крепыш, но мать как в знаменитой сказке: "тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне … - умерла".
Похоронив родительницу, Лукерья в трауре, но с сыночком Иваном на руках, вернулась в город.
А то, что молока у родившей нет: «Так беда то какая случилась, вот от горя и перегорело оно у молодки», - судачили работницы.
……………….
Время быстро идет, а чужие детки растут еще быстрее.
Вот и внук – богатырь, - на радость бабушки и дедушки уже бегает.
Степан то и не нарадуется: «Иванушка мой, в Лушеньку - богатырь».
Одна Лукерья покоя не знает, глядя на сына:
- Ни к какой работе у наследника тяги нет.
- Как гармонь заиграет, так он на пляски, да и в хоровод с девчатами….
- А то и в драку полезет.
- Беда с ним, да и только….
- И решила она, - послать его на учебу в столицу, думая, может там образумится дитятко.
……………..
Прошло полгода и приходит им казенное письмо, в котором плохое известие: - Иван пропал из училища.
Изгоревалась мать:
- «Единственный сынок: радость и свет жизни - сгинул.
- Может связался с лихими людьми?
- Где его искать?
-Ох, сама виновата, - не доглядела.
- Плачет и приговаривает: «Живой или мертвый?».
……………….
Однажды говорит ей свекровь: «Езжай-ка, ты дочка, к старице, узнай про нашего Ванечку…. Говорят, уж очень сильна там монашка…».
Вот и поехала Лукерья с младшей сестрой.
Попали они в тот монастырь.
Старица их приняла, но младшую выпроводила из кельи, сказав:
«С тобой, Луша, буду говорить: с глазу на глаз».
Не успела страдалица и рот открыть, как монахиня ей говорит:
«Брат твой жив: у царя он. Долго ты его не увидишь, да и не надо тебе о нем печалиться. Другие заботы падут на тебя: дитя, ты под сердцем носишь.
Но, вот, что скажу, тебе еще: сироту - призри.
А теперь иди».
Но в след ей, опять крикнула: «Смотри, мимо сироты не пройди».
Приехала Луша домой, рассказала все домашним. Те обрадовались, ведь у самого Царя «служит» их сын и внук.
……………………
А Лукерье, тем временем, не дают покоя слова старицы: «Мимо сироты не пройди…».
Вот, прямо стучит в голове и все тут. Даже весть о ребенке под сердцем не смутили ее, так как думала, что женская ее доля уже закончилась, и потому слова монашки, она и пропустила мимо ушей….
А, тут пронзила ее мысль: «А, - моя покойная матушка, - понесла сынка тоже в возрасте».
Пошла Лукерья к врачу, а тот подтвердил беременность, да и успокоил, сказав:
- «Какие твои годы, родишь, как библейская Сарра».
Муж «кокорем» ходит от счастья: «Жена опять беременна».
По обычаю пошла Луша в храм Божий, чтобы помолиться Богородице, а у самых ворот, вдруг слышит голос: «ava (ава)».
Обернулась и видит девочку лет трех в жутких лохмотьях, которая тянет к ней ручонки и зовет: «ava (ава)».
И, вдруг, - ясно услышала голос старицы: «Сироту не обидь, мимо не пройди…».
Подхватила она девочку на руки, обняла ее и поспешила домой.
Затопили баньку: девки помыли сиротку, а лохмотья её сожгли.
Луша уложила девочку в постельку, накрыв её своей шалью.
В ночь дите заметалась в бреду.
Вызвали врача.
Он осмотрел ребенка, прописал лекарство. И, покачав головой, сказал: «И, что только не перенесла эта крошка?».
Неделю Лукерья не отходила от постельки больной. Но однажды очнулась от нежного голосочка: «Аваиньге».
С этого дня пошла сиротка на поправку.
Беспокоило Лукерью только одно: девочке года три, а крестика нет на ней.
Чья она?
Послала девок разузнать, что - да как?
Принесли они разговоры, которые еще больше озадачили Лукерью.
«Люди говорили, что сиротка появилась недавно.
- А, откуда?
- Никто не знает.
Правда, видели, что какая – то грязная старуха около неё вертелась».
Тогда Лукерья пошла сама. Разыскала эту пьяницу и вызнала все.
Старуха призналась, что «Девочку она нашла на дороге. Одета та была по - городскому. Всю одежку её  поменяла на водку, вот только не успела крестик с образком продать: трактирщик не взял».
«Купи, - не дорого отдам», - дохнув перегаром, прохрипела пьяница.
Лукерья дала ей денег и забрала святыни.
А потом сама пошла в трактир.
Поговорила с хозяином и выкупила все вещи девочки.
……………………
- «На медальоне из серебра была изображена святая Анастасия, значит и имя девочки Настенька», - сделала вывод Луша.
Вещи, которые забрала у трактирщика, Лукерья тщательно исследовала и нашла клеймо знаменитой столичной мануфактуры.
А вскоре пришло время и ей самой рожать.
Боялась Лукерья, что, как и её мать, - помрет при родах.
Но старенький доктор настроил на благополучный исход.
 И в срок Луша разрешилась белокурой дочуркой…, которую окрестили с именем Матрона.
 
далее


Рецензии