Елка Раисы Кудашевой или княжеский подарок детям
- единственного светского праздника, смысл которого заключается в чудесах.
Начнем цикл новогодних эссе с истории по истине народного шлягера всех поколений.
Не каждый вспомнит слова государственного гимна, а слова этой песенки знают все.
Даже отпетые рецидивисты в фильме "Джентльмены удачи" поют этот хит.
Конечно же речь пойдет о знаменитой новогодней, если быть точным - рождественской, песенке "В лесу родилась елочка",
а также о ее авторе.
История "Елки" - под таким названием текст песенки впервые увидел свет,
не похожа на сказку со счастливым концом.
Это скорее трагедия судьбы интеллигента, сюжет которой писало тревожное время.
Помните, у Булгакова:
"Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам - членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом..."
Наша героиня таким талантом обладала,
но будучи княгиней, и лично испытав весь ужас классовой ненависти,
оправдано боялась приобщения к писательской кормушки.
Однако нужда не ведает стыда и в 1941 году поэтесса попросилась в ряды собратьев по перу с единственной целью - получения продуктового пайка.
Устами инженеров человеческих душ ординарное событие сразу же превратилось в сплетню.
Вот как описывает его Вера Кельман, вдова поэта Николая Адуева, в письме к писателю Виктору Конецкому:
«В войну мой супруг пришел в Союз за пайком. Там он услышал разговор неизвестной старушки и секретаря Союза писателей СССР. «Раиса Кудашева. Вы по какому списку? Вы прозаик или поэт?» — «Я написала стихотворение «В лесу родилась елочка», — скромно сказала она. После этих слов старушка получила все по высшему разряду».
А Василий Субботин вспоминал, как однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Секретарь сказала, что ей, наверное, уже лет девяносто.
Та вошла, очень старая, дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал: «Вы действительно стихи пишете?» – «Писала, печатали когда-то». – «Ну хорошо, – сказал он, чтобы кончить это свидание, – прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений». Она благодарно посмотрела на него и своим слабым голосом стала читать:
В лесу родилась елочка. В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была…
«Так это вы написали?» – закричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочитал эти стихи и плакал, когда дошел до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок».
Фадеев вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А.Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
Дальше сарафанное радио, вернее глухой телефон меняли даты, участников и обстоятельства события, оставляя неизменными автора и его произведение.
Но, обо всем по порядку.
Маленькая Рая, урожденная княжна Гидройц, появилась на свет 3 (15) августа 1878 года в Москве,
в семье надворного советника Адама Осиповича Гидройца - чиновника московского почтамта, потомка древнего литовского княжеского рода.
Мать, Софья Семёновна Холмогорова, была дочерью статского советника, начальника одной из экспедиций почтамта.
Мать Раисы и трех ее младших сестер умерла рано, в возрасте 29-ти лет.
Дети остались на попечении отца.
Окончив частную женскую гимназию М. Б. Пуссель Раиса мечтала о безоблачном обеспеченном будущем,
Но в 21 год, в связи со смертью отца, принуждена была взять на себя заботу о трех младших сестрах.
Она поступила на работу учительницей в городскую школу, а в 1902 году получила место гувернантки в доме статского советника, князя Алексея Ивановича Кудашева, камергера императорского двора и инспектора по делам печати в канцелярии генерал-губернатора Москвы.
В начале зимы 1903 года, возможно, чтобы порадовать воспитанника, Раиса взяла перо и лист бумаги, и сочинила стихотворение.
Текст своего произведения она отнесла в редакцию журнала "Малютка",
где оно было опубликовано в конце 1903 года на первых страницах рождественского номера под названием "Елка":
"Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой...
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была.
Метель ей пела песенку:
"Спи, елочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Веселей и дружней пойте, деточки!"
Склонит елка скорей свои веточки.
В них орехи блестят золоченые...
Кто тебе здесь не рад, ель зеленая?..
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
На дровнях старичок.
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.
Веселей и дружней пойте, деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
Выбирайте себе, что понравится...
Ах, спасибо тебе, ель-красавица!.."
"Елка" не стало дебютом молодой поэтессы.
Первое свое стихотворение "Ручейку", она опубликовала под псевдонимом "А. Э"
в том же журнале «Малютка» в 1898 году.
Также под псевдонимами она печаталась в детских журналах: «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко».
Проникшись к девушке теплыми чувствами князь Николай Александрович Кудашев - пожилой вдовец, сделал ей предложение, которое она приняла.
Очевидно супруг поощрял творчество поэтессы, так как на годы замужества приходится ее сотрудничество с издательством И. Н. Кнебеля, одного из лучших в империи,
и выпуск собственных книг под псевдонимом "Р. К.".
Книга "Приход зимы. Зимние песенки" (1909) даже вошла в знаменитую "Подарочную серию" издательства.
Но их совместная жизнь длилась недолго,
вмешалась Первая мировая война.
На фронте погиб воспитанник Раисы Алеша. Сердце его отца не выдержало этого испытания, и в начале 1917 года скончался и князь.
Раиса Адамовна осталась единственной хозяйкой богатого двухэтажного каменного особняка в центре Москвы.
После октябрьской революции особняк, как полагается,
был экспроприирован победившим пролетариатом,
а хозяйка изгнана гегемонами.
Остаток жизни Ее Сиятельство проживет с родной сестрой Марией (Маней) в комнате коммунальной квартиры.
По воспоминаниям ее племянника Михаила Холмогорова:
"Их комната, скорее, походила на чулан, разве что окно имелось".
На хлеб насущный княгиня зарабатывала выдавая книги в городских библиотеках,
где не очень-то интересовались ее социальным происхождением.
А сочиненное ей стихотворение в это время жило своей жизнью.
В 1905 году журнал с "Елкой" попал в руки музыканта-любителя Леонида Карловича Бекмана, агронома по образованию.
Желая порадовать двухлетнюю дочку Верочку Леонид Карлович подсел к роялю и подобрал музыку к сокращенному им тексту. Так как Бекман не владел нотной грамотой мелодию записала его жена, знаменитая пианистка Елена Александровна Бекман-Щербина. Вскоре «Ёлочка» вошла в изданные супругами сборники песен для малышей «Верочкины песенки» и «Оленька-певунья». Авторство стихов в них указано не было, на обложке сообщалось лишь, что «слова заимствованы». Эти сборники выдержали не одно переиздание, а песенка стала по истине народной.
Дальше дадим слово племяннику Раисы Адамовны писателю Михаилу Холмогорову:
"При жизни Бекман на авторство стихов и не претендовал, и уже после его смерти по ошибке музыкального редактора на радио ему было приписано авторство слов. Так или иначе это обстоятельство возмутило Раису Адамовну, и в семье заговорили о ее авторских правах. А другое обстоятельство заставило не оглашать воздух возмущениями, а приступить к делу. Один наш родственник путем обмена въехал в писательский дом в Лаврушинский переулок, аккурат в соседний подъезд с чрезвычайно важным для пишущего человека учреждением – Управлением по охране авторских прав. И моя мама зашла туда просто посоветоваться.
Встретил ее азартный молодой тогда адвокат Марк Александрович Келлерман, который с жаром взялся за дело, казавшееся на первый взгляд весьма тусклым: журнал был малоизвестный, давно закрылся, подпись под стихами стояла с чужими инициалами, автор к тому же и фамилию сменить успел... Но Марк Александрович принадлежал к числу тех людей, для кого именно трудности и разжигали азарт. Кинулись по библиотекам – нигде нет, даже в Исторической. Все же в Ленинской библиотеке отыскался экземпляр «Малютки» за 1903 год, в домашних архивах – первоначальная рукопись «Елки», а по запросу Управления по охране авторских прав в ЦГАЛИ удалось найти документы о выплате гонорара. Дальше был суд, который М. А. Келлерман выиграл в пользу Раисы Адамовны. Все это заняло много месяцев, зато накануне 1941 года по радио объявили об исполнении песенки композитора Л. Бекмана «В лесу родилась елочка» на слова поэта Р. Кудашевой".
Перед самой войной в 1941 году в издательстве
- Mосква, Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, вышел
сборник песенок, сказок, стихов и рассказов "Ёлка".
Составительница сборника Эсфирь Моисеевна Эмден педантично перечислила всех авторов вошедших в книжку произведений.
Среди корифеев, таких как Пушкин, Некрасов, Блок, Маршак, Чуковский и имен которые мало что скажут современному читателю,
была упомянута Раиса Кудашева - сочинительница стихотворения "Ёлка".
Таким образом ее авторство было утверждено окончательно.
Вот эти обстоятельства и позволили нуждающейся Раисе Адамовне Кудашевой подать заявление на членство в Союзе писателей СССР,
исключительно ради получения продуктового пайка,
хотя слава должна была пролиться на Раису Адамовну золотым дождем.
Журналисты тоже не баловали поэтессу вниманием, пара статей на закате жизни - все, чем ограничилось их внимание к автору звездного хита,
без преувеличения могущего превзойти своим тиражом большинство платиновых дисков.
В 1958 году, когда поэтессе было уже восемьдесят лет,
в новогоднем номере журнала "Огонек" вышла короткая заметка журналиста Алексеева о Раисе Адамовне.
Да в 1963 году в газете "Вечерняя Москва", в номере от 30 декабря, вышла заметка журналистки Кляцко Л. "Когда родилась «Ёлочка»?
- вложившей в уста Раисы Адамовны фразу
«Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», -
оправдывавшую безразличие государства и равнодушие коллег.
— Раиса Адамовна плохо выглядела и почти ничего не слышала, за нее говорила сестра, — рассказывала позже автор заметки Лидия Кляцко. — Мне было так жалко этих старушек, что после выхода статьи я перечислила им весь свой гонорар...
Сейчас трудно достоверно установить действительное количество изданных Кудашевой произведений.
Бытует мнение, что помимо "Елки" перу мастера принадлежит около двухсот произведений.
Однако не подлежит сомнению их популярность, и не только до революции, но и в эпоху соцреализма.
До революции основным издателем произведений Кудашевой был Иосиф Николаевич Кнебель,
выпускавший сочинения автора "Р. К." с иллюстрациями разных художников:
А. В. Ложкина: ""Приход зимы" - 1909., "Беда петушка" - 1909.,
"Снегурка" - 1909., "Санки-самокатки" - 1910., "Деды пещерные" - 1909., "Вешние зорьки" -1913., "Как шалили Павлик с Неточкой " - 1910.,
Вильгельма Буша "Федька и Гришка, шалуны-мальчишки" - 1909.,
Дэвида Брета (Евгении Ричардс) "Бабушка Забавушка и собачка Бум" - 1906.,
Бесков Эльзы "Апрелечка. Весенняя сказка" - 1909., "Лесовички" - 1913.,
Сибил фон Олферс "Что с Маничкой было" - 1910.
В 1918 Кнебель был вызван в Совнарком к Ленину и после разговора с ним согласился возглавить комиссию по национализации собственного книжного имущества, что позволило ему продолжить выпускать книги по старым гранкам,
в том числе и стихи Кудашевой.
В 1922 году производство было передано вместе со зданием типолитографии вновь образованному издательству сельскохозяйственной литературы «Новая деревня».
В результате чего появлялись издания с необычными выходными данными,
типа- Санки-самокатки / текст Р. К.; рисунки А. В. Ложкина. — Москва : Новая деревня, 1910.
На книжных аукционах до сих пор попадаются "Санки-самокатки" и "Бабушка Забавушка и собачка Бум" издательства новая деревня 1923 - 1924 годов издания.
Советская детская литература была буквально переполнена крупицами творческого наследия Раисы Кудашевой.
В 1926 году одесский журналист и поэт Соснов, Яков Григорьевич
под псевдонимом "Дядя Яша" по мотивам стихотворения "Бабушка Забавушка и собачка Бум" Раисы Кудашевой
публикует собственные сочинения о приключениях этих забавных персонажей.
Вот небольшой перечень его экзерсисов:
Дядя Яша. Новые приключения бабушки-забавушки и собачки Бум / Рис. С. Гольдмана. Одесса: Светоч, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 80 к.
Дядя Яша. Новые приключения бабушки-забавушки и собачки Бум / Рис. П. Заболотского. Одесса: Светоч, 1927. - 12 с. - 40000 экз. - 15 к.
Дядя Яша. Новые приключения бабушки-забавушки и собачки Бум / Рис. С. Гольдмана. Одесса: Светоч, 1927. - 12 с. - 10000 экз. - 15 к.
Дядя Яша. Бум и звери. Одесса: Одессполиграф, 1927. - 12 с. - 20000 экз. - 9 к.
Дядя Яша. Бум и звери. Одесса: Светоч, 1927. - 12 с. - 50000 экз. - 9 к.
В 1931-м, за четыре года до инициативы П. Постышева о реабилитации Праздника Елки,
Павел Логинов-Лесняк, в книге «Когда идут корни»: писал:
«И трое нарядных детишек, взявшись за руки, тонкими голосками напевали (…) «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…».
В 1937 году С. Я. Маршак написал стихотворение "Пудель" - кальку с "Бабушки-забавушки и собачки Бум" Р. Кудашевой.
В рассказе Аркадия Гайдара «Поход» (1940). Малыш Алька разучивает марши, потому что «с такой песней, как «В лесу родилась елочка», никуда далеко не нашагаешь. И мотив не тот, и слова не такие...
Случались и обратные ситуации,
когда Раисе Адамовне приписывали чужие произведения.
Кудашеву считают автором стихотворения "Сказка про мышонка Тотика",
хотя на самом деле автор стихотворения Оношкович Ада Ивановна, и называется оно - "Мышенок и луна".
Впервые было опубликовано в 1924 году в книге "Мышенок и луна :Стихи для детей", авторов А. И. Оношкович и Памбэ.
вышедшей в московском Гос. издательстве тиражом: 3000 экз.
Несмотря на то, что сочинения Кудашевой заслужили подлинную народную любовь,
в СССР издавалось лишь два ее произведения - "Елка" и"Петушок"("Беда петушка").
Первым изданием, открывшим читателям подлинное имя поэтессы,
стал сборник "Ёлка". Москва-Ленинград, Детиздат ЦК ВЛКСМ 1941г.
В исходных данных книги значится - Сдано в производство 26.09.1940г.- что позволяет нам выяснить приблизительную дату установления настоящего имени автора скрывавшегося под псевдонимом "Р. К.".
Первое авторское издание вышло в 1948 г. в московском издательстве ЦДРИ, и называлось - "Елочка": Книжка песенка / слова Р. Кудашевой, муз. Л. Бекман, худ. В.И. Щербаков.. 12 с., тираж 100000 экз. — 2 р. 50 к.
В 1957 году издательство «Детский мир» выпустило книжку «В лесу родилась ёлочка» с иллюстрациями С. Бялковской.
В следующем году выходит книга - Р. А. Кудашева "В лесу родилась ёлочка" М.: Детгиз, 1958, иллюстрации Л. Рыбченковой.
Издательство "Малыш" прочно "сидело" на переиздании стишка "Петушок".
Первая книжка с иллюстрациями М. П. Митурича была выпущена в 1965 году.
Следующие сказки в стихах "Петушок" с рисунками того же художника выходили в
1968 г., 1971 г., 1975 г., 1991 г.
Уход из жизни 4 ноября 1964 года автора новогоднего мегахита для всех, кроме родственников, остался не замеченным.
Похоронили Раису Адамовну в Москве на Пятницком кладбище.
В 2006 году писатель Михаил Холмогоров установил на могиле своей тети памятник с бессмертными словами:
«В лесу родилась елочка…»
Скромная поэтесса прожила тихую и незаметную жизнь,
но своим творчеством - "Много, много радости детишкам принесла"!
Свидетельство о публикации №225021201734