Катюша и Алексей
21 июня 1941 года пошел с матерью в соседнюю деревню Безобразово на свадьбу к родственникам. А наутро 22 июня нарочные на лошадях уже развозили повестки. Жениха сразу забрали в армию.
Фашисты пришли в октябре. Расквартировались по домам. К Волковым поселили артиллеристов. Они были неплохие ребята, особенно Алекс. Как вспоминает Алексей Ананьевич: «Он меня уважал: терпел все мои выходки»…
А «выходок» у двенадцатилетнего Алеши было хоть отбавляй.
Когда Алекс ленился сходить за обедом, – посылал его. Кормили артиллеристов хорошо, и мальчик ходил за едой дважды: сначала своим принесет, а потом уже постояльцам. Если давали сладкое, – придумывал что-нибудь, чтобы они его не ели, и десерт доставался хозяевам…
За одну из выходок подростка чуть не расстреляли. А дело было так.
Их дом стоял у большака (то есть у дороги), и немцы, везущие продовольствие на фронт, который находился в пятнадцати километрах, остались в доме ночевать.
Когда все уснули, Алеша залез к ним в повозку. А там… роскошь: сливочное масло, шоколад, сигареты! Подросток забрал все. И прихватил карабин. Спрятал добытое в подпол. Немцы такой наглости не ожидали и утром проверять ничего не стали, уехали. Если бы возвратились, – неизвестно, что было бы. Но они не вернулись.
Обнаружилось все позже. У входа была гнилая ступенька. Один из немцев на ней сломал ногу. Ступеньку вскрыли, чтобы заменить. К тому времени от масла, шоколада и сигарет уже ничего не осталось. Но под полом нашли немецкий карабин… Вызвали старосту, хотели уже расстрелять мальчишку. Но тут в избу зашел комендант: он часто обходил дома. Узнав, в чем дело, он дал Алексею по шапке – так, что та слетела… Тем дело и кончилось. Чтобы не попадаться никому на глаза, парень просидел два месяца в подполе с крысами. В общем, отделался легким испугом.
Немцев выбили из деревни 23 марта 1943 года. К тому времени ни у кого из жителей не осталось ни лошадей, ни коров – всех фашисты порезали. Алеша свою лошадь два раза вызволял. На третий не успел. Чтобы пахать, в плуг впрягались по девять человек...
После Победы Алексей переделал легендарную песню про «Катюшу», наводившую на фрицев ужас. И вообще стал писать стихи. Многие посвятил любимой жене Софье Павловне. Они были знакомы с детства: учились вместе и даже сидели за одной партой. Она жила через речку в деревне Леонтьево, и Алексей каждый день ходил в школу мимо ее дома.
В 1952 году Алексей Ананьевич переехал в Химки, где к тому времени жили его мать и сестра, и поступил на Энергомаш. Там он пятьдесят пять лет проработал токарем.
Вот его «Катюша».
Потемнело небо голубое,
Затянули тучи небосвод.
Из завода ехала «Катюша»
По асфальту гладкому на фронт.
Вот к передней «Катя» подкатила,
Волоча снаряды за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты поднимали вой…
Разлетались головы и туши,
Дрожь колотит немца за рекой –
Это наша милая «Катюша»
Немчуре поет за упокой.
В страхе немец станет прыгать в яму,
С головой зароется в сугроб.
Но и там мотив его достанет,
И фашист станцует прямо в гроб.
Ты лети, лети, как говорится,
На кулички, к черту на обед
И в аду таким же дохлым фрицам
От «Катюши» передай привет.
Все мы любим милую «Катюшу»,
Любим слушать, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А бойцам отваги придает.
Отгремели выстрелы и взрывы,
Чист и ясен снова небосвод.
И вернулась милая «Катюша»
На пьедестал, на свой родной завод.
2010 г.
Свидетельство о публикации №225021201747