События у деревни Лесная сквозь время и пространст

Материал для конференции подготовила Стасенко Вера Сергеевна, старший научный сотрудник ГУК «Славгородский районный историко-краеведческий музей»
Вступление
Интерес к событиям Северной войны 1700 — 1721 годов всегда был очень высок. В ее сражениях, победах и поражениях решались судьбы народов и государств, определялся ход европейской, а во многом — и мировой истории. Результатом войны стало рождение новой России, прорубившей «окно», а впоследствии также широкие ворота на Запад [9].
Основной целью исследовательской работы является анализ  научных трудов российских, белорусских историков и краеведов, а также поисковых исследований местности, чтобы показать образ белорусского жителя, который страдал одинаково от обеих враждующих сторон. На основании проанализированных источников и литературы по выбранной теме: «События у деревни Лесная во времени и пространстве» предположила собственное видение ситуации.
Беларусь не раз встречала с запада незваных гостей [1, 3]. Более 300 лет назад на земле Белоруссии в пределах тогдашней Речи Посполитой гремела битва, которую Пётр Великий назвал “матерью Полтавской баталии”. В Северной войне она была самой упорной и продолжительной. Именно это сражение дало мощную закалку Русской армии и положило начало «великим успехам». С 28 сентября 1708 года белорусское селение Лесное (Лесная) вошло в мировую военную историю [1, 5].
 
Рис. 1. Теперь на месте былой битвы располагаются жилые дома сельчан и поля СПК «Лесная».
Войны всегда несли разрушение, разорение и глубокую скорбь народу. Величие царствующих персон и вельможей не умело видеть страдания и потери простого народа, который был, втянут не по своей воле в круговорот военных столкновений.
Каковы же предпосылки и причины, приведшие к началу Северной войны? И опять-таки в сложившейся сложной ситуации между странами, проявляется человеческий амбициозный характер.
Молодой король Карл ХІІ, «величие и громкость славы, которого возбуждали страх и удивление Европы» (так говорил позже прусский монарх Фридрих ІІ), считал себя и своё королевство жестоко оскорблённым нападением в 1700 году с трёх сторон Дании, Саксонии и России. Он полагал своим долгом нещадно карать нарушителей мира. Выбив из войны Датское королевство и Саксонию, поставив на колени Польско-литовское государство, шведский самодержец объявил войну на смерть России. (Рис. 2. фото Левенгаупта)
Если Пётр І хотел отвоевать только выход к Балтике, то целью Карл ХІІ был полный разгром Русского государства [1, 5-6].(Рис. 3. фото Петра)
«Великое лихолетье» для жителей белорусских земель.
Территория белорусских земель стала ареной военных стычек двух враждующих между собой сторон. Кроме этого междоусобная борьба магнатских группировок не меньше разоряла крестьянские хозяйства, что негативно сказывалось на экономическом развитии белорусских земель.
 
Рис. 4. Территория белорусских земель в годы Северной войны
В материалах Николая Борисенко дано историческое исследование о событиях Северной войны, в котором автор отмечает, что военные действия между русской и шведской армиями проходили на Могилёвской земле.
События на территории Беларуси и Могилевщины летом 1708 года вынудили шведского короля Карла XII изменить свои стратегические планы похода на Москву через Смоленск [3, 5].
Под Кричевом в 1708 году стоял лагерь русских войск во главе с Петром Первым.
3 июля 1708 года возле деревни Головчин Белыничского района прошло сражение, в котором победу одержал шведский король.
7 июля шведы заняли и разграбили город Могилёв. После того, как Могилев был ограблен шведской армией, сохранились дома, торговые лавки, храмы и другие строения.
А 8 сентября 1708 года уже русские войска вошли в город Могилев [2, 5]. После ухода шведской армии русский царь Пётр Первый, будучи не довольным могилёвскими жителями за то, что они давали шведам провиант и денежные контрибуции, приказал татарскому и калмыкскому полкам «выжечь город Могилев». В народной памяти с того времени осталась поговорка:  «Скуль маскалі, а скуль швяды: дзе падзецца ад такой бяды» [2, 13].
На пути своих побед и поражений обе армии нещадно грабили и разоряли, сжигали и убивали местных жителей без всяких на то причин.
Население разорялось в равной мере шведскими, русскими и польскими войсками. Король считал, что война должна кормить себя и не отказывался от своего кредо, высказанного в письме Реншёльду в июне 1703 года: «Брать и выбирать всё, что только возможно, пусть край терпит, сколько хочет…» [1, 21]. «По прямым приказам Карла выжигались деревни, опустошались поля, угонялся скот и уничтожался любой, кто осмеливался сопротивляться» - отмечал историк Р.Фрост [1, 22].
Военная необходимость заставляла Русскую армию немилосердно разорять полосу в сотню километров перед шведским воинством. Сараи, хатки, не укрытый фураж и хлеб сжигались. 10 марта 1708 года генерал-майор М.М.Голицын писал царю, что в районе Долгиново жители из местечек и деревень разбежались по лесам и всё разорено, кое-где бродит мелкий скот, зерна в ямах, которым кормили драгун и солдат, обнаруживается очень мало[1, 23].
Таблица 1. Суточная норма питания по уставу [1, 22]:

Рацион Шведского солдата Русского солдата
Хлеб (гр.) 850 811
Мясо (гр.) 850 409,5
Масло или сало (гр.) 200 -
Крупы (гр.) 500 400
Водка (гр.) ? 100-200
Пиво (л.) 2,5 2,5

Учитывая, что на белорусской земле главная армия короля пробыла 8 месяцев – с 26 января по 25 сентября, а корпус Левенгаупта 2 месяца – с 9 августа по 30 сентября, можно предположить, какой внушительный запас продовольствия уничтожался в сутки главным 35-тысячным и курляндским 13-тысячным армиями. Только мяса и хлеба ежедневно солдаты должны были съедать по 32,3 тонны.
Бесчинства шведов на белорусской земле описаны в различных источниках. Например, в «Истории Белоруссии в литературных образах»: «Босой мальчик в длинной холщовой рубашке и широких штанах, услышав за своей спиной топот, заметался и с жалобным криком бросился в кусты…
- Пуганный, сердито сказал поручик. – Послушай, парень, мы тебя не тронем! Мы свои!..
– А я не парень, произнес сиплый голос, - я хлопец.
Поручик улыбнулся.
– Всё едино… из какой деревни, хлопец?
- Из Смолятичей. Сгорели мы.
Всадники посмотрели назад, на обугленные срубы.
- А люди где?
- Разбежались. Вечером пришли конные, старосту вытянули на правеж. «Куда, говорят, хлеб спрятали? Где у вас ямы» А староста не сказал. А они его тесаками порешили. Пошли по избам, добро хватают, людей тащат. И всё лопочут не по-нашему. Кафтаны на них синие с жёлтыми пасами… » [4, 77].
Отношение к русским и шведам у местного населения было двояким.
 
Рис. 5. Засада на шведское войсковое подразделение
Накануне сражения у деревни Лесной 10 сентября Пётр получил известие, что Карл перешел реку Сож и устремился к Украине. В тоже время узнали, что Левенгаупт поспешно от Риги идёт на соединение с Карлом [7, 138].
15 сентября получил известие о скором приближении Левенгаупта. Пётр поспешил его настичь. Указатель пути, жид подкупленный, уверял, что Левенгаупт ещё Днепра не перешел, хотя уж было совершено 3 дня тому назад. Жид был повешен [7, 139].
Чтобы ввести противника в заблуждение, хитрый Левенгаупт подослал шпиона в «корволант» Петра І, стоявший в селении Романово. Прикинувшись местным жителем, тот сказал:
- Шведы ещё за Днепром. Их солдаты намереваются идти к Орше.
Царь поверил этим сведениям и направился к Орше. Однако ему удалось перепроверить ложную информацию: от шляхтича Петроковича стало известно, что шведы переправились через Днепр у Шклова… Пётр І бросился в погоню… приказ царя был краток: спешить к деревне Лесной [5, 12].

Рис. 6. Схема расположения и направления действия войск в Лесной

Возле д. Лесная, 28 сентября 1708 года, русские войска разгромили шведский корпус генерала Левенгаупта, который шел на помощь Карлу ХІІ. [2, 9].
Местные жителей были на стороне православного христианского воинства. Это не менее важный аспект, который влиял на ход военных действий.
Еретиков-шведов белорусский народ воспринимал не только как чужеродную, но сатанинскую силу: «где этот Люцифер со своим войском шел…, везде был голод и долгие годы неурожай на полях. Поэтому крестьяне после них освящали свое пашни, кропили их святой водой и совершали молебен» [1, 31].
 
Рис. 7. «Сражение при Лесной» Жан-Марк Наттье, 1717 г.
Накануне битвы на кладбище в Лесной стояла небольшая деревянная церковь. Шведы включили её в линию укрепления. Звонницу они использовали как наблюдательный пункт. В ходе сражения церковь была сильно повреждена ядрами. На следующий день после битвы царь Пётр І распорядился возвести новый храм «в знак благодарности Богу за дарованную викторию».  Местные предания утверждают, что государь лично участвовал в постройке церкви, которая получила название «Царской» [8, 5-6]. (Рис. 8. фото церкви)
После сражения русские находились в Лесной три дня. Там они отметили победу «при трехкратной стрельбе из орудий и ружей». После этого Петр I направил всю конницу через Гомель на Украину, а сам с пехотой, обозами и пленными пошел в Смоленск. [3, 11].
В Чаусах он посетил генерал-поручика принца Дармштацкого, тяжело раненного под Лесным [7, 140].
12 октября 1708 года остатки частей Левенгаупта соединились с армией короля. Однако еще долго между Сожем и Днепром блуждали, как одиночные шведские солдаты, так и значительные отряды. Некоторые из них, с большими трудностями смогли добраться до Орши и Шклова, где были захвачены местными жителями или сами сдавались в плен. [3, 10].
События у деревни Лесная в устном народном творчестве по своему передают итог битвы.
Бітва пад Лясной (Текст приводится на языке оригинала).
Швед, разбіты пад Лясной, трапіў у балота Чыстая Лужа.
Там патанулі ў дрыгве яго гарматы, коні, людзі, а галоўны начальнік іх – Левенгаупт – кінуўся цераз Брадзілаў мост на Прапойск.
Прапойскія перавознікі (паромщики) на вачах у шведаў хутка знішчылі паромы на Сожы…
У той жа час на левым баку Сожа, у Старынцы і Краснаполлі, з’явіліся казакі. Яны не дапусцілі шведаў да пераправы і пагналі іх далей, на Рудню…
Тут шведы пакідалі сваё ваеннае снаражэне ў балота і разбегліся па лясах, ратуючыся ад пагоні рускіх…
Начальнікі шведскія кінуліся да Сожа, закапалі там, пад сасновым крыжам, купу золата і срэбра…
І давай уцякаць па слядах свайго караля [4, 78].
300 лет спустя.
Память о победе при Лесной была увековечена:
- возведением величественной мемориальной часовни и памятника на месте битвы,
- памятными медалями, а также в почетном названии 197-го Лесного пехотного полка российской армии,
- постройкой  90-пушечного линейного корабля «Лесное», сражавшегося на Балтийском море в XVIII веке. [3, 11-12].
Накануне празднования 300-летия битвы у деревни Лесная в июле-августе 2008 года Могилевское отделение общества охраны памятников истории и культуры организовало поисковую экспедицию по местам боевых действий. Возглавлял ее работу Николай БОРИСЕНКО руководитель поискового историко-патриотического клуба «Виккру».
В экспедиции принимали участие историки, работники местных и столичных музеев и несколько краеведов-энтузиастов.
Задачи были поставлены такие: «привязать» к местности архивные карты-схемы, использовав для этого сохранившиеся на протяжении трех веков топографические ориентиры, и с помощью инструментальной разведки определить место былого сражения. Кроме того, рассчитывали собрать подъемный материал для будущего музея поисковой работы и провести поиск захоронений российских воинов.
Для поиска на местности использовались металлоискатели российской фирмы «Стерх», американской — «Гаррет» и очень чувствительный прибор «Эксплорер SE» ирландской фирмы «Минелаб».

 
Рис. 9. Экскурсию по былому месту сражения проводит историк-краевед, житель д. Лесная Дмитрий Дальков. 2007 год
Эта материальная база дополнялась информационной подготовкой. Накануне экспедиции ее участники изучили имеющиеся источники и литературу по теме, карты-схемы и коллекции областного краеведческого музея им. Е. Романова, консультировались с историками-специалистами по этому периоду.
Местность у Лесной сегодня значительно изменилась. На месте былых дремучих лесов теперь расположены поля СПК «Лесная». Значительно обмелевшая речка Леснянка превратилась в болотистый ручеек, но русла не изменила и продолжает нести свои воды в Проню. За столетия обросла многочисленными легендами «Чистая лужа» — болотистая территория между Лесной и Пропойском, где Левенгаупт, отступая, будто бы потопил пушки и часть обоза с драгоценностями.
 
Рис. 10. На поле битвы сегодня
Тем не менее, при желании несложно сориентироваться на местности и реконструировать события трехвековой давности. Сохранившиеся дорога на Лопатичи, холмы, русло Леснянки и впадающий в нее безымянный ручей, а также построенный почти столетие назад храм св.Петра и Павла позволяют представить картину событий. Храм возводился в 1908 — 1912 годах на тогдашней северо-западной окраине деревни, непосредственно перед бывшим шведским полевым укреплением — вагенбургом. А основной бой происходил там, где сейчас располагаются дома и огороды разросшейся деревни Лесная и возводимого там агрогородка.
 
Рис. 11. Установка памятника в Лесной после реконструкции. Август 2008 г.
Результаты поиска:
Инструментальная разведка и поиск вещественных «следов» боя проводились в радиусе 500 — 1500 метров от храма-часовни. Сейчас на этой территории находятся луг, пастбище, заболоченный берег речки, небольшие перелески и дорога на Лопатичи. Нам удалось на лугу на окраине строящегося агрогородка, опушках перелесков и пастбища с помощью металлоискателей обнаружить на глубине от 5 до 30 см до двух десятков мушкетных и пистолетных свинцовых пуль разного калибра. Причем мушкетные — двух типов: с отливом — «хвостиком» и без отлива. Найдена также одна штука железной картечи от пушечного ядра и несколько металлических фрагментов от военной амуниции и снаряжения, которые нуждаются в изучении [9].
 
Рис. 12. Мушкетные пули и фрагменты амуниции, обнаруженные на поле у Лесной во время поисковой экспедиции в июне 2008 года
Захоронений ни российских, ни шведских воинов обнаружить не удалось. За исключением условной могилы русских солдат на сельском кладбище, которую в свое время описал еще историк и археолог Евдоким Романов.
Но есть два объективных обстоятельства, которые невозможно обойти. Это, во-первых, сохранившийся отчет о потерях русских войск по каждому из полков, составленный сразу после боя. Только убитыми в нем значатся почти 1 тыс. человек без учета корпуса Боура.
И второе. При всем разнообразии версий все они сходятся в одном: планы Карла XII после Лесной радикально изменились. И этот факт говорит сам за себя.
Нельзя забывать и о том, что для самих шведов Лесная — событие вовсе не рядовое. На протяжении многих десятилетий, даже тогда, когда наши страны разделял глухой «железный занавес», место сражений регулярно навещали официальные лица этой страны и потомки участников Северной войны. Для них это событие — одно из ключевых в судьбе Швеции.
Работы в Лесной и на окружающей местности проводились в течение трех полных световых дней. Обследовано около 2 кв. километров территории. Не считаться с этими результатами нельзя.
Вместе с тем вопрос остается открытым. В сражении участвовало 25 — 30 тыс. человек с обеих сторон. Были тысячи погибших. Однако нами обнаружен лишь малочисленный, второстепенный подъемный материал, который не соответствует интенсивности и ожесточенности боя, описанного участниками, очевидцами и историками. «Следов» должно остаться неизмеримо больше.
Не найдены и места массовых захоронений ни российских, ни шведских воинов. Допустим, прав местный краевед Д.Дальков и некоторые другие историки, которые считают, что тела погибших шведов были преданы огню. Но где захоронены русские? Ведь поле боя осталось за Петром I, тела более тысячи павших должны быть погребены со всеми воинскими почестями.
Не все места основных эпизодов сражения удалось изучить.
Сегодня там, где был эпицентр битвы, расположены жилые дома сельчан, постройки агрогородка. Обследовалось поле боя в основном на периферии, куда пули, картечь, ядра просто не могли долететь. Но это лишь частично объясняет скудость материальных свидетельств исторических событий.
Конечно, 300 лет — срок большой. Но не настолько, чтобы подтверждением славного прошлого оставались лишь легенды и письменные источники. Поэтому считаю, что необходим более масштабный и основательный поиск. Нужно тщательно изучить архивные материалы, в частности фонда по Северной войне РГАДА в Санкт-Петербурге.
Провести полномасштабную поисковую археологическую экспедицию с участием соответствующих специалистов в Лесной на месте боя 28 сентября 1708 года.
Это необходимо для установления исторической правды,  для отклонения случайных и безосновательных версий. Кроме того, у Лесной большой туристический потенциал.[9]

Источники и литература
1. Артамонов, В. А. 1708 Мать Полтавской победы 2008. К 300-летию победы Петра Великого при Лесной. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. – 208 с.: ил.  ISBN 978-5-91041-033-0
2. Барысенка М.С. Магілёўшчына – мой любы Прыдняпроўскі край: Зборнік экскурсій у 2-х частках. Ч.1. УПКП “Магілёўская аблдрукарня імя Спірыдона Собаля”, 2004 – 192 с.: іл., С. 8-9
3. Борисенко, Николай “Левенгауптская баталия” (К 300-летию битвы при Лесной) / научо-популярное издание Могилевский поисковый вестник вып. 4. – Могилев: Могилев.обл.укруп.тип., 2008. – 152 с. С. 5-13 ISBN 978-985-6848-51-6 С. 5-13
4. Гнеўка, М.Р. Гісторыя Беларусі ў літаратурных вобразах: (Даастрычніцкі перыяд). – Мн.: Нар.асвета, 1979. – 223 с.
5. Велько, А. В. Битва у Лесной / А.В.Велько. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. – 24 с. : ил. – (Слава Отечества) ISBN 978-985-511-170-3
6. Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Слаўгарадскага р-на. – Мн.: БЕЛТА, 1999. – 592 с.: іл.
7. Пушкин, А.С. История Петра. Заметки о Камчатке. Полное собрание сочинений. В 9-ти томах. Т.9., изд. 4. – Ленинград, «Наука», 1979. – 446 с., Ст. 139-141
8. Соколов Г. Н. (протоиерей) Лесная – место воинской славы / протоиерей Георгий Соколов; фото : В.В.Рыженкова [и др.]. – Могилев : АмелияПринт, 2014. – 24 с. : ил. ISBN 978-985-6891-34-5
9. Якубовский, Владимир След в истории Лесная: 300 лет спустя. /газета Советская Белоруссия от 30.10.2008
27.09.2023


Рецензии