Пушкин и агитка Дм. Благого

(сериал Эпитомы пушкинистики и история пушкинизации)

(1)

Благой:
 
«И  только  потому,  что  Пушкин  стремился делать и делал свое основное жизненное дело не без народа и не мимо народа, а с народом, в предельной близости к народному слову, к народному духу, смог он стать родоначальником новой, подлинно  национальной  русской  литературы».
(см. Благой  Д. Д.  Пушкин — родоначальник  новой  русской  литературы.)
В этом тезисе Благой следует давней точке зрения Луначарского, сформулированной еще в статье 1922 года «Пушкин» (Известия ВЦИК. 1922. № 34. 12 февр.):
«В Пушкине-дворянине на самом деле просыпался не класс (хотя класс и наложил на него некоторую свою печать), а народ, нация, язык, историческая  судьба» 
(см.  Луначарский  А. В.  Статьи  о  литературе.  М.,  1957. С. 143)

(2)

Благой   в  брошюре  «Мировое  значение  Пушкина»,  где  встраивал Пушкина  в  контекст  сталинской  культуры,  подспудно  утверждая, что в его творчестве воплотились все ключевые категории соцреализма:
(Подробнее  см.:  Балина  М.  Р.  Идейность — классовость — партийность // Соцреалистический канон: Сб. статей. СПб., 2000)

1) «народность»
(ср.:  «Гениальный  Пушкин — подлинное олицетворение  и  символ  русского  национально-исторического  бытия. В исключительной ясности его ума, в беспримерной творческой мощи, многогранности облика, небывалой стремительности развития выразилась замечательная одаренность и могучая сила породившего его великого народа»;   «...величайший интерес, тяга, любовь к простому народу, к широким народным массам сказывались в Пушкине в течение всей его жизни»);

2) «идейность»
( «В своих вольных стихах Пушкин явился горячим и вдохновенным провозвестником идей декабризма»);

3) «историзм»
(«Историзм — стремление  познать  и  отразить жизнь общества, народа в ее движении, изменениях, увидеть в настоящем результат предшествующего исторического развития —  составляет  одну  из  существеннейших  сторон  и  мировоззрения, и творчества Пушкина»);

4) «партийность»
(«Пушкин стремился и прямо влиять на общественное мнение, рвался к деятельности публициста. <...> В тридцатых годах принялся за издание журнала “Современник”, к которому привлек лучших писателей того времени, к которому хотел привлечь, в противовес “литературным аристократам”, молодого Белинского»);

5) «революционный романтизм»
(«В своих рабочих тетрадях молодой Пушкин сделал следующую замечательную запись: “Только революционная голова... может любить Россию — так, как писатель только может любить ее язык. Все должно творить в этой России и в этом русском языке”»).

Благой пока что не объявлял Пушкина первым полноценным практиком социалистического реализма, но через несколько лет он уже писал об этом вполне недвусмысленно.

(3)

Благой писал там же:

«Пушкин уже не только свел поэзию с жизнью, а превратил поэзию в жизнь и жизнь в поэзию»

(4)

23 января 1950 года была подписана к печати  580-страничная  монография  «Творческий  путь  Пушкина (1813—1826)»
Из нее глобализированный образ Пушкина:
«В становлении и окончательном утверждении Пушкина как величайшего  п о э т а   д е йс т в и т е л ь н о с т и — заключается его художественное развитие, художественный рост. В этом и состоит замечательный, единственный в своем роде творческий его путь. Этим определяется и мировое значение творчества Пушкина»

 ***

ИТОГ:

14 июля  1950 года  Политбюро  ЦК  принимает  решение «О т. т. Виноградове В. В. и Благом Д. Д.», 82  в котором содержится требованиеПринять  предложение  Министерства  высшего  образования СССР:
а) об  утверждении  т. Благого  деканом  филологического  факультета Московского Государственного Университета им. Ломоносова;
б) об освобождении т. Виноградова В. В. от должности декана филологического  факультета  Московского  Государственного  Университета им. Ломоносова в связи с утверждением его директором Института языкознания Академии Наук СССР

14 марта 1951 года Совет министров СССР принял постановление  № 981  «О  присуждении  Сталинских  премий  за  выдающиеся  работы  в  области  науки,  изобретательства,  литературы и искусства за 1950 год». В числе которых оказался и награжденный за «Творческий путь Пушкина» Благой.
Истопник: Цыганов Дм. «И миру тихую неволю в дар несли…» Идеология и прагматика пушкиновед работ проф Д.Д. Благого (1920–1950-е годы)


Рецензии