Письма литературным девственникам. Часть VIII
ПИСЬМА ЛИТЕРАТУРНЫМ ДЕВСТВЕННИКАМ,
или
ПЕЩЕРА XXI ВЕКА
Текст книги, печатавшийся в культурно-просветительском журнале «ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕРИДИАН» в 2013–2014 годах, публикуется здесь в новой, 2019–2020 гг., редакции. Части текста, общим числом – VIII, соответствуют частям журнальной публикации. Выделения, сделанные в первоначальном тексте курсивом (цитаты, названия произведений, фразеологические обороты и т. п.), вынужденно заменяются здесь р а з р я д к о й, а выделения, сделанные полужирным шрифтом, – ПРОПИСНЫМИ буквами. Книга состоит из отдельных – небольших по объёму – заметок, имеющих заголовки. В принципе, читать их можно в любой последовательности.
В. Б., 2020.
ЧАСТЬ VIII
«О Н И» – ЭТО МЫ
Чем держится 90 процентов б е с п р е д е л а в нашем обществе и государстве? А вот именно этим: АБСОЛЮТНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПАССИВНОСТЬЮ вкупе с ПОЛНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ БОЛЬШИНСТВА Н А С Е Л Е Н И Я. Если из тысячи человек один-два – и те через десять обид на одиннадцатую – пытаются что-то предпринять в свою (совсем редко – в чужую) защиту в рамках закона, это хорошо. Остальные – В Ы П У С К А Ю Т П А Р НА КУХНЯХ ДА В КОММЕНТАРИЯХ В ИНТЕРНЕТЕ.
А «О Н И» тому и рады! «О Н И» на том живут и жируют!.. Нет времени, здоровья, умения отстаивать свои права?.. А пахать на воров и негодяев – ЕСТЬ! А проклинать «И Х» на все лады с утра до ночи и каждый день – ЕСТЬ!.. Что будет, если, скажем, в прокуратуру обратится не 5, а 5000 заявителей? ТАК ПУСТЬ ОНИ ВСЁ-ТАКИ ОБРАТЯТСЯ – ТОГДА И ПОСМОТРИМ!.. Конечно, на изменение менталитета нужны десятилетия. Однако, боюсь, В ЭПОХУ ДЕМОКРАТИИ И «ПРОГРЕССА» МЕНТАЛИТЕТ ВООБЩЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ ПЕРЕМЕНАМ. От новых же революций – упаси Бог!..
Особенно умиляют меня взывания народа К СОВЕСТИ тех, кто, обобщённо говоря, «о т б и р а е т у н и щ е й с т а р у ш к и п о с л е д н ю ю б у л к у х л е б а». Да какая там СОВЕСТЬ?! Неужели не ясно, что Б У Л К А «И М» ДОРОЖЕ хоть и ЖИЗНИ ЧУЖОЙ?!.. (Подчёркиваю: буквально – Б У Л К А! А, к примеру, за Л И М О Н – тысячи «старушек» СПРОВАДЯТ В МОГИЛУ, глазом не моргнув.)
Но – подумайте! – «И Х» расплодилось так много, что «О Н И» – тоже ЦЕЛЫЙ НАРОД. Не приходило в голову?.. А если совсем честно: «О Н И» – ЭТО МЫ. Мысль – из-за своей беспросветной правдивости – настолько непопулярная, что огласившему её наш СОВЕСТЛИВЫЙ НАРОД ГОТОВ П Е Р Е Г Р Ы З Т Ь Г Л О Т К У, как чиновник-душегуб – «старушке». И В ЭТОМ СЛУЧАЕ ЕМУ (НАРОДУ) ДАЖЕ Б У Л К И ХЛЕБА НЕ НАДО!..
КАК ХОРОШО БЕЗ ВАС!
После очередного долгого перерыва начал и спешно завершил очередную «главу» моего «романа» с Э Н С К И М И П И С А Т Е Л Я М И. Вот вам выжимка из неё.
Одни н а ч ё м с в е т с т о и т хают других, другие – третьих, третьи – первых и вторых. Между тем, н а у с т а х У ВСЕХ – одинаковые поверхностность, непримиримость, вера в собственную безгрешность и значимость, принцип «П а с т е р н а к а н е ч и т а л, н о П а с т е р н а к – с в о л о ч ь», одни и те же – до смешного совпадающие! – я р л ы к и, навешиваемые на «с о б р а т ь е в»… И все почему-то «делили» меня! Эти: «В ы – н а ш! В ы – с н а м и!». Те: «О п р е д е л и с ь! Т ы д о л ж е н т о – т о и т о – т о!»… Быть сам по себе, вне стаи, по их п о н я т и я м, никто не имеет права. И ведь зашвыряют грязью в любом положении: «будешь» с этими – измажут те, «будешь» с теми – уделают эти. А не «будешь» ни с кем – вЫвозят скопом.
Удивительно: политики, балаганные з в ё з д ы и б а з а р н ы е б а б ы так не лаются, не суесловят, не мстят! От завсегдатаев дворовых лавочек не услышишь столь махровых мещанских «откровений»! А реплики «л ю д е й с о г р а н и ч е н н ы м и у м с т в е н н ы м и в о з м о ж н о с т я м и» порой логичнее «аргументов», используемых лауреатами литературных премий и носителями почётных званий!.. И вот что ещё запоминается: их НЕОСТАНОВИМАЯ ЛОГОРЕЯ, регулярно перемежающаяся приступами ТРУСЛИВОЙ НЕМОТЫ.
Как же вы мне надоели, сколько моих дней, сил и нервов вы попусту сожрали, ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПИСАКИ! И как чисто, хорошо, светло жить и работать БЕЗ ВАС!
С Н Е Ж Н А Я Ф А Т А Э Н С К О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы
Приложил чрезвычайные усилия, чтобы одолеть трёхтомную «антологию» э н с к о й л и т е р а т у р ы (свыше 1500(!) страниц), при этом думая: а зачем?.. Издание совершенно НЕАНДЕРТАЛЬСКОЕ, ПЕЩЕРНОЕ. По всем, так сказать, параметрам. Даже ФИЗИЧЕСКИ оно пригодно НЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ, а лишь ДЛЯ БЕГЛОГО ПРОЛИСТЫВАНИЯ (вес каждого тома составляет около полутора килограммов(!)), что весьма СИМВОЛИЧНО.
Читатель, мало-мальски знакомый с русской и мировой словесностью, проглядев пару-тройку произвольно выбранных строф или абзацев, уверен, с ужасом отпихнёт от себя эти неподъёмные и в прямом, и в переносном смысле «кирпичи» КАК ХЛАМ, СОБРАННЫЙ ХРОНОКРАДАМИ. Ибо тексты, которые можно назвать литературой, занимают не более десяти процентов объёма издания, ещё процентов десять – на глухих тропинках от замшелой провинциальной самодеятельности к литературе. Остальное… В прежние времена такие сочинения опубликовали бы разве что В РАЙОННОЙ ГАЗЕТЕ, и то НЕ ВСЕ.
Опусы многих и многих «авторов» сплошь – иголки не втиснешь! – состоят из «железобетонных» штампов, безграмотно, к тому же, соединённых между собой. Бытописательство, копирование окружающего, прозаичность – тотальные. Дидактика – жуткая, подобной и в букварях нет, аж в о л о с ы д ы б о м встают: не веришь, что взрослые люди, в з д р а в о м у м е, без стыда и на полном серьёзе, предъявляют миру такие ПРОПИСИ в качестве ХУДОЖЕСТВЕННЫХ произведений! Стилистический (и семантический) «диапазон» – не шире тюремного или больничного коридора: литераторы, чьи индивидуальные поэтики привнесли бы в сию «антологию» хоть какое-то – относительное – разнообразие, туда не включены – то ли намеренно, то ли по невежеству о т в е т с т в е н н ы х л и ц.
В томе, где собраны «творения» м о л о д ы х и н а ч и н а ю щ и х (десятки имён!), я обнаружил всего НЕСКОЛЬКО ВЕРЛИБРОВ, и те не очень-то разработанные. И это антология СОВРЕМЕННОЙ литературы?.. Скорее – ЗАПЛЕСНЕВЕЛЫЙ СУХАРЬ ИЗ БАБУШКИНОГО ЧУЛАНА. Среди 12-и последних в списке сочинителей 10 – ТИПИЧНЫЕ ГРАФОМАНЫ. Я не шучу: НЕ НА ДЮЖИНУ ПИСАТЕЛЕЙ ДВА ГРАФОМАНА, А НАОБОРОТ!
Обидно за малочисленные таланты, угодившие в эти дебри и почти затерявшиеся в них. И можно громко изумляться, з а л а м ы в а т ь р у к и и з а к а т ы в а т ь о ч и, если забыть одно: на дворе – ЦАРСТВО ПОБЕДИВШЕЙ ДЕМОКРАТИИ, а ДЕМОКРАТИЯ ЕСТЬ ЗАГОВОР ПОСРЕДСТВЕННОСТЕЙ. Но не забудешь этого, и всё встаёт на свои места. Так что энская «антология» – вполне ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СМОТР сегодняшней ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ БЕЗДАРНОСТИ. И ВИНА за эту ВЫСТАВКУ ЛЮДСКОЙ НЕМОЩИ лежит не на «авторах», и не на безмозгло-хитрых чиновниках, а НА ЕЁ УСТРОИТЕЛЯХ – М А С Т И Т Ы Х.
Отбросив ложную скромность, снова констатирую: литературный процесс в г л у б и н к е продолжает идти точно по писанному мной в статье «Г о м е р о в н е в и д а т ь» («Л и т е р а т у р н а я Р о с с и я», № 15 от 15 апреля 2011 г.). НИЧЕГО ИНОГО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НЕ ОЖИДАЕТСЯ.
Досадно только, что редколлегия «антологии» заранее не уведомила меня о том, что мои собственные стихи, в которых, в меру способностей, я как раз пытался «РАЗБЕТОНИРОВАТЬ» ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ, окажутся среди с л ё з д о ж д я, у л ы б о к с о л н ц а, з а н е в е с т и в ш и х с я в ё с е н, с е р е б р а р о с ы, с н е ж н о й ф а т ы и с л а д о с т н ы х м г н о в е н и й. Кого-то В КНИГАХ ОСКОРБЛЯЕТ М А Т – ПО ЭТИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ. А вот меня ОСКОРБЛЯЕТ С Н Е Ж Н А Я Ф А Т А – ПО ПРИЧИНАМ ЭCТЕТИЧЕСКИМ.
РАБЫ
Правители, олигархи, политики, чиновники, предприниматели, обыватели… ВСЕГО ЛИШЬ РАБЫ денег, вещей и социальных статусов. И говорить о них АБСОЛЮТНО НЕЧЕГО И НЕЗАЧЕМ, если б не одно обстоятельство: ОНИ ПРИНУЖДАЮТ (и весьма успешно!) БЫТЬ РАБАМИ денег, вещей и социальных статусов других – ВСЕХ.
АФОРИЗМ
Власть – лучшая ученица народа. Народ – лучший ученик власти.
ЭНСКИЕ «АИСТЫ»:
«С Е К С А – Н Е Т, Н Е Б Ы Л О И Н Е Б У Д Е Т!»
В С С С Р, как известно, с е к с а н е б ы л о. А у э н с к и х л и т е р а т о р о в и персонажей их произведений его не было вообще. Никогда, нигде и ни с кем. И, видимо, никогда не будет. Ни у пожилых, ни у молодых. Ни у мужчин, ни у женщин. Судя по их трёхтомной «антологии», прочитав которую, я не в силах вспомнить НИ ОДНОЙ яркой, живой, вдохновляющей ЭРОТИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ – или хотя бы МЫСЛИ, ЭМОЦИИ! – НА ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ СТРАНИЦ. Не считать же таковыми желание «п р и о б н я т ь з а т а л и ю» или «п о ш ш у п а т ь г р у д ь», тем паче – беспрестанные советские эвфемизмы-штампы, вставляемые авторами в текст для того, чтобы все поняли: сейчас герои не семечки лузгать будут, и не картошку чистить, и не трактор ремонтировать (правда, это максимум того, что здесь можно понять).
Нет, я не призываю к работе под а н а к р е о н т и к у, Баркова, де Сада или Генри Миллера, но ведь ЭРОТИК В ЛИТЕРАТУРЕ МНОЖЕСТВО: есть эротика «П л е н н и ц ы» Пруста, эротика «Т ё м н ы х а л л е й» Бунина, эротика «Б р а к о с о ч е т а н и й» и «И з н а н к и и л и ц а» Камю, эротика «В о л х в а» Фаулза, эротика Кундеры… Однако у э н с к и х с о ч и н и т е л е й нет никакой: ни собственной, ни заимствованной, ни «толстой», ни «тонкой». Большинство их опусов, даже тех, в которых, казалось бы, речь идёт о совершенно определённых отношениях разнополых людей, удивительно асексуально/антисексуально. Французы говорят: х о р о ш у ю э р о т и ч е с к у ю к н и г у ч и т а т е л ь д е р ж и т о д н о й р у к о й. Энскую литературную продукцию хочется громко захлопнуть двумя и отложить в сторону – из-за её беспримерной пресности.
Э н с к и е п и с а к и, за редчайшими исключениями, – АИСТЫ, вьющие слащаво-романтические либо тошнотворно-мещанские ГНЁЗДА ТЕКСТОВ, выстланные КАПУСТНЫМИ ЛИСТЬЯМИ ЛЕКСИКИ и наполненные ПАРТЕНОГЕНЕЗНЫМИ ЯЙЦАМИ СЮЖЕТОВ. Может ли быть иначе? Нет. Ибо почти никто из представителей провинциальной словесности НЕ ОПЛОДОТВОРЁН ни мировой, ни русской ЛИТЕРАТУРОЙ. Почти все они невесть зачем и откуда тоже А И С Т А М И П Р И Н Е С Е Н Ы. Какой эротики, хоть в современном, хоть в античном (Платон) значении (у настоящего писателя часто эротичны и синтаксис, и метафоры, и композиция… – и вся, в идеале, совокупность т. н. х у д о ж е с т в е н н ы х с р е д с т в), от них ждать?..
Остальных же – кастрируют и причешут составители и/или чиновники. Потому что в местечковой литературе, помпезно, коллективными пудами обнародуемой в л а с т ь и м у щ и м и при посредстве «а в т о р и т е т н ы х и з а с л у ж е н н ы х» МАСТИТОВ, ни Эроса, ни Танатоса, ни многого другого НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Вернее, так: не «не должно быть в литературе», а и вовсе НЕТ В МИРОЗДАНИИ. Для них даже старомодное словосочетание л о н о в о з л ю б л е н н о й – ТАБУ!..
КОДЛА
Литераторы и чиновники, в массе, никогда не изменятся, ч т о в л о б им, ч т о п о л б у. Не изменятся этически. Не изменятся интеллектуально. Не изменятся стилистически. Это полые существа, ходячие забронзовевшие трупы, памятники самим себе. А может, Б И О Р О Б О Т Ы.
Чинуши, писаки – О Д Н О Г О П О Л Я Я Г О Д Ы, ОДНА КОДЛА. Аморальная, необразованная, скудоумная, бездарная, скучная. Но и – наглая, жадная, самодовольная.
За 25 лет моего знакомства с «литературным процессом» и сам этот «процесс», и его фигуранты и покровители (их речи, писания и деяния, равно – их молчания и бездействия) вызывали у меня разные чувства и реакции: изумление, негодование, жалость, презрение, гомерический хохот… А в итоге, и, думаю, навсегда, осталось только ЧУВСТВО БРЕЗГЛИВОСТИ.
«Р О С С И Й С К А Я Л И Т Е Р А Т У Р А»
Меня это наименование не удивляет: слово «русский», подобно слову «еврей», для многих стало бранным! Вот и решай, к т о тут в и н о в а т: л и б е р а л ы, НЕНАВИДЯЩИЕ всё русское, или п о ч в е н н и к и, всё русское ЗАТАСКАВШИЕ?.. Хотя, конечно, почти вся современная «литература», писанная кириллицей «по-русски», до того УБЛЮДОЧНА, что и ГРЕХ НАЗЫВАТЬ ЕЁ РУССКОЙ. Прилагательное «российская» ей вполне подходит. А ещё лучше – «Р О С С И Я Н С К А Я».
ХЛЁСТКАЯ ФРАЗА
Юрий Влодов (1932 – 2009): «В С Е М У П Р И Л И Ч Н О М У Я Н А У Ч И Л С Я В В О Р О В С К О М М И Р Е, В С Е М У О Т В Р А Т Н О М У – В М И Р Е Л И Т Е Р А Т О Р О В».
Тому, кто знаком с «жизнью» – не мира! – ПИСАТЕЛЬСКОГО ГАДЮШНИКА изнутри, вторая часть этой хлёсткой фразы, увы, не явится преувеличением.
ЕСТЬ Н А Ц И О Н А Л Ь Н А Я И Д Е Я!
МАРИНА ЦВЕТАЕВА – вот НАША Н А Ц И О Н А Л Ь Н А Я И Д Е Я. МАРИНА ЦВЕТАЕВА – вот одно из глубочайших осуществлений нашего НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕНИЯ – РУССКОГО ЯЗЫКА. Наследие Цветаевой – вот то (в светской литературе), чем нужно жить и дышать, если хочешь С П А С Т И Д У Ш У от внешней и внутренней пагубы.
НИКОЛАЮ ДЕГТЕРЁВУ НА ЕГО СТАТЬЮ «П Р А В О С Л А В Н А Я П Р О З А: В Ы С О К О Е И С К У С С Т В О И Л И М А С С О В А Я Л И Т Е Р А Т У Р А?» в «Ж У Р Н А Л Е Л И Т Е Р А Т У Р Н О Й К Р И Т И К И И С Л О В Е С Н О С Т И» (№ 10, 2012) АНДРЕЯ УГЛИЦКИХ
Интересная тема. Прекрасный анализ. Толковая критика. Однако причины нынешнего плачевного состояния православной прозы, на мой взгляд, не только и не столько в «н а с л е д и и с о в е т с к о г о п р о ш л о г о» или в том, что «в с ё н а ш е н а с е л е н и е – д у х о в н ы е д е т и ж у р н а л и с т и к и» (как считаете вы, Николай), – это частности, правда уже и образовавшие в связке с другими МЕНТАЛИТЕТ.
Представьте себе, по вашему описанию текущей православной литературы я готов заключить, что, в общем и целом, литература сия – БЕЗБОЖНАЯ, ПОЗИТИВИСТСКАЯ. Да и какой ещё быть ей в обществе, заражённом и насквозь пропитанном ДУХОМ «ПРОГРЕССА» (задолго, подчеркну, ДО «с о в е т с к о г о п р о ш л о г о»!), в обществе, где п р а в и т б а л РАЦИО, перешедшее в свою высшую стадию – ДЕГЕНЕРАЦИЮ, в обществе, где ТЕОРИЯ ДАРВИНА ПОДТВЕРДИЛАСЬ, НО С Т О Ч Н О С Т Ь Ю Д О Н А О Б О Р О Т, И ОТ ЧЕЛОВЕКА, ПРОИЗОШЕДШЕГО ОТ БОГА, В ПРОЦЕССЕ ЕГО «ПРОГРЕССИРОВАНИЯ» НАЧИНАЕТ НА НАШИХ ГЛАЗАХ ПРОИСХОДИТЬ ОБЕЗЬЯНА, ВМЕСТО Д У Б И Н Ы ВООРУЖЁННАЯ М О Б И Л Ь Н И К О М И К О М П Ь Ю Т Е Р Н О Й М Ы Ш Ь Ю?..
Пусть не покажется вам нелепым (намеренно привожу именно эти примеры), но у Марка Аврелия или в «Н р а в с т в е н н ы х п и с ь м а х к Л у ц и л и ю» Сенеки БОЛЬШЕ ХРИСТИАНСКОГО, ЧЕМ ВО ВСЕЙ МАССОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!..
Я живу (и вы – тоже) в г у щ е н а р о д н о й. Вы вглядитесь в неё внимательней! Не как в потенциальную паству, без каких-либо возвышенных – хоть теологических, хоть гуманистических – предварительных установок. То, что вы увидите, ДАЖЕ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ БЕЗБОЖИЕМ. Потому что БОГ КАК ЖИВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ вообще ОТСУТСТВУЕТ В ДУШАХ И СОЗНАНИЯХ ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА – от школьников до 80-летних стариков. Здесь какой-то иной, на миллионы световых лет и на духовную бездну удалённый от Бога и универсума мирок. ДОБРОВОЛЬНАЯ РЕЗЕРВАЦИЯ Б И О Р О Б О Т О В, отгородившихся от Жизни и Смерти, от Пути и Воскресения проводАми, экранами мониторов, е в р о о к н а м и и прочей – писаной или другими способами сконструированной – ПОРНОГРАФИЕЙ, сошедших В КАТАКОМБЫ метро, супермаркетов, информационных и бытовых технологий, питающихся не Словом, не Духом, не Солнцем, не Хлебом, не Миром, не Богом, а МЕГАБАЙТАМИ, ТУПО ЖУЮЩИХ, КАК КОРОВА – СЕНО, МИЛЛИАРДЫ МЕГАБАЙТ ПУСТОТЫ…
Если ЧЕЛОВЕК РЕЛИГИОЗНЫЙ, ЧЕЛОВЕК ВЕРУЮЩИЙ – это человек живой, то есть чувствующий, мыслящий, ищущий, сомневающийся, человек взлетающий и падающий, если он – ЛИЧНОСТЬ, А НЕ ВИНТИК, ОТЛИТЫЙ ИЗ СУПЕРСПЛАВА ЧУЖИХ ДОГМ И НАМЕРТВО ВКРУЧЕННЫЙ В ДЫРКУ МЕХАНИЧЕСКОГО «ПРОГРЕССИВНОГО» НЕБЫТИЯ, то скликаться с себе подобным он будет теперь ЧЕРЕЗ ГОДЫ И ВЁРСТЫ, а далее, может быть, и ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА.
Так что не ждите никакой НАСТОЯЩЕЙ православной литературы, кроме отдельных книг, кои станут, как горные пики, выситься на большом расстоянии одна от другой…
Вот я снова перечитываю М а т ф е я, про Т Е С Н Ы Е В Р А Т А – и вижу: толпы и толпы, точно бычки на заклание, идут и пропадают во В Р А Т А Х Ш И Р О К И Х – В Р А Т А Х, из которых, по Е в а н г е л и ю, НЕТ ВОЗВРАТА и за которыми НЕТ НИЧЕГО, кроме АБСОЛЮТНОЙ СМЕРТИ.
ПРЕМИЯ «С Е Н Т И М Е Н Т А Л Ь Н Ы М Л Ж Е Ц А М»
Литературной премией имени Л. Н. Мартынова сегодня награждают именно тех, о ком молодой поэт писал: «Б у д ь п р о к л я т т о т с е н т и м е н т а л ь н ы й л ж е ц,/ Ч т о в о с п е в а л к р е с т ь я н с к о е ж и л и щ е!// Я д у м а ю о н ё м к а к о в р а г е,/ Я в к л о ч ь я р а з о д р а л б ы э т у к н и гу […]».
«Колея» тут, понятно, накатанная, но, чтобы когда-нибудь в ней не увязнуть, всё же советую МИНБЕЗКУЛЬТУ, оргкомитету и жюри премии вручать лауреатам ДИПЛОМЫ С ЦИТАТАМИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ МАРТЫНОВА, вроде приведённой выше.
БЕСЫ
(метафизический портрет
некоторых современных литераторов)
Я очень долго искал хоть какое-то РАЦИОНАЛЬНОЕ объяснение вызывающему поведению и редкостной невменяемости некоторых современных литераторов. И не нашёл. Оказалось, что нужно вооружиться МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ оптикой, и тогда всё встаёт на свои места.
Мы допускаем вполне понятную, но фатальную ошибку, относясь к отдельным из критикуемых нами литературных деятелей КАК К ПОДОБНЫМ НАМ, то есть КАК К ЛЮДЯМ (надеюсь, мы всё-таки люди!). Мы тщетно взываем к их совести, иногда, отчаявшись, мы даже начинаем подозревать у них психические отклонения/заболевания. С точки зрения МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ такой подход ВЕРЕН. Однако он не объясняет действия тех, кто нас возмущает, исчерпывающим образом. (Почему и остаются у нас безответные вопросы: д а к а к ж е м о ж н о т а к ж и т ь и п о с т у п а т ь?! д а ч т о ж е э т о з а м е р з о с т ь?! д а к о г д а ж е э т о к о н ч и т с я?!..)
А вот с точки зрения ДУХОВНОЙ те, о ком идёт речь, если говорить в терминах христианства, – БЕСНОВАТЫЕ. Величайший дар, данный человеку Богом – СВОБОДА ВОЛИ, – у таких индивидуумов ОТНИМАЕТСЯ. Иными словами, ОНИ как раз и ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ИНДИВИДУУМАМИ, ЛИЧНОСТЯМИ, ЛЮДЬМИ. Они – МАРИОНЕТКИ ДЬЯВОЛА, ускоренными (потому что свободы воли для них больше нет!) темпами «совершенствующиеся» в одном – ВО ЗЛЕ. И обычными человеческими силами здесь уже НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ: вся наша критика, все наши негодования и призывы – БЕССМЫСЛЕННЫ И БЕСПОЛЕЗНЫ. По сути, мы обращаемся НЕ К ЛЮДЯМ, а к материально воплощённым БЕСАМ. Противостоять им можно лишь СОЗИДАНИЕМ ДОБРОГО И ПРЕКРАСНОГО. Вообразите себе, что на вас неудержимо ползёт внушительная масса грязи. Глупо тыкать в эту массу палкой и кричать ей: «Куда ты прёшь?! Остановись! Имей совесть! Опомнись!..». Она не остановится. Но если на её пути поставить ПРЕГРАДУ, вы её всё-таки УКРОТИТЕ. Только в нашем случае эта преграда должна быть ДУХОВНОЙ.
Поймите же: перед вами БЕСЫ В ОБЛИКЕ ЛИТЕРАТОРОВ!.. Многие, несомненно, воскликнут: «Ч т о э т о з а О Х О Т А Н А В Е Д Ь М?! Ч т о з а С р е д н е в е к о в ь е?!..». А вот: В ВАШЕЙ ПЕЩЕРЕ XXI ВЕКА И «СРЕДНЕВЕКОВЫЕ» ВОЗЗРЕНИЯ ПРОГРЕССИВНЫ БЕЗ КАВЫЧЕК!..
ГДЕ?!..
Писаки! Где БЕСПОЩАДНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИУМА, в котором вы живёте и который, судя по всему, окончательно ПОДАВИЛ, ПОДМЯЛ БОЛЬШИНСТВО ИЗ ВАС, как подавил и подмял он п р о с т ы х с м е р т н ы х?!.. И где ЧЕСТНЫЕ выводы (а не стародавние, изжёванные и нелепые, ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ СОПЛИ!) из этого анализа относительно будущего России и мира?!..
РОССИЯ В XXI ВЕКЕ
(дополнение к «СКОЛЬКО ЛЕТ «СОВРЕМЕННОСТИ»?»)
Около четверти века – с 1991-го и до сего дня – я неустанно твердил окружающим: между С С С Р и п о с т с о в е т с к о й Р о с с и е й НЕТ НИ ОДНОГО ПРИНЦИПИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ (и собирался написать на эту тему большую работу, копил для неё факты из всех сфер бытия, но, к сожалению, так и не написал пока). И окружающие – БЕЗ ИКЛЮЧЕНИЙ! – с п е н о й у р т а оспаривали заявленный тезис или, выслушав меня, адресовали мне известный жест: крутили пальцем у виска. (ПРИМЕЧАНИЕ 2014-ГО. В последние годы кое-кто начал соглашаться со мной, и число таковых стремительно растёт, что теперь совсем уже не мудрено. – В. Б. ПРИМЕЧАНИЕ 2020-ГО. Впрочем, этим ЧУТЬ ПРОЗРЕВШИМ, по-прежнему, Л Е С А З А Д Е Р Е В Ь Я М И К А К С В О И Х У Ш Е Й Н Е В И Д А Т Ь! – В. Б.)
Несогласные делятся на две основных категории: первая, обобщённо говоря, считает с о в е т с к и е в р е м е н а РАЕМ, вторая – АДОМ, а в отношении к п о с т с о в е т с к о м у периоду та и другая тоже, в целом, занимают позиции диаметрально противоположные. Мнения представителей обоих названных «лагерей» кажутся мне ОДИНАКОВО СМЕХОТВОРНЫМИ. Ибо И В РОССИИ, И В МИРЕ ДАВНЫМ-ДАВНО – КАК МИНИМУМ, НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ СТОЛЕТИЙ – НЕ ПРОИСХОДИТ НИЧЕГО НОВОГО. Если признать эти мнения не лукавством, не конъюнктурой, а искренними убеждениями, то их объективная ошибочность обусловлена одним из трёх главных факторов (либо – в той или иной пропорции – их совокупностью): 1. ПЛОХОЙ/ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ; 2. СЛАБЫМИ АНАЛИТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ; 3. ЭЛЕМЕНТАРНЫМ НЕВЕЖЕСТВОМ.
Отрицательное влияние факторов № 1 и № 3 устраняется, среди прочего, очень просто: ЧТЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ. И здесь вам идеально подойдут ДНЕВНИКИ И ПИСЬМА РУССКИХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1950-Х, 1960-Х, 1970-Х ГОДОВ. Например, ДНЕВНИКИ АЛЕКСАНДРА ЯШИНА. Хотите без искажений знать и понимать СЕГОДНЯШНЮЮ РОССИЮ? Читайте записи Яшина полувековой и более давности. Читайте других – из той же поры. Я не шучу, дамы, господа и товарищи! Читайте, если умеете (заодно, быть может, слегка улучшите и ваше плачевное состояние по пункту № 2)!..
(ПРИМЕЧАНИЕ 2020-ГО. Повторяю и подчёркиваю в 501-й раз. Для с о в к о в. Для а н т и с о в к о в. И для всех остальных. ЕДИНСТВЕННОЙ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИЕЙ И ГЛАВНОЙ Д В И Ж У Щ Е Й С И Л О Й В РОССИИ СО ВРЕМЁН (ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ!) ПЕТРА I ЯВЛЯЕТСЯ ПОЗИТИВИЗМ, ПРОГРЕССИЗМ. Какой смысл и прок в принципиальных и многочисленных расхождениях между МОНАРХИСТОМ, КАПИТАЛИСТОМ И КОММУНИСТОМ, если в жилах каждого из них всегда текла и будет течь кровь ОДНОЙ – ПОЗИТИВИСТСКО-ПРОГРЕССИСТСКОЙ – ГРУППЫ?.. – В. Б.)
О РАЗНОСТИ АППЕТИТОВ
«П о ч ё т н о й г р а м о т о й П р а в и т е л ь с т в а Э н с к о й о б л а с т и н а г р а д и л и П р е д с е д а т е л я п р а в л е н и я п и с а т е л ь с к о й о р г а н и з а ц и и N. N. П о ч ё т н ы х г р а м о т Г у б е р н а т о р а Э н с к о й о б л а с т и у д о с т о и л и с ь п и с а т е л и X. X., Y. Y., Z. Z.»
Когда Уильяму Фолкнеру передали приглашение на обед к президенту США Кеннеди, Фолкнер ответил примерно следующее: «СтОит ли тащиться через всю страну ради сомнительного удовольствия пережёвывать пищу в обществе незнакомых людей?». Но то был Фолкнер. Великий писатель.
Эти же – вечно советские окололитературные буржуа, всю жизнь отирающиеся у порогов себе подобных, но облечённых властью, – как любой ЗАНЮХАННЫЙ ОБЫВАТЕЛЬ, побегут не то что за обедом, а и за раскрашенной К С И В О Й С ПОДПИСЬЮ ЧИНОВНИКА, хоть НА ПОЛЮС. Р ы б а к р ы б а к а в и д и т и з д а л е к а.
Кстати, о приёме пищи. Рекомендую посмотреть, с какой ЗВЕРИНОЙ ЖАДНОСТЬЮ у п л е т а ю т з а о б е щ ё к и иные представители вышеописанной публики на междусобойчиках в с о ю з а х п и с а т е л е й и на прочих «литературных» мероприятиях. Так, словно месяц м а к о в о г о з ё р н ы ш к а во рту не держали! Изо всех сил СТАРАЮТСЯ ОТЪЕСТЬ вложенную (если вложили) в о б щ а к сотню рублей, а по возможности – и от «сотни» соседа откусить. Когда же крупно повезло и попали такие НА ФУРШЕТ З А К А З Ё Н Н Ы Й С Ч Ё Т, тут им вообще грех не н а б и т ь б р ю х о до отказа! ПОЙЛО, бывает, и то оставят, но ЗАКУСЬ сожрут вчистую.
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
«М А Л Е Н Ь К О Г О П Р И Н Ц А» и «П О С Т О Р О Н Н Е Г О»
Литературным редакторам – в качестве меча и щита. Горе-писателям – в качестве материала к размышлению.
НОРА ГАЛЬ, из книги «С Л О В О Ж И В О Е И М Ё Р Т В О Е»:
«Нет, редактор отнюдь не должен переписывать ни за автора, ни за переводчика. По двум причинам.
Во-первых, это значит развратить пишущего, сделать из него бездельника, захребетника и халтурщика. (И делают! Хотели или не хотели, а «воспитали» немало, в частности, «переводчиков», которые поставляют явное сырьё, хуже всякого подстрочника, и откровенно на то и рассчитывают, что редактор всё перепишет заново!)
Во-вторых, как ни переписывай, неизбежно останутся огрехи, вылезут «ослиные уши». Ибо в любом тексте, будь то перевод или оригинальное произведение, помимо содержания, мысли, сюжета весьма существенна сама словесная ткань, в которой содержание, мысль, сюжет воплощены. И если ткань эта – дерюга, если языком пишущий не владеет и речь его бесталанна, тяжела и попросту безграмотна, то редактор, будь он хоть семи пядей во лбу и трудолюбив, как муравей, из дрянной рукописи хорошую книгу не сделает. Ну, залатает кое-какие дыры, нацепит кое-где очень милые бантики – свои собственные находки. Бантики эти будут разительно выделяться на безнадёжной дерюге, и от этого лишь сильней станет резать глаз её корявость и серость.»
СОИСКАТЕЛИ СТАТУСА II
По моим многолетним наблюдениям, для подавляющего числа современных литераторов ПИСАТЕЛЬСТВО – всего лишь СРЕДСТВО К ПОЛУЧЕНИЮ какого-то – какого-нибудь! – дополнительного СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, с худо-бедно и время от времени прилагающимися к последнему НАБОРАМИ БРЕННОСТЕЙ.
Нельзя сказать, что известные и даже великие писатели прошлого не были озабочены славой, деньгами, званиями, премиями, т ё п л ы м и м е с т е ч к а м и… БЫЛИ. Но далеко НЕ В ПЕРВУЮ и, тем паче, НЕ В ЕДИНСТВЕННУЮ ОЧЕРЕДЬ. Хотя встречались и такие, которые СОЗНАТЕЛЬНО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВСЕМ ЭТИМ ПРЕНЕБРЕГАЛИ – или же, по складу своих натур и устройству своих сочинений, В ПРИНЦИПЕ НЕ ИМЕЛИ НА ВСЁ ЭТО НИ МАЛЕЙШИХ ШАНСОВ. Их становилось меньше и меньше, и, наконец, они совершенно ПОВЫВЕЛИСЬ: ИХ – доступное обзору – ПОГОЛОВЬЕ СОКРАТИЛОСЬ ДО СЧИТАННЫХ ЕДИНИЦ.
И вот, ныне мы видим – ВМЕСТО ХУДОЖНИКОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ В ВЫСОКОМ СМЫСЛЕ – АРМИЮ СОИСКАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ. Безусловно, есть среди них И ТАЛАНТЛИВЫЕ, но игры по общим правилам ради мелких расхожих целей всегда приводят личность (причём – любого калибра!) К ДЕГРАДАЦИИ. И можно эту армию презирать и клеймить, а можно ей и ПОСОЧУВСТВОВАТЬ: п о г а м б у р г с к о м у с ч ё т у, как, впрочем, все жители XXI века, она тоже является ЖЕРТВОЙ ДЕМОГРАФИИ.
Соискатели социального статуса вряд ли долго пребудут в литературе и, конечно, не о с т а н у т с я в в е к а х. Они, в общем, особенно и не стремятся к этому. Теперь они – Ш Е С Т Ё Р К И СОЦИУМА, «ПРОГРЕССА» И ДЕМОКРАТИИ, ЗАЛОЖНИКИ ВСЕМИРНОГО МЕЩАНСТВА.
Однако стОит задуматься, почему м а с т и т ы е – обретшие вышеозначенный статус – так любят, в частности, разглагольствовать о своих АНТИПОДАХ – маргинальных при жизни, но в итоге вошедших в пантеон родной словесности писателях. Вдруг не из одной МЕРКАНТИЛЬНОСТИ, а потому что испытывают подсознательную ТОСКУ не только по творениям, которые ярче их собственных, но и ПО ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПО ПУТИ, от которых они отказались, которым – по своей слабости, слепоте или ничтожности – не смогли следовать?..
Вадим Кожинов в книге «К а к п и ш у т с т и х и» (1970) говорил: ПОЭТ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СУДЬБА. А у нынешних – какие могут быть судьбы, какие стези? Лишь потёртые панели да мелкие взлётики и паденьица на ярмарке социальных статусов.
У М Ы В А Ю Р У К И…
Долгое время – с юности – я был равнодушен к государству и старался держаться от него подальше, оставаясь законопослушным гражданином. Я платил. Выполнял. Подчинялся. Не нарушал. Платил… Никогда ничего у него не требовал. Никогда ничего у него не просил. И ничего не ждал от него. И практически ничего от него не имел. Платил, платил, платил… Один раз я перешёл дорогу в н е п о л о ж е н н о м м е с т е – и меня оштрафовали. Один раз я попал в в ы т р е з в и т е л ь – и меня, когда, после вопроса о моих занятиях, я подарил господину милиционеру свою книжку, отпустили. Вот, собственно, и все мои проступки за сорок лет.
Но государству всего этого было мало. Государство стало лезть в мой дом. Государство завело привычку без понятых копаться в моих вещах. Государство прислало ко мне других граждан, чтобы потрошить мой почти пустой кошелёк. Государство проникло в мою душу и натоптало в ней своими, ВСЕГДА БЕЗУПРЕЧНО ЧИСТЫМИ, туфельками. Государство услышало мои мысли и вынесло решение, что я – идиот. Государство объяснило мне, что я туп и безграмотен, ЧТО Д В А Ж Д Ы Д В А – П Я Т Ь, ЧТО С О Л Н Ц Е – К В А Д Р А Т Н О Е, А З Е М Л Я – Т Р Е У Г О Л Ь Н А Я. И государство дало мне понять: если я буду считать ИНАЧЕ, оно С О Т Р Ё Т МЕНЯ В П О Р О Ш О К. Государство сказало мне, ЧТО СЛОВО «ГОСУДАРСТВО» ПИШЕТСЯ ЧЕРЕЗ «А» В ПЕРВОМ СЛОГЕ. И гАсударство пригласило меня на суд. «В 54 Ч А С А 30 М И Н У Т»…
И теперь я С Ч И С Т О Й С О В Е С Т Ь Ю говорю: ГАСУДАРСТВО СДЕЛАЛО ВСЁ, ЧТОБЫ Я, ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ГРАЖДАНИН, СТАЛ ЕГО ВРАГОМ. Ведь грабить, унижать и уничтожать ВРАГА – проще, логичней и вроде бы даже ЗАКОННЕЙ, а ничего другого гАсударство, судя по всему, не умеет.
2010 – 2014
ПУБЛИКАЦИИ:
Богданов В. В. Письма литературным девственникам: Публицистические заметки // Литературный меридиан: культурно-просветительское художественное издание. – Арсеньев, 2014. – Октябрь. – № 10 (84). – С. 16 – 21. Содерж.: Фундамент российского б е с п р е д е л а; Как хорошо без вас!; С н е ж н а я ф а т а энской литературы; Энские «аисты»: «С е к с а – н е т, н е б ы л о и н е б у д е т!»; Кодла; Рабы; Афоризм; «Р о с с и й с к а я л и т е р а т у р а»; Хлёсткая фраза; Николаю Дегтерёву на его статью «П р а в о с л а в н а я п р о з а: в ы с о к о е и с к у с с т в о и л и м а с с о в а я л и т е р а т у р а?» в «Ж у р н а л е л и т е р а т у р н о й к р и т и к и и с л о в е с н о с т и» (№ 10, 2012) Андрея Углицких; Премия «с е н т и м е н т а л ь н ы м л ж е ц а м»; Бесы (метафизический портрет некоторых современных литераторов); Есть национальная идея!; Где?!..; Советская Россия в XXI веке (дополнение к «Сколько лет «современности»?»); О разности аппетитов; От переводчика «М а л е н ь к о г о п р и н ц а» и «П о с т о р о н н е г о»; Соискатели статуса II; Умываю руки…
В о с ь м а я ч а с т ь п у б л и ц и с т и ч е с к и х з а м е т о к.
Богданов В. В. Письма литературным девственникам, или Пещера XXI века: Публицистические заметки: Часть VIII // Бюро Постышева: журнал писателей. – 15 октября 2020. – Содерж.: «О н и» – это мы; Как хорошо без вас!; С н е ж н а я ф а т а э н с к о й л и т е р а т у р ы; Рабы; Афоризм; Энские «аисты»: «С е к с а – н е т, н е б ы л о и н е б у д е т!»; Кодла; «Р о с с и й с к а я л и т е р а т у р а»; Хлёсткая фраза; Есть н а ц и о н а л ь н а я и д е я!; Николаю Дегтерёву на его статью «П р а в о с л а в н а я п р о з а: в ы с о к о е и с к у с с т в о и л и м а с с о в а я л и т е р а т у р а?» в «Ж у р н а л е л и т е р а т у р н о й к р и т и к и и с л о в е с н о с т и» (№10, 2012) Андрея Углицких; Премия «с е н т и м е н т а л ь н ы м л ж е ц а м»; Бесы (метафизический портрет некоторых современных литераторов); Где?!..; Россия в XXI веке (дополнение к «Сколько лет «современности»?»); О разности аппетитов; От переводчика «М а л е н ь к о г о п р и н ц а» и «П о с т о р о н н е г о»; Соискатели статуса II; У м ы в а ю р у к и…
В о с ь м а я ч а с т ь п у б л и ц и с т и ч е с к и х з а м е т о к в р е д а к ц и и 2019 – 2020 г г.
Свидетельство о публикации №225021200423