Логика Учебник Колмаков В. Ю
Kolmakov_- Logika
Это краткий пересказ учебника
Сам учебник можно открыть по ссылке
https://studfile.net/preview/3196303/Структура курса
Колмаков В.Ю. Логика: Учебно-методическое пособие. –
Красноярск, 2012. – 246 с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы
классической логики, логической культуры, логики общенаучного
мышления.
Рекомендуется для изучения учебных дисциплин «Логика»,
«Философия», «Социология», «Культурология», «История науки».
Рецензенты:
Орлова С.Н. доктор психологических наук, профессор Григорьев А.Б. кандидат философских наук, доцент (СибГТУ)
Структура курса
• Курс состоит из трёх разделов: формы и законы мышления, суждение, умозаключение
• Особое внимание уделяется связи логики и практической деятельности
Цели и задачи курса
• Формирование адекватного представления о логике как науке
• Формирование логически корректного метода анализа социальных явлений
• Формирование целостного представления о современной логике научного познания
• Формирование синтезного взаимодействия дисциплин
Специфика программы
• Рассчитана на студентов очного и заочного обучения
• Учтено время на подготовку и усвоение материала
Логика как учебная дисциплина
• Логика существует в разных формах и затрагивает все аспекты жизни человека.
• Логика преобразуется в многообразии вещей и процессов.
• Логика важна для современного человека и его интеллектуальной работы.
Использование понятийно-категориального аппарата
• Понятийно-категориальный аппарат необходим для логической непротиворечивости работы.
• Ошибки в использовании понятий снижают логическую четкость и общую оценку работы.
• Логическая грамотность важна для написания курсовых, квалификационных и дипломных работ.
Цель и структура пособия
• Пособие предназначено для тех, кто уже обладает логическими знаниями или для тех, кто их не имеет.
• Включает основные логические сведения по работе с понятийно-категориальным аппаратом, суждению и умозаключению.
• Для более детального изучения логики предлагается список рекомендованной литературы.
Значение логики
• Логика необходима для изменения и усовершенствования человеческого мышления.
• Логика помогает выявлять логические структуры мышления, находить соответствие между практикой и мышлением, моделировать логические взаимосвязи и выстраивать логико-теоретические модели.
• Логика является фундаментальной структурой знания и важной частью современного знания.
Логика в истории человечества
• Логика связана с практической деятельностью человека и его логической культурой мышления.
• Великие цивилизации использовали логические технологии знания и познания реальности.
• Логика как наука имеет длительную историю и занимает особое положение в структуре современного знания.
Термин «логика»
• Термин «логика» появился в Античности и имеет несколько значений.
• В современном значении логика — наука о законах мышления.
• Логос также может означать мировой абсолютный космический закон.
Содержательные аспекты термина «логика»
• В греческом понимании логика универсальна и космологична.
• Космос понимается как логическая сущность, проявление логических законов гармонии.
• В современном смысле эти уровни значений становятся всё более содержательно наполненными.
Причины возникновения логики
• Логика возникает из практической необходимости.
• Логическая реальность есть структурная сущность реальности.
• Причины возникновения логики многогранны и сложны.
Культурологическая причина
• Логика культуры и культура логики взаимосвязаны.
• Культура предопределяет развитие логики.
• Уровень развития античной культуры является базовой причиной формирования нового уровня знания.
Гносеологическая причина
• Процесс развития человеческого познания усложняет его внутреннюю организацию.
• Изменение типа организации знания требует формирования специальной научной области.
• Логика является знанием знания, знанием о том, как устроено человеческое знание.
• Знание как логическая система имеет внутренние законы развития.
Причины возникновения логики
• Развитие политической структуры общества усложняет общественные отношения, требуя нового типа логики.
• В деспотических государствах мышление становится одномерным.
• Логика возникает из практических факторов, связанных с уровнем развития знания.
Технологическая причина
• Развитие производственных технологий требует понимания предопределенной совокупности действий.
• Логика становится логической технологией человеческого знания.
• Высокие технологии основаны на сложной внутренней логике организации действий.
Общая закономерность развития логического знания
• Логическое знание осознавалось по мере расширения познания мира.
• Логические учения возникали в разных культурах.
• Уровень развития знания является основной причиной формирования логического знания.
Логическая культура мышления
• Европейская логическая культура обязана античной философской культуре.
• Сократ разработал метод майевтики для создания нового смысла.
• Логическая культура влияет на становление реальности культуры.
Критерии логической грамотности
• Человек с низкой логической культурой неправильно употребляет категории.
• Логическая точность зависит от способности однозначно определять признаки понятий.
• Логическая грамотность требует точного определения признаков понятий.
Проблема определения хлеба
• В результате покупки может быть куплен не тот вид хлеба.
• Лаваш может считаться хлебом, если считать хлебом все изделия из муки.
• Специальное понимание хлеба требует уточнения.
Сложности в определении объектов
• Чем сложнее объект, тем сложнее его однозначное определение.
• Существенные признаки могут быть разными в разных отношениях.
Философские основания логики
• Философское мышление помогает понять логику как системный объект.
• Логика отражает формальные структуры мышления.
• Развитие логики связано с философскими основаниями.
Роль философских теорий логики
• Философские теории предшествуют логическим моделям.
• Логическое обобщение необходимо для любого исследователя.
• Обобщение знания требует логической структуры.
Философское образование и логика
• Знакомство с логикой помогает проводить обобщения.
• Незнание законов логической организации знания обедняет инструментарий.
Навязывание философских представлений
• Навязывание философских представлений частнонаучным областям некорректно.
• Важно открывать логические структуры обобщающего знания.
Методы индуктивного эмпирического обобщения
• Методы индуктивного эмпирического обобщения применяются в современной науке.
• Они помогают осмыслить имеющуюся совокупность знания.
Логика как философская наука
• Логика исследует структуру мышления и закономерности движения к истине.
• Философия логики рассматривает философские вопросы понимания сущности логики.
• Логика тесно связана с психологией, теорией строения и текстологией логики.
Онтологическая природа логики
• Логика имеет информационную природу и связана с логической структурой информации.
• Логика является глубинной закономерностью реальности и человеческого мышления.
• Логика присуща всем явлениям и событиям.
Логика и мышление
• Логика есть важнейшая характеристика мышления, нелогичность мышления отражает логические факторы реальности.
• Мышление всегда функционирует как определенный тип логики, проявляя логическую структурную организацию.
• Логика может быть определена как структурная организация, развернутая как процесс человеческого мышления.
Логическая практика
• Логическая практика связана с материально-предметной сферой деятельности и логическим опытом.
• Логическая практика позволяет получать новые логические знания и создавать логический опыт.
• Логическая деятельность должна присутствовать в любой сфере человеческой деятельности.
Античная логика
• Логика как наука сформировалась в античности благодаря формированию общественно-политической культуры.
• Логическая школа софистов давала современное образование для элитарной молодежи, подготавливая ее для участия в политической жизни.
Роль софистической школы логики
• Софисты внесли значительный вклад в становление системы преподавания логики.
• Их методы обучения включали логические курьёзы и диалогические конструкции мышления.
• Софизм получил признание как профессиональное обучение мышлению.
Влияние на античную культуру
• Софизм оказал сильное влияние на другие логические и философские школы античности.
• Логическая культура античности является частью культурологического мышления.
• Античная культура отличается от других типов культур своим особым типом логической культуры.
Профессиональный статус софистов
• Софисты были платными учителями логики, философии и риторики.
• Это свидетельствует о признании за ними специализированного профессионального статуса.
• В европейской культуре впервые появилась профессия, связанная с исследованием человеческого мышления.
Соединение философии, логики и риторики
• Софисты соединили философию, логику и риторику в единую систему.
• Это способствовало активизации синергетического эффекта между этими частями.
• В современной цивилизации редко можно найти системы образования, где философия, логика и риторика рассматриваются как один предмет.
Софизм как способ мышления
• Софизм — это ложное умозаключение, внешне выглядящее убедительно.
• Софизм применялся и будет применяться всегда, поэтому важно уметь его анализировать.
• Современные софисты используют софизм как приём логической аргументации.
Диалектика как метод мышления
• Главный логический метод софистов — метод диалектики.
• Диалектика рассматривалась как умение находить логические противоречия в позиции противника.
• Положительной стороной было повышение логической культуры политического менталитета.
• Отрицательной стороной было одностороннее рассмотрение логики как науки.
Диалектическая логика
• Диалектическая логика получила несколько интерпретаций
• Гегель понимал логику как логику развития реальности
• Схема: тезис – антитезис – синтез
• Логическое развитие не всегда соответствует схеме
Практика применения софизмов
• Софизмы как интеллектуальные упражнения
• Примеры софистических умозаключений
• Софизмы не всегда серьезны, но полезны для развития мышления
Логические апории
• Апория как ситуация логического затруднения
• Зенон Элейский как создатель апорий
• Апория "летящая стрела" как пример парадокса
• Логическая раскадровка движения
Аристотелевская логика
• Логика как важная сторона человеческого мышления
• Аристотель как основатель логики
• Логические противоречия могут быть разрешены при правильном понимании
Возникновение логики как науки
• Накопление представлений о мышлении создавало основу для понимания логики.
• Логика как сумма фактов должна была быть переосмыслена как наука.
• Аристотель основал логику как науку в IV веке до н.э.
Методология Аристотеля
• Аристотель считал, что познание начинается с удивления.
• Удивление способствует продвижению в непознанное.
• Аристотель научил Александра Македонского мыслить самостоятельно.
Роль логики в познании
• Способ мышления определяет уровень знания.
• Логика представляет открытое интеллектуальное пространство.
• Уровень знания определяется качественными характеристиками.
Термин «форма»
• Термин «форма» возник как оппозиция термину «эйдос» Платона.
• Аристотель предложил термин «форма», который вошел в научные области.
• Эйдосы Платона — первопричины всего существующего.
Философия Аристотеля
• Философия Аристотеля критиковала теорию эйдосов Платона.
• Эйдосы Платона — абстрактно-универсальный континуум.
• Эйдос как идея общности предмета содержит возможность стать материальным.
Первоначала Аристотеля
• Материя, форма, первопричина и конечная причина — четыре первоначала.
• Единство материи и формы определяется причинно-следственной зависимостью.
Форма как сущность
• Форма и содержание противопоставляются и рассматриваются как единое.
• Необходимо вернуться к анализу философских концепций форм для более широкого понимания сущности.
Основные законы двузначной логики
• Законы логики определяют структуру логического знания.
• Двузначная логика допускает только два значения истинности: истинно или ложно.
Закон тождества
• Закон тождества утверждает, что объект должен быть равен самому себе.
• Закон запрещает нарушение эквивалентности.
• Закон действует как для понятий, так и для форм выражения мышления.
Запрет противоречия
• Закон противоречия утверждает, что одно и то же понятие не может быть одновременно истинным и ложным.
• Закон исключает возможность одновременного существования двух противоречивых утверждений.
Закон исключения третьего значения
• Закон исключает возможность третьего значения истинности.
• Либо А, либо не-А должно быть истинным.
• Закон устанавливает границы двузначной логики.
Закон следования
• Закон утверждает, что любое событие А обязательно имеет продолжение не-А.
• Закон выражает причинно-следственную связь и логическую организацию явлений.
Закон достаточного следования
• Закон утверждает, что если есть событие А, то обязательно существует его следствие.
• Закон определяет границы возможных преобразований.
Закон моноонтологической абсолютности
• Закон запрещает моноонтологическую абсолютность только А или только не-А
• Моноонтологическая сущность — однотипная структура бытия
• Монологическая абсолютность — однотипная логика, являющаяся абсолютной сущностью
Диалектическая логика и различия
• Диалектическая логика определяет закон взаимосвязи противоположностей как позиций максимального различия
• Нарушение исходного тождества приводит к образованию различия и новому логическому отношению
• Существование различий можно рассматривать как проявление дифференцированного исходного тождества
Роль и значение логических аксиом
• Логические аксиомы различного порядка сопоставляются для ранжирования их свойств и значения
• Движение от очевидных аксиом к аксиомам более высокого порядка требует более точного установления критериев
• Формирование аксиом более высокого порядка приводит к необходимости теоретических поступков
Аксиоматические принципы логики
• Аксиоматические принципы логики должны быть простыми и понятными, не требовать специального доказательства
• Неопределенные аксиомы могут порождать противоречия в системе положений
• Логические аксиомы предопределяют способ логической организации теоретической структуры
Взаимосвязь сознания и логики
• Свойства логики проявляются в практической деятельности
• Логика должна быть системой положений, находящихся в предустановленной и проверяемой связанности
• Логическая устроенность человеческого мышления важна для практической деятельности
• Человеческое мышление зависит от предустановленной нормы логичности
Изучение законов логики
• Изучение законов логики позволяет выявить законы оптимизации социального пространства бытия человека
• Знание законов логики помогает проверять правильность мышления человека
Модель мышления
• Человек выстраивает модель информационных структур для формирования деятельности.
• Один и тот же объект может иметь разные категориальные структуры в зависимости от смысла.
Управление мышлением
• Умение управлять мышлением важно для интеллектуальных искусств.
• Мышление можно улучшить, следуя логическим правилам.
• Необходимо последовательно тренироваться в правильности мышления.
Ограничение способности видеть взаимосвязи
• Недостаток взаимосвязей приводит к неполному восприятию реальности.
• Логика помогает выразить необходимые логические связи.
Абстрактные формы мышления
• Абстрактность позволяет обозначать объект с нужной стороны.
• Способность к абстрактным формам мышления важна для решения проблем.
• Пространство абстрактного мышления играет важную роль в развитии общества.
Факторы логической способности
• Генетические способности.
• Логическая культура.
• Уровень логического образования.
• Индивидуальная коррекция мышления.
Критерий логичности
• Разные типы логических культур используют разные критерии логичности.
• Логичность может пониматься как норма правильности и истинности мышления.
• Правильное мышление может быть истинным, но не наоборот.
Непротиворечивость как критерий логичности
• Запрет противоречия как одновременного утверждения несовместимых качеств.
• Непротиворечивость важна при построении логической системы.
• Термины не должны применяться в противоречивых смыслах.
Целесообразность как критерий логичности
• Критерий цели может быть показателем логичности.
• Логичным будет то, что ведет к достижению цели.
• Человеческая логика нелогична без критерия целесообразности.
Парадокс рациональности
• Критериев целеполагания может быть множество
• Возникают различные индивидуальные и социальные цели
• Социальная реальность начинает проявлять себя
Алгоритмическое мышление
• Логико-алгоритмическая структура мышления определяет способность последовательно решать проблемы
• Последовательность состояний характеризует тип логической связи
• Правильный порядок действий важен для успеха
Принцип последовательности
• Последовательность является одним из главных принципов логики
• Последовательность определяет логический характер процесса
• Последовательность важна для создания логичного текста
Логико-рациональная структура мышления
• Логическая особенность человека зависит от способности производить логико-структурные операции
• Человек порождает новые типы логических конструкций в социальной реальности
Матрица мышления
• Матрица мышления — это логическая континуальность с энным количеством измерений
• Типы логических матриц варьируются от простых до сложных
• Человек с примитивной матрицей восприятия видит только то, что ему доступно
Переход к более сложной системе
• Человек может переходить от простой системы к более сложной
• Необходимо учиться правилам построения более сложных логических связей
• Изучение более сложных систем помогает развивать мышление
Логика и мышление
• Логика объясняет отношения между отделами мозга и нейронами.
• Формирование сознания зависит от логических действий.
• Логика как нейрологическая матрица мышления.
Структура мышления
• Мышление состоит из плоскостей, количество которых зависит от сложности мира.
• Рациональные типы логики определяются социокультурной передачей опыта.
• Логика как алгоритмическая структура зависит от структурной организованности событий.
Формальная логика
• Формальная логика исследует формы мышления.
• Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
• Формальная логика изучает структуры мышления.
Логическая форма и структурность мышления
• Логическая структурность позволяет увидеть внутреннюю организованность мышления.
• Логическая форма позволяет сопоставлять и анализировать предложения.
• Принцип логической структурности важен для понимания культуры и практических последствий.
Формоструктурная организация мышления
• Содержательное наполнение мышления образует устойчивые состояния.
• Формоструктурность мышления — процесс образования упорядоченного накопления элементов.
• Сознание информационно форматировано и способно структурировать информацию.
Предмет формальной логики
• Логика не является единственной наукой, изучающей мышление.
• Мышление исследуется философией, психологией, педагогикой и другими науками.
Формальная логика и её предмет
• Формальная логика исследует формы человеческого мышления.
• Существуют мнения, что она изучает только законы правильного мышления.
• Вопрос о законах неправильного мышления остаётся открытым.
Логический универсум
• Общая философская теория логики изучает формы проявления логического универсума.
• Логическое как универсальная характеристика всех возможных проявлений логики.
• Снижение абстрактных критериев логичности ведёт к снижению логических норм культуры.
Категориальное мышление
• Античная философия основана на точных дефинициях категорий.
• Восточная традиция связана с внутренним чувственным ощущением.
• Европейская ментальность базируется на аналитичности.
• Аристотель первым обратил внимание на систему категорий.
Логико-категориальный алгоритм
• Категории обобщают смысловое содержание на смысловые блоки.
• Логико-категориальный алгоритм строится как двоичная система исчисления смысла.
• Реальность рассматривается как бытие и небытие, жизнь и смерть, движение и покой.
Проблема создания логики
• Проблема создания системы логически взаимодополняющих категорий.
• Категории должны иметь взаимозависимое содержание.
• Знание существует как структурная организация взаимосвязанных терминов.
Понятие как логическая форма
• Понятие структурно организовано из признаков.
• Конструирование понятия — процесс сложения или вычитания признаков.
• Понятие обозначает определённый объект.
• Структура понятия образуется из признаков, закрепляющих конкретное содержание.
Признак как информационный показатель
• Признак является центром структурной сущности понятия
• Признак устанавливает определённое свойство, качество, характеристику
• Понятие устанавливает главный информационный признак, позволяющий отличать объекты
Существенные и несущественные признаки
• Существенные признаки позволяют установить наиболее важные качественные характеристики
• Несущественные признаки могут быть различными и не значимыми
• Умение выявить существенные признаки является показателем логической культуры мышления
Терминообразование
• Сочетание признаков конструирует понятие
• Терминообразование позволяет создавать новые понятия, соответствующие их назначению
• Понятие должно содержать достаточное количество признаков для полного соответствия объекту
Понятийное мышление и логическая культура
• Человек мыслит понятиями, вкладывая в них необходимый объём информации
• Точность и определённость понятий влияет на логическую культуру мышления
• Понятийная структура мышления образуется из устойчивых взаимосвязей между понятиями
Понятие и слово
• Понятие может быть выражено одним словом или сочетанием слов
• Примеры: яблоко, общество, группа
Имя как понятие
• Имя может рассматриваться как аналог понятия и категории
• Имя может быть концентрированным выражением сущности объекта
• Имя даёт возможность уловить важные характеристики объекта
Мысль и способ представленности объекта
• Мысль может быть самостоятельной сущностью или способом обозначения
• Объектно-ориентированное мышление отражает объект и зависит от его структурной определённости
• Наименование объекта определяет уровни его понятийного отражения
Гегелевская философия понятия
• Гегель придавал понятию логически реальный статус
• Имя рассматривается как дообъектное существо, содержание и проявление в познании
• Триадическое развитие сущности имени характерно для универсума
Смысл как основание системы знания
• Смысл является основанием системы знания
• Изменение сущности объекта выражается в его имени и понятии
Семантическая структура понятия
• Понятие имеет внутреннюю семантическую логику, определяющую его место в структуре с другими понятиями.
• Категориальная структура должна иметь определенный смысл, приобретая новые границы смыслового объема.
• Неточные использования понятий «смысл», «значение», «соотношение» приводят к неправильному пониманию.
Пространство смыслового содержания понятия
• Понятие является смысловым пространством, взаимосвязанным с другими частями.
• Пространство смыслового содержания устанавливается как самодостаточный объем и как количество смысловых аспектов.
• Использование смысловых аспектов может осуществляться в ранней и потенциальной формах.
Теоретическое мышление и терминология
• Теоретическое мышление осуществляется посредством терминов.
• Терминология понимается как теория строения и преобразования терминов.
• Формоструктурная терминология исследует закономерности возникновения и применения смыслосодержательных форм.
Виды понятий
• Понятия делятся на пустые и непустые, абстрактные и конкретные, единичные и общие, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные.
• Полная логическая характеристика понятия включает определение его единичности, конкретности, положительности, безотносительности или соотносительности.
Единичные и общие понятия
• Единичные понятия обозначают один элемент.
• Общие понятия обозначают совокупность элементов.
• Примеры: «Город Красноярск» — единичное понятие, «Город» — общее понятие.
Конкретные и абстрактные понятия
• Существуют сомнения в возможности разделения понятий на конкретные и абстрактные.
• Конкретные понятия обозначают предмет или совокупность предметов.
• Абстрактные понятия обозначают важный признак предмета или отношение между предметами.
• Различение между конкретным и абстрактным происходит по линии превращения обозначения предмета в новое понятие.
Понятие и его виды
• Понятие «спорт» является конкретным, обозначает предмет.
• Понятие «спортивный» является абстрактным, обозначает признак.
• Понятие «общество» является конкретным, обозначает предмет.
• Понятие «общественный» является абстрактным, обозначает признак.
• Понятие «книга» является конкретным, обозначает предмет.
• Понятие «книжный» является абстрактным, обозначает признак.
Положительные и отрицательные понятия
• Положительные понятия указывают на свойства предмета.
• Отрицательные понятия указывают на отсутствие свойств.
• Отрицательные понятия образуются с помощью приставок.
• Понятие является положительным или отрицательным по способу образования, а не по содержанию.
Безотносительные и соотносительные понятия
• Безотносительные понятия не зависят от других понятий.
• Соотносительные понятия зависят от других понятий, без которых теряют смысл.
Логические операции с признаками понятий
• Логические операции изменяют исходную логическую конструкцию.
• Логические операции с признаками понятий наиболее просты и часто встречаются.
• Признаки могут быть взаимодополняющими или взаимоисключающими.
• Взаимодополняющие признаки: эквиваленция, пересечение, подчинение.
• Взаимоисключающие признаки: соподчинение, противоречие, противоположность.
Категориально-семантическая логика
• Человеческое знание обладает логической информационно структурой.
• Семантические основания понятий зависят от их смысла.
• Терминология может быть системной или бессистемной.
• Термин может быть смыслоопределяющим, если его смысловой объем влияет на другие термины.
• Между понятиями действует семантическая взаимосвязь.
Категориально-сематическая логика
• Однопорядковые и разнопорядковые категории возникают из категориальных рядов понятий.
• Базовые понятия (концепты) являются исходными и смыслоопределяющими.
• Семантическая логика категориального мышления отражает объект познания в его многосторонней форме.
Закон однозначного семантического объема термина
• Каждый термин должен иметь точно установленный объем смысловых значений.
• Однозначность термина означает невозможность развития соответствующей области значения.
• Остановка изменения значений термина означает остановку развития знания.
Философские понятия и их неоднозначность
• Философские понятия имеют различные наборы смысловых значений в зависимости от времени, культуры, философской школы и логической культуры мыслителя.
• Закон эквиваленции требует, чтобы термины с равнозначным составом признаков были строго однозначны.
Формирование многозначности термина «виртуальность»
• Термин «виртуальность» приобретает различные значения, за исключением обозначения материальности.
• Состав термина должен приобрести более строгие смысловые границы.
Логическая структура понятия
• Объем понятия указывает на широту действия признака и его универсальность.
• Смысловой объём понятия — это содержательная совокупность информации, обозначаемая этим понятием.
• Смысловой объём понятия имеет определённый смысл и значение.
Графическая интерпретация областей значений
• Соотношение признаков может быть представлено как соотношение графических объемов понятий.
Виды понятий по соотношению их содержаний
• Графическое обозначение соотношения понятий позволяет выразить умозрительные построения.
• Понятие как логическая форма обозначает содержание, определённое объектом отражения.
• Мышление абстрактными признаками носит абстрактный умозрительный характер.
Логические круги Эйлера
• Логические круги позволяют выразить смысловые объёмы.
• Круги были изобретены Эйлером в 18 веке.
• Круги устанавливают смысловой объём, в пределах которого признаки актуальны.
Логика интерпретации смысла и значения признака
• Каждое понятие может быть интерпретировано по-разному.
• Герменевтическая логика применяется при установлении смысловой структуры понятий.
• Графическая интерпретация позволяет визуально выразить логическую структуру.
Соотношение объемов понятий
• Признак существует в границах обозначенного объёма.
• Вся площадь круга является знаковым пространством определённого признака.
• Не должно быть пустых признаковых областей.
Категориальная логика значений
• Понятие с максимальным объёмом включает все остальные видовые модификации.
• Философские понятия обладают максимальной широтой универсальности.
• Символика обозначений объёмов понятий: A ) B.
Совместимые понятия
• Равнообъёмность: полное совпадение признаков.
• Пересечение: частичное совмещение областей.
• Подчинение: одно понятие полностью входит в объём другого.
Несовместимые понятия
• Соподчинение: два непересекающихся понятия входят в объём более широкого.
• Противоречие: второе понятие приобретает отрицание по отношению к первому.
Соподчинение понятий
• Два непересекающихся понятия входят в объём более широкого и общего понятия
• Примеры: слон и тигр, рабочие и служащие, революция и гражданская война
• Графически: Российская федерация и США входят в объём понятия "государство"
Противоречие понятий
• Второе понятие приобретает отрицание по отношению к первому
• Пример: Российская федерация и США
Противоположность понятий
• Противоположность — отношение между объёмами понятий, когда два понятия полностью относятся к объёму одного, но возможно третье понятие, признаки которого не совпадают с двумя первыми.
• Третье понятие является средним между двумя противоположными.
Основные соотношения понятий
• Совместимые понятия: равнозначные, пересекающиеся, подчиняющие и подчиненные.
• Несовместимые понятия: соподчиненные, противоречащие, противоположные.
Анализ конкретных соотношений объёмов понятий
• Реальное соотношение понятий не укладывается в чистые варианты, образуя многообразные комбинации.
• Важно научиться определять неповторимое соотношение этих вариантов.
• Пересечение объёмов понятий возможно для любого количества понятий.
Примеры соотношений понятий
• Юрист, финансист, бизнесмен, экономист: юрист пересекается с экономистом и финансистом, но финансист подчиняется экономисту.
• Власть, законодательная власть, законодательная инициатива: власть подчиняется законодательной власти, законодательная инициатива отличается от первых двух.
Точность взаимосвязей в системе категорий
• Аристотель выделил категории как особый тип словесной структуры знания.
• Категории должны подчиняться строго установленным правилам мышления.
• Категориальная структура человеческого знания возникает из количества понятий, отражающих практически значимую информацию.
Обобщение и ограничение объёма признаков понятий
• Закон соотношения объема и содержания: с увеличением объема содержание уменьшается, с уменьшением объема содержание увеличивается.
• Обобщение — увеличение объема, ограничение — увеличение содержания.
• Логические операции с универсумом признака изменяют состав признаков, изменяя широту отображаемой области реальности.
• Родовидовая структура логических отношений действует в любой сфере реальности, особенно в сфере информационных отношений.
Логическая структура человеческого знания
• Логическая структура человеческого знания включает различные уровни общности признаков.
• Всеобщий род — предельно универсальная степень общности, присущая всем существующим объектам.
• Общий род — любая степень общности, меньшая, чем универсально абсолютная, и более широкая, чем индивидуально специфическая.
• Род — степень общности для нескольких взаимосвязанных объектов.
• Универсум признаков — граница обозначенных существования признаков.
Информационное увеличение и уменьшение
• Информационное увеличение и уменьшение установленной области признаков образует новые понятия.
• Эти понятия показывают соответствующий логический континуум.
Обобщение
• Обобщение — процесс установления важных признаков и перехода к необходимой области.
• Обобщение происходит в процессе изменения логического масштаба рассматриваемой информации.
Обобщение как логическая операция
• Обобщение уменьшает количество признаков и увеличивает степень обобщенности.
• Цель обобщения — освоение приёмов корректных операций с объёмами понятий.
• Обобщение требует перехода от известного информационного объёма к более широкому пространству мышления.
Категория «универсум»
• Универсум отражает область теоретического и практического исследования.
• Переход от специфической категории к более общим значениям означает обобщение.
• Обобщение преобразует исходную область значений в новую, фиксируемую понятием.
Логические операции с объёмами понятий
• Обобщение может быть применено к одному или нескольким признакам.
• Обобщение сказанного устанавливает оценочное существование.
• Логические операции с объёмами понятий имеют практическое значение.
Примеры обобщения
• Обобщение понятий: адвокат, азарт, агент, агрессор, автобус, авторитет, аврал, автомобиль, авария, авианосец, авангард, авантюра, корреспонденция, абонемент, абрикос, абсурд, ананас.
• Обобщение экономических понятий: кредитная организация, прибыль, лицензия, хозяйственное общество, условия возвратности, открытие банковских счетов, иностранный банк, банковская система, Союзы кредитных организаций, извлечение прибыли, заключение договора, решение совместных задач, основная кредитная организация, возможность определять решения, размещение привлеченных средств, открытие и ведение банковских счетов.
• Обобщение филологических понятий: проза с преобладающим авторским «я», композиционная форма, эпистолярная форма, романы в стихах, сочетание эпического повествования с лирическим началом, «Медный всадник» А. С. Пушкина, литературоведение, теория литературы, литература как особая форма духовной и художественной деятельности, история литературы, процессы развития мировой литературы, литературное направление, национальная литература, современные произведения, эстетическую значимость.
Логическая операция ограничения
• Ограничение увеличивает количество признаков и уменьшает степень их обобщенности.
• Ограничение изменяет степень универсальности признака в меньшую сторону.
• Примеры ограничения: компьютерная диагностика, тестирование, банковские операции, форма собственности, привлечение во вклады денежных средств, размещение средств, ведение банковских счетов, небанковская кредитная организация, правовое регулирование банковской деятельности, филиалы иностранных банков, координации деятельности, холдинги, совместное осуществление банковских операций, участие в уставном капитале, сделки кредитной организации, привлечение денежных средств, осуществление расчетов, инкассация денежных средств.
Структурологическое мышление
• Структурологическое мышление предполагает нахождение оптимальной структурной композиции.
• Категориальное структурирование объекта познания производится по определенным правилам.
• Структурная логика определяет количество подуровней исходного смыслового объёма.
• Сознание понимается как подструктурная, структурная, метаструктурная, пост- форма.
Структурная форма информации
• Информация удерживается и используется мозгом
• Движение взаимосвязей от подструктурного уровня к надуровням
• Сознание образует информационные кванты для установления соответствия между объектом и моделью
Дефиниция как логическая операция
• Установление содержания понятия через количество информационно значимых признаков
• Равнообъёмность между определяемым и определяющим понятием
• Интерпретация признаков для установления смыслового соответствия
• Дефиниция выявляет существенные признаки и даёт их обоснование
• Определение как эквиваленция, уточнение состава конкретных признаков
Дескриптивные определения
• Описательные определения, приписывание понятию признаков
• Важность установления порядка описания признаков для корректного использования понятия
• Установление набора признаков как объяснение состава признаков для точных соотношений с другими понятиями
• Последовательное осознавание объективного содержания понятия
Логическая операция деления объема понятия
• Установление структуры однотипных признаков через новые добавленные признаки
Определение понятия
• Понятие может быть наделено дополнительными признаками.
• Деление понятия совпадает с ограничением.
• Определение понятия устанавливает границы его признаков.
Логические операции с понятиями
• Определение понятия — логическая операция, направленная на установление содержательных признаков.
• Операции с понятиями изменяют области значений.
• Исходное определение устанавливает границы существования признаков.
Культурные различия в определении понятий
• В каждой культуре способ установления признаков уникален.
• Поэтически красивые определения часто оказываются более образными.
• Точные логические определения могут быть менее понятными.
Информационное насыщение и структурирование
• Накопление информации приводит к информационному пресыщению.
• Сознание должно логически структурировать информацию.
• Важно определить важные и существенные признаки.
Эффективность логического мышления
• Логически точное сознание более продуктивно.
• Сложное сознание может быть противоречивым, но продуктивным.
• Итоговое определение должно быть системным и упорядоченным.
Афористика как метод определения
• Афоризм — устойчивая структура дефинитивного мышления.
• Афоризмы могут быть неточными, но содержательно насыщенными.
• Некоторые афоризмы заставляют задуматься о глубине контекста.
Определение понятия
• Понятие может обладать множеством характеристик.
• К одному понятию можно подобрать неограниченное количество определений.
• Любовь можно определить как самое прекрасное чувство, эгоизм, взаимное святотатство и т.д.
• Самое широкое определение: Любовь — это всё.
Требования к афоризму
• Афоризм должен быть лаконичным и содержательным.
• Мысль должна быть выражена в изящной форме.
• Красота мысли должна быть очевидной.
Принцип определения понятия
• При определении понятия важно установить существенные признаки.
• Нет необходимости устанавливать сверхдостаточное количество информационных аспектов.
Основные правила определения понятия
• Нельзя определять понятие через другое понятие, равное ему по объёму.
• Исключение: перевод с другого языка, где необходимо сохранить содержательные признаки.
• Запрет на определение через неизвестное понятие, так как неизвестное понятие имеет неустановленные признаки.
Требования к определению понятия
• Исходное понятие должно быть описано с точки зрения его признаков.
• Операция определения — это установление отличия данного понятия от других.
• Операция определения направлена на установление содержания понятия.
Рациональный смысл правила
• Если признаки нового определяемого понятия неизвестны, то и признаки определяемого понятия не будут установлены точно.
• Любое понятие обладает неопределённым содержательным объёмом.
• Определяющее понятие должно определяться через ограниченное, но существенное количество значимых признаков.
Алгоритм определения понятия
• Устанавливаются общие и особенные признаки
• Выявляется достаточное количество отличительных признаков
• Правило существенности: сначала важные признаки
Аксиоматическое определение
• Исходная процедура установления смысла и значения понятия
• Системно определяющая точка смыслового пространства
• Применимо к важным и значимым понятиям
Игра в подменяемые понятия
• Нарушение эквиваленции приводит к противоречиям
• Необходимо устанавливать полную совместимость признаков
• Изменение содержания понятия требует корректировки
Логическое преобразование
• Логическое преобразование как направленность изменения
• Критерии логичности и преобразования могут совпадать
• Логичность важна для конкретной деятельности
Структурные уровни семантической универсальности категорий
• Субкатегория, категория, метакатегория
• Логическое движение по оси родовидовых соотношений
• Субкатегория как смысловая подструктура категории
Понятийная количественность состава языка
• Проблема количества понятий в языке
• Введение индивидуальных имен для обозначения объектов
• Универсальные имена для индивидуализации объектов
Операция деления понятия
• Операция общего объема признаков
• Каждый кластер имеет свой признак
• Количество секторов зависит от количества видов логик
Структура жесткого дисплея и деление понятий
• Жесткий дисплей состоит из кластеров
• Деление понятий аналогично установлению логических кластеров
Систематизация и типологизация
• Систематизация — взаиморасположение понятий по признаку
• Типологизация — соотношение однотипных признаков разных понятий
• Типология универсализации сущностей — высший уровень теоретического мышления
Типологизация и систематизация
• Типологизация выявляет основные типы понятий по признаку
• Систематизация объединяет однотипные ситуации
Способы мыслимой систематизации
• Систематизация может быть логичной и философской
• Построение системы категорий возможно на разных уровнях признаков
Тезаурус и его функции
• Тезаурус — система категорий для описания объекта
• Тезаурус отражает важные характеристики объекта
• Устойчивость информационного содержания важна для культуры
Логическая форма тезауруса
• Тезаурус упорядочивает сложные объекты
• Логически завершенная форма возникает при взаимопонимании понятий
• Для описания объекта необходимо достаточное количество категорий
Тезаурус как система категорий
• Тезаурус должен быть системой взаимосвязанных категорий
• Каждая категория определяется через другие
• Взаимосвязь между тезаурусом и постулатами
• Минимальное количество терминов для определения постулатов
Универсальные понятия и их роль
• Универсальные понятия являются базовыми и основополагающими.
• Они отражают наиболее существенные свойства объекта и его значимые отношения.
• Концептуально значимые понятия определяют общие смысловые характеристики системных параметров.
Суждение как логическая форма
• Суждение — это логическая форма взаимосвязи двух или более понятий.
• Суждение имеет сложную логическую структуру, включающую субъект и предикат.
• Связка "есть" связывает субъект и предикат, обозначая структуру суждения.
Квантор в структуре суждения
• Квантор — это элемент структуры суждения, определяющий количество суждений.
• Квантор показывает, какая часть понятия обладает признаками другого понятия.
• В речевой форме квантор часто не указывается, что приводит к упрощенным логическим конструкциям.
Виды суждений
• Суждения делятся на простые и сложные по количеству элементов.
• Простые суждения состоят из двух понятий, сложные — из трех и более.
• Простые суждения могут быть общими, частными или единичными.
Логическая структура сложных суждений
• Существуют две точки зрения на простые и сложные суждения.
• Первая точка зрения: простые суждения состоят из двух понятий.
• Вторая точка зрения: простые суждения включают только категорические структуры.
Определение как суждение
• Определение может быть рассмотрено как способ образования суждения.
• Определяющее понятие указывает на определяемые свойства первого понятия.
Восстановление структуры суждения
• Связка может быть пропущена в разговорной речи, но логически присутствует.
• Связка может быть выражена словами, указывающими на принадлежность области значений.
• В некоторых случаях предикат может одновременно быть связкой.
Логика предикатов
• Предикат является свойством рассматриваемого объекта.
• Взаимосвязь между субъектом и предикатом может быть двухсторонней.
• В субъект-предикатной связи устанавливается смысловое отношение между аспектами реальности.
Природа логических связей
• Логические связи выражают принципиальные связи между реальными процессами.
Логика предикатов
• Предикат есть свойство рассматриваемого объекта
• В структуре S есть P, где P является предикатом S и S является предикатом P
• Взаимосвязь может носить двусторонний характер
• Любая начальная форма взаимосвязи предполагает другую противоположную сторону
Природа логических связей
• Логические связи выражают принципиальные связи между реальными процессами
• Исследование природы логических связей показывает их связь с реальными процессами
Логические связи и их типы
• Логические связи могут быть причинно-следственными, параллельными или не исключающими.
• Логическая сложность зависит от типа связи.
Конъюнкция
• Конъюнкция устанавливает соединение терминов.
• Обозначается словами "и", "а", "а также".
• Эквиваленция — это конъюнкция с совпадающими областями значений.
Эквиваленция
• Эквиваленция устанавливает равнообъёмные области понятий.
• В русском языке используется слово "то есть".
• Эквивалентность может быть условной или абсолютной.
Импликация
• Импликация устанавливает необходимое следование.
• Антецедент определяет консеквент.
• Консеквент — это следствие из логического основания.
Сложные суждения
• Сложные суждения включают три или более терминов.
• Логические взаимосвязи между терминами разнообразны.
• Сложные суждения могут быть конъюгациями.
Символическая запись сложных суждений
• Алгоритм записи включает обозначение терминов и логических отношений.
• Блоки взаимосвязанных терминов обозначаются скобками или подчеркиванием.
Упражнения
• Символическая запись позволяет выявить логические структуры.
• Сложные суждения с импликацией являются умозаключениями.
• Примеры символической записи сложных суждений.
Образование холдингов
• Кредитная организация получает возможность определять решения других кредитных организаций через участие в их уставном капитале или договор.
Банковские операции
• Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и доверительное управление ценными бумагами.
• Банк обязан предоставлять лицензию, финансовую отчетность и аудиторское заключение по требованию.
Выполнение поручений Правительства
• Кредитная организация может выполнять поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
• Банк может осуществлять операции со средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Целевое использование бюджетных средств
• Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.
Суждение как соотношение областей значений
• Суждение сохраняет первичные свойства понятий и образует дополнительные информационные связи.
• В каждом объеме понятия появляется дополнительная линия информационной связи.
Логическая структура и информация
• Сложные логические системы содержат больше информации.
• Развитие информационных связей создает сложные логические структуры.
• Информационное усложнение может быть экстенсивным или интенсивным.
Тектология и логическая организация
• Тектология — наука о логическом строении форм мышления и организации.
• Любая форма имеет тектологическую организацию.
Суждение как логическая форма
• Суждение состоит из двух или более понятий.
• Каждое понятие находится в логической связи с другими понятиями.
• Логическое преобразование включает изменение начальной формы.
Логический квадрат
• Логический квадрат устанавливает соотношение четырёх типов суждений.
• Изменение значения истинности одного суждения влияет на другие.
• Логическая операция контрарности и субконтрарность.
Умозаключение как логическая форма
• Умозаключение — логическая форма, образованная из посылок и заключения.
• Логика необходимости и логическое следование.
• Умозаключение по сходству или различию как импликация.
Логическое преобразование и однопосылочные умозаключения
• Преобразование суждения — способ получения нового знания.
• Однопосылочные умозаключения — умозаключения с одной посылкой.
• Способы получения заключения зависят от изменения элементов посылки.
Структура логического вывода
• Логический вывод позволяет сделать вывод из любых посылок.
• Вывод — это связь между логическими условиями и информацией в заключении.
• Аналитическая деятельность сводится к определению зависимости между основанием и следствием.
Предпосылки и следствие
• Предпосылки предопределяют заключение.
• Следствие вытекает из определенных предшествующих обстоятельств.
• Чем больше посылок, тем сложнее структура вывода.
Общие правила истинности умозаключения
• Умозаключение истинно, когда истинны его посылки.
• Связь между посылками и заключением должна быть достоверной.
• Достоверно истинными являются умозаключения с достоверно определенной связью между элементами.
Общая закономерность правильности умозаключения
• Правильность умозаключения определяется логическими обстоятельствами.
Дедуктивное умозаключение из простых посылок
• Превращение: изменение связки и предиката, изменение областей значений.
• Обращение: субъект посылки становится на место предиката заключения.
Простой категорический силлогизм
• Вид умозаключения из двух посылок и заключения.
• Структура: субъект, средний термин, предикат.
• Правила терминов: три термина, средний термин в полном объёме в одной из посылок.
Модусы простого категорического силлогизма
• Модус посылки: комбинация типов суждений.
• Правильные модусы: AAA, EAE, AII, EIO для I фигуры.
• Правило истинности I фигуры: большая посылка общая, меньшая посылка утвердительная.
Примеры и ошибки
• Пример с ежиками и наркоманами: ошибка в распределённости среднего термина.
• Пример с огурцами и лягушками: ошибка в привносимом знании.
Анализ условий посылок
• Необходимо анализировать условия посылок для получения конкретной информации о трех явлениях.
• Нельзя привносить дополнительную информацию в условия посылок.
• Заключения должны быть определенного типа, характера и содержания.
Взаимосвязь признаков в посылках
• Анализировать необходимо взаимосвязь признаков трех терминов в посылках.
• Заключение должно достоверно соответствовать информационным взаимосвязям посылок.
Восстановление посылок
• Можно восстановить посылки исходя из известного вывода.
• Рассматривая заключение, можно предполагать его возможные предпосылки.
• Восстановление посылок часто необходимо для восстановления логической связи и общей структуры.
Пример восстановления посылок
• Если дано лишь заключение, можно восстановить посылки, из которых оно было сделано.
• Пример: суждение «Теплый пуховик прослужит долго» можно восстановить, предположив, что пропущен термин «качественная вещь».
Виды сложных умозаключений
• Простые категорические силлогизмы определяются по способам получения заключения.
• Сложные умозаключения исследуются по логической структуре и взаимосвязи между посылками и заключением.
Пример сложного умозаключения
• У Никиты есть спортивный автомобиль, который ему купили в прошлом году.
• У Никиты есть красный автомобиль, который ему очень нравится.
• Значит, у Никиты есть спортивный красный автомобиль.
Анализ сложного умозаключения
• Умозаключение является вероятностным, так как оно правильно только при определённых условиях.
• Это не простой категорический силлогизм, так как все три термина переходят в заключение.
• Это вид простого категорического силлогизма с обобщающим умозаключением.
Общие правила умозаключений
• Принадлежность к общему признаку указывает на принадлежность к исходному понятию.
• Неверные модусы фигуры не предопределяют достоверность областей значения следствий.
• Заключение должно точно утверждать взаимосвязь исходных областей значений.
Примеры анализа силлогизмов
• Все студенты сдают экзамены. Иванов не сдает экзамены. Значит, Иванов не является студентом.
• Все лягушки плавают. Ни одна лягушка не хрюкает. Значит, все хрюкающие не квакают.
• Некоторые девушки увлекаются литературой. Олеся увлекается литературой. Значит, Олеся – образованный человек.
Проверка правильности умозаключений
• Все умные женщины выбирают умных мужчин. А умные мужчины выбирают новую технику. Значит, умные женщины выбирают новую технику.
• Некоторые девушки любят кошек. Некоторые девушки не любят кошек. Девушки бывают разные.
Примеры заданий
• Музыка облагораживает душу. Миша любит слушать музыку. Значит, у нее благородная душа.
• Большого человека должно быть много, а маленького человека должно быть мало. Значит, большие больше, чем маленькие.
• Не всякая работа подходит девушкам. Некоторые девушки любят работу. Но не всякая работа подходит некоторым девушкам.
• Любовь высокое чувство. Наташа любит все красивое. Значит, любовь облагораживает.
• Все студенты ведут конспекты лекций. Вася Ежиков не ведет конспекты лекций. Значит, Вася Ежиков не студент.
• Некоторые фальшивомонетчики – девушки. Астафьева - девушка. Значит, Астафьева фальшивомонетчица.
• Некоторые девушки любят логику. Злобина любит логику. Значит, она больше чем девушка.
• Все книги несут полезную информацию. Учебник по свиноводству – книга. Значит, книга несет полезную информацию.
• Спорт – это жизнь. Спорт – укрепляет здоровье. Значит, здоровье – это жизнь.
• Знание логики приводит ум в порядок. Оля изучает логику. Значит, приводит ум в порядок.
• Некоторые люби трудоголики. Куличкова очень любит работу. Значит, Куличкова - трудоголик.
• Книга обогащает духовно. Некоторые девушки интересуются книгами. Некоторые духовно развитые личности девушки.
• Все студенты нашей группы сдали сессию. Наташа сдала сессию. Следовательно, Наташа - студент нашей группы.
• Света интересуется всем. Некоторые девушки интересуются всем. Значит, Света - девушка.
• Все студенты должны быть образованными людьми. Сусликов - необразованный. Значит, Сусликов не студент.
• Все книги несут полезную информацию. Но некоторые детективы являются глупыми. Глупые книги несут полезную информацию.
• Студенты – веселые люди. Коля – веселый человек. Значит, Коля - студент.
• Инвестиции в образование самое выгодное предприятие. Ковалева вложила деньги в образование. Значит, она сделала выгодное вложение.
• Каждая мама любит своего ребенка. Но некоторые дети являются капризными. Значит, иногда мамы любят капризных детей.
• Все ежики – колются. Все наркоманы - колются. Все наркоманы – ежики.
• Дети - цветы жизни. Цветы – надо поливать. Значит, детей надо поливать.
• Все девушки любят бриллианты. Инна любит бриллианты. Значит, Инна - богатый человек.
• Все красивые девушки смелые. Маша - смелая. Маша – красивая девушка.
• Все отечественные машины выпущены в России. Машина Мерседес выпущена не в России. Значит, она не отечественная машина.
• Каждый, сдающий экзамен по логике, должен посещать лекции.
Логические операции и их применение
• Сидорова посещала лекции, значит, она сдаст экзамен по логике
• Все машины являются техническими устройствами, значит, все велосипеды также являются техническими устройствами
• Хорошая память облегчает сдачу экзамена, значит, у меня хорошая память
• Все студенты 1 группы сдали экзамен, значит, Маша не учится в 1 группе
• Каждый студент должен быть аккуратным человеком, значит, Вася должен быть аккуратным
• Все студенты, опоздавшие на экзамен, сдают экзамен по специальному разрешению, значит, Полина не нуждается в специальном разрешении
• Все девушки любят цветы, но у некоторых они вызывают аллергию, значит, не все цветы надо любить
• Все, кто знает законы силлогизма, сдаст зачет, значит, Григорович сдаст зачет
• Каждый студент должен сдать экзамен, значит, Сергеева студентка
• Некоторые автомобили спортивные, значит, некоторые автомобили красного цвета
• Некоторые девушки не знают, что хотят от жизни, значит, некоторые студентки не знают, что хотят от жизни
• Современный профессионал должен обладать высоким уровнем знания, значит, Иванов должен обладать высоким уровнем знаний
• Каждый профессионал должен обладать логической культурой, значит, Женя должна обладать логической культурой
• Некоторые девушки интересуются книгами, значит, некоторые девушки духовно развитые личности
• Все студенты нашей группы отличники, значит, Иванов отличник
• Все студенты любят сдавать сессию, значит, Никита студент
• Каждая книга несет полезную информацию, значит, некоторые лазерные диски могут быть книгой
• Некоторые студенты являются отличниками, значит, большинство девушек на курсе отличницы
• Некоторые девушки любят логику, значит, некоторые студентки любят логику
• Каждый студент должен сдавать экзамен, значит, те, кто ходит на лекции, должны сдавать экзамен
• Некоторые девушки занимаются спортом, значит, некоторые девушки являются олимпийскими чемпионами
• Некоторые спортсмены являются олимпийскими чемпионами, значит, некоторые девушки занимаются спортом
• Все студенты сдают сессию, значит, некоторые депутаты могут быть студентами
• Некоторые компьютеры работают бесперебойно, значит, некоторые компьютеры могут работать бесперебойно
• Все люди должны беречь природу, значит, все люди должны беречь основу человеческой цивилизации
• Некоторые юноши занимаются спортом, значит, все спортсмены желают разбогатеть
• Все студенты сдают экзамены, значит, некоторые отличники являются студентами
• Все студенты сдают экзамены, значит, у кого есть чувство юмора, экзамены сдают успешно
• Ни один ежик не сдает экзамены, значит, ни один студент не является ежиком
Индукция как логическая операция
• Индукция устанавливает область договорных значений совокупности объектов
• Практическая деятельность человека накапливает знания
• Исследование объекта происходит по схеме конъюнктивного дополнения
• Генерализующая обобщающая индукция преобразует логическую структуру знания
Теория как логическая форма
• Научные произведения существуют как тексты, составленные по законам логики
• Логическая структура теории отображается через основные разделы и блоки
• Логическая организация текста важна для последовательного изложения мыслей
• Принцип основной логической организации текста требует ясной и определённой логической линии
• Текст должен иметь ясную логическую линию, чтобы сохранить смысл и содержание
• Логически неопределённый текст теряет смысл
• Логически аморфный текст становится формой содержания
• Текст должен быть логической организацией
• Структура каждого раздела текста состоит из аспектов, вопросов и проблем
• Логическая организация информации делает её более определённой и точной
• Теория как логическая форма включает понятие, суждение и умозаключения
• Теория объясняет окружающий мир через категориальное наименование параметров
• Большие блоки теоретического текста можно разбить на более мелкие при наличии логических взаимосвязей
• Важной формой теории является гипотеза
Роль гипотезы в современном научном знании
• Усиление внимания к гипотетическому знанию в науке, философии и логике
• Логические модели лежат в основе всякого иного знания
Изучение гипотезы в формальной логике
• Внутренние механизмы возникновения и функционального использования гипотезы
• Вопросы: понятие гипотезы, виды гипотезы, версия как следственная гипотеза, построение гипотезы, анализ и синтез фактов, выдвижение предположения, проверка гипотезы, способы доказательства гипотез
Юридическое значение гипотезы
• Гипотетическое знание важно в юридической науке и судебно-следственной практике
• Гипотеза как структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее действия
• Примеры гипотез в праве: отказ судьи в принятии заявления, неподсудность дела, недееспособность лица
Изучение гипотезы для студентов юридических специальностей
• Усиление аспекта рассмотрения гипотезы как следственной версии
• Оптимальное соотношение с общетеоретическими аспектами
Философское понимание гипотезы
• Гипотеза — научное допущение или предположение с неопределенной истинностью.
• Различают гипотезу как метод развития научного знания и как структурный элемент теории.
Психологическое понимание гипотезы
• Гипотеза — предположение об отдельных свойствах окружающего мира.
• Формируется как фактор ориентировки деятельности и обусловлен субъективной картиной мира.
Логическое понятие гипотезы
• Гипотеза — вероятное суждение, формирующееся из догадок и предположений.
• Гипотетичность — способность к проблематическому мышлению.
Причины возникновения гипотезы
• Возникает при многовариантности линий исследования, необходимости понимания сложных процессов, недостатке проверенных фактов.
• Гипотеза — форма выражения трехзначной логики, модальное суждение.
Этапы формирования гипотезы
• Выдвижение всех возможных суждений, отбор наиболее вероятных, логическая проверка, анализ фактического материала, практическое подтверждение или опровержение.
Строение гипотезы
• Состоит из исходных данных, конечного результата и процесса обработки данных.
Виды гипотез
• Описательные гипотезы: предположения о свойствах, характеристиках, качествах объекта.
• Объяснительные гипотезы: предположения о причинах, условиях и обстоятельствах возникновения объекта.
Соотношение видов гипотез
• Виртуальные гипотезы, экзистенциальные, описательные, объяснительные.
Общие и частные гипотезы
• Общие гипотезы: предположения, объясняющие процесс или явление в целом.
• Частные гипотезы: предположения о происхождении единичного объекта и его свойств.
Рабочая гипотеза
• Условное допущение, построенное как следствие неизвестного обстоятельства.
• Применяется как первое средство организации фактов и приведения их в систему.
Версия
• Выдвигается в областях, где необходимо выдвижение противоположных или подвариантных предположений.
• Противоположные версии — строго дизъюнктивные, подвариантные — конъюнктивные.
Определение версии
• Версия — предположение следователя или суда о наличии или отсутствии событий или фактов.
• Основана на доказательствах и других фактических материалах дела.
• Учитывает опыт расследования аналогичных дел.
• Возможное объяснение возникновения и характера событий.
Разновидность гипотезы
• Версия является разновидностью гипотезы.
Криминалистическая версия
• Обоснованное предположение относительно отдельного факта или группы фактов.
• Объясняет происхождение этих фактов и их связь между собой.
• Служит установлению объективной истины по уголовным делам.
Функции версии
• Объясняет происхождение фактов и обстоятельств.
• Устанавливает их связь между собой.
Логика как наука
• Служит установлению объективной истины
• Охватывает все основные темы, необходимые для понимания предмета
Контрольная работа
• Включает задания на установление соотношения понятий, обобщение и ограничение понятий
• Задания на преобразование суждений по правилам «превращения», «обращения» и «противопоставления предикату»
• Задания на умозаключение по логическому квадрату
• Задания на установление терминов в сложных суждениях с использованием логических знаков
Примеры заданий
• Установление соотношения понятий: лицо, симпатичное лицо, физическое лицо, человек
• Обобщение и ограничение понятий: личность, воля, психология, психология личности
• Преобразование суждений по правилам «превращения», «обращения», «противопоставления предикату»
• Умозаключение по логическому квадрату: благоразумие — лучшая черта храбрости
• Установление терминов в сложных суждениях: неравномерность освоения территории России, неполная вовлечённость ресурсов
Дополнительные задания
• Установление соотношения понятий: самосознание, самоутверждение, воля, целеустремлённость, самоощущение
• Обобщение и ограничение понятий: флегматик, общество, привлекательность, расположенность к общению
• Умозаключение по логическому квадрату: иногда большая часть побеждает лучшую
• Установление терминов в сложных суждениях: геополитическое усиление страны, перелом негативных тенденций
Дополнительные задания
• Установление соотношения понятий: деятельность, психологическая деятельность, личностная деятельность, человеческая деятельность
• Обобщение и ограничение понятий: импульсивность, открытие собственного Я, самопонимание, сублимация
• Умозаключение по логическому квадрату: грация есть красота в движении
• Установление терминов в сложных суждениях: осознание ограниченности природных ресурсов, нарушение стабильности биосферы Земли
Ограничение понятий
• Правовое регулирование деятельности психотерапевта
• Психологическая консультация
Силлогизмы
• Финансовая деятельность должна подвергаться финансовому контролю
• Моя финансовая деятельность очень удачна
• Я не хочу, чтобы моя финансовая деятельность подвергалась контролю
• Финансовое законодательство РФ обязательно для каждого банка РФ
• Некоторые банки РФ нарушают финансовое законодательство РФ
• Финансовое законодательство РФ не обязательно для каждого банка РФ
Преобразование суждений
• Хорошее начало – половина дела
• Мелкие дела порождают мелких людей
• Никчемный человек всегда очаровывает чернь
• Демагогия изобилует убедительными доводами
Умозаключения
• Возрастание роли геополитики требует уточнения понятия
• Роль, половая роль, смешная роль, театральная роль
• Союзы психологических организаций
• Самомнение
• Координация деятельности человека
• Психотренинг
• Финансовые правоотношения есть общественные отношения
• Отношения, субъектом которых являются финансы, являются финансовыми правоотношениями
• Общественные отношения могут быть финансовыми правоотношениями
• Финансовое право есть отрасль правоведения
• Финансовое право есть учебная дисциплина
• Некоторые учебные дисциплины являются отраслью правоведения
• Деньги не имеют никакой морали
• Цивилизованная дикость – самая худшая из всех дикостей
• Бедность – пробный камень доблести
• Доблесть – достояние стремящихся к высокой цели
• Возрастающее внимание органов государственной власти к задаче территориального управления
• Осуществление операций, осуществление деятельности, осуществление психологических манипуляций, осуществление операций с людьми
• Заключения договора психологического обслуживания
• Решение совместных задач
• Совместное осуществление
• Участие в делах
• Разные точки зрения – результат различного понимания проблемы
• Разные точки зрения – результат недопонимания
• Результат недопонимания есть результат различного понимания проблемы
• Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования
• На голову Иванова упал какой-то предмет
• На голову Иванова упал предмет правового регулирования
• Осторожность – лучшая сторона доблести
• Догматический тон всегда является следствием глубокого невежества
• Доблесть – нравственное мужество
• Должности часто меняют нрав
• Многие факторы требуют глубокого изучения и осмысления национального и мирового опыта выживания и развития
• Управление, управление эмоциями, управление поведением, управление имуществом
• Флегматик
• Возможность определять решения
• Сделка с совестью
• Привлечение внимания
• Финансовое право – отрасль российского права
• Финансовое право – самостоятельная область права
• Некоторые отрасли права является самостоятельными отраслями
• Финансовое право есть отрасль российского права
• Финансовое право РФ является обязательным для всех субъектов правоотношений РФ
• Все субъекты правоотношений РФ имеют отношение к определённой отрасли российского права
• Мудрость учёного человека приумножает возможности досуга
• Досуг – отец философии
• Живопись – нечто среднее между мыслью и вещью
• Алмазы в грязи не тают
• Во всём мире задачи повышения эффективности управления и обеспечения безопасности приобретают всё большее значение
• Универсальных моделей оптимального использования не существует
• Каждое государство должно вырабатывать собственную модель
Преобразование суждений
• Приобретение права требования, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, приобретение машины, приобретение знаний
• Поведение
• Коррекция
• Диагностика
• Тестирование
• Финансовая деятельность есть вид человеческой деятельности
• Менеджер должен разбираться в фондах денежных средств
• Менеджер банка занимается финансовой деятельностью
• Работа в банке требует знания финансового права
• Знание финансового права необходимо современному юристу
• Современному юристу необходимо работать в банке
• Жизнь это долгий урок смирения
• Жизнь есть сохранение возможности
• У завистливых людей – длинные руки
• Плохие законы – худший вид тирании
• Геополитическое положение нашей страны в 20-ом столетии претерпевало быстрые и весьма глубокие изменения
• Быстрые и весьма глубокие изменения
• Необходимость решать принципиальные проблемы внутренней перестройки экономики и обеспечения национальной безопасности
Логическая структура гипотезы
• Гипотеза — это предположение, которое требует проверки и подтверждения.
• Гипотеза может быть подтверждена или опровергнута на основе логических законов и принципов.
Законы логики
• Закон запрета противоречия: утверждение не может быть одновременно истинным и ложным.
• Закон исключения третьего: утверждение либо истинно, либо ложно, третьего не дано.
Аксиоматические принципы логики
• Исходно установленные принципы, которые должны быть простыми и понятными.
• Не требуют специального доказательства.
Абстрактность
• Свойство человеческого мышления, позволяющее обозначать объект с необходимой стороны его свойств и значений.
• Не может быть представлена в предметной форме.
Аналитичность
• Способность казаться умным.
Формы мышления
• Конъюнкция: объединение двух или более утверждений.
• Дизъюнкция: исключение одного из двух или более утверждений.
• Импликация: утверждение, которое следует из другого утверждения.
• Силлогизм: умозаключение, состоящее из трех утверждений.
Литература
• Список литературы включает книги и статьи по логике, математике, кибернетике и другим смежным областям.
• Литература охватывает различные аспекты логики, включая аксиоматические принципы, абстрактность, аналитичность, формы мышления и другие темы.
ЛИТЕРАТУРА
Башмаков И.Г., Юшкевич А. П. Энциклопедия элементарной математики, т.1, 1954.
Бойко А.П. Логика. - 1994.
Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной ло-
гики. - М.: Знание, 1985.- 192с.
Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы, М., Полит-
издат, 1968.
Галенок В.А. Логика в вопросах, задачах, ответах (анализ ситуаций из практики органов внутренних дел). - Минск, 1988.
Гетманова А.Д. Логика. - М., 1995.
Гетманова А.Д. и др. Логика 10 - 11 классы. - М.,1995.
Гжегорчик А. Популярная логика. - М.: Наука, 1979.-112с.
Джордж Ф. Основы кибернетики. - М.: Радио и связь, 1984. -
272с.
Дракин В. И др. Общение конечных пользователей с система-
ми обработки данных, М., Радио и связь, 1988.
Жоль К.К. Логика в лицах и символах. - М., 1993.
Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. - М.: Просвещение, 1989. - 160с.
Зегет В. Элементарная логика. - М.: Высшая школа Ивин А. По законам логики. - М.: Молодая гвардия, 1983.-
208с.
Калужин Л.А. Что такое математическая логика. - М.: Наука, 1964.- 152с.
245
Карнап Р. Значение и необходимость, Пер. с англ. М., 1959.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - 1985.
Клини С.К. Математическая логика. - М.: Мир, 1973. - 480с.
Клини С.К., Весли Р. Основания интуиционной математики. -
М.: Наука, 1978.
Клайн М. Утрата определенности. - М.: Мир, 1984.- 448с.
Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М.,1987.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник, М., Наука,
1976.
Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. - М.: Наука, 1978. - 832с.
Костюк В.Н. Элементы модальной логики. - Киев: Наукова думка, 1978. - 180с.
Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. - М.: Радио и связь, 1982. - 432с.
Лернер А.Я. Начала кибернетики. - М.: Наука, 1967. - 400с.
Логика и компьютер. - М.: наука, 1990. - 240с.
Маковельский А.О. История логики. - М.: Наука, 1967.- 502с.
Марков А.А., Нагорный Н.М. Теория алгорифмов. - М.: Наука, 1984. - 432с.
Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики, М.: Сов. Радио, 1978.
Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. - СП б., 1995.
Мельников В.Н. Логические задачи. - Киев, Одесса: Выща школа, 1989.- 344с.
Мулуд Н. Анализ и смысл. - М.: Прогресс, 1979. - 348с.
Новиков П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической. - М.: Наука, 1977. - 328с.
Новиков П.С. Элементы математической логики. - Наука, 1973. - 400с.
Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХIII: Логика и лин-
гвистика. - М.: Радуга, 1982. - 432с.
Павиленис Р.И. Проблема смысла. - М.: Мир, 1983. - 288с.
Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М., Изд-во
МГУ.
Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения, М.,1957.
Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математика в образах. - М.: Зна-
ние, 1989.- 208с.
Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализован-
ных задач в диалоге с ЭВМ. М.,1987.
Романов В.В. Теория и практика применения законов и правил логики в деятельности органов внутренних дел. - Уфа, 1989.
Ростовцев Ю.Г. Знаки и знаковая ситуация при представлении знаний в информационных системах, //Приборостроение, 1989, N7,
с.3 -10.
Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - 636с.
Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теории множеств. - М.: 1965.- 368с.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М.: Изд-во Московского гос. Пед. Ин-та, 1983. - 375с.
Столл Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории. -М.:
Просвещение, 1968.
Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. - М.: Иностранная литература, 1984.- 278с.
Тондл Л. Проблемы семантики. - М.: Прогресс, 1975. - 485с.
247
Тей А., Грибомон П., Луи Ж. И др. Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию. - М.: мир, 1990. - 432с.
Уемов А.И., Ящин Б.Л. Логика 10 - 11 классы. - М., 1995.
Штейнгауз Г. Задачи и размышления М.: Мир, 1974. - 400с.
Фейс Р. Модальная логика. - М.: Наука, 1974. - 520с.
Философия, логика, язык. - М.: Прогресс, 1987. - 333с.
Философский энциклопедический словарь, М., Сов. Энциклопедия, 1989.
Френкель А.А., Бар-Хиллел Й. Основания теории множеств. -
М.: Мир, 1966.- 556с.
Хаваш К. Так - логично! - М.: Прогресс, 1985.-260с.
Челпанов Г.И. Учебник по логике. - М., 1994.
Черч А. Введение в математическую логику. - М.: Иностранная литература, 1960. - 486с.
Яглом И.М. Булева структура и ее модели. - М.: Советское радио, 1980. - 193с.
Свидетельство о публикации №225021200650