К 4. Глава 32 Искусство Шумера

Хотя шумеры оставили после себя множество произведений искусства, в их культуре не существовало самого понятия «искусство». Все предметы искусства выполняли определённые функции: мемориальную, культовую и прагматическую. Прагматическая функция заключалась в демонстрации высокого социального статуса владельца вещи, например, печати. Культовая функция означала участие изделия в религиозных обрядах, а мемориальная — напоминание потомкам о предках, призыв чтить их деяния и приносить жертвы. Эстетическая функция в шумерских изделиях отсутствовала. Все памятники этого периода представляют ценность скорее с исторической, чем с художественной точки зрения.

Главную роль в искусстве играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных скульптурами. Перекрытия зданий были в основном плоскими, хотя встречались и сводчатые. Помещения располагались вокруг двора, а стены, выходящие на улицы, были глухими. В северной части Шумера были обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Источником света служили двери и узкие щели-окна, расположенные под самым потолком.

Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура. Он находился на искусственной платформе площадью 32x25 м из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами в соответствии с шумерской традицией. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом, а вверху побелены, что создавало горизонтальное членения. Этому ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожжённой глины со шляпками в виде символов богини плодородия — цветы с красно-белыми лепестками.

В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене, на некотором расстоянии друг от друга, были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоских, инкрустированных по чёрному шиферному фону белым перламутром. На одном из них была целая сцена: жрецы в длинных юбках и с бритыми головами доили коров и сбивали масло. На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону были изображены белые голуби и коровы, обращённые ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, создавая единое, целостное цветовое решение.

По обеим сторонам входа стояли две статуи львов, выполненные из дерева и покрытые медными чеканными листами, которые были закреплены битумом. Глаза и высунутые языки львов были украшены цветными камнями, что придавало скульптуре живость и яркость. Над входной дверью располагался медный горельеф, местами переходящий в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда, держащего в когтях двух оленей. Эта геральдическая композиция, повторяющаяся с небольшими изменениями на различных памятниках середины III тысячелетия до нашей эры, таких как серебряная ваза правителя Лагаша Энтемены, печати и посвятительные рельефы, включая палетку Дуду из Лагаша, вероятно, служила эмблемой бога Нингирсу.

Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были украшены инкрустацией: некоторые из них — цветными камнями, перламутром и раковинами, а другие — металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выполнены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом. В архитектуре храма в аль-Убайде впервые были использованы круглая скульптура и рельеф в качестве декоративного оформления здания, а также колонны в качестве несущих элементов. Храм представлял собой небольшое, но нарядное сооружение. Подобные храмы были обнаружены в поселениях Телль-Брак и Хафадже.

 

Орел, когтящий оленей.

В Шумере скульптура не развивалась столь же стремительно, как архитектура. Здесь не было заупокойных культов, подобных египетским, где особое внимание уделялось портретному сходству. Небольшие культовые посвятительные статуи, изображающие людей в молитвенной позе, не предназначались для конкретных мест в храмах или гробницах. В целом, образы людей становятся более шаблонными, чем в предыдущую эпоху. Хотя пропорции тела сохраняются, становится очевидно, что их точность не является главной целью. Мастер стремится передать идею, заложенную в скульптуре. Например, в этот исторический период Шумера в фигурах молящихся подчеркивается униженное раболепие и умиленное благочестие.

Несмотря на значительное разнообразие скульптурных памятников, созданных в различных местных центрах Шумера, можно выделить две основные группы: южную и северную. Для южной группы характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и упрощенная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдаются. Скульптурные памятники северной части Шумера отличаются более вытянутыми пропорциями, тщательной проработкой деталей и стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели. Однако глазные впадины и носы могут быть сильно преувеличены.

Скульптурный рельеф не был распространен в шумерском искусстве. Возможно, это связано с нехваткой материала. Настенные рельефы в храмах и дворцах Шумера не отличались большими размерами и встречались нечасто. В основном шумерский рельеф представлял собой небольшие каменные или деревянные доски, а также каменные или глиняные плакетки. Они изготавливались в честь знаменательных событий городской жизни, таких как постройка нового храма или крупная военная победа. Большинство рельефов украшали стены городских храмов, но иногда на месте знаменательного события воздвигался каменный обелиск с вырезанными на нем сценами. К числу таких памятников относится «Стела коршунов» — каменный обелиск, украшенный рельефами со сценами битвы, триумфа победителей и расправы над пленными.

 

Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре.

Этот памятник был воздвигнут в честь победы правителя Лагаша Эанатума над Уммой и, вероятно, стоял на месте, где происходила битва. Стела сохранилась в виде обломков, но даже они позволяют нам понять основные принципы древнего шумерского монументального рельефа. Изображение на стеле разделено горизонтальными линиями на пояса, которые служат основой композиции. В этих поясах разворачиваются отдельные, часто разновременные эпизоды, создавая наглядное повествование о событиях. Головы всех изображенных находятся на одном уровне, за исключением фигур царя и бога, которые всегда выполняются в значительно большем масштабе. Такой прием подчеркивает разницу в социальном положении и выделяет главную фигуру композиции. Человеческие фигуры на стеле совершенно одинаковы, они статичны и условно расположены на плоскости: голова и ноги повернуты в профиль, а глаза и плечи — в фас. Возможно, такая трактовка объясняется стремлением показать человеческую фигуру наглядно, как это было в египетских изображениях.

Шумеры мастерски использовали цвет для достижения художественной выразительности. Лучше всего это демонстрируют ювелирные изделия той эпохи, которые хорошо сохранились в погребениях. Роскошная утварь гробниц выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастра, ляпис-лазури, обсидиана и других). Среди находок выделяются золотой шлем тончайшей работы, который воспроизводит парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Также стоит отметить золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки.

Особенно высоким является искусство шумерских мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка, украшавшей деку арфы. Художник передал мощную и полную жизни голову быка в обобщенном виде, хорошо подчеркнув раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, а белки глаз — из раковин. Изображение, по-видимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».

 

Штандарт из Ура

В гробницах Ура археологи обнаружили уникальные образцы мозаичного искусства, среди которых особое место занимает так называемый «штандарт». Это произведение представляет собой две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении, подобно крутой двускатной крыше. Они выполнены из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Мозаика образует красочный орнамент, разделенный на ярусы, и рассказывает о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, а также о ликовании победителей.

Большую ценность для истории искусства представляют памятники глиптики — резные камни, такие как печати и амулеты. Они были выполнены из различных пород камней: более мягких для первой половины III тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца III, а также II и I тысячелетий до н.э. Эти маленькие произведения искусства иногда являются настоящими шедеврами. Излюбленными сюжетами были мифологические темы, особенно связанные с популярным эпосом о Гильгамеше — герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. На печатях можно встретить изображения на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и другие.

Для цилиндрических печатей Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживались расположения фигур, при котором все головы помещались на одном уровне, отчего животные часто были представлены стоящими на задних лапах.

Важную роль в жизни шумеров играла музыка, как инструментальная, так и вокальная. Некоторые музыканты занимали важные должности в храмах и при дворе. В царских гробницах Ура были найдены арфы и лиры прекрасной конструкции. Наряду с камышовыми и металлическими дудочками использовались ударные инструменты, такие как барабан и тамбурин.

К сожалению, в Шумере совершенно отсутствует живопись, что может быть связано с влажным климатом, который не позволял фрескам (единственной известной тогда живописной технике) сохраняться даже непродолжительное время.


Рецензии