Сон профессора - 1

Иллюстрация взята из Интернета

Кабинет Зинаиды Фрайдис был наполнен книгами, фотографиями и различными предметами антиквариата. У окна стоял большой письменный стол с двумя стульями, на которых лежали два огромных тома: "Толкование сновидений" и "Психология масс". На стенах висели картины с изображением обнаженных женщин и мужчин в разных позах — Фрайдис была большой любительницей эротики… В углу комнаты стояла кушетка для посетителей; на ней лежала толстая книга без названия, а рядом лежал манекен человека в нижнем белье. Рядом со столом стояло кресло-качалка из красного дерева — видимо это было любимое место отдыха Зинаиды Юнговны во время работы над книгой о спиритизме или просто так...
Вечером, когда день подходил к концу, профессор любила сидеть в своем кресле, погружаясь в мысли о человеческой душе и ее тайнах. В такие минуты она часто вспоминала о своем муже, который был старше ее на двадцать пять лет и погиб в автокатастрофе. Он был известным философом, и она любила его за это. Но в последние годы он стал ее раздражать — все время что-то говорил о своей работе над книгой «Очерки по истории русской культуры», а потом вдруг исчез на несколько дней из дома… Она не знала точно причину этого исчезновения; можно даже было предположить какое-нибудь мистическое воздействие или просто случайность: раньше с ним ничего подобного вроде не бывало! А может быть это была месть?
Когда она познакомилась с ним, он уже несколько лет жил за границей — сначала на Кипре у родственников первой жены-американки; потом они переехали во Францию к его сестре… Он преподавал в университете, когда увлекся эзотерикой, и был очень интересным человеком. Он не любил говорить о себе — но в его рассказах всегда было что-то такое… Что? Она не могла бы сказать точно. Но она чувствовала, что он – из другого мира… И еще ей казалось странным это обстоятельство: когда они просто разговаривали по телефону о чем-нибудь постороннем вроде погоды за окном либо его любимой книги «Учение дона Педро», у нее возникало ощущение полного единения душ; как будто они были одним человеком со всеми своими мыслями об окружающем пространстве — но при том совершенно разными во всем остальном! Это было странно даже для них самих!..
Потом профессор вернулась в мыслях домой: ее отец умер от инфаркта через два месяца после того как их брак с матерью Зинаиды распался из-за финансовых разногласий по поводу наследства — а вскоре умерла сестра отца вследствие сердечного приступа при странных обстоятельствах... Зинаида вспомнила, что в ее семье никогда не было никаких тайн — и даже если бы она захотела их скрыть от кого-то из своих родственников или знакомых по работе... потом всё становилось известным. Это был просто вопрос времени. И все же профессор была уверена: рано утром на следующий день после смерти сестры отца кто-нибудь обязательно придет к ней с вопросом "Что случилось?" — и она ответит: "Ничего, просто умерла моя тетя..."
И тогда все поймут, что произошло на самом деле. Но никто не придет... Потом умерла ее мать со своим вторым мужем при странных обстоятельствах; а через год уйдет к другой женщине от своей жены Люси профессорский сын Петя... И вот теперь, когда она уже почти привыкла к мысли о смерти и даже стала находить в ней что-то привлекательное — не столько саму смерть как таковую; сколько возможность увидеть ее во всей красе... она вдруг поняла: все это время ей было страшно именно потому… Да нет же! Просто у нее никогда раньше не было такого чувства страха перед смертью. А сейчас оно появилось — впервые за всю жизнь!.. Но ведь ничего страшного на самом деле пока вроде бы нету? Или есть?..
На двери были приколоты записи пациентов, аккуратно разложенные в хронологическом порядке. В правом верхнем углу была прилеплена бумажка с надписью «Срочно!» и номером телефона. На стене рядом с дверью висела большая карта мира, а на полу — стоял бар в виде глобуса, наполненный бутылками с алкоголем. Всё это было не то что бы странно для "человека в белом халате со шприцем под мышкой" — скорее уж напоминало декорации к фильму ужасов про психушку из городка на Диком западе!
— Как странно, — думала Фрайдис, глядя на часы, — время летит так быстро, когда я занимаюсь своим любимым делом. А ведь я даже не знаю, что это такое — заниматься любимым делом, если подумать… Ведь в этом и есть смысл жизни! И все же мне кажется странным то обстоятельство: как много времени уходит на всякие пустяки вроде того разговора с человеком по имени Олаф Швепс! Я бы сказала так: сколько всего происходит за день вокруг меня просто потому, что этого человека зовут господином Швепсом?! Разве кто-нибудь может сказать про себя "я люблю свою работу" без всяких оговорок!..
Фрайдис взяла ручку и начала записывать свои последние мысли. На листе бумаги появились слова: "Я не хочу, чтобы меня убили. Мне нравится жить в этом мире и быть его частью… Но я знаю – это ненадолго…" Фрайдис подняла глаза на потолок комнаты — там были нарисованы крылатые драконы. Она улыбнулась и дописала: "Я не хочу умирать". Потом подумала немного — и вдруг поняла все до конца! Это был ее последний день в этом мире; завтра утром ей будет уже неважно ни то что писать предсмертную записку или думать о том, как бы умереть от старости среди своих внуков-подростков... Но вот если подумать о смерти сейчас?..
Она верила, что ключ к разгадке всех человеческих страданий лежит в подсознании, в тех темных уголках разума, куда редко кто решается заглянуть. Но, как ни странно это звучит в устах женщины-психолога… Она верила: если человек не может справиться с собственными эмоциями или проблемами при помощи логики либо рациональных доводов разума — значит он просто боится их. Боится того самого темного угла своего сознания! И тогда ему остается только одно средство от страха перед жизнью; оно называется "психоделический трип" — то есть погружение во тьму бессознательного через алкоголь и табакокурение.
"Мы должны проникнуть туда, — думала она, — и вытащить наружу все скрытые страхи, желания и воспоминания. А потом мы можем сделать с ними всё, что захотим. И это будет не просто игра в прятки — нет! Это станет нашей второй жизнью и нашей правдой!" Но как? Как это сделать? Она не знала ответа на этот вопрос… И вдруг ее осенило: "А что если попробовать проникнуть в разум через мозг?!" Это было не то чтобы смешно или глупо; просто она поняла наконец всю глубину своего замысла! Теперь ей оставалось только найти способ осуществить задуманное… А потом пришло озарение еще более важное для нее самой — а именно понимание того факта, что все происходящее с ней есть результат воздействия некоего внешнего фактора...
Она просто умрет. И всё… Потом ее взгляд упал на лежащий рядом с кушеткой пистолет — он был заряжен патронами со слезоточивым газом. Но вдруг ее задумчивость была прервана стуком в дверь.
— Войдите! — сказала Фрайдис, откладывая ручку в сторону.
В комнату вошел молодой человек, явно нервничавший. Это был Швепс. Его руки дрожали, а глаза бегали по сторонам. Он был в черной рубашке и черных брюках, и на ногах у него были черные лакированные туфли. На шее висела золотая цепочка — он явно собирался что-то сказать или сделать…
— Что вас беспокоит, мой друг? — спросила Фрайдис, указывая на кресло напротив. — Вы ведь знаете, что я могу видеть ваши мысли? И вы можете читать мои… Но это очень сложно и требует времени на подготовку к операции по изменению сознания в реальном мире; а потом еще надо будет пройти через несколько этапов трансформации с помощью специальных препаратов из моей личной аптечки для экстренных случаев: чтобы все прошло гладко и без осложнений! А у вас нет никакого опыта работы со мной или моими помощниками за последние годы жизни среди нас!.. Так о чем мы говорим?..
Молодой человек сел, глубоко вздохнул и начал рассказывать свою историю. Он был из тех, кто не любит рассказывать о себе. Но на этот раз он решил сделать исключение и рассказать всё — чтобы потом было что вспомнить в старости…
— Я жил тогда с родителями… — начал молодой человек свой рассказ тихим голосом; его глаза были закрыты от волнения или страха перед тем будущим мира. — Я был маленьким мальчиком, и мы жили в деревне. Однажды я пошел на речку купаться… И вдруг увидел там человека — он сидел у воды с удочкой; он был в длинной рубахе и штанах, а на голове у него была шляпа. Я подошел к нему… Он посмотрел мне прямо между глаз — я даже испугался немного! А потом взял меня за руку; мы пошли по берегу реки куда-то далеко от деревни: там было много кустов с большими листьями вроде папоротника или чего–то похожего — они росли так густо друг над другом что казались одним большим кустом…. И вдруг этот человек стал говорить со мной о чем-то непонятном для нас обоих!..
— О чем?
— Доктор Фрайдис, я… я страдаю от странных видений. Каждую ночь мне снится один и тот же сон. Я вижу себя ребенком, играющим в саду, но вокруг меня всегда стоят тени. Они шепчут мне что-то, но я не могу понять их слов. И каждый раз, когда я пытаюсь приблизиться к ним, они исчезают. Я не знаю, что это за тени. Они похожи на людей — но у них нет лиц и рук… И они всегда говорят со мной шепотом! Доктор Фрайдис! Что мне делать с этими тенями в саду?.. Мне кажется иногда: если я буду продолжать так же играть во сне каждый день по несколько часов подряд без перерыва или даже дольше того времени, когда эти сны приходят ко мне — то однажды проснусь от собственного крика!.. Это ужасно!!! Скажите пожалуйста, доктор Фрайдис, вы можете помочь моему горю?!.. Или может быть есть какие-нибудь лекарства? Я готов заплатить любую цену! Только скажите, что мне делать?!!.. Доктор Фрайдис… О-о!..— и он заплакал навзрыд от нахлынувших чувств — так сильно ему хотелось помочь тому несчастному ребенку с его тенями в саду: ведь это было такое простое дело — но как трудно было найти решение даже самому опытнейшему психоаналитику из всех когда либо живших людей!
— Не отвлекайтесь. Так о чем хотел поговорить с вами тот рыбак? — напомнила пациенту Фрайдис. Она внимательно слушала, делая заметки в блокноте.
Швепс замолчал и уставился в пол перед собой невидящим взглядом… Потом он поднял глаза на Фрайдис: "Я понял!" Она кивнула с таким видом как будто только этого от него ждала; потом встала и сказала тихо по слогам несколько слов пациенту прямо над ухом:
— Что вы поняли из его рассказа?
— Всё, — произнес он. — Я понял, что он хочет сказать. Он говорил: "Не надо бояться этого мира и этих людей — они не опасны для нас…" А потом добавил… Вот это я запомнил хорошо! Это было самое главное... Он сказал: "Мы должны быть сильными и спокойными… Мы можем всё…" И еще одно важное слово запомнилось мне из рассказа этого человека о мире... Оно звучало так же странно как все остальные слова на свете: "Мультимедиа". Но оно меня поразило больше всего остального — потому что было неизвестно мне? Или просто от неожиданности?.. Я понял, что мир не просто существует в пространстве и времени. Он есть во мне самом… И я могу всё! Но для этого надо быть человеком с сильной волей к жизни!..
— Очень интригующе, — произнесла Фрайдис, когда рассказ подошел к концу. — Ваши видения, безусловно, имеют глубокий смысл. Позвольте мне предложить вам пройти курс психоанализа. Вместе мы сможем раскрыть тайны вашего подсознания и избавить вас от этих тревожных снов. Я уверена, что мы найдем общий язык. Но сначала я хотела бы задать вам несколько вопросов… Вы не против? Хорошо — тогда начнем с самого начала: когда вы впервые увидели этот сон и почему он вас так напугал?.. Что это было за место в вашем сне?… А потом расскажите о том времени года и дне недели...
Молодой человек кивнул, соглашаясь. И вот тут-то началось самое интересное...

***
Эмма Вонг проснулась среди ночи. Она лежала на спине, смотрела в потолок и думала о том как она будет выглядеть сегодня — если ее не будут убивать сразу же после пробуждения… Впрочем можно было бы так думать даже без всякой предосторожности: просто надевать новые рубашки или штаны каждую ночь. Это уже стало казаться Эмме нелепым способом скрывать от себя свою истинную природу; а это была одна из главных причин чего-то странного, что происходило у нее внутри каждое утро перед завтраком — причиной были эти новенькие вещички со странными узорами по бокам, которые ей подарили в ковене.
Три часа по местному времени. Это было раньше ее обычного пробуждения, чем-то похожего на только что пережитые кошмары про то или иное чудовищное существо из древности… Впрочем неужели все эти страшные истории были просто снами? Эмма вспомнила слова песни"The End" от группы Depeche Mode — и тут же поняла почему они так напоминают ей время дремоты...
Она была в шубе и сапогах, но не знала почему — она никогда раньше так не обставляла свою спальню перед тем как заснуть: не надевала верхнюю одежду на утреннее пробуждение, не переворачивала на стене зеркало с красным крестом над белой звездочкой, не отключала светильник под кроватью… Ни разу ей не приходило в голову делать так еще с вечера. И все же ее глаза смотрели по-прежнему без всякого предчувствия чего-то страшного — только потому что они были уже открыты во время сна!
Сперва надо сделать несколько шагов, чтобы успокоиться — а потом начать действовать…  "У вас есть вопросы или проблемы с вашей жизнью в целом? Не бойтесь спрашивать! Мы можем помочь вам найти решение для любого интересующего вас аспекта жизни. Все советы о том как быть счастливым лучше всего узнать у нас, — проговаривала она про себя. — Если вы хотите получить консультацию по поводу личной судьбы из-за чего угодно — от финансовых проблем до романтических отношений на работе; если речь идет об общих рекомендациях относительно того, что делать дальше после знакового дня рождения, —  то мы обязательно найдем способ поднять ваши эмоции к новому уровню без всяких усилий со стороны вас самих".
Эмма не могла смотреть телевизор и даже пользоваться интернетом — всё это было для нее слишком опасно… Уже давно люди говорят о том, как можно укрыться подальше от настоящего времени! А что же такое сегодняшний мир? Это просто огромная мутность без всякой ясности или определенности... Ведь каждый день мы видим вокруг себя одно и то же: одни — гигантские здания; другие — развалины старых домов и трущобы... А потом еще одна волна новых небоскребов появляется рядом до того момента, когда солнце скрывается за тучами над горизонтом. Но почему-то никто никогда так это не называл — "Новый мир"? Да ведь он уже был много тысячелетий назад! Какая уж тут новость может быть?
"Сейчас я хочу сказать только одну вещь — если бы я знала все тайны мира, у меня сейчас была бы жизнь полная радости! Я могу стать богиней-матерью Вселенной через три дня после рождения ребенка из моего тела — но чтобы сделать этот шаг нужно пройти много испытаний и отказаться от личных привычек к здоровому образу жизни", — думала она, надевая подходящие к случаю черные трусики с шипами — те, кто их носил, обладали сверхъестественными способностями... Но сегодня необычный день и одеться надо соответствующе.
Она надела лиловое платье с длинными рукавами из своего ведьминского гардероба и ожерелье, которое она не носила со времени последнего визита в ковен.  Оно было украшено бирюзовыми глазками в золотой оправе – они были похожи на глаза Дракулы или какого-то другого злого духа; но это было отражение другого мира… Или все-таки того же самого? Ведь эти два мира всегда смешивались друг с другом: когда она видела их вместе раньше, то была уверена, что все живут во временном измерении подземного света, отраженного в зеркале ее сна по той самой причине, по которой так трудно найти идеал среди всех живущих вокруг нее!
Она никогда не пила вино перед тем как спуститься в подземный мир; но сегодня она решила сделать исключение для этого случая: ей хотелось чувствовать себя в поиске настоящей богиней!  Она была похожа на мертвеца в маске — но ее лицо оставалось живым: она улыбалась… Она знала, что ее улыбка только ждет своего часа. И вот он настал: в тот момент когда ей показалось наконец-то возможным увидеть свое отражение на стене подземелья, зеркало оказалось слишком далеко от нее!
Когда она добралась до дверей ковена, перед ней открылась удивительная картина: тринадцать фигур стояли в круге, держа в руках свечи. Их голоса сливались в мелодичный хор, наполняя зал Амона Шестикрылого магической энергией. В центре круга стоял высокий человек с длинными волосами, одетый в длинную белую тунику. Он держал над головой золотой диск — то ли солнце на закате или луну перед восходом… Когда он поднял голову к потолку зала Амона — а это произошло очень быстро — по залу прокатился гул восхищения вперемешку со страхом за судьбу человечества во всем мире одновременно.
Но вот она увидела впереди другой свет. Это был не дневной, а какой-то странный — словно бы в темноте зажгли несколько лун; но это были всего лишь свечи другой стороны… Она пошла вперед и вскоре оказалась на широкой лестнице из черного мрамора: лестница вела вниз по спирали к огромному залу со сводчатым потолком! В зале было много колонн разной высоты от пола до потолка — они уходили вниз вертикально сквозь всю толщу камня так далеко, как только можно себе представить!..
Но всё это было неудивительно: если уж мы говорим о человеческом мире во время его трансформации под влиянием магии древних времен, то здесь нет ничего необычного ни для кого, кроме нас самих! Ведьма сделала несколько шагов, следуя импульсу, и внезапно почувствовала, как ее ноги подкосились...

***
Прошло несколько недель. Молодой человек регулярно приходил на сеансы, рассказывая о своих снах и воспоминаниях детства. А потом, когда он уже не мог скрывать своих чувств и переживаний — а это было видно по его глазам в моменты откровенности или на сеансах гипноза — вдруг сказал: "Знаете что? Я хочу стать Эммой. И я знаю как!" После этого разговора у Фрайдис появилось ощущение чего-то знакомого… Вот только вспомнить ничего так сразу у нее не получалось…
— Как же? — спросила психолог.
— Я знаю, как стать мадам Вонг. Вы мне поможете… — заговорщицки шепнул Швепс.
— И что это за способ? — спросила Фрайдис. — Вы можете рассказать?
— Конечно. Это очень просто, — ответил молодой человек с улыбкой. — Сначала мне надо будет выпить немного энергии у животного — неважно у какого! Потом нужно найти в толпе беременную женщину — не обязательно красивую; главное чтобы ее глаза были закрыты от страха. Ибо мы есть то...
"Да, — подумала про себя психолог, — вот оно что! Я вспомнила. Это же древний ритуал, который использовали вампиры в Средние века! Но почему это так важно для меня?"
Она хотела выяснить это на следующем сеансе гипноза… Но тут молодой человек сказал: "А потом я должен буду выпить всю ее до конца". Фрайдис поняла — и сразу почувствовала облегчение от того факта, что все-таки не ошиблась с выбором клиента!.. А когда она спросила его о том, как именно надо будет пить энергию у женщины, — то услышала ответ совершенно неожиданный; оказывается вампир пьет из жертвы только тогда, когда та уже находится без сознания!
Фрайдис внимательно выслушивала каждое слово, пытаясь найти ключи к разгадкам. Но в голове у нее всё путалось, и она не могла понять ни слова. Она уже начала подозревать неладное — ведь это могла быть какая-то шутка или розыгрыш… но нет! Фрайдис не могла отделаться от ощущения, что всё это происходит на самом деле. Она даже подумала: а вдруг она видит сон? Но тут же отогнала эту мысль — а если и так?.. Тогда почему ей кажется это таким странным? И еще непонятные слова в конце фразы "ибо мы есть то…" Что они означают?! Может ли быть здесь какая-то связь с тем местом или временем из ее сна про Ктулху? Или нет?.. Ведь тогда получается совсем уж непонятно... Нет! Это просто невозможно!
Однажды вечером, сидя в своем кабинете, Фрайдис решила пересмотреть свои записи. Она читала и перечитывала каждую строчку, пытаясь увидеть общую картину. Но она была уверена в одном — все написанное ею было правдой и ничего кроме правды… И еще Фрайдис поняла: то же самое происходит с каждым. Только мы этого даже представить себе пока неспособны; но стоит нам только задуматься об этом всерьез — как тут-то оно к тебе само приходит! И это не просто слова, а самая настоящая реальность. Это было похоже на сон: Фрайдис вдруг поняла всю глубину своего одиночества; она почувствовала себя такой маленькой по сравнению с огромной вселенной!..
— Да-да, вот оно! — воскликнула она, найдя то, что искала. — Эти тени, они символизируют подавленные желания пациента. Это его фантазии, которые он не может выразить. И они начинают преследовать человека в сновидениях… А вот это — уже явь! Вот этот человек и есть пациент с подавленными желаниями: у него нет денег для того чтобы купить себе новую машину или квартиру; ему даже негде жить из-за этих желаний!.. Но самое главное то что эти тени символизируют все страхи пациента перед жизнью вообще... Это не страшно, потому что тени — это всего лишь тени. А вот чувство которое он испытывал к тому человеку в детстве...
Фрайдис была уверена, что нашла правильный ответ. Но чем больше она думала об этом, тем сильнее становилось ее убеждение, что она ошиблась. Но как это проверить? Она решила, что надо просто подождать. И ждать пришлось недолго — через несколько дней она получила ответ на свой вопрос от одного из своих друзей-психологов: "Фрайдис! Ты не можешь знать это наверняка!" Это было сказано с такой искренностью и убежденностью в своей правоте… Что ж делать — придется поверить ему сразу же во всем остальном; а если он ошибается хоть немного насчет этого вопроса или даже по поводу всего остального вообще?..
— Нет, нет, это не может быть правдой, — говорила она себе, бросив взгляд на портрет отца, Юнга Фрайдиса, висевший на стене. — Может быть, это вовсе не подавленные желания, а страх перед авторитетными фигурами? Перед отцом? Может быть, это просто страх перед всем миром? Но ведь я не боюсь его! Я знаю всё о нем. И он знает обо мне… Нет-нет…
Она вспомнила слова отца: "Ты должна понять — ты сама и есть этот мир!" Это было так близко к истине!.. В конце концов ей стало казаться даже забавным то обстоятельство, что в мире существуют такие вещи как любовь или ненависть; но потом пришла мысль о портрете на стене... В конце концов это ведь только слова отца: "Если бы тот мир существовал реально или хотя б был похож по описанию хоть немного на наш!.."
Она снова погрузилась в чтение записей, ища новые подсказки. Но чем дальше она углублялась в свои размышления, тем больше терялась в лабиринтах собственных гипотез... Возможно, мадам Вонг чувствовала свое одиночество среди людей. Или это была просто привычка к постоянному страху? А со стороны Швепса это был самообман — он не мог знать ничего про ведьму кроме самого факта ее существования…
В следующий раз молодой человек рассказал другой сон. Он как будто был уже в другом месте. Там он увидел двух мужчин, которые на улице сидели за столом и пили пиво из больших кружек; они были одеты как-то странно: на них была одежда с перьями — такую носят индейцы или люди других племен… У одного мужчины было длинное лицо со шрамом через всю щеку от уха до подбородка — но когда Швепс подошел к столу ближе для того чтобы поздороваться, то оказалось что у того нет лица вообще!..
— Добрый вечер, доктор Фрайдис, — сказал Швепс, когда входил в кабинет. — Я пришел на наш очередной сеанс.
­— Что ж, начнем! — Она указала ему на кресло.
— Сегодня день святого Валентина, и меня есть к вам несколько вопросов, доктор… Но сначала я хотел бы задать один вопрос себе самому — если вы не возражаете против этого вопроса: что такое любовь? Вы знаете ответ на этот простой в сущности философский парадокс или это тайна за семью печатями?.. Что-то мне подсказывает: всё дело именно здесь! В этом вопросе кроется ключ ко всему ужасу жизни человека!.. А может быть даже больше того... Может ли человек любить самого себя? И как он вообще узнает об этой любви?
— Мой дорогой друг, — начала она, — я должна признаться вам в одном: мне кажется, что я заблуждалась относительно ваших снов. Я пыталась интерпретировать их слишком буквально, упуская из виду более глубокие слои вашей души. Но я видела вчера такой же сон! Я могу быть с вами откровенной... Вы знаете меня как доктора — но вы никогда еще так близко ко мне не подходили как к женщине... Не надо, пожалуйста! Вы можете меня оскорбить или даже... Но я хочу сказать вам одну вещь: то же самое происходит и с вами в отношении других людей; только это проявляется иначе…. Понимаете? И если бы мы могли быть откровенны друг перед другом до конца… Это было очень важно для нас обоих сегодня… Мы оба знаем об этом — а сейчас пришло время признаться себе во всем окончательно...
— Вы хотите сказать, что мои сны не связаны с подавленными желаниями? — спросил он. — Да, это так… Но вы не должны забывать о том факте что мои сны и есть те же самые подавленные желания в вашем сознании! Вы же сами сказали о них! А если они все-таки существуют?.. Тогда почему бы им просто ни воплотиться наяву! Я хочу сказать... Это ведь тоже своего рода сон! Понимаете меня? Так вот, мне это кажется или вам действительно снится то самое желание? Хотите, чтобы оно осуществилось?
— Именно так, — ответила Фрайдис. — Возможно, они являются отражением вашего стремления к самопознанию, к поиску смысла жизни. Мы должны продолжать наши исследования, но теперь с другим подходом. Мы должны понять, что мы за люди... И тогда мы сможем ответить на вопрос о том… Как вы думаете? Что такое "мы"? Это не просто слово или понятие — оно может быть чем угодно: символом веры и надежды; образом жизни человека в целом либо его частной жизнью как отдельной личности с ее особенностями характера! Оно даже могло бы стать частью нашего сознания!.. Но пока этого нет... А есть только символ чего-то неопределенного. Если все эти слова ничего про нас сказать по сути не могут...
Молодой человек улыбнулся. Он был похож на студента, который только что вышел из аудитории. На нем была черная рубашка с короткими рукавами и черные брюки в обтяжку — он выглядел так же стильно как Джонни Депп или какой-нибудь другой голливудский актер… Но это уже был не он: то были черты лица другого юноши; они казались смутно знакомыми по какому-то старому фильму, где главный герой тоже носил такую рубашку — но тогда она называлась иначе!
— Спасибо, доктор Фрайдис. Я рад, что вы готовы пересмотреть свои взгляды. Это дает мне надежду на то, что однажды мы найдем истинную причину моих странных снов. Я не знаю, что они такое. Но я верю в то же самое, что и вы — и надеюсь на лучшее.
Она была явно растрогана, но не показывала этого и даже улыбалась как-то по особенному: словно бы в ее улыбке была скрыта какая-то тайна или шутка… Или она просто хотела показать Швепсу свою симпатию? Он уже начал сомневаться во всем на свете; он чувствовал себя так же глупо перед этой женщиной с лицом ангела, как богослов перед "Апокалипсисом" — только что Бог говорил с ним через него самого! Но все это было неважно сейчас для них обоих!.. Фрайдис поняла, что путь к истине может быть долгим и извилистым, но она была готова идти этим путем вместе со своим пациентом.

***
В воздухе пахло весной, и это было приятно. Но в душе у Эммы Вонг была тревога — она не знала точно почему… И еще ей казалось странным то обстоятельство, что на улице так мало людей: ведь обычно вечером по городу бродили толпы народа с зажженными фонариками или даже свечами; а сейчас почти никого нет вокруг! Эмма подумала о том, как странно всё-таки устроен мир — вот уже несколько лет она живет здесь одна, среди этого огромного города, без единого человека рядом!..
После того как Эмма неожиданно потеряла сознание в нижнем зале ковена, она стала внимательнее смотреть по сторонам. Сегодня ей удалось найти то самое место в лабиринте коридоров, что было отмечено на карте красным кружком с надписью «SOS!». Но когда ведьма вошла внутрь этого места-ловушки для душ умерших людей со странным названием Стонущий колодец смерти или просто Сонный котел мрака — там уже никого из живых существ нельзя было встретить!
Только на стене, рядом с дверью в зал для гостей и слуг висел голографический портрет мужчины — его лицо показалось Эмме знакомым: она видела это изображение раньше где-то среди книг по истории магии… И тут Эмма вспомнила! Это был тот самый мужчина со снимка в ее доме; он стоял возле окна во время ее первого визита к Асмодею!.. Она не могла ошибиться — ведь тогда ей казалось совершенно очевидным сходство между ним и кем-нибудь из алконов ... Теперь же все стало ясно без слов — перед ней действительно находилось трехмерное изображение алкона!!!
Эмма была в черном платье с глубоким вырезом, и ее грудь казалась больше из-за того что она сидела на стуле. На столе перед ней стояла чаша для омовения рук — черная как ночь; рядом лежал маленький черный ящичек с двумя кнопками: «войти», и «выйти»… Рядом был большой хрустальный шар цвета индиго — он отражал слабый свет лампы, и по краям его подставки были видны темные пятна от пролитого кофе…. В комнате было темно — но это не мешало ей видеть всё вокруг четко до мельчайших подробностей!
Вонг чувствовала нарастающее беспокойство, сердце билось всё быстрее, а руки судорожно сжимали маленький черный ящик. Она старалась сосредоточиться, но её глаза то и дело невольно возвращались к портрету в темном углу комнаты-колодца. Казалось, что тени здесь живут своей собственной жизнью, шевелясь и извиваясь, словно готовые схватить её в любой момент.
Она неспешно поглядела по сторонам, надеясь убедиться, что её страхи — всего лишь плод воображения. Но в этот момент она встретилась взглядом с красными точками света, которые горели в углу. Эти глаза принадлежали существу, которое явно не собиралось ограничиваться простым наблюдением. Ведьма поняла, что необходимо действовать быстро. Ей захотелось броситься бежать, не разбирая дороги, стараясь как можно скорее покинуть это мрачное место.
И действительно, тени в комнате скрывали фигуру, неподвижную и зловещую. Это был вампир, выжидающий подходящий момент для нападения. Его глаза горели красным огнем, а клыки блестели в полумраке. Он следил за женщиной, медленно приближаясь, пока она не замечала его присутствия и теперь уже готовился к прыжку.
В это время некто в длинном плаще, кожаных перчатках и широкополой шляпе, надвинутой на глаза, стоял на портрете в тяжелой золоченой раме. Его глаза внимательно следили за происходящим. Он наблюдал за женщиной, которая сидела за столом, и чувствовал, как её страх возрастал с каждой секундой. И когда в её взгляде появился страх — алкон понял, что пришло действовать. В этот момент он понял всё: женщина боялась не его, а другого существа в комнате. И тут алкона словно что-то толкнуло вперед одновременно со стуком сердца женщины у стола! Это была какая-та странная сила внутри него самого. Или она пришла извне?..
Существо было из рода человекоподобных рептилий, но имело несколько иное строение тела. Оно было покрыто чешуей и напоминало взрослого мужчину, но имело две пары рук. Вампир даже вспомнил одну детскую сказку про крокодила Гену... Только вот как звали этого самого динозавра на странном портрете? Вампир не видел никакой угрозы от изображения, пусть даже голографического. Чем больше ведьма боялась, тем сильнее вампир ощущал удовольствие. Он наслаждался моментом, когда жертва находится на грани паники, но ещё не осознаёт всей опасности. Вампир чувствовал присутствие кого-то живого, но не понимал, что этот кто-то представляет большую угрозу, чем его обычная добыча, уже неспособная защищаться.
Вампир медленно приближался к ведьме, готовясь к нападению, но алкон на портрете сделал незаметный жест рукой. И в этот момент произошло нечто неожиданное. Вампир внезапно остановился, как будто столкнувшись с невидимой стеной. Алкон в длинном плаще и шляпе вышел из портрета, и его глаза вспыхнули холодной яростью. Он был намного старше и опытней нападающего охотника. Молодой вампир, осознав свою ошибку, попытался уступить жертву старшему, но было уже поздно. Алкон сделал быстрый и точный выпад, и вампир исчез в клубах дыма, словно его никогда и не существовало.
Эмма, которая успела только привстать со стула, оглянулась , но увидела только мужчину в плаще, который смотрел на неё с холодной улыбкой. Затем он растворился в тени, оставляя её в недоумении. Ведьма до конца так и не поняла, что именно произошло... Но в тот момент она была уверена, что это был знак. И он ей очень понравился — ведьмы же любят знаки и символы... Она села на место с улыбкой до ушей: "Вот так-то!" Потом Эмма подумала о том странном чувстве облегчения от этого факта… Нет! Не радости или счастья — а именно ощущения чего–то нового для себя самой; как если бы кто-нибудь снял невидимую тяжесть с её души!..
Город продолжал жить своей обычной жизнью, не подозревая о том, что в его подземельях скрывались существа, о которых большинство людей даже не догадывалось. Они не были людьми, как можно было бы предположить по их внешнему виду и поведению. Это была иная форма разумной жизни — в некотором смысле даже более древняя… Но они жили под землей: когда-то это был подземный город с подземными улицами-тоннелями — точно никто сказать этого уже не мог. Никогда больше нельзя будет это узнать точно из-за того, что все эти туннели давно засыпаны песком времени вместе со всеми его обитателями…

***
Фрайдис знала, что магия требует не только силы, но и мужества. Но она не могла себе позволить, чтобы ее испугал какой-то звонок. Она должна была победить саму себя — и только так! И всё равно ей было страшно... А вдруг с ней самой что-нибудь?.. Вдруг это будет именно тот самый «темный сон», которого она ищет?.. Нет уж!.. Лучше пусть все думают о чем угодно другом — лишь бы ничего ужасного с ней самой в этот момент ни случилось... Так ведь можно сойти сума от стресса перед неизвестностью или даже умереть со страху; а если ты умрешь во время сеанса психоанализа без всяких видимых причин — кто тогда сможет сказать наверняка: умер ли человек вообще?!
Звонили из полиции... Его тело было найдено в лесу, на его груди был нарисован кельтский крест. В качестве причины смерти указывалось отравление неизвестным веществом — но это была не совсем правда: Швепс умер от сердечного приступа… Но об этом никто никогда ничего толком не узнает. И еще одна деталь из полицейского протокола: "…На следующий день, после того как Олаф Швепс пропал при невыясненных обстоятельствах, его отец написал письмо в газету о том, что у него есть подозрения насчет личного психолога сына". Ведь Олаф оставил всё немалое состояние Зинаиде Фрайдис...
Швепс был одет так же, как и раньше — только вместо рубашки на нем была черная майка с надписью «Nike» над правым карманом: это было единственное отличие от его прежнего обличия; все остальное осталось прежним… Только теперь он выглядел старше своих лет — ему можно было дать около сорока пяти лет по человеческим меркам! А может быть, даже  больше сорока шести-сорока семи!.. В общем не важно сколько именно... Главное то, что у него были седые волосы до плеч, — а ведь они всегда считались признаком зрелости человека!..
Мужчина, который нашел труп, был, оказывается, очень богатым человеком. Он был не просто богатым, а очень-очень. У него были огромные деньги и еще больше власти — он мог делать всё что угодно с любым человеком на планете Земля… "Но это было давно: в те времена люди не жили по законам; теперь же они стали совсем другими…" Она вспомнила слова из книги "Тайная власть" о том, как человек может стать богачом за несколько минут или часов без всяких усилий со своей стороны, — но подумала об этом только сейчас! А ведь теперь ей казалось совершенно естественным то положение вещей, при котором некто становится богачом именно таким образом!..
 Она вспомнила, что в книге есть еще рассказ о богаче — и он был похож на то, что случилось с ней. Но там никто не становился богатым за несколько минут или часов; это было нечто другое… И Фрайдис поняла: то же самое происходит с ней сейчас! Бог наделяет богатством без всяких усилий с ее стороны — но только потому, что некоторые живут по другим законам. Но теперь ей стало ясно: дело было в том, чтобы жить с ними рядом и быть таким же богатым! А когда ты богач — то тебе кажется естественным делать деньги из воздуха!.. Вот откуда у них эти огромные состояния!!! Так вот где собака зарыта! Это была очень странная мысль; но она показалась такой обыденной — словно ее высказал кто-то другой... "Но ведь тогда получается… — подумала вдруг она. — Получается, что я тоже могу делать деньги из воздуха?!"
Она не могла поверить в это. Но тут же вспомнила о том, как было хорошо, когда ее окружали совсем другие люди и подумала: а ведь они были такими всегда! И все эти годы, когда она старательно училась и работала… А теперь их нет рядом с ней; но зато есть те, кто окружает сейчас!.. Это был тот самый момент истины, который так долго ускользал от ее внимания, — потому-то он казался таким обыденным... Теперь у нее была обеспеченная жизнь, которая казалась такой естественной для всех остальных богачей на Земле! Вот почему они живут по другим законам!
Но вместе с этим пришло понимание: богатство — это не только материальные блага, но и умение видеть мир иначе, находить возможности там, где другие видят лишь препятствия. И еще одно важное качество богатого человека заключается в том… Что он никогда никому ничего просто так про себя рассказывать бы точно ни за что на свете не стал!


Рецензии
Перед нами фрагмент текста, который балансирует на грани психологического триллера, мистического детектива и эзотерической прозы. Автор создает плотную, насыщенную атмосферу, где реальность переплетается с подсознательными страхами, мистическими откровениями и тревожными предчувствиями.

ЗА. Атмосфера и детализация.
Описание кабинета Зинаиды Фрайдис — одно из самых ярких мест в тексте. Антиквариат, книги по психоанализу, эротические картины, кушетка с безымянным томом и манекеном в нижнем белье — все это создает образ пространства, где граница между рациональным и иррациональным размыта. Читатель сразу погружается в мир, где психология соседствует с оккультизмом, а научный подход — с мистическими озарениями.
ПРОТИВ. Перенасыщенность деталями и отсутствие фокуса
Описания в тексте настолько перегружены ненужными деталями, что теряется сам смысл повествования. Кабинет Зинаиды Фрайдис описан с дотошностью аукционного каталога: книги, картины, кушетка, манекен, кресло-качалка… Но зачем? Эти детали не работают на атмосферу, не раскрывают персонажа глубже, а лишь создают ощущение нагромождения. Читатель устаёт продираться через этот «антикварный магазин» вместо того, чтобы погрузиться в историю.

ЗА. Персонажи.
Зинаида Фрайдис — сложный, противоречивый персонаж. С одной стороны, она психолог, пытающийся разобраться в человеческой психике, с другой — человек, который сам балансирует на грани рационального и мистического. Ее размышления о смерти, страхе и подсознании придают глубину образу.
Олаф Швепс — загадочный пациент, чьи сны и видения выходят за рамки обычного психоза. Его трансформация (или попытка трансформации) в Эмму Вонг добавляет сюжету элемент мистического триллера.
Эмма Вонг — ведьма, живущая в мире, где магия и реальность переплетены. Ее сцена в ковене и последующее столкновение с вампиром и алконом напоминают кадры из сюрреалистичного хоррора.
ПРОТИВ. Персонажи как картонные манекены
Зинаида Фрайдис — типичный штамп «загадочной психологини»: кабинет в духе Фрейда, любовь к эротике, мрачные тайны. Но её внутренний мир раскрыт поверхностно. Вместо глубины — набор банальностей: «страх смерти», «одиночество», «подавленные желания». То же с Олафом Швепсом: его «загадочные сны» и внезапное желание «стать Эммой Вонг» выглядят не мистически, а нелепо. Диалоги неестественны, монологи напоминают конспект по популярной психологии.

ЗА. Темы.
Страх и подсознание. Текст исследует, как подавленные желания и страхи материализуются в снах, видениях и даже реальных событиях.
Двойственность реальности. Грань между сном и явью, наукой и мистикой, жизнью и смертью постоянно размывается.
Магия и психология. Фрайдис пытается объяснить происходящее с рациональной точки зрения, но сама оказывается втянутой в игру потусторонних сил.
ПРОТИВ. Псевдомистика и дешёвые клише
Вампиры, алконы, ковены, голографические портреты — всё это подаётся с претензией на глубину, но на деле выглядит как сборная солянка из фэнтези-тропов. Сцена с вампиром и алконом напоминает плохой фанфик по «Интервью с вампиром», но без стиля и логики. Зачем алкону спасать Эмму? Почему вампир вообще напал? Ответа нет — просто «атмосферно».

ЗА. Стиль.
Проза местами напоминает смесь Борхеса и Лавкрафта с элементами психологического детектива. В тексте много философских размышлений, но они не кажутся навязчивыми — скорее, органично вплетены в повествование.
ПРОТИВ. Хаотичный стиль и отсутствие логики повествования
Текст напоминает поток сознания, но без художественной ценности. Мысли героев скачут от воспоминаний о муже-философе к вампирам, спиритизму, внезапным смертям родственников и психоделическим трипам — и всё это без внятной связи. Например, Зинаида размышляет о смерти, потом о страхе, потом о деньгах, потом вдруг вспоминает про вампира… Это не глубина персонажа, а каша из клише и псевдоинтеллектуальных рассуждений.

ЗА? Фрагментарность.
Отрывок кажется частью большего произведения, и без контекста некоторые сцены (особенно связанные с Эммой Вонг) воспринимаются как отдельные зарисовки, а не единое целое.
ПРОТИВ. Псевдомистика и дешёвые клише
Вампиры, алконы, ковены, голографические портреты — всё это подаётся с претензией на глубину, но на деле выглядит как сборная солянка из фэнтези-тропов. Сцена с вампиром и алконом напоминает плохой фанфик по «Интервью с вампиром», но без стиля и логики. Зачем алкону спасать Эмму? Почему вампир вообще напал? Ответа нет — просто «атмосферно».

ЗА? Перегруженность символами.
Иногда кажется, что автор пытается вложить слишком много смысловых слоев (психология, мистика, вампиры, алконы, ковены), из-за чего некоторые моменты теряют четкость.
ПРОТИВ. Абсурдные сюжетные повороты
— Швепс хочет «стать Эммой Вонг» через ритуал с беременной женщиной (зачем?).
— Эмма то ли ведьма, то ли жертва, то ли «богиня-мать Вселенной» — её мотивы непонятны.
— Смерть Швепса «с кельтским крестом на груди» подаётся как глубокая загадка, но развязка (отравление? сердечный приступ?) просто сбивает с толку.

ЗА? Диалоги.
Некоторые реплики (особенно в сцене с Швепсом) звучат немного неестественно, как будто персонажи говорят не столько друг с другом, сколько декларируют идеи автора.
ПРОТИВ. Бессмысленные философствования
Персонажи постоянно рассуждают о «тайнах подсознания», «смысле жизни», «богатстве души», но их речи пусты и напоминают цитаты из плохих мотивационных книг. Например:
«Бог наделяет богатством без всяких усилий с их стороны»
«Богатство — это умение видеть мир иначе»*
Это не мудрость, а набор слов.

ЗА! атмосферно и оригинально
Этот текст — мрачный, гипнотический эксперимент на стыке психологического триллера и мистики. Он оставляет ощущение тревожной загадки, словно за каждым поворотом сюжета скрывается новая тайна. Если это начало романа, то он обещает быть глубоким, многослойным и, возможно, даже пугающим исследованием человеческой психики и потусторонних сил.
ПРОТИВ. претенциозно и бессвязно
Текст пытается казаться умным и мистическим, но на деле — это мешанина из штампов, невнятных образов и псевдофилософских монологов. Нет глубины персонажей, нет логики в сюжете, нет стиля в подаче. Если это пародия на готические романы — то неплохо. Если это серьёзное произведение — то печально.

В ЦЕЛОМ — интригующе и со вкусом. Хочется узнать, что будет дальше!

Елена Троянская Третья   16.04.2025 22:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.