Студенты о другой литературе В. Розанова

      Студенты о «другой литературе» В. Розанова

               
                Елена Ш.

…Я уже не думала, что смогу найти писателя, мироощущение которого настолько было бы близко с моим… Я говорю о В. Розанове… как о своем современнике, собеседнике, взрослом друге, а это, наверное, зависит от того художественного образа «я», который он создал. Не внушительный портрет мэтра в рамке, а обычный семейный человек, со своими слабостями и сомнениями; но в своих сомнениях иногда подходящий ближе к истине, чем другой ученый муж.

                Аделя А.

Для меня он открыл маленькое окошко к себе. За 5 лет обучения мне казалось, я потеряла способность подходить творчески к тому или иному произведению. А «Уединенное»… есть возможность самостоятельного поиска.

                Ганжа

Нравится, потому что легко, быстро читать. Много красных строк, мыслей, выделенных курсивом и подписями.
Не нравится, потому что трудно читать – долго. Над каждой новой мыслью задумываешься, соглашаться или нет. Не нравится нарочитая грубость и ложь.

                Галина Ч.

В Розанове для меня есть нечто неизъяснимо-притягательное. Какое-то внутреннее движение души тянет меня к «Уединенному», «Опавшим листьям»…

С Розановым нравится спорить. Иногда так и хочется сказать: «Ничего подобного!», а иногда – полностью согласна.

Любой «опавший лист» может стать поводом к написанию стихотворения, рассказа, романа.

«Уединенное» и «Опавшие листья» – узкая щелочка в духовном мире Розанова. Он открывает лишь то, что хочет открыть, и его «интимность» не есть та откровенность, которая бывает наедине с близким человеком. У литературной исповедальности границы искренности всегда четко очерчены в сознании автора.
Полная откровенность – только с Богом.

«Опавшие листья» для меня – упавшие мгновенья, которые никогда не могут повториться.
Падает с дерева лист – проходит мгновенье, частичка жизни.
После смерти мы сами становимся «опавшими листьями».
Японцы всегда умели ценить малое, мимолетное и видеть в нем вечность. Поэтому хайку Басе, Бусона, Иссы и др. очень напоминают «Опавшие листья».

                Юлия Н.

Мне понравилась простота розановского текста, его откровенность, кажущееся безразличие к себе и к окружающим. Очень понравилось то, что, читая «Уединенное» и «Опавшие листья», я нередко встречала мои собственные мысли… Другой человек, другой эпохи, с другими жизненными ценностями думал почти век назад о том же и так же, как я сейчас.


                Татьяна К.

Читая Розанова, трудно понять порой, что он хочет сказать. Его мысли аллегоричны, скрыты. Зачем он это делает? Чтобы его поняли лишь избранные? Или намеренно, чтобы читатель имел несколько мыслей? Непонятно, зачем он задает вопросы, на которые нельзя найти ответ?

                Елена М.

«Опавшие листья» Розанова отличается от того, что я читала раньше. Именно это и понравилось – необычность, отступление от нормы. С другой стороны, сложно читать, т. к. на каждую мысль уходит много времени, каждая фраза заставляет задуматься, именно заставляет. Эта книга для «определенного» настроения, в ней можно найти ответы на многие интересующие меня вопросы… Важно, что можно находить и прочитывать отдельные места, например, о «друге», и это все будет понятно вне остального текста. А не прочитав «Анну Каренину» Толстого, мы не поймем, почему героиня решила покончить жизнь самоубийством.

                Елена К.

Когда я читаю Розанова, то просто удивляюсь: некоторые его высказывания с невероятной точностью похожи на мои мысли. Создается такое впечатление, что он списал их с моего сердца. Удивительно, но откровенное, личное и, казалось бы, присущее только мне, становится как бы общим миропониманием, миросозерцанием. Может быть, и правда: истина – она одна?! Смешно, я открываю что-то новое для себя, а это, оказывается, уже открыто кем-то. Я чувствую себя такой маленькой.
                (ночью, в постели)

Каждая новая мысль Розанова – это новый сюжет. Вместе эти мысли составляют главный сюжет. Им является собственно жизнь. Форму сюжета Розанова можно сравнить с мозаикой. Когда она не собрана, отдельные части являются лишь разноцветными картинками. А если ее собрать, вдруг каждая картинка наполняется нужным, незаменимым смыслом. Смысл, конечно, всегда присутствует в каждой картинке, но людям обязательно нужно собрать мозаику до конца, чтобы увидеть (понять) его.
                (после прочтения «Уединенного» Р.)

Уловить шепот своей души дано не каждому. Розанов не только уловил его, но и смог остаться на земле. Душа – это что-то вечное, она находится над социальными, политическими событиями – над земным. Розанов описывает в своих «листьях» не только жизнь души, но и жизнь разума. В этом и есть особенность его жанра. Он соединяет вечное с сиюминутным, небесное с земным. Таким образом, он показывает жизнь нормального человека, которому не нужно уходить со сцены, чтоб заглянуть за...
                (после прочтения «Уединенного» Р.)

                Наталья К.

Считается, что все в этом произведении – и форма, и содержание, да и само название – свидетельствует о том, что автор писал «для себя». Я не согласна с этим. Если бы это было так, мне пришлось бы признаться, что я самым бессовестным образом подслушиваю чужие мысли. Нет, у меня было чувство, что со мной общается близкий мне человек, мудрый и желающий мне добра. А еще он рассчитывал на соучастие, на доверие. И совсем не кичился своей мудростью.

                Зоя Б.

Мне было интересно читать. Некоторые мысли я даже выписала и, не сказать, чтобы взяла их себе за жизненные принципы, но кое-какой урок извлекла. Например: «Кто не любит человека в радости его – не любит и ни в чем». Или: «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня». Еще мне понравилось в произведениях Розанова то, что, читая их, начинаешь задумываться о смысле жизни, о вечных вопросах любви и смерти, добра и зла. Хочется что-нибудь написать, раскрыть свою душу.

                Елена Н.

До любой хорошей книги нужно дорасти. Вот и у В.В. Розанова понимаешь сердцем только те места, которые тебе близки и знакомы (умом-то доходишь почти до всего). Думаю, что В.В. Розанова нужно перечитывать каждый год, сравнивая свой жизненный опыт с коробом, наполненным «опавшими листьями».

                Ольга Б.

Я не могу ответить на вопрос, зачем Розанову потребовалось создавать такой непривлекательный, отталкивающий образ, потому что я его вовсе так не воспринимаю. Очень даже привлекательный образ... Видишь ищущего, мыслящего, чувствующего и рефлектирующего человека. Он интересен, и это притягивает.

Главное в «Уединенном» – это тон... Не могу согласиться, что только «тон» составляет ценность «Уединенного». На мой взгляд, жанр этого произведения можно определить как лирико-философские миниатюры. Так вот, тон соответствует первой части термина («лирико-...»). Но не менее важна и вторая часть. В «Уединенном» рассыпано много мудрых, философских мыслей. И это тоже не менее ценно, чем тон.

В чем новизна сюжетной формы «Уединенного»? Такое ощущение, что ничего нового, все настолько близкое, понятное, даже привычное, как будто существовало всегда. А о фрагментарности, случайности записей, бессистемности и хаотичности мы уже говорили... Мне трудно судить об особенностях сюжета в «Уединенном», потому что я читала это произведение не последовательно, от начала к концу, а «вперед – назад», «наугад». Наверное, сюжет «Уединенного» – это движение мысли с самыми непредсказуемыми и бессистемными поворотами.

                Мария Г.

Создается впечатление, что Розанов любуется каждой выписанной фразой, ему нравится написанное. Фразы легкие, изящные… Что касается беспринципности вообще, то она присуща оформлению (бессюжетность, бессистемность в оформл.), но никак не взглядам автора. Напротив, он весьма принципиален, а в некоторых вопросах даже пристрастен… Мне понравилась фраза: «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только «сделать из себя писателя». Но он не писатель…»

                Марина Б.

Конечно, В.В. Розанов – это новая форма, новое слово в русской литературе. Но мне больше нравится читать произведения с развернутым сюжетом, с определенной темой…

                Наталья К.

Для меня «Опавшие листья» – энциклопедия, вернее, почти энциклопедия. Только в энциклопедии существует определенная система (в расположении слов, понятий, выражений), а «Опавшие листья» – бессистемны. Можно открыть на любой странице, обнаружить совершенно новую мысль и просто подумать, порассуждать над ней. Можно, как в энциклопедии, поискать, например, «о пустоте жизни», прочитать, что по этому поводу думает В.В. Розанов и согласиться с ним или нет.

                Елена П.

Очень интересна сама манера повествования. Некий хаос в изложении мыслей. Постоянные переходы с бытовых зарисовок на вечные ценности…

                Анна Б.

Автор всегда прав. Когда автор не прав, см. правило I. Если Розанов считал, что создал новый жанр, жанр «опавших листьев», то почему бы и литературоведам не признать этот жанр.
                (на спецкурсе)

Психологи рекомендуют людям ежедневно записывать на бумаге мысли, которые их тревожат. Так можно избавиться от навязчивых идей. Возможно, природа «Уединенного» близка данному психологическому методу.
                (на психологии журналистики)

Достоевский всегда отпугивал меня мрачной атмосферой своих текстов. А Розанов увидел в Достоевском интимность. Для меня Достоевский и интимность – абсолютно противоположные понятия. Интимны Чехов, Бунин, Довлатов. Может быть, так и должно быть: у каждого – своя интимность!?
                (в родном доме)

Некоторые «полумысли» Розанова шокируют своей дерзостью: «никому, кроме самих русских, неинтересна» (о русской литературе); «в существо актера, писателя, адвоката... входит психология проститутки». Неужели это действительно так?
                (в читальном зале)

Самооценка лирического героя Розанова противоречива: «дурной человек» – «хороший человек», «удивительный человек» – «самый нереализующийся человек». Интересно было бы завести дневник, в котором заносились бы мои самооценки за каждый день. Представляю, какая бы «разношерстная» и «разномастная» картина получилась бы!
                (после очередного «среза»)

«Нам плакать о себе... Совсем другая тема, другое направление, другая литература», – пишет Розанов в начале XX века. В конце XX века литературоведы заговорили о «другой литературе», изображающей другого героя – бича, пьяницу, проститутку. Казалось бы, «Уединенное» Розанова и «Время ночь» Петрушевской не сопоставимы. Но и тот и другая плачут о себе, поднимают «кухонные темы», не стесняются интимных подробностей. Соцреализм не дал развиться «другой литературе» Розанова. Она затаилась и выплеснулась на читателя в 80-90-е годы «искореженная», трансформировавшаяся, приобретшая черты «чернухи» и мифологизма.
                (читая Петрушевскую)

Главный недостаток интимной прозы Розанова в том, что он знал: «листья» напечатают, хотя и писал «без читателя». Когда я писала свое «Полусонное», я знала, что его прочитает хотя бы один человек – преподаватель. И следовательно, отбирала те мысли, которые можно писать и читать. Как там у Остера: «Если захотите выкинуть что-то из головы, оглянитесь – нет ли рядом маленьких детей». Дело, конечно, не в маленьких детях, а в «оглядке».
                (ночью)

В целом, попытка написать фрагментарную прозу помогла мне упорядочить вселенную мою (ведь каждый человек – микрокосм, вселенная).
Всегда знала и понимала значимость в моем внутреннем мире категорий любви, огня, воды, полета. Неожиданно для себя обнаружила еще одну категорию – СОН (спасибо «Полусонному» и «Уединенному, хотя они не сопоставимы). Кажется, в «Полусонном» отсутствует столь характерный для меня образ бездны. И хорошо. Значит, «теперь во мне спокойствие и счастье». Сказывается возвращение любимого и приближение Нового Года.
                (следующей ночью)

                Людмила Т.

«Уединенное» В.В. Розанова понравилось, потому что я сама фиксирую свои мысли на бумаге. Наверное, интересно было бы их опубликовать. Читая это произведение, я в чем-то соглашалась с автором. Оказывается, человек, живший в начале ХХ века, смотрит на «Историю одного города» так же, как и я.

                Татьяна Т.
Ощущение того, что попал в картинную галерею. Среди всего хаоса вдруг натыкаешься на нужную тебе картину и долго вглядываешься (вчитываешься).

                Александра К.

«Уединенное» В.В. Розанова мне не понравилось. Чтение удалось с трудом, не вызвало никакого интереса. Писатель излагает мысли непоследовательно, отсутствует определенная оформленность мыслей. Начинает предложение на русском, а заканчивает на иностранном. Много сокращений, пишет абзацами, меняет шрифт, что только затрудняет чтение. Создается впечатление, что Розанову нужно было сделать наброски, случайные записи…

                Ангелина С.

Мы привыкли слушать авторитетного литературного героя. Видеть мир его глазами и глазами автора, и подчас это утомительно, тяжело и неприятно.
Читая Розанова, я не просто слушаю, внимаю, а еще и говорю, спорю, беседую, стою с ним на короткой ноге. И мне это нравится.
                (вечером, за письменным столом)

Образ автора обычно статичен, эстетичен и вечен. Он сидит в художественном произведении, как муха в янтаре, и гордо так смотрит на нас грешных.
У Розанова Он динамичен, изменчив, а подчас даже противоречив. Он похож на прекрасное насекомое в своем развитии: сначала кокон – закрытый сборник – интерес, любопытство, удивление; потом в нем шевелится куколка – предисловие – вопросы и снова удивление; далее – гадкая гусеница – резкие слова, узкий намеренный субъективизм, возмущение, споры, отрицание; наконец, чудная, невиданная и неведомая бабочка – искренние, непосредственные мысли-чувства – восхищение, изумление и опять же удивление. «Ах!», «Ох!», «Во дает!». Был и улетел...
(размышления об образе автора в «Опавших листьях» В. Розанов)

                Наталия Ш

Нравится ли мне Розанов, его «Уединенное» и «Опавшие листья»? Сложно ответить. Знаю одно: это не та литературная форма, к которой я привыкла.
Новое то, что книга будто бы без замысла, без цели, без сюжета… Розанов – мастер парадоксов. Он весь соткан из противоречий. Например, доказывает, что книга написана «для себя», читатель посылается «к черту». Затем выходит, что книга необходима людям. Он то хвалит себя, то поносит. И такая противоположность взглядов свойственна всем затрагиваемым им темам…

                Ирина Г.

Розанов пытается «остановить мгновение», схватить, увековечить миг творческого бытия. При этом он обнажает себя до предела. И в этом необычность произведения.
А не понравилось его противоречивость в отношении религии. В Бога он верит, а вот к Христу его нужно «привести».


                Наталья К.

Не могу сказать, что «Опавшие листья» мне очень понравились, но читать почему-то было интересно. Насторожило то, что автору не всегда можно верить, верить в написанное. Вообще-то, я люблю читать дневниковые записи, может быть, поэтому меня заинтересовали «Опавшие листья», напоминают чем-то «поток сознания».

                Анастасия  С.

Удивительны мысли Розанова: «Она никогда не поспорила, “кому сойти с тротуара”, кому стать “на коврик”, – и всегда и первая уступая каждому, до зова, до спора».
Идея божественного заложена в этих словах. Спорить, конфликтовать проще, чем понять, уступить. Эгоизм человеческий до того разросся, что люди разучились понимать друг друга. Отсюда то, бесконечное одиночество.

«Почему я издал «Уединенное»? – спрашивает Розанов. – Нужно. Главная цель – соединение с другом». Поиск любви и гармонии. Друга и родственные души ищет Розанов в мироздании. Ему не важно, кем и как будет трактоваться его творчество. Он зачарован и несет бережно свою зачарованность людям.

                Юлия К.

В чем новизна? Собраны все известные жанры: мемуары, записки, дневниковые записи и т.п. Розанов ввел в литературу новый тип писателя: «облизывающийся и с выпученными глазами – вот я». Никто до него не изображал себя в процессе работы.
               
                Ольга К.

Вызывает отвращение и жалость одновременно. Вообще, читая «Уединенное», переживаешь множество эмоций: от возмущения и негодования до истерического смеха и абсолютного безразличия. С одной стороны, ощущаешь себя психически нездоровой личностью, а с другой, понимаешь, что это все как-то неправильно. Появляется желание побыстрее избавиться от этого произведения, закрыть книгу. Дочитывая, исчерпываешь всю себя до конца.

                Елена Б.

Розанов предельно обнажает душу, а это всегда привлекает, поэтому хочется прочесть до конца.
Мне кажется, Розанов был глубоко несчастным, ранимым человеком.
В его мыслях много мрачного, унылого, но вместе с тем чувствуется желание жить, изменить жизнь.

                Наталия С.

Детский взгляд на мир. Такой взгляд не несет определенного штампа и позволяет воспринимать каждое мгновение жизни как нечто новое и неповторимое.

                Елена Б.

Понравилось не потому, что…, а то, что, читая «Уединенное», я обнаружила в нем какое-то «созвучие» со своими внутренними переживаниями и непонятный восторг от того, что эти переживания, оказывается, могут выражаться в словах, а не просто «болеть» в душе.

                Алевтина Р.

Разве возможна литература без читателя? Это самое странное в Розанове: до читателя ему нет никакого дела. Может быть, это и игра, но печатная строка все еще внушает уважение – читатель, с которым «не церемонятся», вряд ли будет церемониться с писателем (с автором).

                Аделя Ш.

В «Уединенном» Розанова мне понравилась фрагментарность изложения. Это напоминает мимолетные наброски художников, в которых схвачены самые яркие моменты: кисть руки, поворот головы – всего несколько штрихов, но уловлена самая суть движения. Так же и проза Розанова – несколько слов, но они так свежи, так непосредственны, что невольно интригуют.
А не понравились его постоянные жалобы на свою внешнюю некрасивость, на свою странную фамилию. Мне эти жалобы не показались искренними. Проглядывает сквозь них какое-то самолюбование.

                Татьяна Б.

Розанов слишком большого мнения о себе. Критикует великих писателей, а его произведения можно только «сдавать в букинист».
Все «плачет», что у него плохая фамилия, что не сможет понравиться женщинам, наверное, требует к себе жалости. И вообще, мне не понравились его произведения. После них... По мнению Розанова, мы живем только для того, чтобы думать о смерти...

                Полина О.

Многие мысли автора, его воззрения на какие-то проблемы (в частности, отношение к Богу, к «другу», рассуждения о смерти, о святом и неприличном) нашли отклик в моей душе. Наконец, у меня сформировалось точное определение тех понятий, которые блуждали где-то в сознании бесформенные и не поддавались логическому построению.
Но в то же время меня не покидало чувство, что я прокралась в чье-то сокровенное, но чужое, причем прокралась тайно. Это все равно, что читать чей-то дневник, который не предназначен для всеобщего обозрения.

                Татьяна С.

Все оно («Уед.») написано с позиции иронического отношения автора к действительности. Порой невозможно понять, всерьез или в шутку высказывает он свои «приговоры» литературе, русским, таким знаменитостям, как Салтыков-Щедрин, Некрасов, Успенский.

                Сергей В.

До прочтения статьи Шкловского образ Розанова (не внешний облик, его я представлял схожим с Чеховым) был мне не симпатичен. Сказалось официально признанная литературная подготовка. Это все еще со школьной скамьи. Сейчас я думаю уже по-другому.
                (после чтения статьи)

Прочтение Розанова в шумной библиотеке и дома, в спокойной обстановке, вещи совершенно различные.
                (подготовка к зачету)

Теперь «листья» Розанова для меня не абракадабра, как было при первом чтении. Сколько он тем раскрыл и поднял!
                (приступая к повторному чтению)

                Екатерина Т.

Да, действительно, «Опавшие листья» – это не дневник. Это личное, но не по личным вопросам. Может, я и ошибаюсь? Не знаю... Я бы назвала такие записи «мыслями, пойманными за хвост». Сам Розанов писал о том, что сама мысль и ее аналог на бумаге – две разные вещи. Поэтому это мысли, пойманные за хвост. В руках (т.е. на бумаге) остается лишь горсточка перьев, которые сами по себе красочны и неповторимы, но это еще не вся птица-мысль. Как же много остается «за кадром»! Какие шедевры! Сколько раз, я мечтала о том, чтобы изобрели устройство (типа диктофона), которое бы записывало поток сознания, все-все мысли. Жаль...
                (сидя на кровати; 20.04.03)

«Уединенное»: «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня». Присоединяюсь. Только вот не всегда это получается. Слишком много цепей. Слишком мало душевной свободы».
                (за письменным столом; 21.04.03)

Сниженный образ поэта? Да, мы привыкли, что художник, поэт – это великий человек, пророк, в котором искра божья и проч., проч., проч. Лавровый венок на голову и лепестки роз под ноги! А что если это болезнь, проклятие, сумасшествие? Поиграем в плохих парней? Прикинемся дурачками, юродивыми! Что толку от величия? Это всего лишь игра. Как играл Гамлет. Людей всегда притягивает отрицательное: в нем больше романтики, загадки, больше места для творчества. Относится ли все это к Розанову? Нет, это не приговор. Всего лишь версия.
                (за письменным столом; 21.04.03)

                Елена Б.

Все время пропускаю мысли о Боге, о политике, о литературе (честно!). Наверное, я до этого еще не доросла... Хочется чего-нибудь легкого, необременяющего. Как молодость, как весна...

                Ирина Г.

Читая О.Л., невольно ловишь себя на мысли о том, что могла бы и я написать, что нет в этих О.Л. ничего сложного, Но попробуй-ка, напиши!
                (в чит. зале, читая О.Л.)

Самое ценное в О.Л. Розанова (и в «Уединенном»), что они заставляют тебя задуматься. Неважно – соглашаться с ним или нет. Главное, ты начинаешь думать. А если ты думаешь, то живешь.
                (в чит. зале)

Спасибо, что познакомили с творчеством Розанова. Теперь я знаю, как фиксировать свои мысли в записной книжке, куда я записываю все ценное для меня.
(на лекции)

                Лейла А.

Чтение Розанова приводит меня в недоумение. Какие-то обрывки мыслей, эмоций, слов...

Странное чувство: то ли Розанов расписал всю свою душу на бумаге, тo ли, наоборот, бесстыдно обманул всех читателей.
                (дома)

Читаю «Опавшие листья» Розанова и понимаю – ужасно хочу домой.
                (в библиотеке)

У «Опавших листьев» есть такая особенность: читая их, постепенно отключаешься от внешнего мира, забываешь, где находишься, как бы растворяясь в тексте.

Все-таки есть в розановском повествовании элемент неожиданности: читаешь и не знаешь, что ждет тебя на следующем «листочке» – смех, слезы, философия, быт.

                Алена П.

Читаю Розанова. Нравится. Может быть, потому, что необычно, нестандартно. Искренне и скрытно. И вообще – странно. Но почти от каждого «листка» веет какой-то мучительной и неизбывной тоской.
«Мысли стареющего человека». А может, это вообще некая общечеловеческая тоска, рожденная сознанием собственной смертности, тоска по жизни. И грызет она каждого изнутри. И ее – ту, что почти уткнулась в книжку, и его – скучающего, и ее – подкрашивающую губы, и меня – легкомысленную.
                (в библиотеке)


Рецензии