Пути познания
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый лёгкий и
путь опыта – это путь самый горький»
Конфуций
Мне хотелось бы, в этой работе, изобразить эти пути как можно проще и доступнее для понимания, но без того, чтобы не упомянуть две особенности, служащие отправной точкой начала рассуждения, на которых зиждется любое понимание окружающего мира и самого себя – это сделать невозможно. Вот эти две особенности:
************
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.
Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то, имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».
**************
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный) – в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.
Как правило, эти учения являются идеалистическими и признают основой мироздания или одну из абсолютизированных способностей человеческой психики («воля» Шопенгауэра), или Бога, стоящего превыше всех способностей разума и постижимого лишь в процессе мистического единения (М.Экхардт); или нечто Непознаваемое (Кант, Спенсер, С.Франк), которое принципиально недоступно человеческому разуму, хотя и лежит в его основе и может проявлять себя тем или иным образом.
************************
Сразу же следует отметить, что эти два пути наиболее посещаемы и достаточно проторены и идти по ним вынуждены, так или иначе все. Чтобы понять характер продвижения каждого индивидуума к познанию, следует поговорить об ИНСТРУМЕНТАХ, которые могут служить: рычагами, обстоятельствами, причинами и возможностями, помогающими и обуславливающими выбор того или иного способа познания – вот эти инструменты (их неполный список):
- работа – её характер и особенности, требования и статус….
- воля, характер, традиции и задатки
- деньги, престиж, традиции и пр.
- власть – она может, как обуславливать, так и вести
- слава, мода, имя, ресурс и значимость
- и пр. пр. пр.
Однако, всё это будет действовать именно в русле чистого познания, до той поры, пока человек желает познавать разумно и полезно, не только для себя, но и для общества, в целом.
Но, эти инструменты бывают опасны и остры тем, что могут легко, в одночасье, неожиданно для всех и даже для себя, превратиться уже в форму:
- возвышения;
- самоутверждения;
- самолюбования;
- и прочие излишества, причем в непомерных размерах.
Смешно говорить, но, все же следует сказать, что таковыми «инструментами» могут оказаться и такие, с позволения сказать «инструменты», как:
- крутые авто;
- толстый кошелек и связи;
- излишние изыски моды, дорогие часы и пр.;
- накачанность и непомерное тату;
- раскрепощенное и вызывающее поведение;
- черные очки и затемненные стекла авто, скрывающие презрительный взгляд на мир;
- неприятие всего и вся;
- список можно продолжать бесконечно, тем более, что он только полнится.
Разумеется, что ни о каком познавательном процессе, в смысле чистого познания здесь речи быть не может – речь будет лишь об опосредованном познании, которое будет служить только продолжению и усилению приведенных отрицательных признаков человека и примеров его отрицательного поведения.
Спусковым крючком, в этом случае может быть: зависть, обида, окружение, характер, геном, законы, даже любовь, которая поглощает рассудок, семейные обстоятельства и прочие вызовы жизни и социума.
В этом случае, человек волей-неволей, попадает в кабалу чужому человеку, изменившимся обстоятельствам или пересмотру личных планов и воззрений. Оттого, следует, уже заранее и предусмотрительно не попадать под власть плохого или властного человека, чужого примера, неправильного взгляда на мир, который может стать тоже вашим.
Ещё хуже, потерять себя, уже по собственной, внутренней причине, которая может возникнуть при неправильной оценке своего положения и своих личных успехов или неудач – это будет походить на надевание того или иного рода очков или шор, дающих искаженный взгляд на мир, что обязательно проявится в:
- близорукости;
- недальновидности;
- презрении других или себя;
- опустошенности;
- скептицизма;
- формализма;
- отрицания всего и вся;
- и что хуже всего – цинизма.
В таком случае ни о каком познании, в чистом виде, речи уже идти не может. Скорее надо будет уже заказывать бронзу для мемориальной доски, бюста или памятника, хотя бы на могиле.
Таким образом, познавая, мы неминуемо должны будем идти лишь двумя путями:
либо РАЦИОНАЛЬНО, либо ИРРАЦИОНАЛЬНО.
И эти пути могут быть:
- неведомыми;
- проторенными;
- заросшими;
- опасными и даже запретными.
Причем:
- пути эти могут причудливо пересекаться в пространстве и времени, такой перекресток их неминуемо будет совпадать для вас с происшествием или необходимостью и возможностью использовать второй путь. В качестве примера можно использовать историю создания, Менделеевым, его Периодической системы, носящей его имя. Долгий путь «рационального» пути, содержавший множество опытов и сопоставлений, неожиданно привел его на путь «иррационализма», состоявший из интуиции и озарения. В качестве обратного перехода, с одного пути на другой, можно привести пример «яблока Ньютона» - где упавшее яблоко, послужившее озарением, заставило Ньютона перейти к строгой теории законов тяготения, что характерно для «рационализма».
- Не будет лишним рассмотреть и тривиальный (упрощенный) путь познания- он зиждется на ОПЫТЕ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ. Суть его в том, что в любом деле, которому так или иначе отдает свои силы и своё время, к человеку, рано или поздно приходит опыт, основанный на наблюдении или догадке. Досужие умы называют это:
КРАСНАЯ КНОПКА
Т.е. в любом деле может существовать некий усвоенный человеком, ход или подход, который быстро приводит к положительному результату. Причем, это всегда возможно и выгодно в любом жизненном деле или рабочем процессе – от простого до сложного, например:
- как быстро заснуть;
- как быстро отдохнуть;
- как и когда лучше усвоить, решить, изучить и заучить
- и т. д.
Итожа всё это, мне остается только пожелать успехов тем читателям, для которых познание мира – не пустой звук!!!
Свидетельство о публикации №225021301218