***

Полдень. За окнами хмурый ноябрьский день. В кабинет входят первый секретарь райкома партии Кузьма Алексеевич и уборщица баба Сива.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (с досадой). Что ж такое творится? Двадцать третье ноября! Грязь по колено! Никуда не проехать! «Уазик» тракторами чуть не порвали, пока до города добрался! (Раздевается. Снимает шляпу, пальто, стаскивает с ног резиновые сапоги).


    Б а б а С и в а. Ой, беда, беда! И за что нас Господь карает! (Берет сапоги). Сейчас я их помою, а туфли - в шкафу. Я их почистила, посушила.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Спасибо! (Одевает туфли. Идет к столу. По ходу спрашивает). Кто в райкоме живой есть?


    Б а б а Си в а . Этот... наш... новенький... Казанов!


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (Сердито поправляет). Казабаранов! Что никак не запомнишь!


    Б а б а С и в а. Да, да! Казабаранин! И еще Федорыч и Анатолий.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Чем они занимаются? Поди баланду травят?


    Б а б а С и в а. Нет! Над докладом корпят, а новенький перед вашим приездом все из угла в угол ходит.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. За район что ли переживает?


    Б а б а С и в а. Кеннеди ему жалко!


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (С сарказмом). Дался им этот Кеннеди! Быстро всех ко мне! ( Садится за стол).


    Баба Сива, взяв сапоги, уходит. В кабинет входит Казабаранов в пиджаке, при галстуке, в брюках, заправленных в резиновые сапоги.


    К а з а б а р а н о в. Можно, Кузьма Алексеевич?


    К у з ь м а  А л е к с е е в и ч (раздраженно). Ты куда прешься в грязных сапогах? Перепутал кабинет первого секретаря с коровником?


    К а з а б а р а н о в (нагибается, испуганно осматривает сапоги.Оправдывается). Они ж чистые! Баба Сива их мыла!


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (стучит костяшками пальцев по столу). Сколько раз вам можно повторять? Пока такая погода на дворе — вход ко мне только в сменной обуви! Понятно? Или еще по мордовски повторить? 


    К а з а б а р а н о в. Виноват! (Пятится назад, закрывает за собой дверь).


В кабинет с постными лицами входят Кендин и Анатолий. Усаживаются на стулья у самой двери. Кендин привычно устраивает оба костыля рядом с собой. Следом, словно бы украдкой, осторожно ступая, в кабинет возвращается Казабаранов. Уже без сапог. Брюки у него заправлены в носки. На ногах маленькие, не по размеру тапочки. Они то и дело слетают с ног. Сев на стул, несколько поотдаль от Кендина и Анатолия, стесняясь, прячет ноги под стул.


    К у з ь м а Ал е к с е е в и ч (критически оглядывает вошедших). Так!
(Насмеиииво). Ударники коммунистического труда! Много наработали?


    К е н д и н. (спокойно.) Ваши поручения выполнили.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Ну и... ?


    К е н д и н. Только не отпечатали. У Лиды сегодня отгул.


    А н а т о л и й. (Поясняет). У нее девочка затемпературила...


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (пренебрежительно). Проблема! Затемпературила! Можно подумать, у других не температурят! (Нажимает на кнопку. Раздается резкий звонок).


                Входит баба Сива.


    Б а б а С и в а. Слушаю, Кузьма Алексеевич.



    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Найди моего водителя. Пусть срочно едет за Лидой.


    Б а б а С и в а. Так, она в самом низу живет. Туда сейчас не проедешь!


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Не проедет, пусть идет пешком или ползет по пластунски. Но чтобы Лида через час была здесь! И чтобы все материалы к приезду уполномоченного были отпечатаны! Ясно?


    Б а б а С и в а. Как не ясно. Ясно! Сейчас пойду, скажу ему.(Уходит).


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. (Некоторое время молчит, облокотившись на спинку стула и обхватив затылок двумя сцепленными ладонями, произносит, словно бы рассуждая с самим собой). Еще неделя такой погоды - и нам всем кранты!


    А н а т о л и й. Она может и дольше простоять! Такое в наших краях было. (Декламирует). «В тот год ненастная погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе!»


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Смотри! Накаркаешь мне! (Передразнивает). Снег выпал только в январе! (Кривится). Сам что ли сочинил, кубинский балабол?


    А н а т о л и й. Кишка тонка, Кузьма Алексеевич! Это Пушкин! Он эти стихи в Болдино написал. А Болдино-то, вон, совсем рядом! От Большого Игнатова — километров двадцать. Не больше.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Ну, артист! Ну, балабол! Врет как сивый мерин и глазом не моргнет. (Поворачивается к Кендину). Скажи, Дмитрий Федорович, врет ведь?


    К е н д и н (примирительно). Про погоду — это действительно Пушкин ...в «Евгении Онегине». А что касается Болдина - это неправда. Пушкин там «Онегина» не писал.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (обращается к Анатолию). А я тебе что говорил? Слышал звон, а не знаешь, где он! Научился у Фиделя Кастро по шесть часов кряду балабонить, американцев своими ракетами перепугал до смерти и думаешь теперь тебе все дозволено? Дудки! (Ненадолго замолкает). Ну, ладно, теперь к делу. Как с докладом? (Обращается к Кендину). Самокритику лишнюю убрал?


    К е н д и н. К сожалению, ничего не получается.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Умный ты, вроде, человек, а самых простых вещей не понимаешь! Впереди отчетно - выборная партийная конференция! Штаны с нас обкомовское начальство в любом случае снимет и наподдает так, что мало не покажется. Даже если доклад будет на все двести процентов из самокритики. А надо сделать так, как делают дипломаты. Вроде бы все сказал умно и красиво, а на самом деле ничего не сказал!


    К е н д и н. Подумаем. Время еще есть.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Хорошо, договорились. Кто нибудь звонил?


    А н а т о л и й. Мне нет!


    К е н д и н. Мне звонили соседи. Из Ульяновской области. Просили лекцию прочитать.


     К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Раскатали губы! Подавай им мордовского лектора международника! Какие лекции! На носу отчетно-выборная конференция! А потом, куда ты в такую грязищу на своих костылях? Перебьются! (Вопрошающе смотрит на присутствующих). Всё?


    К а з а б а р а н о в (робко). Мне тоже звонили.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Тебе? И кто ж?


    К а з а б а р а н о в. Уполномоченный. Храмов.


    К у з ь м а А л е к с ее в и ч (с поддельным изумлением). Вон как! И о чем же вы с ним говорили?


    К а з а б а р а н о в. Он спросил, где вы находитесь.


    К у з ь  м а А л е к с е е в и ч. А ты?


    К а з а б а р а н о в. Я сказал, что вы в пять утра поехали по хозяйствам.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Правильно! Куда я еще могу поехать в пять утра? Не к любовнице ж!


    А н а т о л и й (шепотом Кендину). А почему бы и нет! (Трясется от смеха).


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (показывает ему кулак). Так! И что?


    К а з а б а р а н о в. Он передал для вас телефонограмму.

            
    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Можешь не читать. И так все ясно! Не допускать... мобилизовать... организовать. Так?


    К а з а б а р а н о в. Нет!


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Тогда давай твою телефонограмму сюда.


Казабаранов встает, подходит к столу, протягивает Кузьме Алексеевичу листок бумаги. Тот пытается ее прочесть.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. Наварныхал! В твоих каракулях черт ногу сломает. На! Читай вслух!


     К а з а б а а р а н о в (берет у него бумагу, стоя у стола, читает). В соответствии с решением Президиума ЦК КПСС и Совета Министров СССР бюро обкома КПСС постановляет: рекомендовать в состав официальной делегации Союза ССР на похороны президента США делегацию Ардатовского района в составе трех человек. Представителя районного комитета партии и двух передовиков животноводства следующих профессий: свинарки и пастуха.Включение в состав делегации первого секретаря районного комитета партии не представляется возможным из-за критического положения с зимовкой скота и предстоящей отчетно-выборной районной партийной конференцией. Вылет делегатов из Саранска в Москву предположительно утром 25 ноября текущего года. О подборе кандидатур в состав делегации, их экипировке в семнадцать ноль ноль доложите третьему секретарю обкома КПСС тов. Калинкиной.Первый секретарь обкома КПСС Осипов. Точка. PS. Сегодня выезжаю электричкой до станции Ардатов. До обеда буду в плодосовхозе, оттуда к пяти вечера буду у вас. Уполномоченный Храмов.


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч (долго и заразительно смеется. Остановившись и посерьезнев , рассуждает вслух). Они что? Там — наверху! Того? Без нас, мордвы, американцы своего президента похоронить не могут? (Трясется от смеха).


    А н а т о л и й (вскакивает. Кричит возбужденно). Кузьма Алексеевич! Это ж чушь собачья. Он, (показывает на Казабаранова) похоже, угорел, раз несет такую ахинею!


    К е н д и н (нервничая, ерзает на стуле, переставляет с места на место костыли. Охрипшим голосом обращается к первому секретарю). Кузьма Алексеевич, не может такого !


    К у з ь м а А л е к с е е в и ч. А вы, академики, чего всполошились? (С иронией). Быть такого не может! А вот и может! Пока я в Жабино по грязи лазил, вы тут без меня, поди, анекдоты травили, а то и похмелялись! Вот и проворонили нужный звонок. А вот он - нет! И все, как положено, записал! (Обращается к Казабаранову). Давай сюда твою каракулеграмму!


Рецензии