Интеллектософия ментальности
В соответствии с чем априорно задаётся тезис: разумность есть фактор человеческой сущности, сущность человека имеет рациональную природу.
А разумное ли на самом деле существо человек?
А если всё же по каким-то критериям можно признавать то, что человек разумен, то в чём именно эта разумность проявляется и каковы механизмы формирования разумности?
Рациональная природа человека есть отличительная сторона его множества и других не менее важных характеристик.
В итоге возникает несколько парадоксальная формулировка вопроса: «разумен ли человек разумный?». По-видимому, в такой формулировке проявляется попытка осмысления законов разумной организации человека и общества.
И, наверное, лишь отчасти понятно то, что разумность, если это всё-таки разумность, породила в процессе человеческой истории огромное количество неразумных явлений. Закономерно задать вопрос: а что разумного привнёс человек в пространство того мира, в котором он существует?
Пока итогом этой разумности является то, что человек, к сожалению, весьма успешно, уничтожает биосферу планеты, которая ему дала жизнь.
Может быть, человек разумен лишь в пространстве своего социального мира. Но тогда насколько целесообразно в ожесточённой конкуренции создавать всё более мощные виды уничтожения себе подобных?
Итак, исходный вопрос очень простой: является ли Homo sapiens разумным?
Или он является «человеком агрессивным»?
Человек разумен в силу того, что сама природа обладает законами рациональной организации. Биоценоз – разумен, Вселенная – разумна.
Но разумен ли человек так же, как разумна Вселенная?
Или человек разумен иным способом?
Рациональное понимание природы как исключительно разумной не даёт полного и, соответственно, правильного понимания сущности человека.
Человек не является ноосферно креативным существом, В.И. Вернадский и Тейяр де Шарден были не правы, принимая желаемое за действительное.
Возможно, что и само понимание природы разумности также необходимо подвергнуть критическому рассмотрению. Разумность всегда была критерием уровня развития общества.
Фактор разумности, естественно, играет немаловажную роль в жизнедеятельности человека и общества, и нет необходимости подвергать кардинальному сомнению наличие рациональности в природе человека.
Проблема состоит несколько в ином, в неком другом аспекте. А именно, в том, каким образом возникает, функционирует и, может быть, даже развивается рациональность как важнейшая составляющая характеристика?
Важно понять, как рациональность проявляется в качестве фактора реальной человеческой истории?
Можно утверждать, что существует некий фактор, «Sapiens factor» социо-интеллектуальной системы.
Такое проявление интеллектуальности есть характеристика разума как реальной системы, способной производить интеллектуальные операции, влияющие на реальные процессы. Рациональность в этом смысле всё же близка к тому, что может быть рассмотрена как интеллектуальность.
Это явления близкие, но всё же различные, они характеризуют разные уровни того, что делает человека разумным и способным совершать достаточно сложные операции, позволяющие ему выживать и развиваться в процессе его деятельности.
Человек развивается как интеллектуальная система, приобретающая расширенные способности решать более сложные проблемы, совершая соответствующие операции.
При этом важно заметить, что пространство, в котором человек совершает свои интеллекто-содержательные действия определённым образом должно соответствовать схемам организации его интеллекта.
Интеллект – относительно устойчивая схема проявления разума, но в то же время непостоянная, способная изменяться.
В целом, эти схемы могут сменять друг друга и формировать новые типы деятельности, что по сути дела означает формирование новой социальной реальности.
То есть, социальная реальность есть результат способности формирования и удержания, а также сохранения интеллектуальной схемы организации бытия.
Такая интеллектуальная схема действительно присутствует, и её реальность очевидна.
Интеллект способен развиваться схемо-структурно, в этом своём развитии он образует соответствующие точки интеллектуального движения.
Движение по восходящей линии образует интеллекто-генезис.
Интеллекто-генезис проявляется как процесс исторического существования и чередования существ, обладающих нейрофизиологическим устройством, способным производить определенные по степени сложности логические операции.
Онтология интеллекта содержательно заключается в проявлении реальных свойств развития интеллектуальных систем.
Эти системы способны к высокой степени модификации, они многообразны, часто не похожи друг на друга по своим различным ярким проявлениям, сохраняя внутреннее сходство на более глубоких уровнях.
То есть, можно признать, что действительно существует реальный сапиенс-фактор истории и бытия человека.
Есть некая сфера интеллектуальности, в которой человек и общество определяются своими интеллектуальными способностями, которые они проявляют в процессе своей практической деятельности.
СНОСКА
Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол.монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. Вып. 2. – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.
Свидетельство о публикации №225021301553