Интеллектуальная харизма
С этим феноменом связана деятельность тех культур, которые способны к созданию системной организации своего интеллектуального уровня бытия.
Вместе с тем, харизма дана далеко не каждому мыслящему человеку, а многим она совсем не дана.
Харизматическое системообразование истинно, когда оно способно оказывать высокое интеллектуальное облагораживание, воздействие на окружающих.
Одна интеллектуальная система может производить сильное воздействие на другую систему.
Важно понять, каким образом происходит это воздействие.
Понимание такой технологии ментальности позволяет, соответственно, её использовать более эффективным способом.
Поэтому принципиально важным является накопление социо-интеллектуального опыта.
Различные ракурсы социального интеллекта отражают различные аспекты интеллектуальной сущности человека, тем самым проявляется разнообразно и в разных аспектах новая структурная форма социального интеллекта.
Так, например, В.С. Соловьёв отметил проблему рациональной, софийной особенности человека, что можно фактически понимать как проявление некого высшего орга-низационного уровня социального уровня ментальности.
Сегодня ментальная проблематика более всего привлекает внимание специалистов по связям с общественностью, так называемых «пиарщиков».
С позиций PR очень важно точно учесть ментальные особенности той социальной группы, на которую направлено информационное воздействие, это обстоятельство определяет успешность проведения пиар-акции.
Но конкретизация ментальной специфики объекта воздействия осуществляется почти полуинтуитивно, нет системной методологии анализа ментальных характеристик конкретных социальных групп и ментальной корреляции в ментальном пространстве более широкого уровня.
В этом отношении можно отметить, что ментальность есть культуро-когнитивность.
Ментальность есть культуро-когнитивная характеристика, проявляющая операционно-функциональную способность общества создавать и далее накапливать опыт мыслительных технологий.
Следовательно, определенным образом передавать интеллектуальный опыт своей логической организацией. Потеря этого опыта способна отбрасывать общество на более примитивные уровни интеллектуального развития.
И наоборот, получение, приобретение данного опыта как инновационно-интеллектуального позволяет обществу изменить координаты своей когнитивной континуальности, переходя на более высокий уровень операционных возможностей.
В этом смысле все социальные системы соревнуются в стремлении получить более мощный и эффективный интеллектуальный опыт.
Всегда существует персонификация интеллектуального опыта, носителем которого является индивидуальная личность.
Интеллектуальный опыт – это, в первую очередь, опыт реального практического построения действующей ментальной организации всех социальных процессов и феноменов, которые в силу практической необходимости становятся предметом деятельности.
Этот интеллектуально-организационный опыт может и не закрепляться в структуре социально-групповой интеллектуальной дислокации менталитета.
Но более позитивным является та ситуация, когда возникает социальный класс, способный в структуре своей деятельности закреплять определенным образом социо-интеллектуальный опыт системы в целом.
Т.е., некий общий, почти абстрактный опыт может и должен быть выражен через практическую дееспособность конкретной, действующей социальной группы и личностей, ее образующих.
Интеллектуальный феномен философии может быть рассмотрен как критерий ментальности социальной системы.
Реально признанные идеалы ума, интеллекта, умности являются некой структурообразующей матрицей.
Они возникают различным конкретным образом в каждой конкретной социокультурной обстановке.
И можно заметить, что в данном отношении уникальным шедевром является древнегреческий феномен философии как феномен интеллектуальной харизмы данной культуры, общества, этноса.
Очевидно, что феномен философии мог возникнуть только в определенной, достаточно развитой интеллектуальной системе.
Можно сказать, что эта культура «не побоялась» сформировать, установить, закрепить идеал «умности», с одной стороны, соответствующий, а с другой, – превышающий возможность отдельного человека.
В данном случае это оказался интеллектуальный идеал Божественной мудрости, особой умности, логико-интеллектуально превышающей возможности обычного человека.
Каждая социальная система в зависимости от уровня освоенного интеллектуального опыта открывает для себя соответствующие правила интеллектуального поведения в реальном мире посредством своей практической деятельности.
Поэтому действительно важна роль реального логического анализатора в системе сложных социальных процессов, хотя такая социальная роль может быть весьма неоднозначна по своим конкретным социально-специфическим функциям.
СНОСКА
Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол.монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. Вып. 2. – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.
Свидетельство о публикации №225021301576