Импортозамещение

 Случилось мне непродолжительное время работать на одном заводе в тогда ещё Свердловске. Завод был оборонный, но со вспомогательным цехом. В котором я и работала. Там мы делали абажуры для торшеров. Примерно такие, как на снимке. Их называли почему-то "ретро". Сначала делали выкройки деталей, затем их склеивали специальным резиновым клеем. Затем клеем ПВА к деталям приклеивали бахрому. И всё - ретро готово. На момент начала истории план на смену составлял 8 ретро. Это было начало 1988 года. Цех работал бесперебойно. Наш завод снабжал такими торшерами всю страну. Ну или почти всю.
 Проблемы у нашего цеха начались, когда случился конфликт в Карабахе. Вы спросите - какая связь? Где Урал и где Карабах? При чём этот конфликт и торшеры? А связь была. Дело в том, что резиновый клей, которым склеивались детали, производили на заводе, который находился в Армении. Других заводов, производящих именно такой клей, во всём СССР не было. И однажды, в самом начале месяца, нам сообщили, что резиновый клей закончился, а новую партию Армения не прислала. Обиделись они на Россию за Карабах. И отказались от поставок своей продукции, в том числе и клея. В то время слово "санкции" не было распространено. Говорили прямо - не будем вам ничего присылать и всё тут. Слово "импортозамещение" тоже не использовали.

 И вот. Клеить ретро нечем, а план есть. Нам велели просто делать выкройки. А тем временем в лаборатории завода "изобретали" подходящий для наших изделий клей. И за две недели справились. Не только "изобрели", но и произвели достаточное количество, чтобы мы начали клеить. Вот так я впервые столкнулась с импортозамещением.
 К концу месяца, мы все "ретро" склеили. А план не только выполнили, но и хорошо так перевыполнили. И знаете как нас отблагодарили за перевыполнение плана? Догадались да? Правильно! Увеличили план с 8 до 12 "ретро" в смену. За ту же, естественно, зарплату.


Рецензии