Концепция информационных и ментальных технологий

Теория информационных технологий, может быть рассмотрена применительно к анализу ментальности, как своеобразная информационная артефактология.

И наиболее важным при этом является то направление исследования, цель которого – всестороннее рассмотрение закономерностей информационного порядка, влияющих на становление и проявление сущности ментальности конкретного типа.

Информационная артефактология в таком подходе может пониматься как теория создания информационных продуктов, необходимых для соответствующего уровня развития цивилизации.

Соответственно, рассматривая информационное единство материальной и духовной культуры, можно отметить, что нет никакого непроходимого и неразрешимого противоречия между материальной и духовно-ментальной культурой, внутренне существует их информационное единство.

Материальная культура является выражением информационной структуры, созданной человеком и сообществом в процессе их жизнедеятельности.

Информационные технологии в культуре, таким образом, во многом концентрируют ментальность социума, ментальность всегда есть способ использования информационной технологии в определённых конкретных целях.


При этом исходный центральный вопрос заключается в следующем: как изменение информационной технологии влияет на изменение культуры, ментальной организации общества в целом.

Под информационной технологией в широком смысле можно понимать всё то, что используется в качестве информационных средств и конструкций функционирования культуры, все то, что необходимо для достижений ее цели.

Хотя, естественно, и сама культура в целом является информационной технологией выражения интеллектуальных способностей конкретного уровня развития.

Естественно, эти аспекты необходимо различать, придавая им точное категориально-содержательное значение.
Организационный подход к определенным предметам социальной логики базируется на принципе, который можно сформулировать так: ментальный фактор есть показатель уровня организациогенеза системы, показатель того, как организационный и логический пласты культуры взаимосвязаны между собой.

Исходя из этого, понятно, что ментальная своеобразность организационных процессов проявляет конкретное своеобразие логики организации, в соответствии с чем существует и действует реальная логика организационной формы культуры.

Предметом исследования с позиций такой логики является исследование логической организации человеческого мышления.

Каждой логической культуре присущ свой способ организации человеческого мышления, что выражается в специфическом конкретном виде, в наборе правил и установок, определяющих приемлемость нормы построения доказательного информационного сообщения.

В зависимости от способа логической организации человеческого мышления возникают практические, материально выраженные результаты, становящиеся существенными особенностями деятельности человека и предопределяющие его социо-культурное существование.

Важным фактором является модельная логика организации существования культуры во времени.

Культура проявляется в различных модальностях логики ее существования.

В этом же подходе могут пониматься и те информационные продукты, которые возникают на соответствующем уровне развития социального интеллекта и конкретной ментальной формации.

Общая закономерность будет заключаться в том, что информационные продукты, их характеристика соответствуют типу ментальности информационных технологий.

Тот или иной необходимый информационный продукт может быть получен только при помощи реализованной ментальности интеллекта создателей информационных технологий.

Эта ментальность имеет свои практические свойства, возможность создания информационных артефактов подобного класса.

Такие информационные артефакты могут создаваться при помощи необходимого информационно-технологического инструментария, поэтому изменение такого интструментария может приводить к появлению новой возможности создания новых ментальных характеристик тех информационных продуктов, которые таким образом создаются.

Это особенно очевидно сегодня при развитии современных технологий ньюсмэйкинга, теории и технологии создания целенаправленного новостного воздействия на аудиторию.

Ментально-структурная формация социума текстуальна, информационно структурна, то есть она обладает, применяя термин А.А. Богданова, тектологической структурностью.

Культуры, таким образом, могут пониматься как структурные семантические формации, структуры информационного текста пространства.

Структурная связь информационно-семантических признаков создаёт ментально-информационный континуум социума.

Необходимо определить структурные взаимосвязи смысловых единиц, образующих текст как целостную форму.

Структурной единицей такой континуальности является смысл. Смысл в его атомарном виде устанавливается набором признаков, заложенных в структуре понятия.

При соотнесении этих форм образуется структура взаимосвязанных определенным образом наборов признаков, преобразующихся из суммы в синтез.

Если рядоположение смысловых единиц изменяется и если происходит формирование новых элементов, то постепенно конструкция приобретает более существенные новые характеристики.

Расположение рядом нескольких смысло-содержащих положений изменяет смысл каждого отдельного аспекта.

Происходит связывание, состыковка смысловых доминант.

Смысл каждого отдельного положения, конечно, изменяет и общую структуру, но возникающая доминанта системы в целом более жестко влияет на каждое отдельное составное смысла информационного образования.

Можно действительно признать, что целостно смысловой параметр является особо важной формой существования смысла текста.

Множественные стереотипы ментальности частично заменяются, образуя, в конечном счете, как это ни парадоксально, некое целостное образование. Тут стыкуются абстрактно-философские образы и знаки с простыми содержательными формами.

Но важно всё же то, каким образом философский смысл может быть вложен в конкретные образы и знаки, от этого зависит высокая целостная ментальная определенность социума.


Поэтому ментальная модель, ментальная характеристика общества необходимы для понимания реальных процессов, в нём происходящих.

И в целом ясно, что в широком смысле ментальность является важным социальным механизмом, от деятельности которого зависит эффективная дееспособность общества в целом.

Механизм ментальности возникает и действует в любой социальной системе, но проблема заключается, конечно, не в том, есть ментальность или нет?

Проблема заключается, во-первых, в том, какова специфика этой ментальности, и, во-вторых, каков действительно механизм проявления каждого типа ментальности.

Итак, ясна общая закономерность: тип культуры взаимосвязан с типом ментальности, всегда существует взаимосвязь типа культуры и типа мышления, логической культуры и логических технологий.

Логическая культура зависит от совокупности конкретных факторов, влияющих на формирование, взаимодействие проявленных сторон. Эти отдельные составляющие могут быть определены при конкретном анализе, но в целом их механизм ясен.

Наиболее важным фактором является логика как особое знание, имеющее определенное ценностное значение в общей структуре знания.

И особо важно то, какие логические технологии применяются в данном социуме.

Ментальные технологии проявляются через различные виды ментальных технологий, при помощи которых формируется механизм решения фундаментально значимых социальных проблем.

Ментальные технологии могут быть разведены в двух основных плоскостях. Во-первых, они проявляются в том, что могут быть ориентированы на сверх-прагматические ценности.

Во вторую категорию попадают типы ментальности различного религиозного или идеологического толка, а также любая деятельность, не способная иметь своим результатам положительный практический результат.

СНОСКА
Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол.монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. Вып. 2. – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.


Рецензии